Завершая разговор о состояния мирового долга, начатый в статьях «Панорама мирового долга» и «Мировой долг: верхняя и нижняя части айсберга», выделим вывод, который делают авторы доклада консультационной фирмы McKinsey: мировой государственный долг стал главным фактором дестабилизации финансовой и экономической обстановки в мире. Необходимо срочно искать пути если не снижения мирового государственного долга, то хотя бы торможения его роста. Если первая волна мирового кризиса была спровоцирована, прежде всего, быстрыми темпами наращивания долга финансового сектора, корпоративного долга и долга сектора домашних хозяйств, то вторую волну кризиса, вероятнее всего, породит рост государственного долга.
Данные доклада фирмы McKinsey позволяют составить список первых десяти стран с наиболее высоким относительным уровнем государственного долга в 2014 году (% ВВП):
1. Япония – 234
2. Греция – 183
3. Португалия – 148
4. Италия — 139
5. Бельгия – 135
6. Испания – 132
7. Ирландия — 115
8. Сингапур – 105
9. Франция – 104
10. Великобритания – 92.
То, что Соединённые Штаты не вошли в первую десятку, оказавшись на 11-м месте с показателем, равным 89% ВВП, сразу вызывает сомнения, поскольку даже, согласно официальной статистике США, относительный уровень государственного долга США уже в 2011 году перевалил за 100% ВВП, а в 2013 году составил 106,6% ВВП. В 2014 году, согласно предварительным оценкам, государственный долг США достиг 109,9% ВВП.
На другом полюсе находятся страны с наиболее низким относительным уровнем государственного долга (% ВВП):
1. Саудовская Аравия – 3
2. Российская Федерация – 9
3. Чили – 15
4. Аргентина – 19
5. Перу – 19
6. Индонезия – 22
7. Австралия – 31
8. Китай — 31
9. Колумбия – 32
10. Норвегия – 34.
Обращает на себя внимание, что в списке стран с наименьшим уровнем государственного долга преобладают страны развивающиеся, тогда как наиболее высокий уровень государственного долга зафиксирован в экономически развитых странах.
Наиболее крупный государственный долг у США. В прошлом году он составлял, по оценкам, около 18 трлн. долл. На втором месте Япония — 10,5 трлн. долл., на третьем месте Китай — около 5,5 трлн. долл. Совокупный государственный долг трёх указанных государств (США, Япония, Китай) составляет около 34 трлн. долл., или примерно 58-60% всего мирового государственного долга.
Для сравнения: на середину 2014 года государственный долг России составлял около 50 млрд. долл., или менее 0,1% мирового государственного долга. Всё это нелишне напомнить сегодня, когда рейтинговые агентства, входящие в «Большую тройку», присвоили или грозят присвоить России «мусорный» рейтинг. Доклад McKinsey подводит к выводу: рейтинговые оценки «Большой тройки» находятся почти в обратно пропорциональной зависимости от уровней государственного долга рассматриваемых стран.
В табл. 1 приведены десять стран, у которых наблюдался наибольший прирост относительных уровней государственного долга в период 2007-2014 гг. В этом списке оказались страны группы PIGS, но недалеко от них находятся Япония, Италия, Франция. А США по абсолютному приросту государственного долга далеко превзошли всю группу PIGS.
Табл. 1.
Страны с наибольшим относительным приростом государственного долга за период 2007-2014 гг.
Страна | Долг/ВВП в 2007 г., % | Долг/ВВП в 2014 г., % | Прирост, проц. пункты |
Ирландия | 22 | 115 | 93 |
Испания | 40 | 132 | 92 |
Португалия | 65 | 148 | 83 |
Греция | 113 | 183 | 70 |
Япония | 171 | 234 | 63 |
Великобритания | 42 | 92 | 50 |
Италия | 92 | 139 | 47 |
Нидерланды | 45 | 83 | 38 |
Франция | 66 | 104 | 38 |
США | 54 | 89 | 35 |
В табл. 2 приведен список стран, которые сумели снизить относительный уровень государственного долга в 2007-2014 гг. Таких стран из 47, рассмотренных в докладе McKinsey, набралось всего 9. Между прочим, в указанном списке лишь одна страна из группы богатого Севера (Норвегия), остальные страны (не считая Израиль) представляют бедный Юг.
Табл. 2.
Страны с относительным сокращением государственного долга за период 2007-2014 гг.
Страна | Долг/ВВП в 2007 г., % | Долг/ВВП в 2014 г., % | Сокращение, проц.пункты |
Норвегия | 50 | 34 | -16 |
Саудовская Аравия | 18 | 3 | -15 |
Аргентина | 33 | 19 | -14 |
Перу | 29 | 19 | -10 |
Индия | 71 | 66 | -5 |
Индонезия | 27 | 22 | -5 |
Израиль | 71 | 67 | -4 |
Турция | 39 | 35 | -4 |
Филиппины | 43 | 40 | -3 |
Авторы доклада предполагают, что большинство стран мира в ближайшие годы будет продолжать наращивать свой государственный долг как в абсолютном, так и относительном выражении. Особенно это относится к так называемым экономически развитым странам. Эти страны могли бы обойтись без наращивания долга в том случае, если бы имели достаточно высокие и устойчивые темпы прироста экономики, что позволяло бы обслуживать и погашать долги по ранее взятым кредитам и займам. Однако проблема заключается в том, что многие из этих стран имеют темпы экономического роста, близкие к нулю или даже отрицательные. Авторы доклада попытались сделать оценку темпов экономического роста, при которых страны могли бы не прибегать к рефинансированию старых долгов за счет получения новых займов и кредитов. Оценки по отдельным странам приведены в табл. 3.
Табл. 3.
Оценки темпов экономического роста, при которых возможно прекращение дальнейшего увеличения государственного долга
Страна | Фактические реальные темпы прироста ВВП в 2014 году, % | Темпы прироста ВВП, минимально необходимые для остановки роста государственного долга, % | Дефицит прироста ВВП, процентные пункты.
(2) – (1) |
(1) | (2) | (3) | |
Испания | -2,3 | 2,6 | 4,9 |
Япония | -5,4 | -1,3 | 4,1 |
Португалия | +0,1 | +3,7 | 3,6 |
Франция | -2,3 | +0,2 | 2,5 |
Италия | +1,7 | +3,6 | 1,9 |
Великобритания | -2,7 | -0,8 | 1,9 |
Финляндия | -1,6 | -0,3 | 1,3 |
Нидерланды | -1,0 | 0,1 | 1,1 |
Бельгия | +0,1 | 0,8 | 0,7 |
США | -1,0 | -0,8 | 0,2 |
Как видно из табл. 3, особенно трудно отказаться от дальнейшего наращивания государственного долга таким странам, как Испания, Япония, Португалия, Франция, Италия, Великобритания. Для этого, по мнению авторов доклада, нужна радикальная структурная перестройка экономики. Авторы доклада намекают, что необходимы какие-то международные решения, связанные с торможением дальнейшего роста государственного долга, для того чтобы разорвать возникший порочный круг «государственный долг – экономический рост». Начать структурные реформы экономики в условиях непрерывного роста государственного долга крайне сложно или даже нереально. Необходимо либо частичное списание долга, либо введение моратория на обслуживание и погашение государственного долга.
О том же говорят и предложения пришедшей к власти в Греции коалиции левых сил СИРИЗА. Новое правительство Греции пытается договориться с Брюсселем о частичном списании государственного долга (он почти исключительно является внешним долгом) и/или введении моратория на обслуживание и погашение долга на время, пока греческому государству не удастся вывести экономику страны из состояния стагнации. Мораторий по долгам, по мнению нового правительства Греции, можно будет отменить лишь после того, когда экономика сможет давать прирост ВВП хотя бы 4-5% в год. А для этого следует отказаться от драконовских мер экономии, которые до сих пор навязывались Греции тройкой кредиторов (Международным валютным фондом, Европейским центральным банком и Европейской комиссией). Подобного рода «экономия» создает обратный эффект: снижает платежеспособный спрос со стороны населения и усугубляет экономическая стагнацию.