Беря интервью у какой-то знаменитости, журналисты обычно в конце задают вопрос: «Вы — счастливый человек?» Не глупо ли это? Ведь тот, кого спрашивают, достиг большого жизненного успеха (иначе у него не брали бы интервью), он богат и знаменит, так о чём спрашивать? А вы знаете, в этом шаблонном вопросе есть глубокий смысл, ибо можно добиться славы, денег и комфорта, но быть при этом несчастнее бедняка. Это подтверждается жизнью многих «звёзд», головокружительная карьера которых вела, как выяснялось, к потребности в искусственном счастье — в наркотиках. Но эти частные трагедии никого не учат — мир продолжает думать, что счастье есть богатство и слава, а это уже общая трагедия современного человечества. И как всякая историческая трагедия Нового времени, она имеет своей причиной забвение наставлений Христа. В данном случае такого: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф., 16:26).
Стоит хоть чуточку вдуматься в эти слова Иисуса, как их справедливость становится очевидной. Действительно, ведь счастье есть характеристика состояния души, т.е. категория внутренняя. Если быть точным, надо говорить не о «счастье», а об «ощущении счастья». Человек счастлив, когда в нём нет мучающих его страстей, нет гнева и злости, когда его чувства находятся в гармоничном согласии, и ему открывается главная тайна прочности бытия — его причастность к той «широкой как море» любви, о которой писал Алексей Константинович Толстой. Именно к такому состоянию, которое и есть счастье, бессознательно стремится душа каждого человека. Ибо оно для неё естественно, и только в нём она обретает себя как полноценную духовную единицу. Всякое же повреждение не даёт ей достигнуть этого состояния, и в качестве такой единицы она себя теряет, становясь несчастной. Причинами же повреждений души чаще всего бывают внешние соблазны, особенно соблазны славы и богатств, вернее, страсти, порождающие эти соблазны, и как раз об этом предупреждает нас Христос. Но мы давно уже пропускаем Его предупреждения мимо ушей.
Эта глухота к Божьему слову не есть следствие нашего легкомыслия или глупости -это следствие того принципиального, упорного и вполне сознательного нежелания допустить какое бы то ни было вмешательство Бога в нашу жизнь, о котором мы говорили в предыдущей беседе. Мы уподобляемся упрямым и злым детям, которые считают, что уже не нуждаются в советах родителей, и назло им делают всё наоборот.
Сегодня в мире редко можно встретить по-настоящему счастливого человека, т.е. человека с неповреждённой душой. Это значит, что у большинства людей души повреждены. Повреждает же их тот образ жизни, к которому они приучены с детства и который разрушает их внутреннюю гармонию. Мы страдаем в основном потому, что живём неправильно, ориентируясь на какие-то второстепенные ценности (вроде обогащения или публичности) и совершенно игнорируя главную ценность — собственную душу. Мы обеспокоены ростом неврозов и нервных срывов, но в их предотвращении уповаем на психологию -набор противоречащих друг другу человеческих фантазий об устройстве человеческой души, само существование которой признаётся этой наукой как-то неохотно. А в это время в любой стране мира можно купить совсем дёшево или даже получить бесплатно книгу, которая нас учит, как надо вести себя, чтобы не повредить своей душе. Тот, Кто сотворил эту душу и знает все её особенности, как не может знать ни один психолог. Эта книга — Евангелие.
И по форме, и по содержанию её текст абсолютно уникален, ничего похожего за всю историю человечества не было написано. Форма уникальна своей доходчивостью: язык евангелистов понятен любому человеку от ребёнка до старика, от полуграмотного пастуха до получившего блестящее образование интеллектуала. Но самое поразительное в том, что при всей своей простоте эта форма оказывается пригодной для наполнения многослойным содержанием, углубляясь в которое находишь ответы на всё более серьёзные вопросы, пока не доберёшься до таких, ответить на которые человеку не дано. Но на вопрос о том, как нам надо жить, чтобы не повредить свою душу и спасти её, Евангелие даёт исчерпывающий ответ. А поскольку этот вопрос для нас самый важный, мы говорим, что Евангелие содержит в себе полноту истины, подразумевая под ней спасительную истину. Здесь от Евангелия можно получить ответ на любой вопрос — хоть самый общий, хоть конкретный.
Зададим для начала вопрос в общей форме: как надо поступать, чтобы спасти свою душу?
Ровно такой вопрос задаёт Христу в Евангелии некий богатый юноша, и там, конечно, даётся на него ответ.
Сначала Иисус напоминает юноше необходимость соблюдать заповеди Моисея. Узнав, что тот их соблюдает, но хочет большего, Христос говорит ему: «…ещё одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Лк., 18:22).
Ответ звучит жестоко, но разговор был публичный, назидательный, и Христос знал, что он сохранится для будущих поколений, поэтому предельно заострил проблему. Если встаёт альтернатива — богатство или спасение души, материальные или духовные сокровища, что ты выбираешь? Юноша этого испытания его решимости спасти свою душу не выдержал, и это заставляет задуматься о себе каждого, кто читал Евангелие.
Вот вам самая общая, стратегическая рекомендация: во всех случаях, когда жизнь ставит тебя перед необходимостью выбирать между материальным благом, радующим плоть, и духовным благом, радующим душу, выбирай второе. Держись этого правила неукоснительно, и всегда в конечном счёте будешь в выигрыше; отступишь от него — тебе будет плохо. Вот как просто. А мы сегодня нарушаем это правило и отдаём приоритет материальному, поэтому нам становится всё хуже и хуже. Мы чувствуем это и ищем причины ухудшения. В СССР говорили: причина в том, что мы отступили от истинного марксизма и заменили его тоталитаризмом. На Западе говорят: причина в том, что мы отошли от истинного капитализма и заменили его финансовыми спекуляциями. Может быть, это было бы верно, если бы нынешний кризис был социальным или экономическим, но это кризис более глубокий — кризис материализма. Факел нашей жизни чадит, коптит и тухнет по той причине, что отключено питающее его начало — животворящий дух, и мы надеемся на бесполезную для воспроизведения жизни плоть. Но это — напрасная надежда, ибо плоть может воспроизвести только саму себя, но сама по себе плоть ещё не есть жизнь, а есть лишь материальная предпосылка жизни, и её воспроизведение только в этом качестве бессмысленно. Жизнь есть одухотворённая плоть, если же она не одухотворяется, она остаётся нереализованной возможностью жизни. Дух же, пробуждающий плоть к жизни, даётся ей Богом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт., 2:7). О том же говорит Христос Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин., 3:5-7). Обратим внимание на такую деталь: то, что даётся человеку свыше и одухотворяет его плоть, есть Дух с большой буквы, т.е. Дух Божий, а то, во что Он претворяется, соединившись с плотью, становится личным человеческим духом, которая пишется с маленькой буквы.
Итак, Евангелие с полной определённостью ставит дух выше плоти. Современный же человек исповедует материализм, т.е. ставит плоть выше духа. Когда же возникло это принципиальное расхождение и что было его причиной? Современный человек скажет, что учение о первичности духа есть ложное учение, оправдывающее существование такого паразитического института, как Церковь, опровергаемое логикой и несовместимое с научными данными. На самом же деле логика как раз с неизбежностью приводит к этой точке зрения, а научный материал её убедительно подтверждает.
Начнём с логики. Совершенно ясно, что, прежде чем мы совершим какой-то материальный поступок, т.е. приведём в движение нашу плоть, в нас должно возникнуть желание совершить этот поступок или же осознание необходимости его совершить. Но и желание, и осознание суть духовные категории, значит, наше духовное управляет нашим материальным, т. е. плотью. Что же первично — управляющее или управляемое?
Обратимся к науке, взяв только один её результат. Наука установила, что материя вселенной возникла в момент Большого взрыва, произошедшего 13,7 миллиардов лет назад, до этого её не было. Но принцип причинности, без которого ни о чём невозможно было бы рассуждать и вся наша жизнь стала бы абсолютно непредсказуемой, не может быть нами отброшен, следовательно, Большой взрыв имел какую-то причину. Эта причина не могла быть материальной, ибо до Большого взрыва материи не было, значит, она была духовной. Что же первичнее — причина или следствие?
Концепция приоритетности материи перед духом не только не подтверждается логикой и научными данными, она вопиюще противоречит и тому, и другому. А если называть вещи своими именами, это полный абсурд, дикость, издевательство над здравым смыслом и фактами. Но этот абсурд положен современным «цивилизованным» человечеством в основу своего мировоззрения и своего поведения. Как могло распространиться это массовое умопомешательство, как взрослые люди могут всерьёз утверждать, будто мёртвая материя обладает животворящей силой?
Объяснение элементарно. Материализм был закономерным следствием апостасии. Как только европейцы вознамерились поставить себя на место Бога, они начали превращаться в материалистов. Повреждение ума было следствием повреждения воли. Иначе и быть не могло: воля в человеке первична, она подчиняет себе всё остальное — и разум, и чувства. Она заставляет разум изобретать теоретические построения, которые обосновывают её решения, а чувства заставляет придавать этим решениям облагораживающую эмоциональную окраску. В XV веке бывшие христиане пожелали «сами стать как боги» — это был акт их воли. Но пока настоящий Бог считался Творцом всего, в том числе и человека, объявить себя высшими Его было невозможно. Значит, надо было приказать разуму «доказать», что вселенную не Бог сотворил, а она была всегда, и человека тоже не Бог сотворил, а он возник как-то иначе. Когда есть спрос, непременно появляется и предложение. Лаплас выполнил первый заказ, «доказав», что научное объяснение возникновения вселенной «не нуждается в гипотезе Бога», а Дарвин выполнил второй заказ, «доказав», что человек произошёл от обезьяны.
В. Н. Тростников, православный философ, историк, богослов, математик
Оставить комментарий