В правительстве началась дискуссия о шкале налогообложения

Стало известно, что российское правительство прорабатывает вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Известившая об этом вице-премьер Ольга Голодец указала, что эта мера позволит эффективно бороться с бедностью.

Экспертная оценка дана для сайта Русская народная линия (текст курсивом принадлежит Редакции сайта).

«У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛа, и я считаю, что для преодоления бедности, освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов, у нас эта мера просчитана, мы ее сегодня обсуждаем», — цитирует РИА Новости вице-премьера.

Помимо этого, Голодец отметила, что кабмин заложил в бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов мероприятия по борьбе с бедностью и повышению уровня доходов населения.

Однако днём ранее, 20 ноября, глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что вопрос о введении прогрессивной шкалы НДФЛ в нынешних сложных экономических условиях ставить нецелесообразно, но он может быть рассмотрен после 2018 года «когда стабилизируется экономическая ситуация».

«В нынешних особо сложных условиях, когда действительно снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, — сейчас говорить о таком увеличении, изменении порядка налогообложения НДФЛ, наверное, это просто стимулировать к уходу в тень заработной платы. Вот этого мы больше всего боимся», — сказал Силуанов на встрече с фракцией КПРФ в Госдуме.

Уже сегодня, 22 ноября, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что после принятия закона о бюджете Правительство и Совфед вплотную займутся разработкой «дорожной карты» по выводу отдельных сегментов экономики из тени. «Серая экономика есть во всех государствах, в каком-то больше, в каком-то — меньше. В данном случае каждое государство принимает свои меры по выводу такой экономики из тени….Я думаю, что после принятия бюджета, в следующем году, это будет основной повесткой нашей совместной работы с министерством финансов, налоговой службой, правительством в целом», — приводит ТАСС слова сенатора.

Экспертная оценка

Валентин Катасонов: Сейчас будет возрастать дефицит бюджета, усиливаться напряжённость с пополнением бюджета, и поэтому возвращение прогрессивной шкалы по подоходному налогу — это наиболее очевидный и простой способ выровнять бюджетный дисбаланс. Другие способы технически более сложны, а главное — политически опасны. Речь про деофшоризацию, про возвращение капиталов из-за границы и так далее. Так что из многих зол выбирается наименьшее для нынешней власти. Подчёркиваю: для нынешней власти, я не говорю сейчас про интересы народа. Отчасти это продиктовано фискальными соображениями, а отчасти, конечно, — желанием немножко снизить социальную напряжённость в обществе. Недаром Ольга Голодец в своём заявлении говорила не только о наполняемости бюджета, но и о главной сверхзадаче — о борьбе с бедностью и уменьшении совершенно неприличного разрыва между богатыми и бедными. Так что здесь решаются и фискальная, и пропагандистская задача. С моей точки зрения, быстро это не произойдёт. Будут бесконечные дискуссии, согласования. Раньше, чем через полтора-два года вряд ли войдёт в силу какой-то вариант прогрессивного налогообложения.

Что предлагается конкретно? Для годового дохода до 180 тысяч рублей в год предлагается 0% налога. Это низкий показатель. 180 тысяч разделите на 12 — получается по 15 тысяч рублей месячного дохода, то есть это не есть что-то очень значительное. Но всё же, наверное, половина населения у нас будет освобождена от налогов. Надеюсь, что в качестве компенсации у наших финансовых изобретателей не родится мысль облагать налогом пенсионеров. На Украине, например, с 1 января 2015 годa пpи выплате пенсий в размере, превышающем три минимальных зарплаты (примерно 10 000 рублей), налоговики стали удерживать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Это беспрецедентно. Правда, летом 2016 года этот бесчеловечный эксперимент был отменён. Не возьмут ли социальные фашисты реванш у нас? Хочется верить, что до этого не дойдёт.

Вернёмся к идеям Голодец. От суммы, превышающей 180 тысяч рублей, до 2 400 000 рублей годового дохода предлагается взимать 13%. Значит, люди, получающие от 15 до 200 тысяч рублей в месяц, будут платить так же, как сегодня. Тех, кто получает больше 200 тысяч, не очень много в России. Я думаю, что большинство разного рода менеджеров и всяких руководителей будут стараться, чтобы у них был личный доход — 199 тысяч 999 рублей. Я думаю, что это будет очень распространённая зарплата в России среди тех, кто работает в богатых компаниях и банках.

А половина народа не заметит налоговой реформы — для них ничего не изменится. Я думаю, что внедрение предложений вице-премьера Ольги Голодец приведёт к тому, что будут возникать какие-то обходные схемы. Для того, чтобы система прогрессивного налогообложения заработала, необходимы меры, связанные с тем, чтобы перекрыть лазейки. Например, одна из лазеек — выводить часть доходов за пределы РФ. Но это уже — борьба с офшорами, введение контроля над движением капитала и вообще трансграничными денежными трансфертами. Вполне вероятно, что власть захочет бороться с теневой экономикой, где гуляют неучтённые доходы. Сейчас в Индии проходит денежная реформа. Там идёт обмен старых банкнот на новые. Цели провозглашены такие: борьба с финансированием терроризма, борьба с серой экономикой и борьба с фальшивомонетчиками. Я думаю, что при этом реформа преследует ещё и такую, как бы не афишируемую цель — борьбу с наличным денежным обращением. Думаю, что у нас тоже пойдут по этому пути, скажут: чтобы не было лазеек, мы будем изымать денежное наличное обращение. А здесь уже могут быть свои серьёзные проблемы, свои минусы. Вспоминается словосочетание «электронный концлагерь». Важно разобраться: действительно ли власти хотят навести порядок, или под флагом борьбы с бедностью они преследуют какие-то цели, которые пока не афишируют, держат в секрете.

Но Министерство финансов не держит в секрете того, что недовольно предложениями Голодец. Возникает вопрос: налицо война ведомств и в ближайшие годы мы станем свидетелями обострения этой войны, или Силуанов, посмотрев на пример Улюкаева, будет сломлен?

Думаю, что Голодец будет с разных трибун говорить об этой новации. Может быть, этот разговор перекочует в Государственную Думу. А Минфин будет жить по-старому. Для Минфина какие-либо изменения всегда неприятны. Они привыкли катиться по уже накатанной дорожке. И потом, при переходе на новые варианты налогообложения всегда могут быть периоды провалов, адаптации налоговых служб к новым правилам, к новым ставкам. То есть не исключается, что при переходе на прогрессивную шкалу собираемость налогов может упасть, как это ни парадоксально. Поэтому чиновники, которые занимаются этим практически, не заинтересованы ни в каких новациях. Так что здесь есть противоречия, но они не являются такими уж антагонистическими. Я думаю, что Минфин пока не сильно волнуется. При желании они могут тянуть достаточно долго. Минфин в каком-то смысле обладает возможностью вмешиваться в процесс принятия законов, касающихся финансовой сферы. Я думаю, что Минфин здесь будет действительно ставить палки в колёса, и даже не по причинам какого-то там высокого политического свойства, а просто исходя из привычной формулы: лучше ничего не менять.

Но, помимо прагматической составляющей, налицо и составляющая идейная. На уровне правительства и уровне околопрезидентском структурировались экономические команды, чьи мировоззрения принципиально несовместимы. Идёт метафизическая схватка, и либералы не намерены в ней проиграть. Фамилия господина Кудрина стала гораздо чаще мелькать в СМИ, да и чувствуется, что кто-то его продвигает — хотя он работал в связке с господином Улюкаевым. Но, тем не менее, это никак не отразилось на его реноме, на его рейтинге, он даже поднимается, и есть такие сведения, что он активный разработчик каких-то стратегий и так далее. Пока арест Улюкаева и всякого рода утечки о том, что кто-то ещё находится под прицелом правоохранительных органов — это, как мне кажется, всё-таки не свидетельство какого-то коренного перелома. Масса признаков того, что пока ничего не меняется. Я думаю, что арест Улюкаева — это разборка, связанная с приватизацией «Башнефти». Это исключительно бизнес-интересы, бизнес и ничего личного, как говорится. Если будут хотя бы ещё 2-3 расследования, 2-3 ареста, тогда уже можно о чём-то говорить. Но мне кажется, что процесс «чистки» уже затормозился, и он может дальше и не продолжиться. Хотел бы ошибаться.

Сегодня Валентина Матвиенко совершенно правильно затронула тему того, что для введения прогрессивной налоговой шкалы и наполнения бюджета надо сделать много для общего наведения порядка в стране. В том числе — по выводу экономики из тени, по работе наших правоохранительных органов, судов, по кадровому составу налоговой службы и так далее. Но всё-таки пока конкретики нет, и нынешний финансово-экономический блок не способен на решение таких задач. Более того, этот финансово-экономический блок даже просто не заинтересован в их решении. Члены этого блока-либо сами бенефициары нынешней системы (пример Улюкаева), либо они обслуживают интересы бенефециаров нынешней системы. Поэтому, пока не произойдёт кадровая зачистка нынешнего блока, слова и Голодец, и Матвиенко повисают в воздухе. Я бы не стал переоценивать их заявления. Но не стал бы и игнорировать то, что, пусть пока на словах, в вопросе о прогрессивной шкале наметился некий прогресс.

http://ruskline.ru/opp/2016/noyabr/23/v_pravitelstve_nachalas_diskussiya_o_shkale_nalogooblozheniya/

Смотрите также