12-5

Валентин Катасонов. «Длинных» денег в российской экономике по-прежнему нет

Россия находится в состоянии перманентного инвестиционного кризиса. Я говорю не о финансовых инвестициях, под которыми понимаются покупки акций, паев в инвестиционных фондах, государственных и корпоративных облигаций и тому подобных «финансовых инструментов». Под инвестициями я имею в виду капитальные вложения в создание, расширение и модернизацию основных производственных фондов экономики (здания, сооружения, машины и оборудование, коммуникации и т.д.). Собственно, лишь такие вложения можно называть настоящими инвестициями, обеспечивающими развитие реальной экономики. В отличие от финансовых, которые зачастую создают лишь «пену» на фондовых рынках и нацелены на перераспределение уже имеющегося национального богатства.

О том, что настоящих инвестиций в экономику у нас хронически не хватает, свидетельствует то обстоятельство, что Россия теряет даже те основные фонды, которые она получила в наследство от Советского Союза. Так, в 1991 году в РСФСР степень износа основных фондов равнялась 35,4%. А в Российской Федерации к 2014 году она уже выросла до 49,4%. Правда, к 2018 году несколько снизилась, но была все равно очень высокой – 46,6%. В 2021 году износ основных фондов в добывающей промышленности составлял 60,9%; обрабатывающей промышленности – 52,5%; строительстве – 50,5%; обеспечении электроэнергией, газом и паром – 48,4% и т.д. При этом практически во всех секторах и отраслях экономики наибольшая деградация наблюдалась по такой составляющей основных фондов, как машины и оборудование — так называемые «активные элементы» основных фондов. Скажем, степень износа «активных элементов» основных фондов в добывающей промышленности составил в 2021 году – 65,6%, а в обрабатывающей промышленности – 60,9%.

Объемы полностью изношенных основных фондов росли стремительно. По данным Росстата, в 2004 году таковых во всех отраслях экономики было на сумму 2,7 трлн руб. В 2021 году этот показатель уже вырос в 13 раз – до 35,1 трлн руб. Можно и далее приводить цифры, которые подводят нас к заключению: необходимы решительные меры по предотвращению дальнейшей деградации основных фондов реального сектора экономики. Как минимум необходимо обеспечение простого воспроизводства основных фондов. А лучше – расширенного воспроизводства, т.е. наращивание производственных мощностей и качественное совершенствование технической базы производства.

Для этого нужны долгосрочные инвестиции (редко реализация инвестиционного проекта укладывается в один год; чаще для этого требуется несколько лет). Основная часть финансирования капиталовложений в основные фонды до сих пор обеспечивалась за счет средств самих предприятий.

Только что Росстат опубликовал данные по источникам инвестиций в основные фонды по итогам 2022 года (доля, %): собственные средства предприятий – 54,2; бюджетные средства (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты) – 20,2; кредиты – 9,7; заемные средства других организаций – 5,4; инвестиции из-за рубежа – 0,3 и др. Собственные средства предприятий крайне ограничены. Многим едва хватает или даже не хватает средств для пополнения оборотного капитала (заработная плата, закупки сырья, энергоносителей и др.). Это и считалось главным фактором, сдерживающим рост инвестиций.

И в этой связи уже давно звучат призывы чиновников правительства сделать главным источником финансирования капитальных вложений кредиты коммерческих банков.  Вот, например, в Японии за счет этого источника обеспечивается как минимум 50 процентов финансирования инвестиций в производство.  Но как видно из приведенных цифр, доля этого источника в России остается весьма скромной.  Для финансирования инвестиций кредиты банков должны быть «длинными» (т.е. долгосрочными, рассчитанными на год или даже несколько лет).  В прошлом десятилетии доля «длинных» кредитов сроком 3 года и более в общем кредитном портфеле коммерческих банков находилась в диапазоне 12–18%. В октябре прошлого года этот показатель неожиданно подскочил до 27%, но затем опять стал падать, опустившись существенно ниже отметки 20%.

Банки говорят, что они готовы предоставлять «длинные» кредиты, в том числе и в первую очередь для финансирования капиталовложений, но для этого им нужны «длинные» пассивы. Проще говоря, нужны средства физических и юридических лиц на депозитах со сроками год и более. О необходимости «длинных» активов и пассивов коммерческих банков я слышу разговоры уже многие годы. Но воз с места так и не сдвигается. И, кажется, даже стал двигаться в обратную сторону.

Для того, чтобы получить от населения длинные деньги, нужны гарантии того, что средства на банковских депозитах не пропадут. Был принят специальный закон, который предусмотрел страхование средств до определенной величины. С 2004 года система страхования депозитов действует, эта обязанность возложена на Агентство страхования вкладов (АСВ), предельная сумма покрытия – 1,4 млн рублей. Конечно, сумма очень небольшая. Скажем в США система страхования банковских депозитов покрывает суммы до 250 тыс. долларов.

В декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов озвучил подготовку денежными властями России мер по привлечению «длинных» денег населения: «Программа долгосрочных сбережений, разработанная Минфином и Банком России, направлена с одной стороны на получение гражданами дополнительного дохода в будущем, с другой стороны, на стимулирование источников внутреннего финансирования экономики».    Проект программы долгосрочных сбережений граждан, подготовленный в рамках стратегии развития финансового рынка до 2030 года, предусматривает:

— страхование внесенных средств государством на сумму 2,8 млн руб. (что вдвое превышает нынешний уровень страхования банковских вкладов);

— возможность получения гражданином налоговых льгот (при накоплении определенного минимума);

— софинансирование со стороны государства накоплений (до 36 тыс. руб. в год) и др.

Программа была подана как дополнение к системе гарантируемого государство пенсионного обеспечения граждан. Некоторые ее позиции были озвучены президентом РФ Владимиром Путиным в обращении к Федеральному Собранию 21 февраля нынешнего года: «Везде в мире важным источником инвестиционных ресурсов являются долгосрочные сбережения граждан, и у нас также нужно стимулировать их приток в сферу инвестиций. Прошу правительство ускорить внесение в Государственную Думу законопроектов для запуска соответствующей государственной программы уже с апреля текущего года. Важно создать дополнительные условия для граждан вкладывать деньги и зарабатывать дома, внутри страны. При этом необходимо гарантировать сохранность вложений граждан в добровольные пенсионные накопления. Здесь должен быть такой же механизм, как в системе страхования банковских вкладов. Напомню, такие вклады граждан в объёме до одного миллиона 400 тысяч рублей застрахованы государством и их возврат гарантирован. Для добровольных пенсионных накоплений предлагаю установить вдвое большую сумму — до двух миллионов 800 тысяч рублей. Также надо защитить вложения граждан и в другие долгосрочные инвестиционные инструменты, в том числе от возможного банкротства финансовых посредников».

16 марта 2023 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству и Центральному банку обеспечить внесение в законодательство изменений, необходимых для запуска программы долгосрочных сбережений.

Однако есть сильные сомнения, что программа действительно позволит убить двух зайцев: и людям обеспечить накопления на старость, и экономику запустить с помощью «длинных» инвестиционных кредитов. Причин для сомнений достаточно.

Одна из главных причин – государство не привыкло выполнять свои обязательства перед населением. Перед иностранными кредиторами обязательства исполняются аккуратно. Даже в условиях санкционной войны Россия за прошлый года умудрилась снизить свой внешний государственный долг на 2,3 млрд долл. (с 59,7 млрд до 57,4 млрд долл.). А вот невыполненные обязательства государства перед гражданами измеряются просто астрономическими суммами. В 1991 году в последние месяцы существования СССР так называемые «реформы» спровоцировали безудержную инфляцию, которая привела к полному обесценению многомиллиардные вложения советских граждан в сберегательных кассах. Потери в ценах начала 1991 года составили 315,3 млрд руб. Плюс к этому еще потери на сумму свыше 30 млрд руб. по государственным облигациям РСФСР и СССР и по договорам личного страхования. В 1995 году Государственной Думой РФ был принят закон о компенсации упомянутых выше потерь накоплений советских людей. После начавшихся было первых выплат компенсаций действие закона было приостановлено со ссылкой на нехватку средств в бюджете и обещанием продолжить выплаты в будущем. После этого Дума стала регулярно переносить сроки выплат со стандартной ссылкой на отсутствие средств в бюджете. В последний раз мораторий был продлен в начале прошлого года еще на три года — до 1 января 2025 года. До введения этого моратория, согласно закону 1995 года, в 2022—2024 годах правительство должно было бы выплатить гражданами более 150 трлн. рублей — в среднем более миллиона рублей на одного человека! Это почти втрое больше всех планируемых доходов бюджета за тот же срок и примерно равняется величине годового ВВП России.

Власти вообще делают все возможное для того, чтобы граждане забыли о долге государства по закону 1995 года. Я привел лишь один пример беспардонного игнорирования государством своих обязательства перед народом.  Уже давно доверие наших граждан к власти упало до плинтуса. Ни в какие программы долгосрочных сбережений они не верят.

Примерно на уровне плинтуса у граждан доверие и к банкам. Это отдельная большая тема, обозначу ее лишь двумя-тремя штрихами.  Граждане задумались: если на Западе обозначились признаки банковского кризиса (крахи трех американских банков и предбанкротное состояние Credit Suisse), почему у нас не может быть банкротств кредитных организаций?  Банк России напоминает: волноваться не надо, ведь есть система страхования вкладов, клиентов кредитных организаций в беде не бросят! Но, во-первых, для достаточно большого контингента клиентов страхуемая сумма в 1,4 млн руб. – это не о чем.   Таким состоятельным клиентам надо размещать десятки и даже сотни миллионов рублей. Им-то куда класть свои деньги? Может быть, в американские банки, где гарантийная сумма составляет 250 тыс. долларов (без малого 20 млн рублей)? Во-вторых, ведь и гарантированные суммы можно обнулить, разогнав инфляцию (как это было в СССР в 1991 году).

Самое примечательное, что граждане России в последнее время стали намного меньше интересоваться долгосрочными вкладами. Об этом свидетельствуют свежие данные Банка России. На 1 января 2023 года средства физлиц на вкладах сроком от года составили 7,92 трлн рублей, что стало минимумом за последнее десятилетие. А в начале прошлого года объем долгосрочных депозитов был равен 11,37 млрд руб. То есть за год произошло сокращение на 30,4%. При этом длинные вклады в рублях упали на 24,3% (до 6,74 млрд руб.), а в иностранной валюте – аж на 62,4% (до 1,18 млрд руб.). Если на начало 2020 года длинные депозиты составляли 40,5% всех средств «физиков» на счетах коммерческих банков, то к началу нынешнего года они упали до 21,6%.

Итак, мы слышим красивые слова о необходимости наращивания «длинных» денег как в активах, так и пассивах банковских учреждений России. Что необходимо для решения двух взаимосвязанных задач – обеспечения сбережений граждан на старость и наращивания капитальных вложений в реальную экономику. А на деле видим обратный процесс: сокращение и без того скромной доли «длинных» денег как в кредитных, так и депозитных операциях банковских организаций.

Чтобы в России было больше длинных денег, необходимы радикальные реформы как в банковской системе, так и всей экономической системе страны.  Суть этих реформ – перепрограммирование экономики и денежно-кредитной системы с такой цели как получение прибыли узкой кучкой «избранных акционеров» на цели роста благосостояния народа и укрепления экономической и военной мощи государства.

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также