скриншот-2

Валентин Катасонов. Декалог и «лжеименный разум»

Продолжим разговор о Декалоге или десяти заповедях, которые были получены Моисеем от Бога и начертаны на скрижалях

Многие сегодня на все это смотрят свысока, мысленно относя Декалог в раздел «мифы и легенды древних народов». Мол, сегодня у нас есть законы, конституции. Мало того, есть науки, которые занимаются вопросами, относящимися к сфере отношений между людьми. Это юриспруденция (право), социология, экономика, этика.  Вот, мол, только там и могут зарождаться настоящие, «научно обоснованные» законы: юридические, социальные, экономические.

Правда, когда я начинаю разговаривать с «профессиональными» социологами и экономистами на тему «законов» и задаю им вопрос: «Сколько известно на сегодняшний день социологических (экономических) законов?», они почему-то начинают смущаться и путаться.

Тогда я облегчаю задачу для профессоров и доцентов и прошу их назвать хотя бы один «железный» закон из той науки, которой они посвятили свою жизнь (социология, экономика, этика). Но и тут возникает неудобная для профессоров и доцентов заминка. Потому что то, что они называют «законами», в лучшем случае можно назвать «предположением» или «гипотезой». В каком-то месте и в какой-то период времени «устойчивая причинно-следственная связь» (так определяется закон) работает, а в другое время и в других условиях — нет. А иногда под «законом» понимается какая-то банальность на уровне обычного здравого смысла.

Например, профессора от экономики глубокомысленно рассуждают о «законе спроса и предложения». Но этот, с позволения сказать, «закон» был известен любому человеку древности, который что-то покупал или продавал.  Подобные «законы» можно печь с утра до ночи, как пирожки. Например, такие «пирожки»: «Любой человек обязательно умрёт», «Солнце всходит утром на востоке и заходит вечером на западе», «Мужчина не может рожать детей» и т. п. Кстати, понимая, что многие положения современной «науки» на звание «закона» никак не тянут, в современных учебниках по философии, социологии и экономике это слово тихой сапой подменяется новым термином — «гипотеза». А уж под гипотезу можно подогнать любую, даже самую безумную идею. Количество «пирожков» под названием «гипотеза» может расти до бесконечности[1].

Так что истинные законы — в Декалоге, выше него ничего нет. Всё остальное, включая принимаемые парламентами законы, открываемые учёными социологические «законы», формулируемые людьми этические нормы, — вторичны по отношению к десяти заповедям Ветхого Завета. Но чаще всего они вообще не имеют отношения к Декалогу, являясь фантазиями человеческого воображения.

Впрочем, в постхристианскую эру многие так называемые законы принимаются или открываются с прямой целью — попирать Декалог. Они являются открытыми против Бога как Законодателя.

Тут святитель останавливается и вопрошает:

Так разве эти заповеди, приведённые в Ветхом Завете, — не более ясный и очевидный закон, чем все так называемые социальные законы современных социологов? Не являются ли они составляющими именно нравственного закона?

Действительно все заповеди Декалога и есть истинные социологические законы, то есть законы, установленные на все времена Богом для выстраивания отношений людей между собой. А большая часть так называемых научных законов, придуманных современной социологией, — плод «лжеименного разума».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

«Лжеименный разум» (1 Тим. 6, 20) есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины — Христа, как высоко ценящий все земное, между тем как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на всё земное оком странника. Предмет «лжеименного разума» — одновременное и тленное[2].

Святитель продолжает перечисление заповедей из своего расширенного списка:

Но чтобы ещё яснее и очевиднее показать абсолютную мощь нравственного закона Бога, приведу и другие наставления, имеющиеся в Притчах Соломоновых.

Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нём, сверши его.

В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение.

Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба (Притч. 6:26).

Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти (а не из-за «экономического неравенства» и не из-за «непросвещённости масс»).

Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти.

Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы.

Приходит высокомерие — придёт и стыд. Щедрой руке прибавляется.

Возлагающие надежду на богатство своё погибнут.

Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника.

Правдой крепится престол.

Поносящий нищего возводит хулу на Творца его.

Грабители, безбожники ограблены будут.

Клятвопреступник погибнет.

Милосердие лучше золота и серебра.

Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог.

Обманывающий бедняка, чтобы приумножить своё богатство, станет нищим.

Не старайся обогатиться — лишишься мудрости.

Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.

 

Многим, кто начинает знакомиться с Ветхим Заветом, кажется, что законы в древнем Израиле были слишком жёсткими и даже жестокими. Чуть что — человека убивали. Правда, иногда смерть настигала преступившего закон каким-либо иным образом (несчастный случай, самоубийство). Крови было более чем достаточно. Но надо иметь в виду, что Бог образовал «избранный народ» из евреев, кои до этого были крайне диким племенем. Да и вокруг них были язычники, кои также имели крайне развращённые и дикие нравы. Господь воспитывал народ, который хотя и стал «избранным», но своих диких привычек не забывший. Воспитание было строгим, можно сказать, жестоким. А через евреев Господь ещё воспитывал другие языческие и дикие народы и племена. Отсюда такая, как некоторым кажется, «чрезмерная» жестокость евреев по отношению к своим соседям.

Вот что писал по поводу смертей, коими переполнены страницы Ветхого Завета, святитель Николай Сербский (в главе 17 «Нравственный закон и так называемые социальные законы»):

Нарушение заповедей Господних — это грех, а возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Поэтому и гласит Закон: Обругавший непристойно отца или мать да погибнет. Прелюбодействующий да погибнет. Дочь священника, осквернившаяся блудом, да сгорит в огне.

Убийца да погибнет.

Разумеется, даже если люди убийцу не осудят по своим законам, и если преступник не раскается, всё равно настигнет его возмездие за грех — смерть по той или иной причине, ибо нравственный закон не менее точен и силён, чем так называемый закон природы, который, по сути, есть лишь отражение и символ универсального нравственного закона Бога.

Нравственный закон — это и есть социальный закон. Этот закон никто из людей не придумал и не открыл, его дал людям Господь. От исполнения или нарушения нравственного закона зависит, будет счастливо или подвергнется проклятию любое общество, как малое, так и большое. Любое общество станет успешно развиваться, если Господь его благословит, но придёт в упадок и исчезнет, если будет на нем проклятие Господне.

Точно так же судьбу отдельного человека, или одной семьи, или рода, или города, или народа можно понять только в свете и по мере Божия благословения или проклятия. От чего зависит, благословит Господь или проклянёт, исчерпывающе объяснено в главах 27 и 28 пятой книги Моисея.

Если бы люди написали тысячи книг политических и социальных законов без учёта нравственного закона Бога, но вопреки ему, анархия человеческого общества стала бы неизбежной. Нравственный же закон, сам по себе простой и ясный, — достаточная защита человеческого общества и человеческой жизни от анархии, ибо нравственный закон Бога есть в то же время и политический и социальный закон.

Надо ли знать заповеди Декалога христианину? Святитель Николай Сербский уверен, что надо не только знать, но и исполнять. Понятно, что в христианстве планка поднята намного выше. Там основным и единственным законом является закон любви. Но чтобы постичь этот закон и умом, и сердцем, надо сначала пройти «начальную школу» Декалога. В своей работе «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» святитель пишет о Декалоге:

Тот, кто не поймёт сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадёт и разобьётся. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать до тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу. Повторяю: кто не блюдёт заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

Внимательное изучение истории ветхозаветных евреев показывает, что нарушение любой из заповедей Декалога неизбежно ведёт к нарушению и некоторых других заповедей, а иногда и всего Декалога. Любая трещинка в душе отдельного человека и целого народа способна создать множество других трещин. А со временем эти трещины превращаются в зияющие дыры и пропасти, в которые проваливается и человек, и целый народ. В следующей статье я постараюсь показать это на примере восьмой заповеди Декалога.

———————————————————-

[1] Подробнее на эту темы см.: Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. — М.: Кислород, 2017. 

[2] «Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)» // «Разум плотский (лжеименный)».

https://tsargrad.tv/articles/dekalog-i-lzheimennyj-razum_101439

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также