156-6-3

Дефолт Аргентины – «звонок» Украине

После событий на Украине в последние несколько дней на втором месте по значимости, наверное, продолжают находиться события, связанные с Аргентиной. Аргентина фактически вынуждена была признать дефолт по своим внешним долговым обязательствам. Впрочем, дефолты на такое уже редкое явление в нынешнем мире. Дефолт Аргентины – не ординарное событие. По той причине, что в данной истории она оказалась жертвой финансовых стервятников и так называемого «правового империализма» Америки.

Как Аргентина попала в лапы финансовых стервятников.

История нынешнего дефолта восходит к 2001 году, когда Аргентина вынуждена была объявить предыдущий свой дефолт по долгам государства (суверенный дефолт) на сумму около 130 млрд. долл. Но тогда дефолт был «классическим», он был обусловлен отсутствием у государства необходимых средств для обслуживания внешнего долга (выплаты процентов) и погашение основной его суммы. Пожалуй, единственной и важной особенностью того аргентинского дефолта было только то, что это был крупнейший в мировой финансовой истории суверенный дефолт. Не буду описывать последствия этого неприятного события для экономики и социальной жизни Аргентины. Важным для нас является то, что начался процесс реструктуризации долга путем переговоров Аргентины с зарубежными держателями государственного долга. В результате большинство кредиторов пошли на списание значительной части долга (до 75%) и изменение условий погашения оставшейся суммы. Было проведено две реструктуризации – в 2005 и 2010 гг. Все бы хорошо. Но на такую реструктуризацию не согласилась часть инвесторов, на руках которых находилось облигаций аргентинского казначейства на сумму около 4 млрд. долл. Особенно в этой группе несогласных инвесторов выделялась небольшая кучка хедж-фондов во главе с Elliott Management Corp. миллиардера Пола Сингера. Эти хедж-фонды имели пакет аргентинских бумаг на сумму немного более 1,3 млрд. долл. За ними закрепилась к тому времени уж слава так называемых «финансовых стервятников». Эти и другие финансовые хищники покупали на рынке долговые обязательства государств, находившихся на пороге суверенного дефолта или уже объявивших о дефолте. А затем такие инвесторы-хищники начинали требовать 100-процентных выплат по бумагам, не на какие компромиссы с должниками не шли. Наглость финансовых стервятников объясняется тем, что инвесторы подобного рода вступают в неформальные отношения с судебными органами стран Запада, прежде всего США и Великобритании. Они подают иски в суды с требованием обеспечить им 100-процентную «сатисфакцию» по долговым бумагам. И суды такие иски удовлетворяют. В этой связи даже появился термин «юридический», или «правовой» империализм.

Решение нью-йоркского суда, или «правовой империализм» в действии.

В полной своей красе этот «юридический империализм» проявился в случае с Аргентиной. «Стервятники» обратились в суд Нью-Йорка с требованием заставить Аргентину выплачивать им по долговым бумагам суммы в полном объеме, т.е. без учета реструктуризации долга. В октябре 2012 года Апелляционный суд второго округа США в Нью-Йорке удовлетворил исковое требование «стервятников». Более того, он запретил Аргентине обслуживать реструктурированные обязательства, пока она не рассчитается с фондами, подавшими исковое заявлениеБуэнос-Айрес яростно сопротивлялся. Дело было даже не в том, что у него не было денег на оплату требований «стервятников», а в том, что это создавало прецедент. Другие держатели долга почти наверняка потребовали бы таких же 100-процентных выплат. Аргентина могла бы быть отброшена на исходные позиции, которые она занимала в 2001 году. Аргентина оказалась заложником нью-йоркского суда, потому что ее международные облигации выпущены по праву штата Нью-Йорк.

Суд Нью-Йорка определили крайний срок возможного внесудебного урегулирования проблемы между «стервятниками» и Аргентиной – утро 31 июля. К этому моменты такого урегулирования не было достигнуто. Уже утром в четверг ведущие рейтинговые агентства понизили инвестиционный рейтинг Аргентины до уровня «плинтуса». Платежи, которые Аргентина исправно осуществляла держателям реструктурированного долга, были судом заблокированы. Фактически суд поставил крест на решениях о реструктуризации долга 2005 и 2010 гг. По экспертным оценкам, долг Аргентины после перерасчета должен взлететь до 120 млрд. долл.

Надеюсь, теперь понятно, почему многие страны пристально следили за судебной тяжбой Аргентины с финансовыми стервятниками. Среди держателей долговых бумаг целого ряда стран есть фонды и иные инвесторы с яркими, а иногда не очень яркими признаками таких стервятников.

Украина на пороге дефолта.

Украины – одна из них. Согласно последним данным министерства финансов Украины, долговое положение таково. На 1 мая 2014 г. общая сумма внешнего долга Украины приближалась к 140 млрд. долл. Из них более 100 млрд. долл. – внешний долг негосударственного сектора экономики. Государственный внешний долг – 36,86 млрд. долл. По отношению к золотовалютным резервам Украины на 1 мая 2014 г. государственный внешний долг был равен 38,6%. Для сравнения: на 1 января 2014 г. этот показатель составлял 54%, а на 1 января 2011 г. был равен почти 100%. Сравнение этих показателей свидетельствует о снижающейся способности властей Украины обеспечивать выполнение своих обязательств перед зарубежными держателями государственного долга.

Некоторые оптимисты утверждают, что долговое положение Украины и сегодня, в середине 2014 года не так плохо. Все, мол, познается в сравнении. Общий государственный долг Украины (включая внутренний) на 1 мая 2014 года составил 65,22 млрд. долл., что эквивалентно 40% ВВП страны. Правда, к концу года ожидают, что этот показатель вырастет до 60%. На фоне Греции, у которой относительный уровень государственного долга, по разным оценкам, 150-160% ВВП не так уж плохо. Да в странах, входящих в еврозону, по оценкам, уже в следующем году этот показатель может достичь планки 100%. Но есть одно маленькое но: в Европе нет войны, нет беспорядков, неплохая собираемость налогов, а, главное, нет падения ВВП. 60% ВВП – вроде бы не критичный уровень госдолга. Но это при растущей экономике или, по крайней мере, «нулевой». Экономика Украины катится по наклонной. К такому выводу пришли в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s. Они резко ухудшили прогноз для украинской экономики: ВВП по итогам этого года сократится  на 7% по сравнению с предыдущим. Впрочем, оценки агентства весьма оптимистичны. Оценки частных экспертов предсказывают реальное (выраженное в постоянных ценах) падение ВВП на треть. К тому же, эксперты агентства не видят даже шансов на ослабление украинского кризиса в ближайшей перспективе. Большинство из них предсказывает дефолт по внешним государственным обязательствам, независимо от исхода боевых операций на юго-востоке страны.

Возможна ли реструктуризация украинского долга?

Власти Киева и сами это понимают, но рассчитывают на понимание Запада и надеются на особые преференции. Под преференциями я имею реструктуризацию долга иностранными держателями. Но надежды эти не очень обоснованы. Во-первых, потому, что часть внешнего государственного долга принадлежит так называемым «привилегированным» инвесторам. За этим специальным термином скрываются международные финансовые организации, которым запрещено изменять условия кредитов. А правительство Украины должно большие суммы таким «привилегированным» инвесторам, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк. Реструктуризация проводится обычно в отношении того долга, который связан с казначейскими бумагами. На 1 мая 2014 г. общая сумма обязательств Украины по суверенным еврооблигациям составляла 17,4 млрд. долл., или почти ½ всего внешнего государственного долга страны. Крупнейшим держателем таких бумаг является американский взаимный фонд Franklin Templeton. Я о нем писал осенью прошлого года. На 1 мая стоимость портфеля украинских евробондов в портфеле фонда достигла 7,6 млрд. млрд. долл., т.е. около 43% всех долговых обязательств Украины по евробондам. Как я уже отмечал в своей тогдашней публикации, указанный фонд имеет все признаки «финансового стервятника». Такие инвесторы не привыкли идти навстречу должникам и проводить реструктуризации.

Аргентина и громогласное заявление Яценюка.

Вчера, 31 июля премьер-министр Украины Яценюк в Верховной Раде сделал следующее громогласное заявление: «Сегодня в мировой экономике есть две новости. Первая новость – Аргентина объявила дефолт. Вторая новость – что Украина не объявила дефолт и никогда его не объявит». Видимо, Яценюк рассчитывает на своих вашингтонских покровителей. Правда, думаю, особой надежды на то, что Вашингтон даст миллиарды (и, тем более десятки миллиардов) на рефинансирование суверенного долга Украины у премьер-министра Украины нет. Тем более этого не сделает Брюссель, поскольку бедственное долговое положение Европейского союза, как мы отметили выше, вполне сравнимо с положением Украины.

Полагаю, что Яценюк может питать некоторую надежду на предотвращение дефолта с помощью реструктуризации суверенного долга Киева. При этом премьер не настолько наивен, чтобы верить в «гуманизм» финансового стервятника Franklin Templeton. Но, видимо, он очень рассчитывает на то, что его «шефы» из Вашингтона найдут способ привести в чувство финансового хищника. Может быть, премьер-министр даже знает историю реструктуризации греческого долга в 2012 году, когда мировая финансовая олигархия списала с Греции около 100 млрд. долл. долга. И этот прецедент вдохновляет премьера. При этом, напомню, эта самая олигархия грубо и беспардонно проигнорировала нежелание небольшой группы инвесторов (преимущественно немецких, которых никак «финансовыми стервятниками» не назовешь) участвовать в реструктуризации. Там были другие цели (надо было срочно предотвращать дефолт всей Европы), другие участники, другие бенефициары и другие «лузеры». В общем, не советую Яценюку сравнивать Украину с Грецией.

Но я хотел бы обратить внимание Яценюка не следующий момент: а не кажется ли премьеру, что его вашингтонские «шефы» могут иметь свои интересы в указанном фонде? Иначе трудно объяснить, почему на протяжении всего прошлого Franklin Templeton так уверенно скупал украинские бонды, от которых панически бежали другие инвесторы. Впрочем, Яценюк – один из наиболее ушлых финансистов на Украине и, как мне кажется, все прекрасно понимает. А своим заявлением выдает желаемое за действительное. И при этом в очередной раз делает хорошую мину при плохой игре.

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также