Статья нашей украинской коллеги Компаниец Виктории Витальевны.
Каждая социально-эконом
Осмысление православной модели труда сегодня чрезвычайно важно т.к. именно она является для нас ментальной, а значит наиболее понятной и близкой, несмотря на существенный разрыв между реальной практикой существования этой модели и сегодняшней практикой труда. Именно эта модель является тем идеалом, к которому необходимо стремиться. Это является залогом выхода из кризиса и дальнейшего развития.
Труд в православной модели рассматривался не только как способ удовлетворения естественных потребностей, но и как средство творческой самореализации, воспитания, духовного роста личности, как способ помощи ближним и преображения мира. Труд виделся как неотъемлемая часть пути спасения, воспринимался как добродетель.
Условиями эффективности труда были: добровольность и целенаправленнос
О том, что такая модель труда была эффективна, свидетельствуют многие примеры, в т. ч. результаты хозяйствования артелей и трудовых братств [1, с.68-72].
Основой русского экономического чуда, как известно, было строительство железных дорог. Строили дороги артели. Артель — особая форма организации трудовых отношений, присущая православной модели, основанная на добровольности, демократии, взаимной ответственности, взаимопомощи, соборности.
Если сравнить темпы строительства и его себестоимость за два периода строительства железных дорог – первый (1880-1917), когда дороги строили немеханизированн
Сравнительная характеристика показателей строительства железных дорог России в разных социокультурных условиях
Насколько же модель труда, сложившаяся в сознании современных украинцев, соответствует идеальной для нашей социокультурной системы модели? Для ответа на этот вопрос мы воспользовались результатами опросов, проведенных Всемирной организацией исследования мировых ценностей (WVS) в 1999 г. и Центром социальных исследований «София» (2011 г.) [3-5].
Результаты опросов показывают, что в сознании наших граждан труд обесценился. К сожалению, среди современных украинцев труд воспринимается, прежде всего, как средство реализации материальных потребностей – для 62,2% опрошенных это заработок, для 24,7% — пенсия. Лишь менее четверти опрошенных (21,3%) воспринимают труд как служение и обязанность, как призвание (21,2%) и творчество (5,7%). Только 21,5% опрошенных считают, что труд и настойчивость является условием успеха и 31,2% — условием богатства [3, c. 32-34].
В жизненных приоритетах украинцев труд занимает лишь 9 место. Среди критериев хорошей работы места распределяются следующим образом: 1 — «хорошая оплата» (74,9% опрошенных); 2 – «хорошие условия труда» (45,6%); 3 – хороший коллектив; 4 – «интересная, творческая работа» (20,7%) и с небольшим отрывом – «престижная работа» (20,5%), «гибкий график работы» (20,2%); 5- «не слишком утомительная работа» (17,7%) и «возможность профессиональног
Как видим, идеальная пирамида видения целей труда и реализации потребностей личности в реалиях украинской действительности оказалась перевернутой (рис.1): первые места занимают базовые потребности (доминанта), потребности в безопасности и социально-психологическом комфорте, а в конце – творческие и социальные-служения, со значительным отрывом от базовых. Духовно-нравственные цели и потребности труда в опросах отсутствуют, что говорит и об искажениях в модели труда, сложившейся в сознании исследователей.
Базисные
Безопасности
Социально-психол
Власти, успеха, признания
Творческие
Социальные — служения
Духовно-нравстве
РЕАЛЬНОСТЬ
ИДЕАЛ
Духовно-нравстве
Социальные — служения
Творческие
Социально-психол
Безопасности
Базисные
Рис. 1. Пирамида потребностей, реализуемых в труде
Эта же тенденция проявляется и в анализе опросов WVS [5]. Приведем пирамиду потребностей, реализуемых в труде, для опрошенных в возрасте 15-29 лет: 1 – базисные (93,6%); 2 – безопасности (70,4%); 3 – социально-психол
Какие же угрозы таит в себе сформированная за годы реформ ценностная модель труда, поддерживаемая реальной практикой экономической жизни?
Доминанта на материальном, существенное ослабление творческой и социальной составляющих труда, снижение ответственности приводят к резкому снижению качества выполненной работы, снижению производительнос
В процессе труда должны реализовываться все потребности человека, в противном случае невозможно гармоничное развитие личности и, соответственно, комплексное и полноценное развитие социально-эконом
Большой разрыв между желаемым уровнем удовлетворения потребностей и реальными возможностями их реализации (низкое качество трудовой жизни) вызывает социально-психол
В конечном итоге существующая модель труда — это угроза для национальной экономики.
Есть ли выход из существующего положения? Мы считаем, что он пока еще существует. В реальной практике хозяйствования необходимо постепенно реализовать все принципы и условия эффективности труда, заложенные в православной модели. Для этого, с одной стороны, нужно готовить управленцев (критический управленческий потенциал), которые будут хотеть и знать, как это сделать, будут способны изменить сложившуюся систему управления, готовить будущий трудовой потенциал, транслируя через систему воспитания и образования православный идеал труда.
С другой стороны, необходимо способствовать реализации крупных проектов, которые дадут возможность для создания новых, современных, высокооплачиваем
Эти изменения необходимо подкреплять реальными действиями, направленными на повышение оплаты труда и ее дифференциации в соответствии с вкладом в развитие экономики и общества. Необходимо существенно снизить уровень коррупции и тенизации экономики, обеспечить справедливую систему налогообложения. Элита должна показать свою готовность ограничить личное потребление и перейти к более умеренным стандартам жизни.
Нужно помнить о том, что удовлетворенност
ЛИТЕРАТУРА
-
Компанієць В. В. Управління розвитком соціально-економ
ічних систем у духовно-морально му та соціокультурному вимірі. Частина 1. Розвиток соціально-економ ічних систем у духовно-морально му та соціокультурному вимірі. Духовно-моральна соціально-економ ічна система [Текст] : монографія / В. В. Компанієць. – Харків : УкрДАЗТ, 2011. – 305 с. -
Бразоль Б. Л. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //www.brazol. ru.
-
Єрмолаєв А. Культурні практики і культурна політика. Актуальні питання соціокультурної модернізації в Україні. Аналітична доповідь / А. Єрмолаєв, О. Левцун, О. Мельничук, В. Щербина / [Електронний ресурс]. — Режим доступу: // www.kultura.pl.u
a/kulturna-praktika-i-kulturna. -
Ермолаев А. Украинский характер (Характерные социально-психол
огические особенности населения Украины). Аналитический доклад / А. Ермолаев, А. Левцун, С. Денисенко / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // www.dialogs.org. ua -
World Values Survey Association [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // www.worldvaluessurve
y.org. -
Гундаров И.А. Как заставить власть быть нравственной (проблемы социальной эргономики)[Электронный ресурс]. — Режим доступа: // rusrand.ru›netcat_files/385/96/h_
Компаниец Виктория Витальевна, д.э.н, проф. каф. «Экономика и управление производственным и коммерческим бизнесом», Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, г. Харьков.
Оставить комментарий