Почему, отказываясь платить старые долги, Украина выпускает новые евробонды?
Этой теме посвящен материал Андрея Полунина, опубликованный на сайте Свободная пресса и содержащий мнение председателя РЭОШ Валентина Катасонова, а также руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова.
Украина выпустит евробонды на 1 млрд долларов под гарантии США. Решение об этом в среду, 27 мая, принял кабмин «незалежной».
«Облигации внешней государственной ссуды 2015 года выпускаются общим объемом на сумму до 1 миллиарда долларов США. На облигации начисляется доход по ставке не выше 2,5% годовых. Процентный доход по облигациям уплачивается ежегодно 29 ноября и 29 мая, начиная с 29 ноября 2015 года. Погашение облигаций осуществляется 29 мая 2020 года», – говорится в постановлении украинского правительства.
Обязательства по евробондам обеспечиваются гарантией США, от имени которых действует Агентство США по международному развитию. Организаторами сделки выступают банки Citi, JP Morgan и Morgan Stanley.
Напомним: первый выпуск бондов на 1 млрд долларов под гарантии США Украина разместила в мае 2014 года. Тогда доходность украинских бумаг на 28 базисных пунктов превысила доходность казначейских облигаций США. Соглашение о гарантиях еще на 1 млрд долларов Киев и Вашингтон подписали 18 мая. Гарантии обеспечивают стопроцентную выплату заемщиком основной суммы кредита и начисленных по нему процентов.
На первый взгляд, Киев может вздохнуть с облегчением. Конечно , 1 млрд долларов – не Бог весть что на фоне 23 млрд внешнего украинского госдолга, но на дороге не валяется. Однако бросятся ли инвесторы скупать новые украинские облигации – большой вопрос.
Напомним: 19 мая Верховная Рада предоставила кабмину право вводить мораторий на выплату внешних долгов частным кредиторам. Кроме того, Рада приняла изменения в Бюджетный кодекс, которые технически позволяют кабмину реализовать свое право на введение моратория.
Это означает, что частные кредиторы, прикупившие украинских облигаций, играют в рулетку – рискуют остаться без денег. Тем более, в зоне риска оказываются даже некоторые «защищенные» институциональные кредиторы.
Так, МВФ все еще колеблется: признать государственным или частным долг Украины перед РФ на 3 млрд долларов, также оформленный в виде еврооблигаций. Хотя, как справедливо заметил министр финансов РФ Антон Силуанов, двух мнений в данном случае быть не может: «Россия, безусловно, выступает как официальный кредитор», поскольку для покупки украинских евробондов Москва использовала средства Фонда национального благосостояния, а саму сделку рассматривала как меру поддержки украинской экономики.
Какая судьба уготована евробондам под гарантии США, на что истратит миллиард долларов Киев, если получит деньги?
– В конце января 2015 года Украина и США подписали декларацию о предоставлении Киеву кредитных гарантий американского правительства в объеме 2 млрд долларов, а 18 мая текущего года правительства двух стран подписали соглашение о получении гарантий на первый миллиард, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Это значит, что, с точки зрения США, нынешнее размещение – вполне легитимное. Интрига только в том, в каком контексте оно принимается.
Как раз сейчас Киев безуспешно ведет переговоры о реструктуризации с Комитетом кредиторов Украины – пулом инвесторов, которые держат 8,9 млрд долларов украинского внешнего долга. Весьма симптоматично, что трое участников комитета из четырех – это американские инвестфонды: Franklin Advisers , TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates. Кстати, в переговорном процессе интересы Комитета представляет американская же управляющая компания.
Вывод напрашивается очевидный: нынешнее размещение украинских евробондов следует рассматривать в рамках переговорного процесса с держателями госдолга «незалежной». И непосредственная цель размещения – реструктуризация 15 млрд долларов из 23 млрд внешнего долга Украины. Напомню, что именно успешная сделка по реструктуризации, заключенная до начала июня, является одним из ключевых условий предоставления Киеву следующего транша на 2,5 млрд долларов по программе финансовой помощи МВФ общим размером 17,5 млрд.
«СП»: – То есть, разместив евробонды, Киев добьется подвижек на переговорах с кредиторами?
– Да. Иначе судьба второго транша МВФ зависает. На деле, вопрос переговоров с пулом инвесторов – это вопрос дисконта. Члены Комитета кредиторов готовы на пролонгацию сроков выплат и реструктуризацию долга, но не готовы на уменьшение долга по номиналу. Украинская же сторона исходит из того, что нужно сокращать и выплаты по купонам на 20-30%, и примерно на такую же величину нужно уменьшить номинальный размер долга.
Возможно, нынешнее размещение на миллиард – лыко в строку. Миллиард долларов, вероятно, можно рассматривать как премию пулу инвесторов.
«СП»: – А нам с этого миллиарда что-то достанется?
– Для России реперная точка – 20 июня, когда Украина должна заплатить нам купон в размере 75 миллионов долларов. Эти деньги у Киева уже сегодня имеются. Вопрос только в том, воспользуется ли украинское правительство правом, которое ему предоставила Верховная Рада – вводить мораторий на выплату некоторых внешних долгов.
«СП»: – Украина может не заплатить нам по долгу?
– Теоретически может, как может начать выдвигать дополнительные условия – и экономические, по поставкам газа, и политические, связанные с Минскими соглашениями. Но проблема для Киева заключается в том, что у России – сильная позиция.
Если нынешний Киев не хочет признавать долги правительства Януковича – это его дело, но это означает технический дефолт. В этом случае весь финансовый мир получит ясный сигнал, что Украина не выдерживает принципа равного права всех инвесторов. А раз так – может возникнуть эффект домино, и другие инвесторы потребуют деньги от Украины через международные суды.
Напомню, что в августе 2014 года в аналогичной ситуации оказалась Аргентина. Правительство страны объявило дефолт после того, как Верховный суд США обязал аргентинский кабмин возместить в полном объеме средства двум американским хедж-фондам – NML Capital и Aurelius Management. Ранее оба фонда отказались получать возврат займов на предложенных Аргентиной условиях реструктуризации – с дисконтом более 70%. В итоге, финансовые рынки перед Аргентиной оказались закрытыми до тех пор, пока она не расплатится с американскими кредиторами.
Если Украина хочет повторить этот опыт – это ее дело. Проблема, повторюсь, не в том, что украинцы не заплатят они именно нам. Дело в том, что такой шаг – нарушение базовых финансовых взаимоотношений. Если такой неплатеж будет квалифицирован хотя бы одним международным судом как случай технического дефолта, любой другой инвестор может наплевать на решения правительства Соединенных Штатов, еврокомиссаров, МВФ – и потребовать свои деньги к возмещению.
Словом, Киеву стоит десять раз подумать, прежде чем решить не платить России…
– На один миллиард долларов, конечно, Киев многого не сделает, – говорит председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. – Достаточно сказать, что до 2018 года Украине нужно выплатить только по ранее взятым кредитам более 50 млрд долларов.
Но, думаю, украинские евробонды все равно будут скупаться: пока никто не ставил под сомнение финансовые гарантии США. И, понятно, без отмашки американцев Киев на размещение займа пойти не мог. В итоге, выстраивается интересная схема: по долгам «незалежной» придется расплачиваться дяде Сэму.
Но я не исключаю, что в Киев приедут ребята из Вашингтона, и выстроят схему погашения таким образом, что первыми в списке окажутся именно держатели украинских облигаций последнего выпуска. Это будет означать, что финансовые отношения Украины и США переведены в режим ручного управления…
http://svpressa.ru/economy/article/123282/?rss=1