19-ПЯТИДЕСЯТНИЦА

С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ!

Поздравляем членов Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

и всех православных гостей сайта

с праздником Святой Троицы,

днём Сошествия Святого Духа на апостолов!

По традиции, представляем новую проповедь на праздник Пятидесятницы архимандрита Алипия (Светличного), настоятеля храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Киеве (УПЦ Московского Патриархата):

 

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» — сказано в Евангелии от Иоанна в 3 –й главе, 6-й стих.

Все мы родились от плоти и потом живем проблемами нашей плоти. И эти проблемы нас угнетают, делают нас страдальцами. Потому что, человек первоначально по природе своей не таков. Его высшие устремления выдают в нем человека другой формации, иного предназначения. Потому, в беседе с Никодимом Христос неожиданно говорит ему : «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ев. От Иоанна гл.3, ст.3). Это, практически, предложение у Никодима вызывает неподдельное удивление: «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ев. От Иоанна гл.3, ст.4)

Рассуждение по плоти создает препятствие к приятию духовных истин. Потому Никодим не видит другого пути, как опять войти в утробу матери. Этот старый путь ему понятен. Как можно родится другим образом – для него загадка.

Человек стремится к этому рождению в духе интуитивно, понимает, что это его стихия, но обжигается там, где требуются решительные действия.

Если от человека требуется преодолеть плотское и устремиться к тому, что он признает высшим-духовным, он, чаще всего, оказывается нерешительным, беззащитным. И, потерявшись, перестает понимать: куда ему идти, что делать!

Вот Спаситель и заключает: «…мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.   Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ев. От Иоанна гл.3, ст.11-12).

Все! Казалось бы – тупик. Но Господь не перестает беседовать. Он продолжает наставлять о небесном.

Да, оно остается для большинства неведомым. Они его отрицают. А духовное приспосабливают к плотскому и этот эрзац принимают за высокодуховные проявления.

Не таково Христианство!

Оно рождено в жертвенной Крови Христа Духом Божьим.

Рождено не с тем, чтобы быть во всем победителем, потому что не посягает на плоть, не угнетает свободу выбора. Оно хрупкое и изящное по своей структуре, оно мощное по сути.

Христос, изъясняя Ученикам многие истины, при этом оговаривает, что сейчас им это все непонятно. Но, когда придет Дух Святый, Он их просветит и напомнит эти слова.(Ев. От Иоанна гл.14, ст.26)

Сегодня можно услышать множество вопросов у людей, часто суетных и несвоевременных, которые только смущают душу, но не имеют прямых ответов в Священном Писании. Людей интересует примитивное и не имеющее перспектив для духовного роста.

И таким людям чаще всего, духовник советует молиться. Услышав такой ответ, ропщут: «У вас на все один ответ: молитесь и смиряйтесь!».

По большому счету, это – правда.

Потому что без молитвы не бывает духовной жизни. Поскольку вхождение в мир духовный возможно только через общение с Духом («Бог — есть дух»! Ев. От Иоанна гл.4, ст.24).  А, без духовной жизни не бывает ответов на вопросы, какие бы они ни были!

Молиться же без мира невозможно. Потому что такая молитва будет похожа на страстный монолог, или гневный опус, на предъявление претензий, на жалобу и на что угодно еще, но только не на молитву! А как достичь мирного сердца, если не через кротость и смирение?

Это все лежит в основе Христианства. Все это не есть закрытая информация. Она на поверхности.

Но, почему же тогда люди не следуют ей радостно и с готовностью? Не потому ли, что «рождены плотью» и на этом остановились? Господь же зовет родится от Духа!

Мы совершаем праздник Святой Живоначальной Троицы, как праздник полноты откровения. Когда Церкви открылась Истина. И она обрела силу Свыше – благодать. Церкви, которая состояла и состоит, и будет состоять из немощных смертных людей, дана неимоверная сила быть на земле свидетельницей и носительницей Истины.

Для этого Ученики Христовы, по послушанию Учителю, были единодушно вместе «в молитве и молении» неотступно. И на них сошел, по обетованию Господню, Дух Святой!

Так рождена была Церковь! И обрела свободу в Истине!

Как сошел Дух Святой на Деву Марию и она зачала и родила Воплощенное Слово Божие, так и здесь случилось Духом Святым рождение Церкви, как тела Христова, согласно учению апостола Павла (1 Кор. гл. 12, ст.27).

И случилось рождение духовное! Явились люди духовные!
Потому, когда Церкви пытаются сегодня приписывать несвойственные ей функции, как то быть хранительницей культурных и национальных ценностей, исполнять социальный заказ общества, быть частью государственной политики или стоять на страже государственной идеологии происходит столкновение с непониманием со стороны христиан.

Да, в какой-то мере, Церковь хранит в своих недрах и культурные, национальные богатства. Да, по мере сил, служит обществу и поддерживает государственные власти в добрых начинаниях, молится о стране и народе.

Но предназначение Церкви в другом! Она должна оставаться Телом Христовым. Рожденное Духом – духовно. И тоска по утраченной красоте Горнего мира – самое живое чувство земной Церкви. Потому и называется она еще «воинствующей», потому что продолжает каждым членом своего «войска» завоевывать утраченное Царство Небесное!

Это все не может открыться логикой плотского человека.  Это – тайна на поверхности. Но является она ясно только человеку духовному. Рожденному в Духе.

Потому, торжествуя День рождения Церкви, мы признаем свою духовную немощь. И не боимся это делать.

Ради новых ратных подвигов в деле достижения духовного совершенства нужны духовные упражнения. Как хорошему воину нужны латы и снаряжение, оружие и щит. Во всё это духовно мы должны решительно облечься, что бы не быть уязвленными со стороны мира лукавого (Еф. Гл.6, ст.13-18). И стоять твёрдо , подвизаемые Духом Святым.

Праздник Сошествия Духа Святого на Апостолов напоминает нам о нашей истинной природе – духовной. В этой природе нам не тесно, мы не угнетены. Там нет рабства греху.

Этот праздник возвращает нас к единству в духе и Истине. В которых «единым сердцем и едиными устами» мы должны славить Бога.

Этим праздником мы уничтожаем в себе леность и безволие, призываемые совестью к духовным трудам ради достижения истинной радости и свободы в Христовой истине. Она же обретается доступно – в Церкви Христовой!

С любовью приветствую вас, дорогие, в этом великий праздник великого откровения о тайнах общения Горнего и земного! Приветствую и желаю сил, дерзновения, и великих дел на пути к человеку духовному, радостному и свободному!

Держитесь Церкви! И не отступайте от ее Учения! Она и сегодня живет Духом Святым!

 

Смотрите также