sergey1

Сергей Шарапов — экономист милостью Божьей

Михаил Антонов

Если бы наше общество времён «перестройки» и последующих реформ знало труды этого русского мыслителя, либералам не удалось бы так просто увлечь страну обещаниями процветания после перехода к капитализму.

Статья Сергея Фёдоровича Шарапова (1855–1911) «Основы русской денежной системы», позже вышедшая книгой под названием «Бумажный рубль, его теория и практика»– это не только самое глубокое сочинение по теории финансов в мировой экономической литературе того времени, но и яркий пример самобытной русской мысли. Автор подверг убийственной критике западную политическую экономию и финансовую науку за их бездуховность, пренебрежение нравственной стороной хозяйственной деятельности.

Шарапов был первым мыслителем, который осознанно выступил против засилья «экономизма». Он показал, что ни одно крупное народнохозяйственное решение не является чисто экономическим, но всегда учитывает политические, военные и нравственные факторы, а потому не может приниматься на основе лишь денежных расчётов.

Общественно-политическую сущность предлагаемой им системы Шарапов выразил крылатой фразой: «Капитализму, то есть господству капитала, здесь нет места, а потому нет места и его антитезе – социализму». (Социализм он считал извращением христианских ценностей.) Россия должна была положить предел экспансии паразитического спекулятивного капитала, стремящегося к мировому господству. Изменился бы и «сам характер русского государственного строя, усиливая нравственную сторону бытия и доставляя возможность проведения свободной христианской политики».

Шарапов подверг сокрушительной критике гайдаров своего времени. И эта его критика бьёт по младореформаторам постперестроечной России с не меньшей силой, чем по либералам конца ХIХ – начала ХХ веков. Шарапов показал, что кризис, который поразил экономику страны, был вызван умышленно ради того, дабы на костях российского крестьянства и руинах «дворянских гнёзд» могли нажить бешеные деньги земельные и биржевые спекулянты. А условия для этого создали либералы «новой финансовой школы», руководствовавшиеся теориями, заимствованными на Западе, да и бюрократия, выросшая между царём и народом.

Шарапов утверждал, что «для России уже наступил момент перехода от роли хлебного поставщика Европы к совершеннейшей экономической независимости». Доктринёры же в правящих сферах проводили политику превращения России в экспортёра зерна и сырья в интересах Запада.

Большинству современников Шарапова казалось, что переход России на золотую валюту – замечательный шаг, свидетельствовавший о крепости нашей экономики, после этого-де рубль стал желанной денежной единицей повсюду в Европе. Шарапов же показал, что самая замечательная валюта может обогащать одно государство и разорять другое. Сильная экономика заинтересована в экспансии своих денег, проникновении в страну со слабой экономикой, чтобы подчинить её себе и поставить себе на службу её ресурсы. Именно этого настойчиво добивался западный финансовый капитал, втягивая дореволюционную Россию в зону золотой валюты.

Переход к ней означал установление главенства ростовщического, банковского капитала над промышленным, производственным. Шарапов оценил этот процесс как победу нового культа Мамоны над старым христианским строем.

В России серебряный рубль был изъят из обращения. Бумажные деньги – кредитные билеты – подлежали свободному размену на золото. Но их выпуск был ограничен размером золотого запаса страны. (Знакомая нам система currencyboard, то есть внешнего управления, как в полуколониальных странах. Рубли превращаются в фантики, в туземный эквивалент иностранной валюты.) Это нанесло большой удар по национальным производительным силам. Приток иностранных капиталов обернулся переходом ключевых отраслей промышленности и банковской системы в руки чужеземцев, ростом внешнего долга.

Да, среднегодовые темпы роста экономики в России на протяжении 25 лет были самыми высокими среди развитых стран. Развивался не только сырьевой сектор, но и химия, электротехника, машиностроение. Но предприятиями этих отраслей владели преимущественно иностранцы, фактически это были филиалы западных компаний. Западный капитал получил возможность расширить своё присутствие на российском рынке, минуя национальные защитительные барьеры в виде таможенных пошлин. Помощь в индустриальном развитии предоставлялась нам дозированно, на Западе следили за тем, чтобы экономика России развивалась в нужном направлении, чтобы наша страна не становилась чересчур самостоятельной. Так, зарубежные компании «до лучших времён» откладывали российские проекты железных дорог, которые вели к местам, где размещались природные ресурсы, ибо такие стройки могли развить отечественные производительные силы.

Шарапов же считал, что возможно в короткий срок поднять страну без привлечения капиталов извне и не пользуясь внешними займами, за счёт внутренних ресурсов. По его мнению, необходимо было восстановить традиционную валюту – серебряный рубль – и установить его курс в соответствии с состоянием народного хозяйства; ввести государственную монополию на добычу и экспорт таких полезных ископаемых, как нефть, ртуть, марганец и платина. Программа учёного предусматривала и создание органа, впоследствии получившего известность как Госплан. Понимание хозяйства как целого, при гармоничном сочетании его элементов, Шарапов распространил на всю экономику страны. Тем самым были созданы предпосылки для выработки закона планомерного, пропорционального развития, что стало позднее нашим крупнейшим теоретическим достижением.

Шарапов предложил перестройку сельского хозяйства на началах, разработанных им в своём имении. Чтобы уничтожить противоположность интересов помещика и крестьян, которая неминуемо взорвёт Россию, он организовал своего рода кооператив или «колхоз во главе с помещиком», что позволило повысить культуру земледелия и перейти к интенсивному хозяйствованию с применением правильных севооборотов и искусственных удобрений.

Кстати, Шарапов был не только экономистом и публицистом, но и изобретателем, автором нескольких видов сельхозорудий, а его мастерская по изготовлению плугов собственной конструкции была широко известна в России. В своём своеобразном «колхозе» он был агрономом, бухгалтером, счетоводом, воспитателем правильного отношения к труду и распределения его результатов. Именно так учёный представлял «русский путь в действии». По мнению Шарапова, патриотический долг интеллигенции и просвещённой части дворянства заключался как раз в том, чтобы встать во главе крестьянских общин, артелей и предприятий для обеспечения технологического подъёма производства и справедливого распределения совместного продукта.

Талантливый и разносторонний учёный пытался сказать своё слово во многих сферах жизни. Его перу принадлежат десятки брошюр с описанием передового опыта сельскохозяйственного производства, а также руководство для начинающих предпринимателей. В социальной областиШарапов предложил сделать церковный приход основной административной единицей и органом местного самоуправления. Пытался участвовать в политике – в 1905 году разработал программные документы для создания Русской партии. Но так и остался одиночкой, каким, увы, всегда пребывает гений, обогнавший время на несколько поколений…

Для популяризации своих взглядов Шарапов создал особый жанр «политических фантазий» («Диктатор» и др.), в которых показывал, как он, будь в его руках государственная власть, действовал бы в критических ситуациях, в каких оказывалась страна. Альтернативная национальная идея Шарапова заключалась в том, что существует путь мирного преобразования дворянско-буржуазной России в «народную монархию». Это было завершением концепции славянофилов в области державного строительства. Снимался вопрос о революции, которая неминуемо потребовала бы большой крови и великих материальных жертв. В политико-социальном романе «Через полвека» Шарапов попытался показать, как будет выглядеть грядущая Россия, если осуществить во всей полноте славянофильские идеалы.

Увидеть, что произойдёт с Отечеством через полвека, ему не пришлось. Он умер за шесть лет до революции 1917 года. Крестьяне провожали его в последний путь, как лучшего друга и благодетеля…

Автор — Михаил Антонов

http://file-rf.ru/analitics/183

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также