Наука. Научное знание.
В чем особенность?
Научное знание претендует иметь следующие свойства. Определенность и точность (“говорите по существу”). Истинность (“что есть истина?”). Проверяемость (“а докажите?”). Общезначимость (“а зачем нам это?”). Практическая полезность (“где в схеме зелень?”).
А можно ли доверять науке как способу мышления и тем более ее продукту – знанию? Для того, чтобы это понять, хорошо обратиться к истории и философии науки.
Распространены две теории развития науки и научного знания – кумулятивистская и некумулятивистская.
Сторонники первой точки зрения, а это, главным образом, позитивисты всех мастей (Конт, Спенсер, Мах, Авенариус), постулируют несколько тезисов:
— наука – линейный процесс;
— новое опирается на уже существующее;
— новое лучше старого;
— всё, что отвергает наука – заблуждения.
Соответственно, такая точка зрения убеждает нас в том, что учёный руководствуется в ходе своей деятельность только когнитивными принципами, рассекая умом единый пруд известных данных и такой же единый океан объяснений этих данных и создавая универсальную, доселе неизвестную, более полную и правдивую концепцию.
Сторонники второй (некумулятивистской, или релятивистской) теории, а это большая часть постпозитивистов (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд), согласны в том, что научное знание в принципе является совокупностью эмпирических фактов, связанных между собой мысленными конструкциями; но дело в том, что мысленные конструкции выбираются не строго, а по различным склонностям и вкусовым предпочтениям; при этом некоторые известные факты сознательно игнорируются, а выбираются только те, которые позволяют подтвердить, заранее выбранную гипотезу.
Очевидно, что выбор обусловлен, в первую очередь, социокультурными особенностями человека и среды, в которой он живет, его намерениями, мировоззрением, душевным устроением.
Слово имеет вес, слово имеет силу.
“Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.” Еф. 4:29
Источник: https://medium.com/@afanasyev1/наука-научное-знание-259c77179775
Определенность, точность и истинность как критерии научности всё чаще заменяются объектностью (Мамчур Е.А. Лебедев С.А. и др).
Уже в конце прошлого века утвердился взгляд, согласно которому правильнее говорить об интервале, в котором научная абстракция имеет смысл и является адекватной.
Заблуждения в науке тоже нельзя оценивать как однозначно отрицательное явление Сухотин А.К.).
Дорогой Д.Ю.! На кого рассчитан этот пересказ учебника по истории философии науки и одностороннее освещение вопроса?
Вы же не изучаете экономику по учебникам? Зачем же изучать по учебникам и словарям гносеологию?