Мы видим фокусы Росстата вместо реальных инвестиций
В прошлый раз я рассматривал исполнение майского Указа президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 596. Проверка проводилась по первому из содержащегося в документе списка показателей — числу высокопроизводительных рабочих мест. Задание, как я показал, было полностью сорвано. По пятибалльной школьной шкале исполнение можно оценить на «двойку» (или даже «единицу»).
Вторым в списке показателей стоял объем инвестиций. Вот это задание указа: «увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году». Объем инвестиций в формирование основных фондов, выраженный в относительной форме как отношение к величине валового внутреннего продукта (ВВП), принято называть нормой накопления. С экономической точки зрения, весь общественный продукт (ВВП), созданный за определенный период (скажем, за год) делится на две основные части. Одна часть предназначена для текущего потребления. Другая — для развития экономики, эта вторая часть представляет собой инвестиции, результаты от них предполагаются в будущем.
Степень мобилизованности экономики, ее способность совершить «рывок» (популярное сегодня слово, вброшенное в оборот президентом В. Путиным) в значительной степени зависит от нормы накопления. Чем выше эта норма, чем более общество жертвует текущим потреблением ради достижения долгосрочных целей, тем более мобилизованной считается экономика. И, наоборот, чем ниже норма накопления, тем более «расслабленной» является экономика, тем меньше шансов, что государство сможет достичь каких-то долгосрочных, стратегических целей.
А ведь и в майских президентских указах 2012 года, и в майском указе 2018 года декларировано большое количество долгосрочных, стратегических целей. В частности, в указе 2018 года в пункте 1 представлен список из девяти национальных целей, рассчитанных на реализацию до 2024 года. Даже несколько странно, что задача повышения нормы накопления в указе № 596 оказалась на втором месте. Ей следовало бы числиться под № 1.
В указе фигурируют значения нормы прибыли 25% и 27%. Много это или мало? Можно сравнить с тем, что было в нашей стране в предыдущие периоды истории. В довоенное время в СССР норма накопления не рассчитывалась статистическим ведомством. Но эксперты полагают, что в 30-е годы, когда в стране проходила индустриализация, она достигала 40%. Некоторые даже не исключают, что доходила до планки в 50%. В этом нет ничего удивительного, ведь темпы экономического роста в СССР были беспрецедентно высокими.
За годы индустриализации (начиная с 1929 года до Великой Отечественной войны) в Советском Союзе было построено 9600 предприятий. Получается, что в среднем каждый день вводилось по два предприятия (фабрики, завода). Это была ярко выраженная мобилизационная экономика. Но у Советского Союза альтернативы не было. Если бы экономика развивалась так, как это происходило в 1920-е годы, т.е. вяло, на основе стихийного рыночного хозяйства (эпоха НЭПа), то мы были бы уничтожены фашистской Германией в первые же месяцы войны.
В условиях холодной войны (послевоенное время) шла гонка вооружений, Советский Союз вынужден был осуществлять экономическое соревнование с США и другими странами Запада. Поэтому норма накопления в первые два послевоенные десятилетия была в районе 30%. А уже в эпоху «застойного» социализма она стала ниже 30%, но все равно не опускалась ниже 25%.
Норма накопления находилась на рекордно высоких уровнях (до 40% и даже 50%) в тех странах, где темпы экономического роста измерялись двузначными цифрами. Это, например, Германия в 30-е годы прошлого века, когда ее готовили к большой войне. Это Китай конца прошлого — начала нынешнего веков. В начале 1990-х гг. норма накопления в Китае была на уровне 35%, а в начале текущего десятилетия подбиралась к планке в 50% (в 2011−12 гг. дошла до максимума в 48%). Там показатель и сегодня находится в районе 40%.
А как обстояли дела в Российской Федерации? Накануне образования РФ показатель в союзной республике РСФСР был очень высоким — более 35%. С момента рождения «демократической» России все покатилось вниз, и к 1999 году норма накопления достигла своего исторического минимума — 15%. Далее показатель демонстрировал высокую «волатильность», но в среднем колебания происходили около планки в 20%.
Все мы прекрасно знаем и видим, как происходило и происходит разрушение экономики, которая досталась Российской Федерации в наследство от Советского Союза. Фактически сегодня нужна вторая индустриализация, или ре-индустриализация. А раз так, то инвестициями в 20% от ВВП не обойдешься. Надо переходить на рельсы мобилизационной экономики с нормой накопления никак не меньше 35% ВВП. А лучше 40% — для того, чтобы поскорее покончить с разрухой.
Накануне подписания майского указа № 596 величина инвестиций по отношению к ВВП, согласно данным Росстата, составила 20,7% (2011 год). Видимо, власть решила не брать слишком «круто». Отталкиваясь от этого значения, она определила норму накопления в 2015 году в 25%, а в 2018 году — в 27%. Для хорошего «рывка» явно недостаточно, но для того, чтобы, по крайней мере, остановить деградацию экономики и дальнейшее погружение России в пучину перманентного кризиса, вроде бы достаточно.
А теперь посмотрим, каковы были фактические значения показателя (инвестиции в основные фонды к ВВП, %):
2012 г. — 20,9;
2013 г. — 21,2;
2014 г. — 20,5;
2015 г.- 19,6 (20,0);
2016 г. — 21,2;
2017 г. — 21,4.
Как видим, в течение шести лет (2012−2017 гг.) наблюдалось топтание на месте. Никаких признаков мобилизационной экономики. Зато наблюдается признаки очередного лукавства. Обратите внимание, что данные за 2015 году даны в двух вариантах — 19,6 и 20,0% (второй вариант приведен в скобках). Росстат в 2015 году решил перейти на новую методологию расчета показателя нормы накопления. Второй вариант на 0,4 проц. пункта больше первого варианта, который рассчитывался по старой методологии. Данные по 2016 и 2017 гг. — уже по новой методологии. Вероятно, Росстату придется и далее менять методологию, чтобы создать хоть какую-то видимость «прогресса».
То, что перескоки с одной методологии на другую в значительной мере обесценивают предыдущую статистическую информацию, сегодня, вероятно, никого уже не волнует ни в Росстате, ни в правительстве. Данных за полный 2018 год по норме накопления в основной капитал Росстат еще не опубликовал, но данные за первые три первые квартала прошлого года находятся в диапазоне 17−19%. Можно ожидать, что относительный уровень инвестиций в основной капитал в 2018 году будет ниже, чем в стартовом 2012 году.
В майском указе 2018 года в первом разделе, где перечисляются национальные цели (всего их девять), авторы документа благоразумно решили обойти стороной вопрос об инвестициях и показателях нормы накопления. Видимо они решили: лучше эту неприятную тему не вспоминать, «закопать» ее поглубже и нарисовать кучу других, «свежих» и «вдохновляющих» целей, которых не было в майских указах 2012 года.
МВФ и Всемирный банк рассчитывают показатели нормы накопления по многим странам и в среднем по миру. Должен констатировать, что за исключением нескольких лет норма накопления в Российской Федерации была иногда на уровне, а иногда ниже среднемировой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в целом за годы существования Российской Федерации (1992−2018 гг.) темпы ее экономического роста были (за исключением нескольких лет) на уровне среднемировых, а иногда и ниже. Отсюда ослабление позиций России в мировой экономике. Сегодня ее доля в мировом ВВП опустилась до 3%. Такое низкое значение мы имели в 1995 году. Еще немного и мы достигнем собственного антирекорда начала 1990-х годов (2,7% в 1992−93 гг.).
Претензии на повышение нормы накопления в майском указе № 596 вступают в постоянные противоречия с текущими действиями правительства. Достаточно вспомнить, что премьер-министр Дмитрий Медведев публично заявил, что он выступает против мобилизационной экономики. А если так, то задача повышения нормы накопления и лозунг «рывка» превращаются в полный блеф. Получается, что правительство аккуратно «корректирует» майские и прочие президентские указы.
Итак, выполнение «домашнего задания» по наращиванию относительного уровня инвестиций, или нормы накопления (вторая задача майского указа № 596) по пятибалльной школьной шкале можно оценить на «двойку». Даже не прибегая для этого к каким-то специальным методам, а лишь раскрыв справочники Росстата.
Мы наивно думали, что нерадивого «ученика» (премьер-министра Дмитрия Медведева) оставят на второй год или даже исключат за неуспеваемость. Но в этой удивительной «школе» «ученики» (чиновники) сами себя ставят оценки. И эти оценки всегда наивысшие, т.е. «отлично». Иногда «хорошо». И они продолжают в ней учиться, довольные собой. И у «учителя» (того, кто издает майские и иные указы) почему-то вопросов к «ученикам» не возникает. Вот такая уникальная «школа».
Фото: Артем Коротаев/ТАСС
https://svpressa.ru/economy/article/226506/
А может быть реальные цифры накоплений не показываются государством чтобы не светить эту информацию остальному миру? Ведь за эти годы можно судить о явных успехах ВПК например.
В таком случае за чей счет идет накопление? И кому этот ВПК принадлежит?