Россия помогла МВФ выдать кредит Украине
Новость о предоставлении Международным валютным фондом кредита Украине стала настоящим шоком. Не сам факт предоставления кредита, а то, что Россия внесла свою «лепту» в данный кредит.
Напомню коротко историю. К началу марта текущего года Украина оказалась на расстоянии даже не метра, а сантиметра от обрыва, называемого «дефолт». Банкротство Украины никак не входило в планы официального Вашингтона, который уже давно де-факто управляет этой страной. Используя свой административный ресурс главного акционера МВФ, Вашингтон «продавил» решение о предоставлении Украине финансовой помощи. 11 марта Совет директоров МВФ проголосовал за выделение Украине кредита в размере 17,5 млрд. долл. Программа финансирования рассчитана на четыре года. В течение первого из них Киев должен получить 10 миллиардов.
Через два дня после этого от министра финансов РФ Антона Силуанова мы узнаем некоторые «пикантные» подробности этого кредита. «Финансирование программы осуществляется как за счет квотных ресурсов МВФ, так и с привлечением финансирования от стран-акционеров в рамках их участия в так называемых Новых соглашениях о заимствованиях» (NAB). Российская Федерация в соответствии со своими обязательствами как участника NAB примет участие в финансировании первого транша программы МВФ для Украины в объеме 10 млн. SDR (13,751 млн. долл.)», — заявил министр. Добавлю: вчера Банк России по поручению Минфина уже осуществил перевод указанной суммы адресату.
Реакция наших граждан на заявление министра была крайне эмоциональной. Попробую эмоции перевести на язык, привычный для человека с рациональным умом. Никому сегодня в России (да и многих здравомыслящим людям за рубежом) не надо доказывать, что Украина благодаря усилиям Вашингтона превращается в очаг международной дестабилизации (как минимум в масштабах Европы) и плацдармом для возможной агрессии НАТО против России. Де-факто мы находимся в состоянии «холодной войны» с США. А тут еще Яценюк умудрился несколько раз сделать заявления, что Украина находится в «состоянии войны» с Россией (видимо, по указке своих хозяев из Вашингтона). Россия должна мобилизовать все свои силы для того, чтобы не позволить осуществиться планам Вашингтона на Украине. Это вопрос нашей национальной безопасности. При этом Москва должна задействовать все рычаги своего влияния. На практике мы видим, что Москва преимущественно использует лишь один рычаг — дипломатический. При этом, откровенно говоря, позиция нашего МИДа в основном оборонительная (оправдывающаяся), а не наступательная. Да, Россия участвует в переговорах в Минске. Это необходимо, но далеко не достаточно.
Кроме дипломатических средств имеются информационные, торгово-экономические и финансовые рычаги. Они используются очень вяло или никак не используются. Я не специалист в области энергетики, но ряд экспертов полагает, что «газовое» оружие никак не используется. Более того, «Газпром» ценами на топливо субсидирует режим в Киеве. Прекратись поставки природного газа из России — этот режим не продержался бы и месяца (особенно если этот месяц зимний).
Перехожу теперь к финансовым рычагам, в которых понимаю больше. Увы, они также не используются. Как известно, в самом конце 2013 года Россия перечислила Украине в рамках крупного займа первый транш на сумму 3 млрд. долл. Условия займа предусматривают, что погашение долга по этому траншу должно произойти в конце текущего года. Но это в случае, если заемщик не ухудшил существенно своего финансового положения. Конкретно, уровень государственного долга не должен превышать 60% ВВП. В противном случае Москва (Минфин России) вправе требовать досрочного погашения долга. Долг Украины уже перевалил планку 70% ВВП, а Москва как воды в рот набрала. Молчит.
Замечу, что указанный долг на сумму 3 млрд. долл. — не единственный. Имеются и другие обязательства. Причем не только по линии «Газпрома». Время от времени первые лица государства озвучивают общие суммы долга Украины — как государственного, так и корпоративного. Например, в марте прошлого года премьер-министр Д. Медведев называл сумму в 16 млрд. долларов. А в декабре 2014 года президент Владимир Путин оценил общий долг Украины России в 32 млрд. долларов, в том числе российским банкам — 25 млрд. долларов. Получается, что Россия — крупнейший кредитор той страны, премьер-министр которой объявил нам войну. Более крупный кредитор, чем США и страны Европы. Указанный долг — мощнейший ресурс, с помощью которого Россия могла бы управлять ситуацией на Украине. Но, увы, не управляет. Вопрос об использовании этого ресурса не ставится ни МИДом, ни Минфином, ни Совбезом.
А вот наш геополитический противник — США — использует все ресурсы для давления на Россию. Причем ресурсы не только и не столько собственные, сколько чужие. Один из них — МВФ. Казалось бы, мы могли выбить из рук Вашингтона это оружие, однако мы этого не делаем. Объясню, что я имею в виду.
Во время финансового кризиса 2007-2009 гг. МВФ показал свою неспособность купировать очаги финансового кризиса в разных странах мира. По той причине, что капитал его явно не соответствовал масштабу проблем. В 2009-2010 в рамках «Большой двадцатки» не раз обсуждался вопрос об «укреплении» ресурсной базы Фонда. Были приняты решения об удвоении капитала Фонда. А также о создании механизма привлечения дополнительных ресурсов под названием NAB (New Arrangement to Borrow). 38 государств и институтов (центральные банки ряда стран) приняли на себя обязательства, что при необходимости будут предоставлять для фондирования кредитов МВФ дополнительные средства. В данной схеме NAB Фонд выступает финансовым посредником, доводящим деньги государств-участников программы NAB до конечных получателей и гарантирующим погашение обязательств по таким «забалансовым» операциям перед странами-донорами.
Общий лимит обязательств участников программы NAB в 2010 году был определен в 370 млрд. SDR, что на тот момент было эквивалентно примерно 555 млрд. долл. США. Чтобы был понятен масштаб программы, отмечу, что капитал Фонда в 2010 году был равен 238,4 млрд. SDR. Основные участники программы NAB (лимит обязательств, млрд. SDR): США — 69,1; Япония — 66,0; Китай — 31,2; Германия — 25,4; Франция — 18,7; Италия — 13,6; Саудовская Аравия — 11,1; Национальный банк Швейцарии — 10,9. Подписалась под участием в программе и Россия с лимитом обязательств в 8,7 млрд. долл. Участие отдельных государств (Минфинов, казначейств) и центральных банков в программе NAB покрыто завесой секретности. В результате закулисных переговоров определяются государства и центральные банки, которые будут «скидываться» на поддержание тех или иных кредитов. Деятельность программы NAB крайне политизирована и процессом принятия решений управляет Вашингтон.
Жизнь показала, что именно существование программы NAB тормозит реформирование МВФ. Решение об удвоении капитала Фонда и корректировке квот стран-участниц в капитале Фонда были приняты еще в конце 2010 года. Эти решения должны ратифицироваться основными странами-членами. Однако Вашингтон уже пятый год «тянет резину». Конгресс США отказывается от ратификации, поскольку многие «народные избранники» на Капитолийском холме считают это противоречащим национальным интересам Америки. Почему? Потому, что надо будет отдать для пополнения капитала около 60 млрд. долл. Но, что для дяди Сэма крайне неприятно, Вашингтон одновременно может потерять «контрольный пакет акций» в Фонде в результате корректировки квот. Блокирующий пакет, согласно Уставу МВФ, — 15% капитала. У США в 2010 году было около 17%. Сегодня даже при существующей формуле квота была бы на уровне чуть-чуть выше 15%. А большинство стран-членов Фонда полагают, что формула несправедлива, ее надо пересматривать.
Таким образом, Фонд давно уже находится в состоянии кризиса. Он пытается делать хорошую мину при плохой игре. Давно уже занимаясь раздачей не собственных, а чужих денег, которые ему помогает добывать дядя Сэм. Прибегая к таким методам, как шантаж, угроза военной агрессии, понижение инвестиционных и кредитных рейтингов, информационное давление и т.п. Фонд уже давно растерял остатки своей внешней респектабельности. Хотя мировые СМИ стараются изо всех сил для того, чтобы поддерживать имидж этой полукриминальной конторы. Фонд, выдавая той или иной стране кредиты, старается не раскрывать секретов, касающихся источников этих кредитов, списки стран-доноров. Ибо политическая подоплека кредитов сразу станет понятной.
То, что Силуанов обнародовал участие России в кредите МВФ Украине, диктуется отнюдь не желанием сделать деятельность Фонда и России «прозрачной» (плевать Фонд и дядя Сэм хотели на эту «прозрачность»). Это символический акт, призванный унизить Россию, показать, «кто в доме хозяин». Это своего рода удар, преследующий цель деморализовать народ России, а заодно и силы сопротивления в Новороссии. Недаром, одновременно с информацией о новом кредите Киеву и участии в нем России была обнародована информация о том, как планируется использовать 5-миллиардный транш Фонда. Как сообщило немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten, Киев планирует потратить 3,8 миллиарда долларов из кредита МВФ на вооружение украинской армии американским оружием. Украинский министр финансов Наталья Яресько ранее заявляла, что после получения кредита от МВФ, выделяемые средства на оборону увеличатся с 1,25% от ВВП до 5,2%.
Силуанов фактически сделал громогласное заявление: Россия дает деньги Украине для того, чтобы официальный Киев убивал наших братьев в Новороссии.
У этой истории есть и другой аспект. Даже если бы кредит предоставлялся не Украине, а какой-нибудь далекой африканской стране, Минфин России не должен был принимать финансового участия в подобной операции. Почему? — Потому, что это способствует сохранению программы NAB. А сохранение программы означает, что США и дальше будут тормозить процесс реформирования Фонда, продолжая использовать МВФ в качестве инструмента своей политики.
Между тем, Россия могла бы уже давно занимать совершенно другую позицию в Фонде.
Во-первых, выйти из программы NAB. Во-вторых, доводить до сведения общественности, что творится внутри Фонда. Достаточно проиллюстрировать это на примере того, как принимаются решения по кредитам Украине. Устав и другие документы Фонда запрещают выделять деньги тем странам, где ведется гражданская война. На Украине происходит такая война, однако совет директоров Фонда послушно голосует за кредиты Киеву. В апреле прошлого года Фонд принял решение о кредите на сумму 17 млрд. долл., выдано было в общей сложности 6 млрд. долл. В феврале нынешнего года Фонд однозначно заявил, что заемщик не выполняет условий кредита, дальнейшее перечисление средств приостанавливается. При таком заключении принятие решения о новом кредите также является прецедентом, которого не было за всю почти семидесятилетнюю историю существования Фонда.
В-третьих, поставить вопрос о том, что США — единственная страна-член Фонда, которая заблокировала решение Совета директоров о корректировке и увеличении квот. Эту тему можно и нужно всячески «раскручивать» как внутри самого Фонда, так и за его пределами. Кто все это будет делать? — Между прочим, в Фонде есть исполнительный директор от Российской Федерации. Кто-нибудь слышал его выступления? Или хотя бы знает его фамилию? — Это Алексей Можин. Вот постоянного представителя России в ООН Виталия Чуркина знает любая домохозяйка в нашей стране. А кто такой Алексей Можин и как он продвигает интересы России в Фонде, не знают толком даже самые изощренные российские политики. Чем-то Алексей Можин напоминает глубоко законспирированного посла России на Украине Михаила Зурабова. Прямо как «боец невидимого фронта».
А возможности России в Фонде не так уж и малы. Достаточно сказать, что даже без учета корректировки квот доля стран БРИКС превышает долю США и позволяет блокировать ключевые решения на совете директоров Фонда. Т.е. при соответствующей дипломатической работе по линии МИД и Минфина с партнерами по БРИКС Россия вполне могла бы заблокировать выделение данного кредита со стороны МВФ Украине. Было бы, кстати, интересно узнать, как Россия голосовала на совете директоров Фонда по двум последним кредитам Украине.