20декалог

Валентин Катасонов. О восьмой заповеди Декалога

Святитель Николай Сербский, раскрывая в своих работах поучительную ветхозаветную историю народа Израиля, не раз вспоминает, как древние евреи нарушали восьмую заповедь «Не кради» и какой была за это кара со стороны Бога…

 

Не кради.

Исх. 20:15

Воры… — Царства Божия не  наследуют

1Кор. 6:10.

Когда крадешь, крадешь у Бога. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле

Восьмая заповедь и ее разновидности.

В книге «Исход», где изложены десять заповедей Божиих («Декалог»), восьмая лаконично выражается одним словом: «Не кради» (Исх. 20:15)[2]. Никаких разъяснений, лишь одно слово. Видимо, Бог исходил из того, что совесть человека подскажет ему в необходимых ситуациях, что есть кража. Святитель Николай Сербский, раскрывая в своих работах поучительную ветхозаветную историю народа Израиля, не раз вспоминает, как древние евреи нарушали эту заповедь и какой была за это кара со стороны Бога.

Важность каждой из заповедей Декалога заключатся в том, что есть только десять грехов, все остальное – их разновидности, производные. Восьмою заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим. Кража как грех имеет очень большое количество разновидностей.  В Священном Писании наиболее часто упоминаются:

  1. Воровство, т. е. незаметное для владельца похищение чужой вещи.
  2. Грабительство, т. е. отнятие чужой вещи насилием.
  3. Святотатство, т. е. присвоение того, что освящено принадлежностью Церкви.
  4. Мздоимство, или взятничество, т. е. когда берут незаконно дары с людей, которым по своей должности обязаны сделать просимое безвозмездно (бесплатно).
  5. Тунеядство, т. е. когда получают жалование за должность или плату за работу, но должности и работы не исполняют.
  6. Лихоимство, т. е. когда берут за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужою бедою.

Есть большое количество и более скрытых форм кражи, которые связаны с хитростью, леностью, бессердечием и другими душевными пороками. Например, когда уклоняются от платежа долга. Также: дают деньги в рост (под проценты); утаивают найденное, не разыскивая хозяина вещи или денег; обмеривают или обвешивают при продаже; удерживают плату работнику; когда дети ленятся учиться, между тем как их родители и общество тратят на них средства, а учителя свой труд.

О недопустимости воровства много раз говорится в разных книгах Ветхого и Нового Заветов. Например, говорится о том, что вор бесчестит имя Господне (Лев. 19:11,12; Иер. 7:9-11). Что причиной воровства зачастую является жадность (Пс. 61:11). Что обман и неодинаковые весы — мерзость перед Господом (Лев. 19:13; Притч. 20:10,23). О грехе воровства напоминает в своих посланиях апостол Павел (Рим. 13:8,9; Еф. 4:28).

Святитель Николай Сербский о двух истинах, относящихся к восьмой заповеди.

Вот, святитель в работе «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» пишет о восьмой заповеди Декалога:

«Не укради. А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Братья, только невежды идут на воровство, то есть те, кто не знает двух главных истин этой жизни.

Первая истина состоит в том, что человек не может украсть незаметно.

Вторая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства.

«Как это?» – спросят многие народы и удивятся многие невежды.

А вот как.

Наша Вселенная много-ока. Вся она усыпана обилием очей, как слива весенней порой сплошь покрыта белыми цветами. Некоторые из этих глаз люди видят и чувствуют на себе их взгляды, но значительную часть они и не видят, и не чувствуют. Муравей, копошащийся в траве, не чувствует ни взгляда овцы, пасущейся над ним, ни взгляда наблюдающего за ним человека. Точно так же и люди не чувствуют взглядов неисчислимого числа высших существ, которые наблюдают за нами на каждом шагу нашего жизненного пути. Существуют миллионы и миллионы духов, которые пристально следят за тем, что происходит на каждой пяди земли. Как же тогда может вор украсть, чтобы это было незаметно? Как же тогда вор может украсть, чтобы это не обнаружилось? Невозможно сунуть руку в свой карман, чтобы миллионы свидетелей этого не увидели. Тем более невозможно сунуть руку в чужой карман, чтобы миллионы вышних сил не подняли тревогу. Понимающий это утверждает, что человек не может украсть незаметно и безнаказанно. Это первая истина.

Другая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства, ибо как же он использует краденое, если незримые очи все видели и на него указали. А если на него указали, тогда тайное станет явным, и имя «вор» прилепится к нему до самой смерти. Силы небесные могут указать на вора тысячью способов».

О нарушении восьмой заповеди в Новом Завете.

В Священном Писании указанные две истины подтверждаются многими примерами. Эти примеры есть как в Ветхом, так и Новом Заветах. Самый яркий пример – Иуда, о котором в Евангелии от Иоанна сказано, что он «был вор» (Ин. 12:6). О том, что Иуда был вор, сегодня знают миллионы людей во всем мире (даже не христиане). Кроме того, Иуда был наказан, так как удавился после того, как предал Иисуса в руки иудейских начальников. Эта история еще поучительна тем, что показывает: грех воровства подталкивает человека к другим, еще более тяжким грехам, например, к предательству, прелюбодеянию, лжесвидетельству и даже убийству.

Еще один урок, который мы можем извлечь из истории с Иудой, заключается в том, что вор часто прикрывает свою неблаговидную деятельность разными «красивыми» словами и аргументами. Напомню, что Иуда делал вид, что он заботился о нищих. Вот фрагмент из Евангелия от Иоанна: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 3:3-6). Современный мир капитализма полон такого Иудина лицемерия. Банкиры и «короли биржи» на протяжении нескольких последних веков обещают людям решение социальных проблем, преодоление бедности, полной занятости и т.п. А под прикрытием этой сладкой риторики организуют ограбление народа.  Наиболее яркий пример такого цинизма – так называемые «благотворительные фонды», которые можно сравнить с «денежным ящиком» Иуды[3].   Итог жизни вора Иуды хорошо сформулировал святитель Иоанн Златоуст: «Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнью настоящею, ни жизнью будущею, но… удавился».

Другая запоминающаяся история воровства – из Книги Деяний святых апостолов. В четвертой и пятой главах книги рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первой христианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира утаили часть вырученных средств: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов» (Деян. 5: 1-2). Тут мы имеем «гремучую смесь» из двух грехов – воровства и обмана. А вот дальнейшее развитие событий, связанных с Ананией и Сапфирой:

«Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это» (Деян. 3-11).

Ветхозаветная заповедь о недопустимости воровства многократно подтверждается в Новом Завете (Мк. 10:19; Лк. 18:20; Лк. 19:8; Рим. 13:9; Еф. 4:28; 1Пет. 4:15 и т.д.).

—————————————————————————————————-

[1] «Каждый грех – стрела против Бога» // Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.

[2] Также: Втор.5:19

[3] Подробнее см.: Катасонов В. Закрытый мир финансов. Трасты и офшоры. Где прячут свои богатства Ротшильды и Рокфеллеры? – М.: Книжный мир, 2017.

https://tsargrad.tv/articles/o-vosmoj-zapovedi-dekaloga_105153

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также