17-Халкид

ХАЛКИДОНСКИЙ ДОГМАТ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗА ПРОТИВ ОРГАНИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ (2)

Основные таксоны социологии   (Святая Церковь, народ (семья), государство) и  формула народного просвещения графа Уварова: Православие, самодержавие и народность.

(Продолжение; часть 1 здесь)

…Таким образом, общество — это союз (завет, договор)  личных существ,  образующийся на основе одно-двух-многосторонних обязательств. Среди всех заветов, которые заключались в Ветхом Завете, для православной науки об обществе значения имеют только отношения между личными существами. Нетрудно увидеть, что  союз между Богом и человеком образует Церковь, между царем и его подданными —  царство, между  государством (в узком смысле) и гражданами  — государство (в широком смысле),  между мужчиной и женщиной —  семью, между союзами семей – племена, между союзами племен – народ.   Понятия Церкви, государства (царства), семьи и народа являются фундаментальными категориями обществознания или социологии. Все остальные союзы (заветы, объединения, сообщества), возникающие на основе другие многочисленных потребностей, целей и интересов – имеют второстепенное значение. Так, например, можно говорить о союзах, возникающих между человеком и падшими духами, поскольку  бесы существа личные. Например, тайные оккультные  организации, нехристианские религиозные союзы, тайные ордена, масонские ложи, многочисленные протестантские  и тоталитарные секты.

Эти  основные категории обществознания впервые обнаруживаются непосредственно в Первоевангелие  (Книга Бытия). Союз Бога с Адамом и Евой  до грехопадения – Первобытная Церковь, союз Адамы с Евой —  первобытная семья ( семья здесь тождественна народу), союз Адама с Евой и  всем сотворенным миром – первобытное царство (государство). После грехопадения человек, утратив общение с Богом, сознательно или нет, вольно или невольно, вступает в союз с падшим ангелом денницей (люцифером, сатаной, дьяволом)  и его слугами.

Нетрудно увидеть, что основные категории православного обществознания  такие  как  Церковь, царство (государство) и народ (семья, племя) и Уваровская  формула  народного просвещения: православие, самодержавие и народность, — соответствуют друг другу, и обе  эти триады —  православной антропологии как  трехчленного единства – духа (Православная Церковь)  души (самодержавие) и тела (народ, отечество).

В докладе Его Величеству императору Николаю I от 19 ноября 1833г.  граф Уваров сообщает:  «Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия. Правительству, конечно, в особенности Въгсочайше вверенному мне министерству, принадлежит собрать их в одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии начала, рассеянные преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательными, неудачными опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая, как согласить их с настоящим расположением умов? » [Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I.  О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством, Народного Просвещения

[Электронный ресурс]. URL :      http://www.krotov.info/acts/19/1830/1833119.html].

«Тут, — пишет граф С.С.Уваров в своём докладе,  —  представляется во всем объеме Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества — задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:  1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.

Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце… Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде… Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании. Правительство не нуждается конечно в похвальных себе словах, но может ли оно не пещись о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, обращалось в неоспоримый факт, долженствующий одушевлять всех и каждого, во дни спокойствия, как и в минуты бури?…

Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа… Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий …»[Там же].

Церковь как союз Бога и человека  является фундаментальной категорией православной социологии.  Если мы отказываемся от неё, подчеркнем ещё раз,  или рассматриваем Церковь как  один из   многих  социальных институтов, как это происходит в  современной  западной (католически-протестантской)  социологии, то  социология как наука об обществе утрачивает свою предметность и  сливается с социобиологией.  В современном российском обществознании продолжает господствовать марксистская, материалистическая (экономоцентричная) концепция общества, которая есть особая форма католически-протестантской и талмудистской  фундаментальных парадигм [см. А.И.Игнатенко  «Критика падшего разума» Раздел I. Критика научного разума. Гл. 1.  – [Электронный ресурс]. URL :    — http://reosh.ru/aleksandr-ignatenko-kritika-padshego-razuma.html ]. После краха марксистской идеологии и распада СССР российская социология  за  25 лет своего существования так и не смогла найти альтернативы материалистической интерпретации общества. Например, в двух последних российских учебниках  по обществознанию, человек определяется  как биосоциальное  существо, а  общество как  высшая форма существования материи [Клименко А., Румынина В. Обществознание. — [Электронный ресурс]. URL :    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Klim/index.php; Обществознание: учебное пособие / М. Н. Глазунов [и др.]; 0-28 под ред. М. Н. Марченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2011. – 432].  Первое учебное пособие рекомендовано  Министерством образования Российской Федерации, второе подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразо­вательным стандартом по курсу «Обществознание». В обоих пособиях царит невероятная путаница  в  определении таких фундаментальных   понятий    как общество, человек, индивид, личность, дух и т.п.

Таким образом, общество в современной (западной) социологии утрачивает духовное измерение и, соответственно,  его история теряет  смысл (цель), а предметом изучения выступает дурная бесконечность  отношений между  его членами.

Обществознание справедливо рассматривать как  часть антропологии, поскольку, как мы уже установили, понятие общества вторично по отношению  к понятию  человека.  Это следует из того, что  все потомки Адама  (человечество)  без исключения существовали в нём в виде общечеловеческой природы. « Адам был не первый человек  только, а именно единственный родоначальник всего будущего человечества, исключительный, единственный представитель человеческого рода, каждый человеческий индивидуум, владея общечеловеческой природой, является по тому самому фактическим участником природы праотца  Адама. Иначе говоря, — каждый человек представляет собой индивидуализированную общечеловеческую природу, т.е. природу Адама» [Электронный ресурс]. URL :  — http://azbyka.ru/shemy/perechen_zavetov.shtml].

Единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов. Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.

Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть.

Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.

 Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.

Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1 Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.

Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.

Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и  Который заключил Новый Завет»

[Электронный ресурс].  — URL:  — http://azbyka.ru/shemy/perechen_zavetov.shtml].

Таким образом, мы выяснили, что Священное Писание  есть фундаментальное руководство по обществознанию (социологии).  В Ветхом и Новом Заветах не только представлены все основные категории науки об обществе, но и показано их происхождение  и  генетическая связь.

Церковь как высшую категорию духовного союза Бога и человека мы уже упоминали. Но человек, помимо духовной, имеет душевную и чувственную (телесную) часть своей триединой сущности. Союзы между  различными человеческими личностями образует самостоятельную систему социальных категорий. В этой системе  отношений главенствующую роль играют кровнородственные отношения и отношения душевной близости между его членами. « Откуда это множество людей,- пишет митрополит Московский Филарет, — соединенных религиею, законом, языком, обычаями, которое называют «народом»? Очевидно, что множество это «народилось» от некоего меньшего племени, а племя произошло от «семейства». Итак, «в семействе», собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют «государством». Следственно, в семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе — государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге — Творце 3:15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и в народы и из семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, — Бог дал этой власти новый, искусственный образ и новое имя в лице царя, и таким образом — Его премудростию «царие царствуют» (Притч. 8:15) и далее, сколько бы ни продолжались и размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда, посредством вседействующего Промысла, «владеет Вышний царством человеческим» (Дан. 4:22).  Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего и общества человеческие не познавали своего Владыки, Бог — вместе с другими тайнами Своими — и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очи мира в избранном для сего народе еврейском, именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил Он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам «царствовал» над сим царством (1 Цар.:8, 7); наконец Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесные знамения Своей верховной власти» [Святитель Филарет Московский. Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. Часть 1. http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/hristianskoe-uchenie-o-tsarskoj-vlasti-i-ob-objazannostjah-vernopoddannyh/1].

Основу биологии, как известно, составляет  наука  систематика. Систематика раскрывает нам многообразие форм органической жизни и  стремится к   их  упорядочению – систематизации и классификации. Классификация  — это раздел систематики, в котором исследуются отношения между  различными классами живых организмов. В основу классификации положено сравнение морфологии организмов и выделение на её основе различных групп (классов).  В зависимости от уровня сходства морфологии организмов выделяют различные систематические  категории  — таксоны: виды, роды, семейства, отряды, классы,  типы, царства и т.д.

В социологии мы также имеем дело со множеством различных классов сообществ, между которыми существуют отношения общего и частного,  или  родо-видовые отношения (в логическом смысле).  

Семья образуется из отдельных личностей.  Семьи, в свою очередь, образуют племена. Племена формируют народы. Народы  образуют  царства (государства). Следовательно,  различные виды общественный категорий  можно рассматривать как отдельные  таксоны: семья, род, племя, народ, царство (государство).

Как мы видим, основу отношений между людьми составляют кровно-родственные связи и душевное единство. Царство (государство), как высшая форма общественной организации народа,  имеет в своей основе, изначально,  близость между людьми по плоти (семья). Основу Церкви составляет духовное единство между Богом и человеком. Согласно христианскому учению, и Церковь, и царская власть имеют Божественное происхождение. Только в Церкви имеет место непосредственное единство Бога и человека. Тогда как в царстве –  оно опосредствованно. Цели и задачи Церкви и царства также различны.

Мы выделяем также, об этом мы  писали в начале статьи, в качестве предмета социологии,  отдельную категорию союзов человека  и  бесплотных  падших духов.   Эти союзы можно назвать оккультными. К ним можно отнести масонские ложи, пифагорейский союз,  каббалистические организации, иудейские и протестантские секты,  и даже Академию Наук.   К оккультным организациям следует отнести также  такие мировые псевдорелигии, как католицизм, протестантизм, буддизм и ислам.  С точки зрения православного учения, они не являются  истинными религиями, поскольку в них не происходит соединение Бога с человеком. Все эти виды общественных организаций  объединяет  их  связь с демоническим миром.  Конечно же, глубина этой связи  и   степень  общения   с   падшими  духами   у этих    организаций  различна, тем не менее, они  принадлежат к оккультным, поскольку других вариантов быть не может:  этот союз либо с Богом, либо с  демоническим миром.

Как мы видим, «чистых»  человеческих сообществ, с точки зрения православного мировоззрения, т.е. представленных одними людьми, в действительности, не существует. Или человеческие сообщества соединены с Богом,  в разной степени,   или с миром падших духов, «чистые»  человеческие сообщества – это научная абстракция секуляризированного мировоззрения.  Игнорирование связи  различных  сообществ с духовным миром, приводит к   естественнонаучным схемам в  попытках объяснить смысл и причину  тех или иных событий, к   примитивизации и необъективности  процесса познания.

 

Смотрите также