Украина на грани дефолта: казна пуста, капитал утекает, экономика в кризисе, финансовый сектор парализован. Самопровозглашен
Украина уже сегодня стоит на грани финансовой катастрофы и коллапса бюджетной системы — низкопередельная сырьевая экономи
Согласно официальным данным статистич
Если в отчетах Правительства уровень жизни украинцев растет, то на самом деле с учетом реальной инфляции неуклонно падает — зарплата в 350-400 долл. является недоступной роскошью для критически значимой части населения страны. При этом украинская гривна, обвалившаяся за последние месяцы на 25-30%, обновила абсолютный исторический минимум по отношению к доллару и евро — 10,2 и 13 гривен соответственно. И это только самое начало обвального падения — для стабилизации бюджета и платежного баланса, а также поддержки сырьевых олигархов и обрабатывающей промышленности необходимо ослаблять курс гривны, который в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) укрепи
Неудивительно, что размер внешнего государственного
При этом крайне важно понимать, что даже этих 18 млрд. долл. сегодня нет у Правительства Украины — практически целиком и полностью это средства самого Нацбанка Украины, сформированные им от увязки эмиссии градины с притоком иностранной валюты в рамках неоколониальной политики «валютного правления» (currency board). Это не средства Минфина, полученные от формирования бюджетных излишков и сверхдоходов, которые были изъяты через фискальный механизм во внебюджетные резервные фонды. Это не аналог российского Резервного Фонда и ФНБ. Это средства Нацбанка Украины, которые он не имеет права тратить на финансирование бюджетного дефицита и погашение внешних долгов государства. Эти средства предназначены для проведения валютных интервенций, которые призваны стабилизировать валютный курс и платежный баланс страны.
Попытка потратить средства Центробанка чревата двумя осложнениями. Во-первых, в силу того, что эмиссия национальной валюты привязана к притоку иностранной валюты, а денежная база формируется в рамках внешнего канала, не учтивая потребности экономики в деньгах и минуя механизм рефинансирования банков под залог корпоративных и государственных ценных бумаг, то любая продажа валюты будет означать сжатие денежного предложения и демонетизацию экономику, сопровождаемую ростом процентных ставок и инвестиционным кризисом. Во-вторых, баланс Минфина и Центробанка не пересекаются и являются автономными — даже с технической точки зрения сложно осуществить эту операцию иначе как через покупку госбумаг на баланс Нацбанка Украины.
В-третьих, направление валютных резервов Центроб
Очевидно, что новые власти Украины, осуществившие вооруженный госпереворот при прямой и нескрываемой поддержке США и ЕС, ни при каких обстоятельствах не пойдут против воли Вашингтона и ФРС США. Яценюк и Тимошенко с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом согл
С этой точки зрения уместно говорить о том, что у Украины вообще нет денег для обслуживания внешних долгов и оплаты задолженности за поставленный газ. Даже те 15 млрд. долл., которые формально находятся на балансе Нацбанка Украины, по сути дела не принадлежат Правительству — Минфин не имеет юридического права ими распоряжаться. Это многократно усугубляет ситуа
По сути дела, Киев уже сегодня не способен обслуживать свои долги — причем не только Правительство, но и крупнейшие украинские корпорации и банки. В условиях экономического спада, инвестиционного кризиса, бегства капитала и паралич банковской системы у Украины не остается источников доходов. Тогда как обязательства и размеры платежей перманентно растут. Весьма показательно, что уровень риска дефолта Украины оценивается спекулянтами и инвесторами как никогда высоко — так называемые страховки от дефолта (CDS) находятся вблизи многолетних максимумов (уступает лишь Аргентине и Венесуэле), отрадная 60% вероятность дефолта.
А в доходности государственных облигаций сформировалась дефолтная инверсия — доходность краткосрочных облигаций кратно превышает доходность долгосрочных бумаг (20-22% против 12-13% соответственно). Это свидетельствует о падении цены облигаций с ближайшим сроком погашения и неуверенности инвесторов в том, что Киев будет способен погасить или рефинансировать долги.
Масла в огонь подливает евромайдан — вооруженный мятеж и анархия в западных провинциях обернутся еще большим обвалом производственной и инвестиционной активности, а также падением бюджетных доходов.
В настоящий момент сложно точно сказать, сколько средств требуется найти властям Украины в самое ближайшее время для оплаты задолженности за поставленный рос
При этом аппетиты самопровозглашен
Вполне очевидно, что Украина расплачивается с Россией за поставки российского газа российскими же деньгами, получаемыми от Москвы по облигационному каналу — Правительство России еще в декабре 2013г. подписали соглашение с Киевом о выделении 15 млрд. долл. из состава средств ФНБ на приобретение новых размещений украинских государственных облигаций. 3 млрд. долл. уже были потрачены РФ на приобретение евродолларовых облигаций Украины на Ирландской фондовой бирже.
Очередной транш в два миллиарда долл., который должен был быть осуществлен еще в середине февраля, оказалс
Это равносильно выделению средств будущих российских пенси
Категорически нельзя давать деньги режиму, который мало того, что является нелегетимным и самопровозглашен
Самая адекватная политика поведения в сегодняшней ситуации — не предпринимать никаких действий в поддержку кабинета министров Яценюка. Россия в принципе необязана выделять оставшиеся 12 млрд. долл. на покупку украинских гособлигаций. Во-первых, на Украине не было выборов и нет легитимной власти — воспринимать всерьез Правительство Яценюка не получается при всем желании. Как и все законы, принимаемые Верховной Радой, в которой голосования проходят под дулом автоматов, несогласные с оранжистами депу
Во-вторых, Россия и не обязана полностью исполнять подписанные ей самой соглашения — согласно им Россия имеет право, но не обязана предоставить заем Украине. И только в том случае, если у Москвы будет такое желание и уверенность, что деньги российских налогоплательщик
Да, в первые месяцы 2014г. Киев в пять (!) раз сократил среднесуточный объем закупок российского газа. Однако отказаться от российского топлива он просто не в силах — ни забор газа из подземных газохранилищ (который, главным образом, предназначен для гарантирования бесперебойных поставок топлива в Европу транзитом через территорию Украины), ни реверсные поставки газа из стран Восточной Европы (сейчас Нафтогвз закупает российский газ у Польши, Чехиии, Словеннии и ряда других стран, который предварительно был поставлен туда по менее высоким ценам, чем газ, поставляемый из РФ в Украину) изменит
Как показывает практика, США и ЕСТЬ готовы громче всех кричать про демократию и готовность поддержать евромайдан, однако на деле предоставить деньги не готовы в прнципе. По большому счету, для элементарного шатания дыр в бюджете и платежном балансе Украине требуется порядка 12-15 млрд. долл. в течение 5-6 месяцев. 5-7 млрд. жизненно необходимы уже сейчас.
Однако ЕС готов предоставить не более 1-2 млрд. — это капля в море, которой не хватит не то что для стабилизации финансовой ситуации и реанимации экономики, но даже для оплаты похоронной процессии и места на кладбище. Причем даже эти деньги Еврокомиссия и ЕЦБ будут готовы предоставить в случае проведения крайне болезненных, антисоциальных и убийственных реформ в лучших традициях Гайдаровской терапии, которые спровоцируют всплеск нищеты и бедности, усугубление экономического кризиса и производственног
Наряду с этим США в своих лучших традициях победившего прагматизма и вовсе на спешат раскошеливаться и вливать реальные финансовые ресурсы в категорически недееспособное, непрофессиональн
Рецепты МВФ для Украины знакомы россиянам до боли — повышение тарифов естественных монополий (прежде всего, цен на газ) для населения на 40-60%, масштабная девальвация гривны, тотальный бюджетный секвестр, сокращение зарплат в бюджетном секторе, снижение пенсий, отказ государства от целого ряда социальных пособий и досрочного выхода на пенсию для работников опасных производств, отказ от протекционизма, урезание расходов на экономику и инфраструктуру,
Именно благодаря этим «пилюлям» МВФ и действиям компрадорского г
Аналогичные последствия ждут и Украину — видимо, оранжистам в лице Ющенко, Тимошенк
Уже сегодня украинская экономика является мифом и не более чем фразеологическим оборотом — она перестала существовать. Четверть века псевдорыночных реформ и воровства не прошли даром — металлургический сектор находится в преддефолтном состоянии в связи с продолжающимся более полутора лет падением цен на металлургическую продукцию и перепроизводство
Сельское хозяйство было обескровлено втягиванием в ВТО на несовместимых с жизнь условиях (Ющенко и Тимошенко хотели доказать Западу, что они в доску свои) — сокращением тарифной и нетарифной поддержки, урезанием государственного финансирования отрасли. Наукоемкая обраб
Экономика Украины коллапсирует — ей грозит судьба Греции или Португалии. С тем лишь отличием, что КЦБ и Еврокомиссия вынуждены были спасть страны европейской периферии в силу того, что PIIGS являются членами ЕС и Еврозоны, а Украина воспринимается в Брюсселе в качестве предбанника Европы, буферной зоны и сырьевой колонии. На Украину хотят повесить колоссальные и неподъемные обязательства, обязав подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС и Создании Зоны свободной торговли, не предоставив при этом никаких приференций — ни инвестиций, ни финансовой поддержки, ни безвизового пространства, ни технологий, ничего.
Самая правильная тактика поведения для российских властей — заморозить финансовую поддержку новым властям Украины до тех пор, пока не состоятся выборы президента и в Верховную Раду. За эти два месяца Правительство Яценюка и администрация президента Турчинова успеют целиком и полностью себя дискредитировать
Отказ от поддержки Киева можно увязать также с тем, что новый кабинет министров принимает откровенно антироссийские решения, а в Верховной Раде и на улицах городов с оружием в руках стоят люди, призывающие «посадить москалей на ножи», изгнать русскоязычное население, лишить его украинского гражданства и даже захватить Воронежскую, Белгородскую и Курскую области. Россия вполне имеет моральное право не поддерживать Правительство экстремистов и неонацистов.
При этом имеет смысл оказывать финансовую поддержку юго-востоку Украины, воздерживаясь от силовой агрессии, которая развяжет руки неонацистам из Правого Сектора и Партии Свобода, а также их покровителям в США и блоку НАТО. Предоставление кредитов и скидок на газ вкупе с гуманитарной помощью избранны
Наряду с этим имеет смысл делать ставку на раскачивание Евромайдана, разбалансировку крайне рыхлых оранжистов и игру на противоречиях внутри революционеров.
Как недовольно руководство вооруженных формирований Правого Сектора призывами Яценюка покинуть улицы и вернуться к мирной жизни. Раскачивание и без того дырявой лодки оранжистов поможет ослабить позиции русофобски настроенных властей Украины и существенно повысит шансы юго-восточных областей (Харьков, Донецк, Крым, Севастополь и т.д.) на самоопределение и получение широкой автономии. Им не стоит ставить вопрос о присоединении к России — российские коррумпированные чиновники, сырьевой олигархат, криминал и ультра либеральное Правительство Медведева ничем не лучше, чем коррумпированный режим Януковича, Ющенко или Тимошенко. Бежать из одного ярма и кабалы в другие — занятие бессмысленное. По крайней мере, в настоящий момент.
Они вполне могут позволить себе оставаться независимыми образованиями — уровень жизни местных жителей автоматически вырастет, так как сырьевой промышленности не придется кормить непроизводительн
Оставить комментарий