Статья Александра Руденко, опубликованная на сайте Русская народная линия.
В последнее время мы все чаще задаемся вопросами о том, какая модель экономики нужна России? Мы не видим стратегического плана Правительства РФ и мы наблюдаем, что интеграция с западной экономикой проваливается на глазах по многим причинам…
Сейчас видна какая-то растерянность и метания. Это обусловлено как памятью о банкротстве советской модели, так и все более очевидным тупиком, так называемого рынка, где идет волна за волною разорения целых государств.
Теперь вся мировая экономическая система представляет собой какого-то монстра, которому необходимо все больше и больше потреблять, причем используя кредитный механизм опережающего потребления, мир «съел» за будущие поколения. Уже к 2013 году внешний долг всего мира составил 70 триллионов долларов, что составило почти 100% от ВВП мира. Если смотреть в целом, то человечество — банкрот, это уже реальность. Да, долги пока распределены по странам и пока кредитор не может одномоментно предъявить счет всему человечеству, но мы видим как политика мирового правительства глобализации и устранения суверенитетов набирает обороты. Когда они завершат свой путь по объединению мира политически и экономически, то на сцену выйдут конечные бенефициары мирового долга и поставят перед человечеством окончательный выбор.
Россия может и должна противостоять этому. Для этого у нас есть все необходимое. Последние два года показали правду тех, кто не менее 15 лет твердил, что необходимо развивать свою экономику, делать упор на внутренние инвестиции, осуществлять импортозамещение и вообще снижать нашу зависимость от Запада. Это конечно все верно, но, к сожалению, в этих предложениях даже поступающих от самых видных патриотических экономистов не видно фундаментальных отличий от западной модели экономики. В них есть очень много про развитие отечественного производства, но ничего не говорится о модели потребления, а это главное.
Что есть экономика? Все очень просто — это производство и потребление, а еще проще это потребление. Самое важное в любой экономической модели — это потребление, т.е. удовлетворение потребностей, как отдельного человека, так и в целом народа, общества, государства. Фактически вопрос сводится к тому, что в данном народе признается благом, какой выбор сделают в условиях ограниченности ресурсов государство и общество.
На Западе давно научились создавать для людей блага и ценности, о которых люди и не думали, как и максимально эксплуатировать их обычные потребности, доводя их порою до какого-то непотребства, когда у вас пятьсот костюмов, семьсот пар обуви и прочее. Они уже пошли дальше, они стали менять саму природу человека, чтобы окончательно превратить его в какое-то жвачное животное.
Я считаю, что любой серьезный разговор об экономической модели России, которая противостоит мировому злу, должен начинаться на предложениях о модели потребления, от которой уже и будут выстраиваться: производство, обмен, распределение.
Хотелось бы предложить свой взгляд на такую модель. Еще раз, потребление — это удовлетворение потребностей, т.е. это вопрос о ценностях. В прошлых своих статьях к Русскому Собранию я писал, что основой государственной и общественной идеологией в России должна оставаться для нас триада — Православие Самодержавие Народность, она же должна стать и основой нашей экономической модели. Чему нас учит Православная Вера в вопросах потребления?
Господь наш Иисус Христос учит нас образу жизни, который характеризуется самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь, крайней скромностью и воздержанием, жизнью ради других, ради ближних.
«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (Лк. 12:29-31).
Но как же нам совместить основу современных экономических моделей, главное в которых есть постулат о том, что производство может сохраняться и развиваться только по пути расширенного воспроизводства с предлагаемым ограничением потребления? Ведь нам обязательно укажут, что встав на путь самоограничения, мы сожмем потребление, а значит сократим производство и вообще сократим экономику, а там стагнация и коллапс.
Выход есть, но для начала надо зафиксировать принципиальное отличие предлагаемого решения от советской системы, в которой считалось, что при устранении социального неравенства (или уничтожении отдельных классов) и достаточного потребительского насыщения граждан, общество станет справедливым, исчезнут пороки, да и вообще все зло. Мы же знаем, что основная причина зла для человека это его отпадение от Бога, т.е. нарушение Его заповедей и повреждение, прежде всего духовного в человеке. Таким образом, наши усилия должны быть направлены на внутреннего человека, на формирование через Православие его настоящих ценностных ориентиров, в том числе и в земной жизни, а это как уже была указано — Любовь, самоограничение, скромность, воздержание, жизнь ради ближних.
Фактически перед нами стоит задача по созданию социально-экономической системы норм и нормативов потребления человека, семьи, общества, государства, исходя из их достаточности для жизни в соответствии с Православным вероучением. Это не будет попыткой устроить рай на Земле, это просто невозможно, но дало бы нам, и тем, кто не приемлет наступление зла в мире, возможность на определенное время сохраниться от общемирового падения, которое неминуемо. Для этого надо провести национализацию большей части природных ресурсов и обобществить большую часть факторов производства. Распорядителям их должно стать соборное общество посредством специальных региональных институтов-общин. Государственная власть должна в такой системе быть чистым аппаратом управления и исполнителем государственных функций без права обладать какой-либо собственностью. Мы должны оставить два вида собственности общественную и личную.
Под такую систему, под потребности такого общества мы и должны будем сформировать план развития производства в широком смысле. Уверен, что лет 10-15 такое производство будет развиваться и расширяться невиданными масштабами, одно только приведение в порядок нашей земли и инфраструктуры принесет нам 20-25% рост экономики в год.
Еще раз хотелось бы отметить, что мы должны поставить с головы на ноги уклад жизни человека, где базисом будет Православная вера, а надстройкой совокупность экономических и социальных отношений. На Западе экономику называют экономикс, а нас — ортодоксами, поэтому я предлагаю назвать нашу будущую систему ортоэкономикс.
http://ruskline.ru/special_opinion/2015/07/ortoekonomiks_buduwaya_ekonomika_rossii/