Текст выступления культуролога А. Семенюка на Круглом столе «Исторический путь России и проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации» (Обнинск, 2 декабря 2015 года). Опубликован на сайте Русская народная линия
Уважаемые организаторы и участники круглого стола, посвященного историческому пути России, в самом определении сегодняшней дискуссии звучит слово Глобализация. И на самом деле темы, которые затронуты в названиях выступлений, глобальны и огромны, как сама Россия.
Обратите внимание на это емкое слово путь. Ни дорога, ни тропинка, а именно путь, по которому шла тысячи лет Россия. Путь каждого человека начинается с его прихода в этот мир. При чем приходят люди в мир одинаково, а уходят из него по-разному. И от того каким путем мы будем идти в нашей жизни, будет зависеть путь нашей Родины. Россия всегда была крепка традицией. На фундаменте великого государства золотыми буквами высечены три слова самодержавие, православие и народность. Традиционное воспитание и обучение начиналось в церковно-приходской школе. В основе был положен Закон Божий. Не хватит времени, чтобы перечислить самых достойных сыновей Великой России, которых она воспитала. Традиция в этом воспитании играла огромную роль.
Литература как связующая нить между прошлым и настоящим дает возможность заглянуть в будущее, предостерегает от ошибок. Как важно ее найти. Истинная литература в самом широком понимании этого слова несет в основе своей просвещение.
Хотелось бы обратить внимание слушателей на литературу историческую и художественную. Из этих книг ребенок, школьник, студент узнает о Родине и о быте своих предков. Верно говорят российские историки о своих коллегах, которые в дебрях ищут корни своей идентичности. В фундамент для подрастающего нового поколения необходимо заложить знание Закона Божьего, а от него все остальное. Как говорит Святое Писание: « Начало Премудрости, Страх Божий».
Кто может это начало положить? Родитель, и те люди, в окружение которых попадает его чадо. В своей работе «К познанию России», 1906 г. великий русский ученый Д.И.Менделеев говорит о роли образованности преподавателя: «… для этого (образования — А.С.) нужны большие народные средства, а во вторых, — что пожалуй еще важнее,-нужны хорошо подготовленные и приноровленные учителя, которые внушали бы начинающим учениеблагие начала, а ни того, ни другого пока нет». И далее: «При партийной сутолоке можно загноить не мало добрых семян, издавна и наследственно плодившихся в народе. Начинать мне кажется, следует не с этого конца, а преимущественно с того, при помощи которого развивается народный достаток… сама собою выступит народная потребность в образовании, потому что народ уже давно понял (полагаю, что со времен введения христианства) пользу распространения истинного просвещения».
В своей работе «Дневник писателя» Ф.М.Достоевский неоднократно обращается к роли преподавателя. Какие бы мы школы благоустроенные не строили, главная роль должна отводиться именно учителю. Очень важно, если мы хотим чтобы Россия становилась Православной не только на бумаге, но и в своей основе являлась таковой, начинать воспитание с семьи. Иначе за лесом можно не увидеть деревьев.
Многие из нас слышали притчу о том, как одному жившему в достатке человеку приснился сон о том, что к нему в гости придет Сам Господь Бог. Человек (хозяин) встал рано утром и стал готовиться к приему. Только убрался в доме и тут кто-то постучал в дверь. Он отворил и увидел на пороге нищего. «Некогда, приходи завтра», — ответил хозяин и продолжил подготовку. Позже, снова постучали. В этот раз на пороге стояла мать с ребенком. И ей он тоже отказал в помощи. Когда все было почти готово, звонок в дверь. На пороге стоял человек, продрогший от холода и просивший о ночлеге. И в этот раз наш хозяин оказался занятым и не внял просьбе. Все готово, горят свечи. Стол накрыт, кругом чистота и порядок. Думает, присяду в кресло, немножко отдохну, но сон оказался сильнее. Снится ему снова сон и во сне приходит Христос и спрашивает, что ж ты Мне не открыл, Я ведь три раза стучался к тебе сегодня. Стоит задуматься, как бы на месте этого хозяина не оказаться нам.
Отрадно думать, что в матушке России занимаются истинным просвещением. Возрождают епархиальные училища, кадетские корпуса, организовывают подобного уровня встречи. Надеюсь, что и западные рубежи некогда огромной Империи услышат голос своих братьев и как одна семья будут жить общими интересами на благо наших народов. Но нельзя забывать и другие пророческие слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского.
Цитата из «Дневника писателя»: «По моему внутреннему убеждению, самому полному и не преодолимому — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!!! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян».
Слова русский и православный по высказыванию Святителя Николая Сербского не отделимы друг от друга. Это начало всего.
Закончить хотелось бы цитатой из выступления товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Николая Давидовича Жевахова в январе 1917 г. в Харькове перед учениками епархиального училища (цитируется по его «Воспоминаниям»): «Всякая школа есть прежде всего школа жизни, и каждая наука должна давать вам не только знания, но и умение ими пользоваться во благо церковной, государственной и личной жизни. Однако эта цель никогда не будет достигнута, если в вашем распоряжении будут одни только знания. Для того чтобы использовать приобретенные в школе знания для общего блага, нужно еще одно условие, о котором часто забывают, но которое является краеугольным камнем всякого знания. Это условие было предъявлено Самим Господом еще первым людям в раю, наделенным величайшими знаниями и мудростью; это условие предъявляется Господом даже ангелам на небе, бесплотным духам, одаренным высшими свойствами, и называется оно послушанием. Вдумайся глубже в сущность этого требования и вы увидите в нем то основное начало, какое определяет характер отношения людей между собой. Приучайтесь прежде всего владеть собой, т.е. находиться в послушании у своей собственной совести, повинуйтесь требованиям, предъявляемым к каждому человеку заповедями Божьими нравственным законом; выполняйте требования долга и чести, вежливости и, где бы вы не находились и чтобы вы ни делали, не забывайте никогда, что есть старшие, коим вы обязаны послушанием. В этом основа законов общежития, сущность конституции человеческого рода.
Если вы вырастите и сделаетесь взрослыми, а вступив в жизнь, начнете осуществлять на разнообразных поприщах свою деятельность и войдете в отношения с окружающими вас людьми, то вы увидите, что главным ядом, разрушающим нашу государственность, общественность, семейную и личную жизнь, являются своеволие и непослушание; что этот яд впитывается человеком в самую раннюю пору его жизни, и что дьявол, с величайшей хитростью и обманом , продолжает дурачить людей теми же способами, какими пользовался в отношении первых людей. Сначала дети не слушаются родителей, затем своих учителей и воспитателей, затем, делаясь взрослыми и вступая в жизнь — своих начальников и, наконец, восстают против всякой власти, против всякого закона и порядка, губят государство и общество, семью и себя самих, т.е. делают именно то, чего от них требует дьявол. Козни дьявольские разнообразны, и нужно иметь великий духовный опыт, чтобы изменить, а тем паче бороться с ними. Однако пока человек остается смиренным и послушным, он еще вне сетей дьявольских. С того же момента, когда у него впервые заронилось сомнение в своем долге к старшим, и он начал сначала критиковать предъявляемые требования, затем перестал повиноваться, с этого момента он уже во власти дьявола. Мы все чаще и чаще слышим возражения о том, что не всегда требования, нам предъявляемые, справедливы, что не всегда нужно выполнять их… Однако, как бы убедительны ни были такие возражения, нужно знать раз навсегда, что ни дети не имеют право судить своих родителей, ни подначальные своих начальников.
Всякая власть, от Бога данная, есть власть безусловная, и повиноваться ей без критики и рассуждений обязан каждый из нас; ибо тот, кто получил такую власть, тот сам будет отвечать перед Богом в том, как он ею пользовался. Наше же дело — только повиноваться. Удерживаясь на этой позиции, повинуясь даже требованиям, кажущимся несправедливыми, исходящими от представителей законной власти, вы сделаете меньше зла, чем тогда, когда станете противиться им. В этом не только требование нашей совести, но и требование мировой гармони; нарушение его приводит к неисчислимым бедствиям. Бесконечная любовь Божия, наделяя человека благами, среди которых знанию отведено одно из первых мест, обставила пользование этими благами известными условиями.
Я указал вам на то, какое благо обеспечит вам наибольшую пользу от приобретенных вами в школе знаний, и прошу вас помнить , что, как бы велики ни были ваши знания, но они не дадут вам блага, если вы не научитесь умению ими пользоваться, и как бы велико ни было это умение, но вне требований послушания — не будет пользы от ваших знаний ни для вас, ни для окружающих, ни для церкви, ни для государства. Ибо только то знание есть знание действительное, какое в результате дает не гордость и кичливость, а смирение, кротость и незлобие, всецелое предание себя воле Божией и послушание».
А.Н.Семенюк, Брест
http://ruskline.ru/special_opinion/2015/12/prosvewenie_i_ego_rol_v_zhizni_pokolenij/