03-1

Валентин Катасонов. Л.А. Тихомиров: взгляд на смысл мировой истории

К 100-летию со дня смерти.

Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) – известный русский общественный деятель и политический теоретик. В этом году исполняется сто лет со дня его смерти. Есть смысл вспомнить биографию этого выдающегося человека, оказывавшего влияние на умы современников первых двух десятилетий ХХ века. Некоторые его идеи в наше непростое время звучат очень актуально, есть смысл вспомнить некоторые предложения Льва Александровича по укреплению российской государственности.

В молодости Тихомиров — народоволец. Участвовал в подготовке покушения на императора Александра II. Для того, чтобы избежать ареста, в 1882 году эмигрировал из России сначала в Швейцарию, затем во Франции. Находясь в эмиграции, издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник „Народной воли“».

В 1888 году неожиданно отрёкся от революционных убеждений. Искреннее раскаяние было изложено в виде брошюры (изданной по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2-е изд., M., 1896). После этого был помилован Александром III, в 1889 году вернулся в Россию и стал убежденным монархистом. На родине занялся журналистикой и публицистической деятельностью.  Стал активным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров переиздавал в виде брошюр и книжных сборников. В 1907 году он на время прервал свою журналистскую и писательскую деятельность в связи с тем, что был приглашён из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование премьер-министра по вопросам, связанным с рабочим движением и разрабатываемым трудовым законодательством.

В 1909 году Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 года. За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде. В 1917 году отошёл от политической деятельности. Скончался 16 октября 1923 года, похоронен на Никольском кладбище в Сергиевом Посаде, в советское время могила была утеряна.

А вот большинство работ Тихомирова, к счастью для нас, сохранилось. Наиболее значимыми, фундаментальными трудами Льва Александровича считаются следующие: «Монархическая государственность» (книга была впервые издана в Москве в 1905 году); «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» (Сергиев Посад, 1907); «В подполье: Очерки из жизни русских  революционеров 70—80 гг.» (СПб., 1907); «Рабочие и государство» (СПб., 1908); «Руководящие идеи русской жизни» (Москва, 1912). Живя в Сергиевом Посаде Лев Александрович в течение нескольких лет (1914-1918 гг.) писал свой самый фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за царство Божие»). При жизни Тихомирова он не увидел света. Впервые книга была издана уже в наше время (М.: издательство «Москва», 1997). Также незадолго до смерти Львом Александровичем была написана книга «В последние дни» – эсхатологическая фантазия, в которой в художественной форме он излагает события, описанные в «Откровении Иоанна Богослова». Книга увидела свет также в наше время.

У Тихомирова имеется большое количество дневников. Кстати, часть их издавалась даже в советское время (до Великой отечественной войны). В полном объеме они были опубликованы в издательстве «Российская политическая энциклопедия» в трех книгах. К дневникам примыкают воспоминания Льва Александровича, которые он начал писать в 1918 году под общим названием «Тени прошлого». Они впервые были изданы уже в наше время (М.: «Москва», 2000).

Биографы и исследователи творчества Л. Тихомирова обычно представляют его как специалиста по государственному управлению, истории государства и права, рабочему вопросу, церковной истории и смежным вопросам. Также как знатока последней книги Священного Писания – «Апокалипсиса» и ее толкований. Но, как мне представляется, недооценивается его вклад в такую отрасль человеческого знания, как философия истории. Упомянутое мною выше исследование Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» представляется весомее его «Монархической государственности», которую обычно ставят на первое место. Тихомиров как философ истории явно недооценен.  В галерее таких философов мы можем увидеть Блаженного Августина («О Граде Божьем»),  И. Гердера («Идеи к философии истории человечества»), И. Канта («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»), Г. Гегеля («Философия истории»), К. Маркса и Ф. Энгельса (основоположники исторического материализма); О. Конта («Основные законы социальной динамики, или Общая теория естественного прогресса человечества»). О. Шпенглера («Закат Европы»), К. Ясперса («Смысл и назначение истории»), А. Тойнби («Христианское понимание истории») и др.

В этом списке фигурируют даже такие неоднозначные деятели, как Ф. Ницше («О пользе и вреде истории для жизни»), Ф. Фукуяма («Конец истории»), О. Тоффлер («Эра смещения власти») и др.

А вот даже в российских учебниках далеко не всегда их авторы вспоминают Льва Александровича Тихомирова. А также его русских предшественников. Почву для фундаментального труда Л. Тихомирова «взрыхлили» многие славянофилы –   А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), И.С. Аксаков (1823-1886) и многие другие.  Славянофилы при всей пестроте их частных мнений сходились в выводах о мессианской будущности России, ее особом культурно-историческом предназначении, несхожести (а иногда и противоположности) России и Запада.

Кроме того, нельзя не вспомнить   великого русского мыслителя Н.Я. Данилевского (1822-1885), автора знаменитой работы «Россия и Европа». В ней он заложил основы учения о цивилизации (культурно-исторических типах).  Без преувеличения можно сказать, что без введенного Данилевским понятия «цивилизация» трудно себе представить разработку каких-либо проблем исторической метафизики. Цивилизация – самая крупная социальная общность людей. «Ядром» цивилизации является религия (а также культура как «производная» от религии). Цивилизации дискретны, т.е. не смешиваются, гибридных форм быть не может (или же они не устойчивы и распадаются). Учение Данилевского о цивилизации было вызовом тогдашней науке и философии, которые мыслили категорией «человечество». Идея человечества получила свое оформление во Франции, где философы Просвещения создавали утопию «общечеловеческого прогресса». «Образованная» Европа, да и Россия находились под гипнозом французского Просвещения.  Цивилизационный подход к описанию и изучению истории ведущие философы, социологи и историки Запада (такие, как М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие) взяли на вооружение лишь через несколько десятилетий после Данилевского.

Наконец, свой вклад в разработку исторической метафизики внес гениальный К.Н. Леонтьев (1831-1891). Он был не только исследователем, но также обладал пророческим даром, предвосхитил многие события ХХ века.    Константин Николаевич был лично знаком с Тихомировым и, наверняка, передал много своих идей Льву Александровичу, который создавал «Религиозно-философские основы истории» уже через многие годы после смерти своего старшего товарища.

Концепция истории Л.А. Тихомирова является последовательно христианской, православной (при этом по ряду вопросов у Льва Александровича имеются свои, частные мнения, не противоречащие ключевым догматам православия).   Работа основывается на твердом фундаменте православного богословия, святых отцов, лучших (имевшихся на тот момент) работ отечественной и зарубежной философии. Сегодня мир входит в фазу сильной «турбулентности», и нам становится трудно понять вектор дальнейшего развития человечества. Более того, перед лицом этого хаоса многие христиане оказываются в растерянности (если не сказать отчаянии). В этих условиях работа Л.А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории» становится как никогда востребованной. Она укрепляет не только наш ум, но также веру. Необходимо всячески пропагандировать (а отчасти и популяризировать) работу, чтобы с нею могли познакомиться наши сограждане (все, но в первую очередь, христиане).   К сожалению, на сегодняшний день даже не все профессиональные историки (в частности, те, которые преподают историю в высшей школе) читали указанную работу Л.А. Тихомирова. Зато они готовы блеснуть своей эрудицией и рассказать о многотомной работе известного английского историка А. Тойнби «Постижение истории». А наиболее «продвинутые» вспомнят даже про «Философию истории» Гегеля. Иные доценты и профессора даже толком не могут сказать, когда жил Л.А. Тихомиров и что он написал.  Про наших бедных студентов я вообще молчу. В общем как всегда: «Нет пророка в своем отечестве». В данной статье я не будут подробно раскрывать содержание взглядов Тихомирова на историю, об этом я уже достаточно подробно писал в книге «История как Промысл Божий» (М.: Институт русской цивилизации, 2014).

Пожалуй, обращу внимание лишь на один важный тезис Льва Александровича: основным предметом исторического исследования следует рассматривать религиозные воззрения и философские учения разных времен и эпох.    Историю крайне сложно изучать как совокупность бесконечного количества различных событий. Особенно если учесть, что между ними могут возникать мириады прямых и обратных связей. Человеческий ум и даже мощный компьютер не в состоянии осваивать такие массивы информации. Тем более, что речь идет о событиях прошлого. Как бы исчезает объект исследования. События было и исчезло. Остались лишь отпечатки этих событий в виде каких-то документов и предметов материальной культуры. Невнятные следы могут приводить к неоднозначным толкованиям прошлых событий. Представления человечества об истории до сих пор весьма обрывочны. Одно тысячелетие идет за другим, а память человечества сохраняет очень немногое. Люди обычно в жизни руководствуются ближайшими целями, большей частью связанными с низшими материальными потребностями. Если над всеми этими сиюминутными целями носится идея об общем смысле жизни, то в большинстве случаев люди бродят около этого вопроса как в тумане. В каждом поколении появляются какие-то символы, мифологические образы, с помощью которых люди пытаются описывать высшие цели. Но со временем они забываются, становятся достоянием узкого круга специалистов. В мифах, символах, памятниках культуры находит отражение религиозная идея соответствующего народа и соответствующей эпохи. Такие религиозные памятники плюс сохранившиеся в рукописях философские теории – важнейшие объекты, которые Тихомиров и предлагает поставить в центр внимания историка. Вместо событий Л.А. Тихомиров предлагает изучать философские и религиозные взгляды, теории, системы, существовавшие в разные времена. Конечно, этих теорий и систем также было в истории очень много, одни сменяли другие. Но все-таки на основе определенных критериев можно производить отбор наиболее репрезентативных и изучать их взаимное влияние, борьбу, умирание и рождение на их месте новых. Работа Л.А. Тихомирова как раз представляет собой сгруппированную в хронологическом порядке и на основе иных принципов совокупность религиозных воззрений и философских систем. Приведу цитату из «Религиозно-философских основ истории» для подкрепления описанной методологической позиции Л. Тихомирова: «Идеи составляют отвлеченную формулировку тех сил, которые взаимодействуют между собою в жизни. Но рассматривать содержание и соотношение религиозно-философских идей легче, нежели улавливать безмерную сложность исторических событий. Ошибаются те, которым религиозно-философские познания кажутся чем-то отвлеченным, не имеющим в жизни практического значения. Наоборот, философское познание дает нам истинный ключ к познанию исторической эволюции». От себя добавлю, что правильно понятая история философии может рассматриваться как лаконичное изложение мировой истории.  Но подчеркиваю: «правильно понятая». В советское время мы изучали и сдавали в институте предмет «история философии». Но, конечно, изучая курс «истории философии», основанный на догматах исторического материализма и диалектического материализма, понять смысл исторического процесса было невозможно.

Валентин Катасонов: Л.А. Тихомиров: взгляд на смысл мировой истории

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ПавлинаГость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

На определённом этапе иерофанты, возжаждав власти не только над Египтом, но над всем человечеством, концепцию порабощения человечества от имени Бога, подали обществу в виде Библии, которая не вызвала возражений.

Павлина
Гость
Павлина

Зачем философствовать? Если есть Святые Отцы, их писания, вдохновленные не непонятной музой, а Святым Духом направленные? Есть откровение от святого Иоанна? Что еще придумывать? Человек живет во грехе, и грехом движится. В зависимости от развития технологий происходит общественное устройство, но всегда идёт во грехе. Вот и все. По мере развития технологий идет в той же мере закрепощение сильными слабых. Не развитие, а просто жизнь людей менялась внешне, а суть та же, потому что остается повреждение грехом. Зачем что то домысливать, копаться в хитросплетениях поврежденногочеловеческого ума?

Смотрите также