23-изр1

Валентин Катасонов. История израильского народа. Ветхий Завет как учебник

В размышлениях святителя Николая Сербского о судьбах народов еврейский народ занимает основное место…

Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? 

Та, которую сами евреи написали, — Ветхий Завет.

Святитель Николай Сербский. Стослов. Слово 58.[1].

Народ Израиля — главное действующее лицо Ветхого Завета.

Священное Писание содержит истории многих народов. История каждого из них, как отмечает святитель Николай Сербский, очень поучительна. Мы уже рассмотрели судьбы многих библейских народов с комментариями Николая Сербского. Это и семь племён Ханаана, и древний Египет, и Вавилон, и Ассирия, и филистимляне, и моавитяне, и аммонитяне, и многие другие.

Но всё-таки главным действующим лицом Ветхого Завета является израильский народ.

В книге Николая Сербского «Наука закона» (глава XVI «Нравственный закон управляет судьбами народов») читаем:

Давайте раскроем Книгу Божию и прочтём, что там сказано о судьбах народов. Наиболее исчерпывающе описана судьба народа еврейского. От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперёд и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай, — словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога.

Без натяжки можно сказать, что Ветхий Завет — история древних евреев, а все остальные народы составляют лишь фон этой истории. Более того, даже Новый Завет содержит немало интересных моментов, помогающих лучше понять судьбу еврейского народа. Соответственно, в размышлениях святителя Николая Сербского о судьбах народов еврейский народ занимает основное место.

Много раз святитель повторяет простую мысль: история еврейского народа очень поучительна, она может и должна восприниматься как учебник жизни для всех существующих в наше время народов и всего человечества в целом.

В работе «Слово о законе» этой теме посвящены глава XIII «Закон в действии» и глава XIV «Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов». Собственно, история еврейского народа убедительнейшим образом демонстрирует нам действие единственного в нашем мире «железного» закона — Высшего нравственного, которому и посвящена вся работа «Слово о законе».

Святитель пишет:

Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца. События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона. История этого народа, конечно же, не случайно и не бесцельно «вставлена» в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам.

Обращу внимание на слова святителя о том, что многие западные богословы и критики полагают, что история еврейского народа попала на страницы Священного Писания случайно. Что, мол, на этих страницах с таким же успехом могла быть размещена история любого другого народа. Что, мол, история еврейского народа демонстрирует лишь общие закономерности развития всех народов. Так считают, например, еврейские учёные-библеисты вроде Генриха Греца (1817-1891 гг.) и европейские рационалисты вроде Эрнеста Ренана (1823-1892 гг.). Другие всё-таки подчеркивали «особость» еврейского народа. Не обязательно в том смысле, что евреи выше других народов. А именно в том, что этот народ был избран Богом в качестве некоего «первопроходца», призванного показать другим народам будущее.

Так, блаженный Августин (354-430 гг.) полагал, что именно на евреев Богом была возложена миссия привести человечество к христианству. Так что «исключительность» евреев заключается не в их особых нравственных качествах или интеллектуальных способностях, а именно в возложенной на них всемирно-исторической миссии.

Святитель выдвигает свои предположения о том, почему выбор Бога пал именно на древних евреев, а не, скажем, на древних египтян или персов. Вопрос интересный. В одних местах святитель пишет, что у евреев родословная включает в себя большое количество праведных патриархов (начиная от Авраама) — другие народы этим похвастаться не могли. А вот в небольшой работе «Азбука истины» святитель даёт другое объяснение:

Из народов первым больным, которого Бог принялся исцелять, был народ еврейский. Избранничество еврейского народа означает всего лишь это и ничего более. 

А далее он продолжает, что звание избранного народа не было дано евреям на все века. Бог дал, Бог забрал:

Но поскольку евреи воспротивились Богу как Исцелителю и попрали Завет, то Бог принялся за исцеление всех народов, таким образом из всех народов создавая для Себя единый избранный народ, добровольно предающихся Ему на исцеление[2].

Но этот новый избранный народ уже фигурирует в Новом Завете.

С чего начинается история ветхозаветного Израиля

По истории еврейского народа написано много книг, принадлежащих перу как еврейских, так и нееврейских авторов. С моей точки зрения, одной из наиболее удачных является книга С. М. Дубнова «Краткая история евреев»[3].

История еврейского народа может отсчитываться от внука Ноя, сына Сима по имени Евер, который жил во времена вавилонского правителя Нимрода. Он отклонил призыв этого правителя участвовать в строительстве Вавилонской башни и ушёл за реку Иордан (имя Евер в переводе означает «перешедший реку»). В православии Евер относится к праотцам — группе ветхозаветных святых, почитаемых как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

Чаще история евреев отсчитывается от Авраама (родился в XXI веке, а умер в XIX веке до Р. Х.) — потомка Евера. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

Наконец, можно отсчитывать историю евреев от того времени, когда потомки Авраама, Исаака и Иакова (Израиля), оформившиеся в двенадцать колен Израилевых, пришли в «землю обетованную» — Ханаан. Это произошло после Исхода их из Египта и путешествия по пустыне под предводительством Моисея. Именно в это время произошло формирование еврейского народа как «избранного», поскольку Моисей получил Закон от Бога на горе Синай в виде каменных скрижалей. Этот народ состоял из сыновей и потомков Иакова (Израиля), оформившихся в двенадцать колен. С этого времени они стали называться не только «евреями», но также «народом Израиля».

Краткая схема истории ветхозаветного Израиля

В самом общем виде историю евреев можно разделить на следующие этапы.

  1. Эпоха патриархов — родоначальников еврейского народа (XX-XVII вв. до Р. Х.; примерно 250 лет).
  2. Переселение в Египет и египетское рабство (XVI-XIV вв. до Р. Х.; 210 лет).
  3. Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV в. до Р. Х.; около 40 лет).
  4. Завоевание Ханаана (примерно XIII в. до Р. Х.; около 14 лет).
  5. Эпоха Судей (XII-IX вв. до Р. Х.; примерно З00 лет).
  6. Период «объединённого царства», когда Израиль последовательно управлялся Саулом, Давидом, Соломоном(XI-X вв. до Р. Х.; 80 лет).
  7. Эпоха Первого Храма (IX-VII вв. до Р. Х.; примерно З50 лет).
  8. Вавилонское пленение (586-537 гг. до Р. Х.; 49 лет).
  9. Эпоха Второго Храма (VI в. до Р. Х — I в. по Р. Х.; примерно 610 лет).

Таким образом, история ветхозаветных евреев насчитывает около двух тысячелетий (если отсчитывать от патриарха Авраама) и завершилась она в I в. по Р. Х. разрушением Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х.

Римские воины сравняли Иерусалим с землей, большую часть жителей Иудеи увели в плен. С тех пор на протяжении следующих почти двух тысяч лет евреи жили в рассеянии по всему миру, не имея своей государственности.

С того момента, когда евреи распяли на Голгофе ожидаемого Мессию, Иисуса Христа, ими была перейдена «точка невозврата». Евреи потеряли звание «избранного Богом» народа.    Таким народом стали христиане. Это совершенно новый народ, примера которого не было до этого в истории. Это народ, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Между прочим, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея (Мф. 2, 6) он говорит, что христиане — новый Израиль, то есть Боговидец (народ, зрящий Бога).

—————————————————————-

[1] «Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского». — Минск: изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 43-44.

[2] «Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского». — Минск, изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 10-11.

[3] Автор упомянутой книги — Семён Маркович (Шимен Меерович) Дубнов  (1860-1941 гг.) — российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. После революции 1917 года эмигрировал из России. В эмиграции написал фундаментальный труд «Всемирная история еврейского народа» в 10 томах.

https://tsargrad.tv/articles/istorija-izrailskogo-naroda-vethij-zavet-kak-uchebnik_100243

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Владимир Авторы недавних комментариев
Владимир
Гость
Владимир

Автор этого материала — известный и очень грамотный экономист, но богословие — не его конёк. Цитируя Ник. Сербского и других исседователей Ветхого Завета, он не замечает ошибок и нестыковок в их рассуждениях, демонстрируя тем самым поверхностное знание Библии. Примеры: 1) Н.Сербский писал, что Закон был установлен и дан Богом только евреям после исхода из Египта. А что говорит Ветхий Завет? Закон (моральный) был установлен Создателем изначально, и первые века передавался устно из поколения в поколение. Авраам знал Божий закон и исполнял его (Бытие 26:5). И закон предназначался для ВСЕХ народов. Задачей евреев было донести полученное откровение до окружавших их язычников,… Подробнее »

Смотрите также