Скоро уже будет полтора года, как на Украине проводится так называемая «специальная военная операция». Таков официальный термин Москвы. А по сути, мы имеем сегодня полномасштабную войну на Украине. Причем это война не России против Украины. Это военное противостояние России и всего коллективного Запада на территории Украины. Причем в любой момент такое противостояние может выйти за пределы территории Украины, а отчасти уже вышло (военные действия на территории четырех новых субъектов РФ, которые вошли в ее состав в прошлом году, а также регулярные обстрелы и диверсии против таких субъектов РФ, как Белгородская, Курская, Брянская и другие приграничные области).
Военные специалисты, с которыми мне приходится разговаривать, описывают ситуацию на театре боевых действий на Украине как «паритетную». Ни с той, ни с другой стороны нет решительных и решающих побед. Соответственно нет и поражений, которые могли бы радикально изменить ход войны.
Как говорят военные специалисты, начиная с конца XIX века исход войн стал определяться в первую очередь таким фактором, как экономика воюющих сторон. Численность вооруженных сил противоборствующих сторон, опыт и искусство военных начальников и командиров тоже очень важны. Но все-таки традиционные факторы, влияющие на исход войны, стали отходить на второй план. На первый план вышла экономика, военно-экономический потенциал воюющих сторон.
Если сравнивать экономики России и Украины, то по показателю валового внутреннего продукта (ВВП) соотношение в 2022 году было равно 10,8:1. Это оценка Международного валютного фонда (МВФ) с учетом паритета покупательной способности валют (ППС). Согласно оценке Всемирного банка, ВВП России был больше ВВП Украины в 11,9 раза. Казалось бы, при таком соотношении экономических потенциалов двух стран война должна была бы закончиться еще в прошлом году. Впрочем, так оно и выглядело поначалу: ведь мы дошли до Киева за несколько дней, и могли поставить точку в СВО в марте прошлого года. Затем начались никому непонятные маневры с отходом от Киева. А далее к войне стали подключаться страны коллективного Запада, которые стали накачивать Украину деньгами, оружием и боеприпасами. Весной прошлого года СВО превратилась в войну России против коллективного Запада на территории «незалежной». Вклад последней в эту войну состоял в том, что она поставляла (и до сих пор продолжает поставлять) на поля боевых действий свое пушечное мясо.
С учетом изменившейся обстановки оценивать перспективы войны на Украине следует путем сравнения экономических и военно-экономических потенциалов России, с одной стороны», и «коллективного Запада», с другой. А здесь мы видим уже совсем другую раскладку. Эксперты подсчитали, что в 2021 году те страны, которые были включены в список «недружественных государств», производили 43,5% мирового ВВП. Это оценка сделана на основе показателей ВВП, рассчитанных по ППС. https://spydell.livejournal.com/710964.html Доля Российской Федерации в мировом ВВП в позапрошлом году составила, по оценкам МВФ, 3,07%.
По итогам 2022 г на недружественные страны пришлось 43,0% мирового ВВП, а доля России упала до 2,87% (минимум с 1998 года). Итак, соотношение экономик России и стран «недружественного блока» в 2021 году составляло 1:14,2. А в прошлом году оно уже равнялось 1:15,0. Пятнадцатикратное экономическое превосходство недружественных стран над Россией!
Понятно, что степень вовлеченности «недружественных» стран в войну с Россией разная. Костяк недружественных стран и юрисдикций (на сегодняшний день их 49) составляют государства «Большой семерки» (G-7). В 2022 году на них пришлось 30,39% мирового ВВП. Получается, что совокупный ВВП «Большой семерки» в прошлом году превышал ВВП России в 10,6 раза. Округленно имело место превышение на порядок!
Нет сомнения, что России экономически надо сильнее напрягаться для того, чтобы поддерживать ту ситуацию на Украине, которую военные специалисты (да и те, кто находится в окопах) называют «паритетом» на театре боевых действий. Одним из важнейших показателей военной мобилизации экономики является величина оборонного (военного) бюджета государства. Есть два авторитетных источника данных по военным бюджетам стран мира — Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies — IISS) и Стокгольмский институт исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI). Приведу данные SIPRI. По итогам прошлого года в первую пятерку стран по военным расходам вошли следующие страны (млрд долл.): США — 877,0; Китай — 292,0; Россия — 86,4; Индия — 81,4; Саудовская Аравия — 75,0.
Как видим, военные расходы России оказались примерно на порядок меньше, чем у США, которые являются инициатором и основным закулисным участником войны со стороны коллективного Запада на
Украине.
Уровень военно-экономической мобилизации страны можно оценивать с помощью такого показателя, как отношение величины военного бюджета страны к ее ВВП. SIPRI сделал расчет такого показателя по 40 странам мира, имеющим наибольшие военные бюджеты. В целом по всем этим странам показатель в 2022 году равнялся 2,2% ВВП. У Российской Федерации он был существенно выше среднего, составив 4,1%. Впрочем, заметно выше среднего он был и у США – 3,5%. Для справки отмечу, что один из самых высоких показателей в группе 40 государств был у Саудовской Аравии – 7,4%. Выше, чем у России эти показатели и у ряда других стран: Катара (7,0%), Омана (5,2%), Алжира (4,8%), Израиля (4,5%), Кувейта (4,5%).
Но рекордным, как нетрудно догадаться, оказался показатель у Украины – 34,0%. В прошлом году военный бюджет Украины, согласно оценкам SIPRI, составил 44,0 млрд долл. Рост по сравнению с 2021 годом в 6,4 раза! Прецедентов таких резких повышений военных расходов за год история войн 19-20 вв. не знает. Если в 2021 году Украина в рейтинге стран по величине военных расходов занимала лишь 36 место, то в прошлом году она переместилась на 11-е место, лишь немного отставая от Японии. В прошлом году военный бюджет Украины составил 51% по отношению к военному бюджету РФ. Очевидно, что такой скачок военных расходов Украины был обеспечен мощными вливаниями США и их союзников.
Конечно, России в прошлом году пришлось повысить свои военные расходы – на 9,2% (в текущих ценах). Но отмечу, что у той же Саудовской Аравии, которая ни с кем не воевала, прирост составил 16,0%. Да и военный бюджет Российской Федерации в прошлом году не был рекордным. Были в предыдущие годы и большие военные бюджеты, особенно если считать не в текущих, а в постоянных ценах. Но даже в текущих ценах военный бюджет РФ в 2013 году был, по оценкам SIPRI, равен 90,4 млрд долл., т.е. превышал прошлогодний военный бюджет. Поэтому увеличение военных расходов России в прошлом году нельзя назвать настоящей военно-экономической мобилизацией.
И никаких намеков на возможную военно-экономическую мобилизацию российские чиновники не делают. Согласно федеральному бюджету на 2023-2025 гг., принятому Думой РФ в прошлом году с учетом некоторых последующих корректировок, военные расходы в 2023 году должны составить 4,98 трлн руб. Эта цифра представлена в докладе «The Military Balance 2023», подготовленного аналитиками IISS. https://www.iiss.org/publications/the-military-balance/ В документе отмечается, что Минфин России с 2021 года исключил из бюджетной росписи раздел «Национальная оборона», раскидав его по разным частям бюджета. Приводятся цифры российского оборонного бюджета, «реконструированные» экспертами. В 2022 году российский военный бюджет, по данным IISS, равнялся 4,68 трлн руб. Таким образом, прирост за год ожидается на 6,4 процента. Реальный прирост может оказаться меньше, если учесть возможное обесценение рубля. Такой скромный прирост никак не «тянет» на военно-экономическую мобилизацию.
В докладе IISS представлены также цифры военного бюджета РФ на последующие два года. В 2024 году он должен составить 4,65 трлн руб., т.е. запланировано возвращение на позиции 2022 года. А в 2025 году военный бюджет РФ должен снизиться до 4,21 трлн руб., что на 10% меньше уровня 2022 года. И это без учета возможного обесценения рубля, которое продолжается на наших глазах. Это уже не мобилизация, а самая настоящая демобилизация.
Согласно оценкам экспертов, опубликованным на сайте RTVI, в 2023 году военные расходы стран НАТО (30 государств) должны увеличиться на 18% по отношению к 2022 году. https://rtvi.com/news/rashody-10-vedushhih-stran-nato-na-oboronu-v-2023-godu-mogut-prevysit-rossijskie-v-16-raz/ Основным «драйвером» роста военных расходов блока должны стать Соединенные Штаты. Их военный бюджет должен увеличиться на 10%. Выше среднего по блоку прирост военных расходов ожидается в следующих странах НАТО: Польша (68%); Турция (27%); Испания (26%); Нидерланды (20%).
Согласно действующим договоренностям, члены Североатлантического союза должны повысить военные бюджеты до 2% ВВП к 2024 году. Однако в связи с усложнившейся международной обстановкой и вооруженным конфликтом на Украине ряд стран-членов блока заявили о том, что выполнят этот норматив уже в этом году. А на фоне украинского кризиса большинство стран Центральной и Восточной Европы (образующих так называемый «санитарный пояс») приняли решение увеличить затраты выше установленной планки начиная с 2023 года. По официальным данным НАТО, к 2024-му не менее 19 государств будут выделять более 2% своего ВВП на оборонные нужды. Финляндия и Швеция, объявившие о вступлении в альянс, подняли их соответствующие расходы на новый уровень. При этом впервые за долгое время в НАТО вступают не «реципиенты военной помощи», а продвинутые в экономическом и военном отношении страны (см. Зарубежное военное обозрение. — 2023. — №3. — С. 14-17).
Важным показателем, необходимым для оценки внешних угроз и военной безопасности России, является соотношение военных расходов Российской Федерации и стран НАТО. Минимальный разрыв, согласно оценкам SIPRI, был зафиксирован в 2011-2012 гг. Тогда отставание России от НАТО по военным расходам составило «всего» 11 раз. В прошлом году разрыв был оценен в 14 раз. По итогам 2023 года разрыв должен увеличиться до 16 раз!
Итак, возвращаюсь к началу своей статьи. На театре боевых действий на Украине у России и стран коллективного Запада (прикрывающихся украинским флагом) наблюдается некое равновесие. Конечно, оно неустойчиво, но пока эту ситуацию можно назвать «паритетом». А вот в сфере экономики и военных бюджетов мы видим чудовищный «диспаритет» (естественно не в пользу России), причем его величина может в ближайшее время лишь увеличиваться. Информация для размышления. Рассчитываю в дальнейшем прокомментировать этот неприятный, очень тревожный парадокс.
Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov
Исходя из ВВП, сравняться по военным расходам с НАТО невозможно.
Военный паритет говорит о качественном использования военных ассигнований в РФ. Перевод экономики на военные рельсы ведёт к сокращению всех социальных и не только социальных расходов. Ударит по карманам капиталистов и вызовет их противодействие. В.И,Ленин говорил — «значительное повышение активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению».
Потому президент и правительство, как тот канатоходец песни Высоцкого, вынуждено балансировать между интересами крупного капитала и поддержанием социальной стабильности, поддерживая уровень жизни населения на социально приемлемом уровне.
На Украине по рекомендации (указке) МВФ началась девальвация гривны на наличном рынке. НБУ уже снижает учетную ставку. Это “растянутый голод” – плата за дружбу с Западом. Назад в 90-е … Такие рекомендации от МВФ как правило предшествуют мировому росту DXY. Вероятно, американцы попытаются разыграть кризис осенью по образцу 2008 года — с обвалом нефти. Нельзя допустить снижение нефти Brent ниже 70 долл. Похоже, Китай собирается девальвировать Юань ближе к 8. Население в Китае это чувствует и начинает сметать золото. Золото 1889 долл/унция – отличная цена (так сказать со скидкой)… По моим расчетам в первой половине 2025 года цена на золото… Подробнее »