23-3

Валентин Катасонов. Государственный долг России под прицелом Вашингтона

Вашингтон пока официально не объявлял о своих санкционных планах в отношении внешних долгов российских госкомпаний и банков, но через некоторое время такие угрозы и санкции вполне могут последовать…

 

Первые экономические санкции против Российской Федерации были введены в связи с возвращением Крыма в состав России. Это произошло ровно семь лет назад, в марте 2014 года. США были инициаторами санкций.

Вашингтон и их ближайшие союзники объявили о замораживании активов и введении визовых ограничений для лиц, причастных к операции по «аннексии» Крыма и включённых в специальные («черные») списки. Также устанавливался запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

С тех пор администрации американских президентов Барака Обамы и Дональда Трампа неоднократно расширяли пакет санкций. Но от некоторых санкций Вашингтон воздерживался. Во-первых, от замораживания международных резервов Российской Федерации. Во-вторых, от блокировки операций российских банков и компаний, проводимых через систему СВИФТ (международные платежи и расчеты). В-третьих, от наложения запретов на приобретение долговых бумаг (облигаций), эмитируемых российским государством (Минфином).

Следует напомнить, что ряд американских чиновников и политиков, конгрессменов и сенаторов неоднократно призывали задействовать «тяжелое оружие» экономических санкций. Но каждый раз инициативы оканчивались ничем. По той простой причине, что власти США опасались «эффекта бумеранга». Т.е. могло возникнуть недоверие к США как экономическому контрагенту. А это недоверие могло спровоцировать обвал доллара, на котором держится вся американская гегемония.

Еще в период предвыборной президентской кампании прошлого года Джо Байден обвинял своего конкурента, действующего президента Дональда Трампа в мягкотелости по отношению к России. В том, что он не способен наказать Москву с помощью жестких экономических санкций, ограничиваясь составлением «черных списков» физических, а иногда и юридических лиц.

Заняв в январе этого года Белый дом, Джо Байден стал озвучивать список тех карательных мер, которые Вашингтон предпримет в отношении Москвы. Это и кибератака, о которой Вашингтон заявил в начале марта и которую он обещал провести в течение ближайших трех недель. Это и запрет на поставки технологий и компонентов, которые могут быть использованы для изготовления оружия.

Это и блокировка строительства «Северного потока-2». И обещание использовать упомянутое выше «тяжелое оружие» экономических санкций (замораживание международных резервов, блокировка СВИФТ, запреты по государственному долгу).

Наиболее вероятно введение в ближайшее время санкций по российскому государственному (суверенному) долгу. Частично эта санкция была задействована еще при Дональде Трампе в 2019 году. В августе указанного года Госдеп объявил, что американским банкам будет запрещено покупать еврооблигации российского правительства и, возможно, госкомпаний, но лишь при первичных размещениях.

Санкция была не очень опасной как для России, так и американских инвесторов. Можно было действовать через посредников, которые перепродавали российские бумаги после первичных размещений. Не распространялись санкции на бумаги ОФЗ (облигации федерального займа).

Тем более на бумаги рублевых займов. Минфин США еще раньше выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков.

Поэтому ограничения на приобретение российского суверенного долга, введенные в августе 2019 года носили половинчатый характер. Россия они сильно не навредили. На начало 2020 года объем евробондов, находившихся в портфелях иностранцев, остался примерно таким же, каким он был в начале 2019 года, — 22,3 млрд. долл. (и доля иностранцев осталась прежней – 55%).

Что касается ОФЗ, то, по оценкам Института международных финансов, в той их части, которая принадлежала иностранцам, в начале 2020 года по-прежнему преобладали американские инвесторы (53%), на европейских инвесторов приходилось 39%, на прочих нерезидентов – 8%. Чиновники российского Минфина язвительно заявляли, что подобные санкции Вашингтона не только не мешают, но даже помогают России.

Так, в феврале прошлого года директор департамента Минфина по противодействию санкциям Дмитрий Тимофеев заявил, что снятие санкций против нашей страны создало бы серьезные риски для российской экономики. В этом случае начался бы активный приток иностранного капитала в страну, что привело бы к чрезмерному укреплению российского рубля, а это негативно отразилось бы на конкурентоспособности отечественных компаний.

Нынешняя команда, сформированная Джо Байденом, намерена прекратить подобные «детские игры в песочнице» и по-взрослому ударить по России. Согласно сообщению от 4 марта информационного агентства Блумберг, готовящаяся против России санкция по государственному долгу может иметь следующие особенности.

Во-первых, она согласована с союзниками США, в ней будут участвовать Великобритания и Европейский союз. Во-вторых, вполне вероятно, что она будет предусматривать запрет на приобретение долговых бумаг не только при их первичном размещении, но также на вторичном рынке. В-третьих, запрет будет распространяться не только на покупку, но и на владение ранее приобретенными бумагами (как евробондами, так и ОФЗ).

В российских СМИ появились уже комментарии на подобные угрозы. Если санкции по долгу будут введены, то произойдет обесценивание уже ранее выпущенных бумаг, а новые заимствования Минфина, если и будут происходить (с использованием разных хитроумных схем), то окажутся очень дорогими. Уже не приходится говорить о том, что рубль может покатиться вниз, и его курс наверняка обвалится ниже планки 100 рублей за доллар.

Пользуясь случаем, хочу дать справку о государственном долге Российской Федерации на основе данных Минфина и Счетной палаты. На начало 2020 года общая сумма государственного долга составляла 13.567,4 млрд. руб. На начало 2021 года она увеличилась на 5418,2 млрд руб., достигнув 18 985,6 млрд руб. Прирост долга в рублевом выражении составил 39,9%. Конечно, прирост очень внушительный.

Но следует иметь в виду, что это стало в прошлом году мировым трендом. Фактор COVID-19 и вызванный пандемией социально-экономический кризис заставил почти все страны мира резко увеличить бюджетные расходы. Это привело к возникновению крупных бюджетных дефицитов, которые, в свою очередь, увеличивали размеры государственного долга. В тех же США в прошлом году государственный долг вырос с 22,2 до 27,7 трлн. долл. (на 5,5 трлн. долл., или на 25%).

Внутренний государственный долг России в начале прошлого года равнялся 10,2 трлн. руб., а через год вырос до 14,8 трлн. руб., или на 45%.

Внешний государственный долг в долларовом эквиваленте вырос за прошлый год с 54,9 до 56,8 млрд. долл. В рублевом эквиваленте – с 3,4 трлн. до 4,2 трлн. руб., или на 23%.

Таким образом внутренний государственный долг рос более высокими темпами, чем внешний. В результате доля внешнего долга в совокупном государственном долге снизилась с 25% до 22%.

У Банка России своя статистика внешнего государственного долга, которая несколько отличается от статистики Минфина. По данным ЦБ РФ, иностранные инвесторы на начало нынешнего года держали 42,8 млрд долларов в рублевых облигациях федерального займа (ОФЗ), занимая 23,4% рынка, а в отдельных выпусках их доля достигает 50% или выше.

На рынке валютного госдолга нерезидентам принадлежит 55%, или 21 млрд долларов, по данным на 1 января. В сумме внешний госдолг правительства РФ составляет, таким образом, 63,8 млрд долларов — это около четверти годовых доходов федерального бюджета и примерно 10% российских ЗВР.

Важным является показатель величины государственного долга по отношению к ВВП. В начале прошлого года этот показатель в России составлял 14,2%. В начале этого года – уже 17,8%. Конечно, тенденция не очень приятная. Но опять-таки она вписывается в мировой тренд. Трудно найти страну, у которой в прошлом году не повысился относительный уровень государственного долга.

Но Россия выигрышно выглядит на фоне большинства других стран, поскольку у нее изначально был очень скромный показатель относительного уровня государственного долга. Рекордсменом здесь является Япония, у которой еще в 2015 году значение этого показателя перевалило за 250%. Впрочем, у США этот показатель еще в конце прошлого десятилетия перевалил за 100%. В начале прошлого года он был равен 108%, а к концу года подскочил до 129%.

Но скромные показатели относительного уровня государственного долга России и не очень большой доли внешнего долга в суммарном государственном долге России не должны нас слишком успокаивать. По той причине, что они отражают задолженность лишь органов государственного управления (прежде всего, Минфина России). Но в широком смысле в государственный сектор следует включать также государственные компании (государственные корпорации и акционерные компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству).

Банк России ведет статистику всего внешнего долга в разбивке по секторам экономики. На начало этого года общий объем внешнего долга России составил 470,1 млрд. долл. Кстати, это далеко не максимальная величина. Рекорд приходится на середину 2014 года, когда внешний долг России был равен 732,8 млрд. долл. Видимо, начавшиеся тогда экономические санкции против нашей страны сыграли свою роль в постепенном снижении внешних долговых обязательств Российской Федерации.

А вот раскладка величины внешнего долга России на начало этого года по основным секторам (млрд. долл.): органы государственного управления – 66,1; Центральный банк – 13,1; банковский сектор – 72,5; прочие сектора – 318,5.

Обращаю внимание, что в статистике Банка России величина внешнего государственного долга несколько больше, чем по данным Минфина. Доля органов государственного управления в общем внешнем долге России, исходя из данных Банка России, составила 14%. А разве остальные 86% внешнего долга России защищены от возможных санкций Вашингтона и их союзников? Конечно же нет. И в зоне повышенного риска находятся внешние долги государственных компаний.

Долги органов государственного управления, как справедливо отмечают эксперты. – это государственный долг в узком понимании. А если к ним приплюсовать долги государственных компаний и банков, то получим государственный долг в широком понимании.

В 2018 году эксперты РАНХиГС подсчитали, что вторая категория внешнего государственного долга в пять раз выше первой. Если исходить из этой пропорции, то оказывается, что государственные внешние долги в широком смысле приближаются к величине 400 млрд. долл. А все остальные внешние долги составляют около 70 млрд. долл.

Увы, многие российские государственные компании и банки продолжают опасную игру с размещением валютных займов за рубежом. Вот, например, в январе этого года «Газпром» разместил восьмилетние евробонды на 2 млрд долл. В следующем месяце — евробонды на сумму 1 млрд. евро. Во втором случае, как стало известно, инвесторы из Великобритании приобрели 39% бумаг, 8% досталось швейцарским инвесторам, 39% — прочим европейским инвесторам, 3% выпуска купили инвесторы из Азии, 9% ушло инвесторам из России и СНГ.

Вашингтон пока официально не объявлял о своих санкционных планах в отношении внешних долгов российских государственных компаний и банков. Но почти уверен, что через некоторое время такие угрозы последуют. А за угрозами – реальные санкции. Конечно, хорошо, что величина общего внешнего долга с середины 2014 года по настоящее время сократилась более чем на 260 млрд. долл. (или более чем на 1/3).

Но этого явно недостаточно. Российская экономика должна опираться, в первую очередь, на внутренний рынок, в том числе внутренние источники заимствований. Выше я отметил, что в истекшем году доля внешних долгов в общем объеме государственного долга сократилась с 25 до 22%. Этот курс следует продолжать. Еще более последовательно и оперативно следует переориентировать на внутренние источники заимствований российские государственные компании и банки.

https://russtrat.ru/analytics/19-marta-2021-0010-3499

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Влад Авторы недавних комментариев
Влад
Гость
Влад

Долг (долговые бумаги) выпускает Минфин США. Есть один нюанс – Штаты имеют широкую автономию в США, вся инфрастуктура и ключевые активы находятся на балансе отдельных Штатов. Правительству с Минфином США (выпускающему долговые бумаги) принадлежит по большому счету только Белое здание…Вывод: когда США откажутся платить (или попросят списать часть) по долгу, предъявлять претензии по сути будет не к чему…Тут и цифровой доллар появится в этой шумихе “реформе”… Германия, Франция и Италия и т.д. — доля драгметалла составляет 2/3 от всех международных резервов. Пора применить западный опыт!!!

Смотрите также