24-1

Павел Сатлейкин. Неопределенность как фактор современной политики России

История! В каких туманах

тебя опять заволокло?

(П. Антокольский)

 

Несмотря на невразумительность понятия «неопределенность», она оказывает влияние на нашу жизнь. С одной стороны, создаются дополнительные возможности тем, кто восполняет недосказанное и интерпретирует неопределенность в свою пользу. С другой стороны, смысловая незавершенность затрудняет принятие решений и увеличивает вероятность ошибки. Но, все же, состояние неопределенности дело рискованное, чреватое непредсказуемыми последствиями.

Поскольку политика — часть общественного сознания, она подвержена конъюнктуре, манипуляциям, навязыванию чужих интересов, выдаваемых за всеобщие. Это любимый конек власти.

В политике, как ни странно, большую роль играет мифология. На Западе сложился устойчивый миф о государстве всеобщего благоденствия, свободном мире, обществе равных возможностей.

В России тоже была своя славянская мифология о сказочном Острове Буяне, ушедшем под воду, но не сдавшемуся врагу Граде Китеже, о непобедимой Святой Руси. Но все эти мечтания имели духовную направленность, были грезами о светлом будущем, царстве добра и справедливости.

Любая мифология отражает душу народа, его чаяния и пристрастия. Философия западного мира: обладание, господство, подавление. Философия наших предков: соборность, миротерпимость, жертвенность. Со временем мифология инкорпорировалась в политическую среду и стала ее духовной составляющей. Собственно, на мифологии держится традиция — самая устойчивая во времени политическая категория.

Геополитическая неопределенность России и активность противника

В геополитике тоже имеются свои традиции. Так, европейские страны вместе с США демонстрируют атлантическую солидарность, связанную с общностью культуры и либеральными ценностями. Отчасти и религиозным выбором (на базе антиправославия, а сейчас уже и антихристианства).

Конечно же, отцом атлантизма являются США. Чтобы доказать свое величие и ведущую роль, США еще 1823 году приняли т. н. доктрину Монро. Она была направлена на утверждение решающей роли этого государства в мировых делах.

В дальнейшем эта доктрина была развита Г. Труменом в 1947 году под лозунгом сдерживания и отбрасывания коммунизма. Коммунизма уже нет, мы тоже стали «буржуинами» (правда, официально не признавая этого). Но доктрина сдерживания России осталась и продолжает свое вредоносное дело. Значит, проблема не в политической системе, а в чем-то более важном: сакральном антагонизме России и Запада.

Запад усиливает давление на Россию. Нас продолжают душить санкциями и учить демократии. Россия объявляется угрозой всему миру. В отношении нас беззастенчиво применяются технологии цветных революций.

А чем отвечает Россия на эти вызовы и угрозы? Скудной и невнятной политикой, очередным подтверждением преданности Западу, односторонними уступками и непомерным соглашательством.

Если США и их союзники в полной мере демонстрируют международную солидарность, острием направленную против России, то мы весьма замедленно и не впопад, если не сказать, трусливо противодействуем. Зона наших национальных интересов — постсоветское пространство задействовано слабо.

На постсоветском пространстве ни одна из объединенных структур, типа ЕврАзЭС, ЕЭП — большая четверка (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина), российско-белорусский союз, пока себя не оправдывает. Россия, как материнская плата, не дает союзникам нужной энергетики, но и эти страны не дорожат отношениями с нашей страной.

Из многочисленных ресурсов постсоветского мира Россия использует только мигрантов — явно не лучший и не главный приоритет. Да и кто будет дружить с не определившейся в себе страной, по уши погруженной в собственные проблемы?

Надо отметить, что в отношении России не определилась даже Белоруссия, не говоря уже о других колеблющихся странах. Одна из некогда верных республик бывшего СССР — Казахстан, например, переходит с кириллицы на латиницу. А это уже отрыв от общекультурного пространства, за которым стоит и политическое отчуждение. Взаимное недоверие замедляет интеграционные процессы, сужает их перспективу. Так что о стратегическом партнерстве пока говорить не приходится. Его время, видимо, еще не настало.

Еще большая неопределенность в области внешней политики. Кто наш друг, а кто враг — непонятно. Конечно, идет тонкая политическая и дипломатическая игра, все понимают, что главное содержится между строк. Но, все же, хотелось бы четких политических критериев. Правительство России утвердило перечень недружественных иностранных государств. В него вошли только США и Чехия.

Несмотря на то, что этот перечень открыт, все равно возникают вопросы. Неужели Великобритания, устраивающая провокации в наших внутренних водах, входит в круг наших друзей? (Если она не враг, то значит друг?). А Япония, претендующая на наши острова Курильской гряды и не желающая подписывать мирный договор, тоже наш союзник? Где логика? Какие политические или исторические критерии положены в основу списка недружественных стран? Это, увы, остается загадкой.

Неопределенность в области внутренней политики

Политическая неопределенность проявляется не только во внешней, но и во внутренней политике. В стране полностью отсутствует научный подход к управлению государством и обществом. В этой части мы скатились к временам Н.С. Хрущева с их волюнтаристским скачком в будущее — прямиком к коммунизму.

Похоже, капитализм у нас заменил коммунизм и стал новой иконой времени. В России он давно «протух», и как ни тужились либералы, не прижился на нашей почве. Но мы продолжаем его реанимировать и восхвалять его одежды, понимая, что король голый.

После отказа от марксистско-ленинской диалектики (исторического и диалектического материализма), новая власть так и не сформулировала свою политическую философию и идеологию. В ее понимании саморегулирующие рыночные механизмы, развитие демократии, расширение прав и свобод граждан — более эффективный инструмент, чем жесткая административно-командная система. Открыть шлюзы всему потоку жизни, а там куда кривая выведет — вот и весь метод управления. Такой примитивный подход к государственному управлению свидетельствует о некомпетентности власти, ее неспособности справляться со своими задачами.

Марксистско-ленинская диалектика, несмотря на свою линейность и идеологизированность, дала мощный толчок развитию СССР, сделала его великой державой. Все его ресурсы были направлены на достижение общего блага и повышение благосостояния всего советского народа. А что строим мы сегодня? Чего хотим? Куда идем? Непонятно. Не на Кудыкину ли гору?

Непонятно, какими научными критериями руководствуется нынешняя власть при оценке результатов своей деятельности. Успехи и провалы — две крайние точки, определяющие качественные и интегральные показатели состояния страны. Они определяют тенденцию, направление и динамику ее развития, эффективность принятия управленческих решений. Об успехах мы слышим со всех углов, а вот провалы, похоже, являются государственной тайной.

В советское время на недосягаемую высоту была поднята роль труда как источника создания материальных благ, удовлетворения духовных потребностей, основы развития любого общества.

А что сегодня? С одной стороны, безработица, паразитизм, нещадная эксплуатация незащищенных слоев общества. С другой — незаслуженное богатство, показная роскошь, претензии на элитарность, оторванной от интересов народа элиты. Разве можно говорить о солидарности и сплоченности в таком социально-расколотом обществе?

Словом, власть не нашла современной формулы национального единства. И все из-за отсутствия внятных целей и производной от ее стратегии. Плохо усвоила она и современную политическую диалектику (если вообще знает, что это такое). Еще В.И. Ленин предупреждал о необходимости правильной постановке вопросов: «Пытаясь решить частные вопросы, не решив прежде общие, мы будем вновь и вновь натыкаться на эти общие вопросы». И в этом смысле вождь мирового пролетариата был абсолютно прав.

Неслучайно советский период, несмотря на него недостатки, был высшей точкой восхождения России (СССР). Он сохранил державность «наполнив её новым содержанием», пробудил все лучшее, что накопила русская цивилизация, обеспечил баланс созидательных и охранительных начал национальной государственности. И только при М.С. Горбачеве и его преемнике Б.Н. Ельцине СССР сместился с исторической оси и мамона окончательно победила дух.

Понятно, что без национальной идеологии государственная система и все ее институты работают вхолостую, сами на себя, а вся общественная энергия уходит в песок. Именно поэтому провалена стратегия 2020 (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года), майские (2012 года) и последующие указы Президента, содержащие 218 поручений Правительству, большинство из которых не выполнено.

Когда ломается традиция (а в посткоммунистический период была сломана ее последняя опора — Имперскость в форме Советского Союза), то разрушается и многовековой порядок государственного устройства. Империя скукожилась до пусть самой большой, но не единственной своей части. Но часть, как известно, не обладает признаками общего, поэтому обрубки еще долго не восстановят свою жизнеспособность.

Неопределенность в политической борьбе

Устойчивость и стабильность любого государства зависит от взаимоотношения власти, оппозиции и народа. Но в этом направлении тоже большие проблемы. Власть озабочена собственным выживанием, оппозиция осторожно, чтобы не напугать власть, заявляет о своих претензиях и альтернативах. А выскочек вроде Н. Платошкина прямым ударом в голову Уголовным кодексом выбивают из политического процесса. А неопасных оппозиционеров вроде Жириновского, Миронова, Прилепина всегда ждут в Кремле для дачи соответствующих инструкций.

В целом же, оппозиция разобщена, ее амбициозные и ершистые лидеры переругались на потеху власти и ведут внутренние позиционные бои. Вместо объединения — хаос и разброд, вместо союза — взаимные претензии. Разобщенность оппозиции — бальзам на душу власти.

Народ, как всегда, безмолвствует: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков» (В. Высоцкий). Несмотря на то, что власть как, впрочем, и везде, не пользуется особой народной любовью, поднимать на нее руку народ не решается, обоснованно опасаясь непредсказуемых последствий. История России об этом неоднократно свидетельствует. Людям тоже нужна стабильность. Но у стабильности несколько значений, в том числе, и с обратным знаком. Стабильность может плавно перейти в застой и мертвящую тишину.

Народная апатия хуже социального брожения. Народ, как бы его не игнорировали власть предержащие — главная движущая сила истории. Если он пассивен, то теряется созидательная энергия, слабеют государственные механизмы и общественные устои. Если народ не подталкивает власть к переменам, то она сама ничего менять не будет. Глубокая вспашка политического поля власти противопоказана.

Под большим напором можно потерять управление страной. Понятно, чем это власти грозит. В итоге, политический треугольник: власть — оппозиция — народ из-за равенства сил застыл в ожидании лучших времен. Ничья, равная проигрышу страны.

Неопределенность в области культуры и нравственности

Но в тылу общей апатии и неопределенности активно действуют враждебные силы. Тихой сапой продвигаются идеи бездуховности, вытесняются нравственные основы нашего бытия. В этом можно убедиться, посмотрев сетку государственного телевещания. Сплошные ток-шоу: «Давай поженимся», «Пусть говорят», «Вечерний Ургант», «Мужское/Женское» и другие программы. Они цинично вмешиваются в тайну личной жизни, выставляя ее напоказ, сбрасывают табу с самых сокровенных и не предназначенных для публичного обсуждения тем.

Тот, кто определяет вещательную политику страны, ничего не понимает в идеологии и явно не обладает национально-патриотическим мышлением, либо является врагом государства, подрывающего его нравственные устои.

О массовой культуре я уже не говорю. Она кормит обывателя жвачкой легких отношений, типа: «бери от жизни все», (а что взамен?), прививает низменные вкусы и инстинкты. Видимая демократичность массовой культуры и ее доступность не имеют ничего общего с реальной жизнью и лишены национальных корней.

Роль сближения людей, как одно из якобы достоинств массовой культуры, тоже преувеличена. Сближение на почве развлечения не побуждает к крепким, серьезным связям, тем более — дружественным отношениям. Дать народу «кайф» («кейф»), утеху, наслаждение, вот, собственно, и вся роль массовой культуры. Такая праздность не преобразует душу к лучшему, а только порождает легкомыслие, негу и лень.

Конституционно-правовая неопределенность как причина неустроенности нашей жизни

«Куда ни кинь — всюду клин» — вот последствия невнятной политики во всех ее проявлениях. Да и откуда взяться содержательной политике, если существует вопиющая конституционно-правовая неопределенность в области государственного строительства и целей национального развития. Нашу национально-безликую Конституцию можно спутать с Конституцией любой европейской страны — разница только в нюансах.

Разделение властей и демократические институты в нашей Конституции сводятся к одному — поддержке олигархического режима. Конституционная запись в преамбуле о сохранении исторически сложившегося государственного единства, уважении памяти предков, утверждении веры в добро и справедливость, входит в разрез с нашей действительностью. Особенно издевательски звучит тезис о вере в справедливость.

Такого имущественного расслоения нет нигде в мире. Между олигархами и народом существуют антагонистические противоречия, фактически означающие кто — кого. Разве государство с таким политическим багажом может считаться социальным, демократическим государством, обеспечивающим благополучие и процветание России и ее народа?

Правовая неопределенность возникает и в результате взаимоисключающих предписаний (можно, но нельзя) или вследствие перегруженности правового поля законами, взаимно блокирующими друг друга. Этим, отчасти, объясняются многочисленные неисполнения поручений Президента, к тому же, не обеспеченных материальными ресурсами.

Невнятность правового регулирования порождает правовой нигилизм, неуважение ко всему государственному. А это не позволяет обеспечивать должную общественную дисциплину и правопорядок. В рамках действующих юридических процедур гражданам сложно добиться справедливости и восстановления своих прав. Вряд ли такому государству граждане могут обещать послушание и проявлять к нему уважение.

Как отметил А.А. Проханов: «Тайное устройство системы открыто немногим посвященным». Наша система сконструирована таким образом, чтобы никто ничего не понял, вся схема и ее задумки доступны только избранным. И это не конспирология, а реальность нашей жизни. Так и живем «под собою, не чуя страны» (О. Мандельштам).

Выводы:

  1. В какой бы сфере деятельности не проявлялась неопределенность, она создает реальную угрозу безопасности человека и государства.
  2. Неопределенность не просто не сформированный образ или незавершенное состояние объекта. Она может создаваться искусственно, как способ подавления противника. Неопределенность порождает бездействие и не позволяет дать своевременный и асимметричный ответ угрозе.
  3. Состояние неопределенности должно настораживать человека и государство, побуждать к решительным действиям по ее снятию.

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ САТЛЕЙКИН, ЧЛЕН РЭОШ, ПОЛКОВНИК МВД В ОТСТАВКЕ, АДВОКАТ, ВЕТЕРАН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.

 

 

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также