21-коо

Валентин Катасонов. О координатах человеческой жизни

Все войны и страдания людей порождаются тем, что люди забыли Бога и Его обетование Царства Небесного. Об этом многократно повторял святитель Николай Сербский…

 

Святитель Николай Сербский достаточно много внимания уделял раскрытию таких, ставших для европейцев ХХ века важными, вопросов как «прогресс», «Единый мир», «империализм», «мировая война» и т.п. Святитель отмечает, что выход на первый план таких вопросов сигнализирует о кризисе христианства в Старом свете. Европейцы стали забывать о том, что христианская жизнь на земле есть борьба за право человека стать гражданином Царства небесного. Не только безбожники, но и номинальные христиане включились в борьбу за построение земного рая.

В результате, как неоднократно подчеркивает святитель, земная жизнь человека стала протекать как бы в двухмерном пространстве, на «плоскости» материального и временного мира.

Нет, конечно, человек как творение Бога не может быть вне духовного мира, духовного измерения. Но в силу утраты чувства Бога человек стал ощущать себя обитателем видимого, материального мира. Это состояние можно сравнить с таким заболеванием как «дальтонизм». Мир создал видимый мир красочным, наполненным десятками цветов и тысячами оттенков. А дальтоник видит мир в черно-белом изображении. Человека, живущего на «плоскости», а не в «пространстве» можно назвать духовным дальтоником.

Планы и действия такого духовного дальтоника стали определяться понятиями «вперед» («прямо»), «назад», «лево», «право» и т.п. В лексиконе европейских общественных и политических деятелей любимым стало слово «прогресс». Иногда с добавлениями: «социальный», «экономический», «научно-технический», «культурный», «образовательный» и т.п.

Универсального определения понятия «прогресс» нет, но те, кто его используют, непременно имеют в виду два важных атрибута этого понятия:

1) прогресс – средство построения «земного рая» (конкретные названия этого «рая» могут быть самыми разными: «коммунизм», «социализм», «общество всеобщего благоденствия», «Великое общество», «социальное государство» и т.п.);

2) прогресс – «движение вперед» (вытекает из первоначального значения латинского слова progressus).

Правда, у тех, кто уповает на «прогресс», нет компаса, который бы показывал направления «движения вперед». На деле «движение вперед» заменяется «успехом». Но мало кто обращает внимание на такую подмену. Что такое «успех», также сложно определить. Поэтому понятие «прогресса» редуцируется до банальной модели общественного развития, при котором, например, увеличивается валовой продукт или национальное богатство, выраженное в долларах США или иной валюте. А некоторые наиболее фанатичные сторонники идеи прогресса даже предлагают определять его как непрерывный рост финансового рынка, измеряемый с помощью показателя капитализации. Это и есть тот «компас», которым пользуется «цивилизованная» Европа.

Одним словом, человечество перемещается по плоскости нашего земного бытия, убаюкивая себя тем, что это перемещение и есть «прогресс». Но те «пастыри», которые ведут за собой человечество, слепы. Кроме того, они не догадываются, что у плоскости земного бытия имеются края, или пропасти, в которые могут упасть и сами «пастыри» и идущая за ними «паства». Об этом хаотическом и бессмысленном и в конечном счете опасном блуждании по земле слепых «пастырей» и «овец» хорошо сказано в Евангелии: «…они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

Некоторые из этих слепцов пытаются ориентироваться в земной жизни, используя понятия «право» и «лево». Это политики, которые себя называют «правыми» и «левыми». Термины «правые» и «левые» возникли в конце XVIII века, в ходе Французской революции и касались расположения депутатов в парламенте. Сидевшие справа выступали за сохранение старого порядка (монархии, аристократии и государственной религии). Сидевшие слева выступали за учреждение республики, отмену сословного неравенства и отделение Церкви от государства.

Грань между «правыми» и «левыми» была всегда условной, «блуждающей». В ХХ веке чаще всего под «правыми» понимались сторонники капитализма, под «левыми» — сторонники социализма и коммунизма. Сегодня «все смешалось в доме Облонских», уже трудно понять, где у политиков «право», а где «лево». Часто не только названия, но и программы политических партий вводят людей в заблуждение, руководители партий меняют свои пристрастия в зависимости от экономической, социальной и политической конъюнктуры. Они руководствуются «целесообразностью», а последняя сводится к тому, чтобы любой ценой завоевать голоса и власть. Общественные и политические деятели «правого» и «левого» толка при этом обычно не отказываются и от идеи «прогресса», т.е. движения вперед. И те, и другие являются слепцами, которые могут после сложных и хаотических блужданий по плоскости земной жизни привести своих сторонников все к той же пропасти.

Впрочем, помимо идеи «прогресса» были и другие идеи сделать человечество счастливым. Например, движения не вперед, а, наоборот, назад. Вместо «светлого будущего» людям предлагалось вернуться в «светлое прошлое». Часто его еще называют «золотым веком» человечества. Правда, представления о том, что такое «золотой век» расплывчаты.

«Золотым веком» бредили уже в древнем мире. Например, мы встречаем упоминания о нем в произведениях античных авторов – Гесиода, Вергилия, Овидия. В Новое время одних из ярких представителей общественной мысли, призывавших вернуться назад, к первым векам существования человека на Земле, был французский писатель и философ Жан-Жак Руссо. Впрочем, не обсуждая вопрос о том, насколько достоверны представления мечтателей о возвращении в «светлое прошлое», возникает вопрос о том, как туда возвратиться. Все эти мечтания сродни социальным утопиям. Но в данном случае я хочу подчеркнуть, что вектор движения «вперед» не является единственно возможным для людей, забывших или не знающих Бога. Но трудно сказать, кто более слепой: те, кто зовут «вперед» или те, кто зовут «назад».

Во времена святителя Николая Сербского популярной стала еще одна опасная идея – «Единого мира». Сегодня эту идею называют чаще словом «глобализация». Глобализация – это уже движение общества, забывшего Бога, не вперед, влево или вправо. Это движение вширь. В работе «Жатвы Господни» Николай Сербский пишет об этом: «Не имеющий силы простираться ввысь протягивается вширь. И не могущий найти желаемого в качестве ищет его в количестве. Так и тот, кому тесно со Христом в хижине, делает все, чтобы Христу стало тесно в его дворце»[1].

Все это святитель говорит применительно к Европе, которая некогда была христианской, но к ХХ веку утратила духовное зрение. И мир стал для нее «плоским», «двухмерным». В работе «Сербскому народу – из окна темницы» Николай Сербский пишет: «И Европа некогда тоже начинала Духом, а теперь оканчивает плотью, то есть и свое зрение, свои суждения и свои хотения, и свои завоевания – привязала именно к плоти. Словно заколдованная! Вся ее жизнь и в наше время протекает в двух измерениях: вдаль и вширь. Знает она только такое пространство, то есть долготу и широту. Глубина и высота ей неведомы. Посему и воюет она за землю, за пространство, за расширение. За пространство, только за пространство!»[2].

А что значит борьба за пространство, за расширение? – Это война. Святитель пишет: «Отсюда одна война за другой, ужас за ужасом. Ведь Бог сотворил человека не для того, чтобы был он лишь пространственным живым индивидом, но, чтобы умом погружался в глубину тайн, а сердце вперил в Божественные высоты. Война за землю – это ратование против истины. А ратование против истины – это вооруженный мятеж против Божьего и человеческого естества»[3].

В работе «Война и Библия» святитель пишет о первой мировой войне и таком отвратительном феномене как империализм – стремлении забывших Христа народов к пространственному расширению, захвату новых земель:

«Империализм овладел мечтами не только великих, но и малых народов и людей. Он означает захват чужой земли ради власти, торговли, то есть ради материи. Как легендарный Зевс родил Вулкана, так из европейского материализма вышел европейский империализм. В самом деле, чем был Зевс среди языческих богов, тем является империализм среди современных идолов. Так как у многих народов стремление к империализму безгранично, а земля наша ограничена, то не удивительно, что среди народов появляется взаимная зависть, ненависть, трение и борьба. Всё это те же бациллы, неизбежно доводящие до военного пожара»[4].

Об империализме как ложном маяке общества святитель достаточно подробно пишет в работе «Агония Церкви». В ней он обращает внимание на то, что европейская Церковь не проявила принципиальной позиции по вопросу Первой мировой войны. Церкви соответствующих стран поддержали империалистические устремления своих государств. Это свидетельство агонии европейской Церкви, которая забыла о своей миссии и включилась в борьбу за жизненное пространство и господство в мире.

Все войны и страдания людей, как многократно повторяет на разные лады святитель, порождаются тем, что люди забыли Бога и Его обетование Царства небесного. Люди все свои силу тратят на созидание царства земного, причем стремятся к тому, чтобы это царство было планетарным. В уже упомянутой работе «Сербскому народу – из окна темницы» Николай Сербский пишет: «О печаль и кручина хуже полыни: сколько людей страдают и бедствуют, жертвуя собой во имя тленного обманчивого земного царства! Если бы сотую часть этих злоключений и жертв захотели бы они подъять ради Царствия Небесного, то война на земле была бы для них смешной до слез. Христу с трудом подают они две лепты, а демону Марсу приносят все свое имущество и жертвуют всех своих детей!»[5].

Напомню уже приводившиеся выше слова святителя о Европе: «Глубина и высота ей неведомы». Святитель имел в виду, конечно же, духовное измерение жизни. Может быть, тогда, когда эти слова писались (конец 1944 – начало 1945 годов), было именно так. Сегодня, однако, ситуация изменилась. Наверное, «высота», если под ней понимать Бога и Царство Небесное, для Европы стала за эти десятилетия еще более неведомой.

А вот с «глубиной», если под ней понимать дьявола и других обитателей инфернального мира, Европа, кажется, вплотную соприкоснулась. Конечно, с «глубиной» и раньше соприкасались некоторые европейцы. Например, масоны. Но все-таки это была небольшая часть общества, «элита». Сегодня такое соприкосновение стало массовым. Наш русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров сто лет назад написал фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории». Одна из важных мыслей автора книги: люди устают от «голого» «экономизма» и материализма, от этого серого двухмерного плоского мира; рано или поздно они начинают тянуться к «духовности», нащупывать третье, «духовное» измерение жизни. Но за редкими исключениями в эту «духовную вертикаль» затягивает их дьявол. Они погружаются в мистику, оккультизм, спиритизм и другие «духовные» практики под руководством «наставника» в лице дьявола[6].

В конце концов, дело доходит до откровенного сатанизма. Фактов по сегодняшней Западной Европе более чем достаточно. Приведу небольшую выдержку из книги «Люди погибели»: «…в школах ФРГ приобрели невиданную прежде популярность оккультизм, спиритизм, вера в «сверхъестественные силы», а особенно — в диавола. Наиболее массовое распространение это явление получило в районе города Оснабрюк, где оккультными науками увлечена значительная часть студентов. Одним из существующих в Германии обществ сатанистского толка является тайная ложа «Корпорация Сатурна». Беспрекословное послушание входящих в нее членов возведено в культ. На сатанинские мессы они собираются одетыми в черные сутаны. Многие, чтобы быть принятыми в ложу и стать слугами диавола, должны пройти унизительный ритуал: съесть экскременты животных и человека…

Есть факты, свидетельствующие о деятельности сатанистов и в такой традиционно католической стране как Италия. По сообщениям печати из города Турина (Италия), там были найдены обезображенные трупы девушек, предположительно — жертв ритуальных убийств сатанистов. Вообще в этом крупном промышленном городе насчитывается около 40 тысяч приверженцев сатаны, которые объединены по аналогии с организацией римо-католической церкви в «епархии», состоящие из многих «приходов». Черные мессы они совершают в местных древних катакомбах (причем следуют средневековым обрядам), используя украденные в костелах облатки и выкопанные на кладбищах человеческие кости…»[7]

А вот другой сюжет. Летом прошлого года в Швейцарии происходила процедура открытия самого длинного в мире железнодорожного подземного туннеля, получившего название «Сен-Готардский» (длина 57 километров). На открытии присутствовали главы ряда европейских государств (президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн, глава Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Италии Маттео Ренци). После выступления официальных лиц участникам мероприятия было предложено мощное шоу, которое представляло  откровенный демонический ритуал. Массовка актеров, одетая в форму рабочих-строителей туннеля, вскоре после начала представления сбросила с себя одежду и осталась в одном нижнем белье. Центральной фигурой спектакля было человекоподобное существо с огромной головой козла, которому на протяжении всего действа шло поклонение. Подобное шоу было расценено как символическое признание официальной Европой того, что она открыто поклонилась дьяволу[8].

В работе «Сербскому народу – из окна темницы» Николай Сербский назвал Европу «Белой Демонией». «Белой» — потому, что ее жители имели белый цвет кожи. А «Демония» — от слова демон. И в то же время святитель сказал, что «глубина» Европе была неведома.

Нет ли тут противоречия? – Нет. Европейцы по инерции продолжали лепетать что-то невнятное о своей «христианской идентичности». Но большинство  из них тогда не подозревали, что уже давно оказались в цепких лапах демонов. Сегодня ситуация иная. Европейцы сознательно общаются с демонами, они целенаправленно ныряют в эти самые «глубины», они сделали свой выбор.

У святителя есть интересная классификация людей: богоподобные, звероподобные и бесоподобные. Были времена, когда европейцы стремились стать богоподобными. В течение последних трех веков (XVIII-XX), как пишет святитель, наблюдался стремительный процесс превращения европейцев в звероподобных. Кажется, XXI век —  время, когда они на глазах превращаются в бесоподобных.

Когда-то европейцы сознательно отказались от борьбы за гражданство в Царстве Небесном и занялись построением земного царства. Но этот этап уже пройден. Теперь они активно и сознательно участвуют в построении царства антихриста.

—————————————-

[1] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. Библия и война. Пер. С. Фонова. – М.: Омофор, Паломник, 2016, с. 230.

[2] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010, с 249.

[3] Там же, с. 249-250.

[4] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. Библия и война, с.191.

[5] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог., с. 250.

[6] См.: Катасонов В. Духовное понимание общества. – М.: Институт русской цивилизации. 2015 (раздел «Историософия Л.А. Тихомирова», с. 330-407)

[7] Андрей Хвыля-Олинтер. Современный сатанизм в Европе — тлетворное влияние Америки // «Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа». Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Москва, 2000.

[8] См.: Протоиерей Владислав Цыпин. По поводу Сен-Готардского зрелища (http://www.pravoslavie.ru/96976.html).

https://tsargrad.tv/articles/o-koordinatah-chelovecheskoj-zhizni_89975

 

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
НикитаФёдор Авторы недавних комментариев
Фёдор
Гость
Фёдор

Громадная благодарность Валентину Юрьевичу за его статьи на экономическую тему, но, мне кажется, что религиозная тематика не прошибёт современного человека. Истинная вера для честных людей. В моём понимании НАЧАЛО положено РАЗУМОМ, ОН и есть Бог; частичка Бога (РАЗУМА) в каждом, и каждый прав по-своему. Правы в чём-то и глобалисты, например, в том, что надо сдерживать рождаемость. У Бога, видимо, есть своя цель, ЕМУ, возможно, нужен прогресс в развитии нашего разума, а мы, всего лишь звено в эволюции сознания. Обидно, но ОН своё дело сделает.

Никита
Гость
Никита

Важная тема, по мне так это важнее чем экономика )
Спасибо Валентин Юрьевич!

Смотрите также