08-война

Валентин Катасонов. Ложные ответы на вопросы о происхождении войн

Учения Дарвина, Маркса и Ницше, подобно эпидемии, уничтожали остатки христианства в Европе и готовили ее к двум мировым войнам …

 

Европейские политики и сверхпатриоты, думающие, что причиной минувшей Мировой войны было покушение в Сараево, совершенно не компетентны давать объяснение причин будущей войны.

Святитель Николай Сербский

Продолжим разговор о работе святителя Николая Сербского «Война и Библия». Напомню, что она построена в виде разговора, ведущегося на борту парохода «Бостон», совершающего рейс из Нью-Йорка в Бостон (одним из участников разговора, происходившего в 1927 году, был сам Николай Сербский).

В ходе жаркой дискуссии выяснилось, что почти все ее участники думали примерно одинаково: все ненавидели войну, но полагали, что, во-первых, она почти неизбежна, и, во-вторых, к ней необходимо готовиться. Исключение составил хозяин встречи американец Крен, который не верил в возможность новой войны. Для всех (или почти всех) участников дискуссии война представлялась неким «фатумом», «роком».

Конечно, на тот момент было уже много книг (как современных, так и прошлых веков), которые содержали объяснения причин войн. Но все они не давали удовлетворительных ответов. Вспомнили и  итальянского писателя, философа и политического деятеля Николло Макиавелли (1469-1527), и немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). Но все пришли к единодушному мнению, что это философы демонические, они лишь еще больше запутали вопрос и, наоборот, внесли свой вклад в подготовку и развязывание новых войн.

Вот, например, фрагмент дискуссии, касающийся учения о войне коварного итальянца: «Макиавелли! – ответил Юстон с несомненной иронией. – Это европейский философ войны! – «Философ навыворот»! – ответил кто-то другой. – Слепец, указывающий дорогу слепцам. – Думаю, что Макиавелли представляет собою квинтэссенцию европейского испорченного ума, – досказал Юстон свою мысль. Всё общество выразило своё единодушное осуждение учению Макиавелли».

Генерал Кларк подвел промежуточный итог дискуссии: «До сих пор ни одна политическая доктрина не могла сбросить покрывало с той страшной тайны, которая в человеческой жизни называется войной. Ни политики, ни государственные люди, ни военные, ни даже биологи до сих пор не дали нам никакого серьёзного объяснения сущности войны, её истинных причин и целей. Об этом говорили пристрастно или просто это замалчивали. Иногда мне кажется, что война связана с каким-то глубоким и сокрытым корнем жизни нашей на земле». И после этого генерал обратился с вопросом к балканцу, желая узнать его мнение о причинах войн в истории человечества вообще и мировой войны ХХ века, в частности. Вся дальнейшая часть работы «Война и Библия», по сути, представляет собой изложение христианского понимания войн, данное неким «балканцем». Можно предположить, что на самом деле это был сам Николай Сербский.

«Балканец» согласился, что Макиавелли, Ницше, современные философы и экономисты чаще всего искали ответы на причины войн в событиях, непосредственно предшествовавших началу войн. Это наивно-близорукий подход: «Европейские политики и сверхпатриоты, думающие, что причиной минувшей Мировой войны было покушение в Сараево, совершенно не компетентны давать объяснение причин будущей войны. Если граждане какого-нибудь города польют свои дома керосином, а какой-то мальчик, из злобы или из шалости, бросит в город зажжённую спичку, то кто же будет назван действительным виновником пожара? Судите сами, как близоруки книжники и фарисеи нашего времени! Причины уродства новорожденного они ищут по меньшей мере за девять месяцев до его рождения, а причины такого страшного уродства, каким была Мировая война, они ищут в кровавом инциденте, случившемся только за месяц до войны. Когда люди хотят войны, тогда найдутся и поводы, и инциденты, чтобы послужить ей увертюрой. Если люди готовы к войне, то будут ли они ждать покушения, или сожжения чьего-либо флага, или оскорбления консула, или убийства миссионера?»

Есть и другая крайность. Некоторые авторы придерживаются точки зрения, что война – неизбежная плата за «прогресс». Но эта «плата» окупится с избытком в далеком будущем. С их точки зрения, оценивать войны теми «издержками» и жертвами, которые они принесли данному поколению людей, не корректно. «Дивиденды» от этих войн получат будущие поколения. Чудовищная теория! Наш «балканец» следующим образом комментирует ее:

«Едва ли могут нам дать объяснение причин будущей войны и философы-эволюционисты, и экономисты. Кто может серьёзно отнестись к словам о войне тех, кто считает её естественной и нужной ради так называемого прогресса человечества? Если безумное кровопролитие, на которое несколько лет смотрели наши глаза, естественно, тогда неестественны ни разум, ни честность человеческая. Если организованный поток преступлений – и только преступлений, – где открыты все плотины и шлюзы, наводняет и опустошает мир, уничтожает миллионы человеческих жизней, испепеляет всё, что накоплено долгим трудом из поколения в поколение, и всё это во имя какого-то «прогресса», тогда этот «прогресс» есть самое нежелательное явление на свете, и само это слово «прогресс» – самое опасное и проклятое слово человеческого словаря.

Какой прогресс принесла миру прошлая Мировая война? Пусть откроют глаза и посмотрят хотя бы те, кто ещё помнят людей и условия жизни до войны. Ясно, что эта злосчастная война сделала людей хуже, уродливее – физически и морально, ухудшила все условия жизни – политические, экономические и финансовые.

Конечно, скажут на это философы-эволюционисты с обычной сардонической усмешкой: сейчас об этом нельзя судить; прогресс, который был осуществлён человечеством за прошлую войну, может быть оценён только по прошествии сотен и тысяч лет! Таким образом эти философы избегают ответа и на этот вопрос, прячась от него во мрак тысяч, а иногда и миллионов лет либо назад, либо вперёд – во мрак, в котором никакая теория не может быть проверена…».

Примечательно, что подобное объяснение (и одновременно оправдание) войн появилось лишь в XIX веке, когда возникло псевдонаучное учение дарвинизма. Дарвинизм, по мнению Николая Сербского, фактически стал «теоретическим обоснованием» мировой войны. Напомню, что с момента появления на свет работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов» до начала мировой войны прошло немногим более полувека. Святитель много уделял внимания дарвинизму, ставя его на одну доску рядом с марксизмом и ницшеанством. Эти три учения XIX века, подобно эпидемии, уничтожали остатки христианства в Европе и готовили ее к двум мировым войнам.

Справедливости ради, следует признать, что «научное» оправдание (обоснование) войн появилось еще до появления работы Дарвина «Происхождение видов». В 1798 году в Англии была написана и опубликована книга «Очерк о законе народонаселения». Она принадлежала перу английского священника Томаса Мальтуса. В ней он оправдывал войны, полагая, что они способствуют «прогрессу» человечества. Указанная работа положила начало идейно-политическому движению мальтузианства. Но влияние дарвинизма на общественное сознание Европы (и всего мира) было несравненно большим по сравнению с мальтузианством.

https://tsargrad.tv/articles/lozhnye-otvety-na-voprosy-o-proishozhdenii-vojn_87176

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Nikita Авторы недавних комментариев
Nikita
Гость
Nikita

Спасибо за статью

Смотрите также