10-ГАЙДАР

Гайдаровщина добивает экономику страны

Статья Сергея Уланова, руководителя Центра уровня и качества жизни Института социальной политики Академии труда и социальных отношений, о новой «шоковой терапии», проводимой в стране по рецептам правительственных либералов. Опубликована в журнале «Промышленные ведомости»,  № 1 — 2015

В конце декабря прошлого года, когда цена на нефть упала до $50 за баррель, а рубль в 1,5 раза девальвировался в сравнении с началом этого же года, состоялось совещание президента страны с членами правительства. На нем президент, в частности, заявил:

«Если потребуется, хотя кому-то это и не нравится, но в данном случае это абсолютно оправданно, нужно включать режим так называемого ручного управления. В данном случае ничего здесь зазорного нет (возможно, ему пришла на ум аналогия с автомобилем для инвалидов — прим. автора). Но на что бы хотел обратить особое внимание. Многие здесь присутствующие знают, мы проходили непростые времена 2008 и 2009 годов: тогда работали по секторам. И я прошу вас и сегодня выстроиться именно на такой режим работы, чтобы было понятно, кто за что отвечает… ». 

В ответ на это министр экономического развития  Алексей Улюкаев, что никак не оправдывает названия возглавляемого им министерства,  доложил, что экономика якобы уже адаптировалась к ухудшившейся ситуации, а факт адаптации предостерегает от резких изменений в экономической политике. Эта простенькая мысль о том, что все в экономике делалось правильно, а развитие осуществлялось по единственно возможному направлению, в разных вариантах повторялась членами правительства и на недавнем Гайдаровском экономическом форуме.

Нет смысла повторять их заверения в верности гайдаровским заветам. Министерская риторика на тусовке в память первого разрушителя российской экономики не содержала даже намека на необходимость изменения экономического курса и на связь развернувшегося кризиса с этим курсом — да, мы что-то недоделали, но доделаем и углубим.   Своеобразный итог подвел Д.Медведев «Девальвация слов и обещаний хуже девальвации рубля. Мы должны учиться жить при низких ценах на энергоносители».

Первое заявление премьера можно принять за самокритику, уверенного в своей  незаменимости человека. А вот декларации о диверсификации и об инвестиционном климате кочуют в правительственных документах добрый десяток лет, не превращаясь в конкретные дела, и ничего с премьером и его командой не происходит. Так что второе его заявление — надо потерпеть и все образуется — обескураживает.

Форум проходил в январе этого года, но настроения у премьера остались прошлогодними – мол, санкции отменят к середине 2015 года, а цены на нефть рано или поздно поднимутся до $70 и даже выше. Не повлияла на настроения и работа над планом антикризисных мер, который необходимо было представить Президенту 25 января. Намек на большой запас прочности гайдаровско-медведевского курса можно усмотреть в выступлении вице-премьера Игоря Шувалова в Давосе: в 2009 г. цены на нефть быстро отскочили до новых максимумов, что стало поводом притормозить реформы, и в  нынешних условиях мы справимся со структурными реформами за три года.

Посмотрим, на чем же основан оптимизм Шувалова. Работа «по секторам», которая была приостановлена в 2009 г., ведется во выполнение указов Президента России от 7 мая 2012 года. В мае как раз исполнится три года с ее начала. В указах ставились конкретные и, подчеркнем, решаемые задачи. Министерства и ведомства разработали планы по их выполнению, в которых были и критерии выполнения стоящих задач, и ответственные за их достижение. В правительстве и Администрации Президента осуществлялся жесткий,  бюрократический контроль за их исполнением.

Соответствующая кнопка до сих пор есть на правительственном сайте. Последний раз ход исполнения указов докладывался президенту страны 7 мая 2014 года. Вот цитата из отчета Контрольного управления Президента РФ:

«В рамках указов от 7 мая 2012 года издано 274 поручения, ещё 134 поручения издано в их развитие. Всего 408 поручений, из них 341 исполняется Правительством. Срок исполнения в настоящее время наступил у 244 поручений. Ход исполнения регулярно рассматривается на заседаниях рабочей группы Комиссии по контролю за исполнением майских указов. Всего на заседаниях рабочей группы рассмотрен ход исполнения 228 поручений, из них 177 – это 78 процентов – признаны исполненными, в том числе 140 – это 61 процент – исполнены в первоначально установленный срок. Не исполнено и оставлено на контроле 51 поручение».

Как видим, работа в режиме ручного управления привела к порче прорвы бумаг и оказалась пустопорожней. Вместо устойчивого экономического роста экономика пошла на спад уже в 2013 г., то есть еще до санкций и при высоких ценах на нефть, за которые дружно прятали свою недееспособность члены правительства на гайдаровском форуме.

Новый антикризисный план  разработан по сценарию Основных направлений действий правительства по реализации указов и включает те же декларации: «В 2015–2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике… достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе». Есть и изменения, обусловленные нынешней тяжелой экономической ситуацией.

Однако утвержденный план является лишь его эскизом, а сам план появится во втором квартале. Конкретизация будет осуществлена на основе нового макроэкономического прогноза, а объемы финансирования по большинству направлений будут определены только по результатам утверждения нового бюджета страны. Замыкание антикризисного плана на утвержденный бюджет включает в состав ответственных за его исполнение почему-то также  Федеральное собрание и Президента РФ.

Наибольшую озабоченность правительственных чиновников в первые три месяца раскачки  вызывают не проблемы импортозамещения, не рост потребительских цен и снижение жизненного уровня населения, а положение в банковской сфере – хватит ли банкам триллиона рублей бюджетных денег. Не менее интересно для них, по понятным причинам, участие в составлении списка банков, допущенных к денежной кормушке. При этом наметки бюджетных ассигнований реальному сектору по объему не идут ни в какое сравнение с вливаниями в привилегированные банки.

Определенное недоумение вызывает взаимодействие с регионами. Начнем с того, что по  отношению к  предварительно определенным для них 160 млрд. рублей для  обеспечения сбалансированности бюджетов и обслуживание накопившихся долгов регионы окажутся в положении лисы. Своя  кисть винограда им достанется «при условии реализации субъектами Российской Федерации региональных планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». При такой записи даже старательные лисы смогут добиться винограда от А. Силуанова только в 2016 году. Всем известно умение Минфина бюджетный дефицит превращать в профицит за счет недофинансирования и смещения финансирования на конец года.

Отметим еще одну особенность антикризисной программы. Проблемы импортозамещения, обеспечения устойчивости работы предприятий промышленности и  сельского хозяйства будут курироваться федеральными министерствами и ведомствами без участия…  территориальных органов управления. Если предприятие остановится по вине федерального ведомства, то отвечать будет региональный бюджет, а  лишившихся работы сотрудников будет трудоустраивать муниципалитет.

Чиновники не были бы таковыми, если не доказывали бы необходимость своего существования разными мониторингами. Ситуацию можно представить в виде следующей картинки. Мониторящие смотрят из окна на обледеневшую тропу. Один упал – ставим галочку, другой упал – забрала «скорая» и ставим две галочки, а этого увезли на катафалке – ставим крест и три галочки. У новенького мониторщика возникает вопрос, а может быть лед можно посыпать песочком? Что ты, возмущаются старожилы, это не наша задача, да и песочек есть только у федерального ведомства.

Антикризисная программа  в этом отношении превзошла  все аналоги. Процитируем п. 4 Распоряжения от 27.01.15 №98-р.: «Минэкономразвития России: обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации плана и планов обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов) государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществлять анализ и обобщение информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и ежемесячно, до 10-го числа, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана».

Опять вороха бумаги, опять все при деле, но дела не будет. Подчеркнем, что сокращать объемы или переносить сроки финансирования целевых программ будет Минфин, но Минфин не может выступать координатором программ, поскольку ничего в этом не понимает. Координацией должно бы заниматься Минэкономразвития, но не занималось и не собирается заниматься.

Согласно намерениям правительственных либералов, Россия будет бороться с кризисом исключительно рыночными методами. В российской либеральной модели рыночный метод предполагает самодеятельность хозяйствующих субъектов, и ограничение функций государства созданием неких правил поведения для бизнеса. Снова обратимся к работе правительства над выполнение майских указов. Оно выпустило 408 (!) разных документов (законы, постановления, распоряжения, ведомственные акты и.д.), а бизнес как обращался за дешевыми кредитами на Запад, так и обращается, как вкладывал деньги в зарубежные активы, так и вкладывает.

В связи с этим не очень понятно, какую помощь может оказать предписанный контроль со стороны Счетной палаты. Деятельность компаний и банковской сферы не входит в зону внимания Счетной палаты. Что чиновники воруют, известно — поскольку распоряжение бюджетными средствами остается в их ведении, остаются и соблазны. Причем воруют они не столько по нужде, сколько по привычке.

Есть в декларациях антикризисной программы и задача по снижению инфляции. Задача важная, но понимается она Минэкономразвития, Минфином и Центральным банком с точностью до наоборот. В прошлом году. 26 декабря, заместитель министра экономического развития направил в Российскую трехстороннюю комиссию предложения министерства о повышении цен на продукцию и услуги естественных монополий. Из обширного обоснования следует, что естественные монополии соберут со своих потребителей дополнительный оброк в размере примерно 10%.

Не отстает и Минфин. Бюджетный маневр с перераспределением фискальной составляющей из таможенных пошлин в налог на добычу полезных ископаемых приведет к повышению цен на моторное топливо минимум на 20% (без учета других удорожающих факторов). Однако пальму первенства заслужил ЦБ, раскручивая инфляцию по двум направлениям: повышением ставки рефинансирования и девальвацией рубля. Эти три структуры общими усилиями повторяют гайдаровскую шоковую терапию, а ее последствия хорошо известны.

Сегодня, в результате нового «шока»  вдвое возросли цены  на металл, что ударило по машиностроению.  Однако ФАС спокоен, все идет согласно российскому хозяйственному праву. При этом экспортеры транслируют цены с мировых товарных бирж на внутренний рынок и пересчитывают их в рубли по официальному курсу, добавляя оброк в пользу Газпрома, энергетиков, железнодорожников и т.д. Одновременно резко возросла стоимость кредитов. Такое же положение, как с ценами на стальной прокат, складывается по всем базовым видам сырья.  В этих условиях Эльвира Набиуллина собирается бороться с инфляцией, порожденной непрофессионализмом своим и ее сотрудников. Как бороться? Как научили и как написано в шпаргалках. Результат значения не имеет.

Отметим, что при нехватке бюджетных денег Алексей Силуанов не покусился на оборонный заказ. Но не надо быть пророком, чтобы предположить: в штуках армия получит истребителей, ракет…  на треть меньше запланированного.

Возникает вопрос, для чего банки накачиваются ликвидностью? Кто в твердой памяти пойдет за кредитом, если в результате деятельности шокотерапевтов цена на продукцию станет неподъемной для потребителя? Да и как дать кредит, если его возвратность маловероятна? Не лучше было бы передать деньги непосредственно предприятиям в порядке реализации программы импортозамещения? Ведь не под подушку они бы их положили, а на свои счета в банках. Нет, либералам нравится чесать ногой правое ухо, и не без корысти.

Перечень глупостей и несуразностей в 60 пунктах эскиза антикризисной программы  бесконечен, что видно из рассмотренных примеров. К чему приведет непрофессионализм и безответственность команды Дмитрия Медведева сказать сложно. Нельзя предугадать не только цены на нефть, но и новые придумки Силуанова в отношении нужности тех или иных направлений развития. Он, как самый крутой, задерживает финансирование отраслевых программ под предлогом незавершенности проектирования, а на антикризисную  поддержку реального сектора собирается выделить всего 10 млрд. рублей. Не сказала еще последнего слова Набиулина. Можно опасаться, что ее  очередной, никем в стране не контролируемый  фортель, может уронить рубль до 200 рублей за доллар.

Идет уже не первый месяц преступной бездеятельности Правительства. В декабре прошлого года предприятия еще каким-то образом крутились за счет складских запасов, незавершенки и накопления дебиторской задолженности. Сегодня от этих резервов ничего не осталось. Упал сбыт у металлургов и поставщиков других базовых видов сырья и материалов. Предприятия сокращают графики работы или останавливаются. В коматозное состояние приходят все смежники технологической кооперации.

Но вот Минэкономразвития  обнародовало список из 199 системообразующих организаций, которым может быть оказана поддержка в рамках антикризисного плана правительства. Возникает несколько вопросов. Первый – дождутся ли этой поддержки предприятия? Второй – пойдет ли впрок бюджетная поддержка «эффективным собственникам» практически разорившим предприятия? Третий – может быть стоит предложить собственникам альтернативу — национализацию и тогда спасение предприятий осуществить за счет бюджета?

В правительстве еще долго будут утрясать списки «системообразующих» и перераспределять бюджетные ресурсы от массовки к избранным, но рост официальной и скрытой (укороченная неделя, отпуска без сохранения оплаты и т.д.) безработицы продолжается третий месяц, набирая темпы. Снижение доходов работающего населения и их покупательной способности в связи с нежеланием правительства контролировать рост цен (по официально высказанному мнению Дмитрия Медведева — рост цен не является критическим и не требует принятия мер), до предела накаляет социальную напряженность.

Народ видит, что последователи гайдаровской идеологии натворили в стране  немало бед. Чем это может закончиться для либералов в правительстве? На Западе они не нужны, там своего барахла хватает…

Смотрите также