23-цикл

Валентин Катасонов. Цикличность истории ветхозаветного народа Израиля

Святитель Николай Сербский не оставляет без внимания ни один из приведённых выше периодов истории народа Израиля. При этом он замечает определённую закономерность. Так, говоря об эпохе (периоде) Судей, он пишет:

В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события: отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова: отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова.

Эта цикличность, включающая три фазы (отпадение еврейского народа от Бога; его наказание; покаяние и избавление от наказания) присутствует на протяжении почти всей двухтысячелетней истории народа, но особенно после того, когда еврейский народ получает от Бога скрижали с десятью заповедями. Неисполнение этого ветхозаветного закона каждый раз карается Богом неотвратимо. Историю еврейского народа можно назвать так, как называется роман Федора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание».

Иногда наказания посылаются Богом всему народу, иногда его части, иногда отдельным людям. В Священном Писании в назидание описываются преимущественно наказания царям, первосвященникам и другим «нерядовым» представителям «избранного народа». Иногда начальствующий израильтянин за свои грехи расплачивается только сам, иногда расплата ложится на весь народ.

Наказания Бога нечестивым евреям

А каковы наказания? Спектр их очень широк. При наказании всего народа — войны, засухи, голод. Применительно к отдельным людям — болезни, язвы, смерть (как насильственная, так и естественная), впадение в состояние безумия, даже самоубийство.

Вот пример наказания в виде засухи и голода, который приводит Николай Сербский в «Науке закона»:

Царь Ахав и супруга его Иезавель отпали от истинного Бога и стали немилосердно преследовать верующих в единого Господа. Пророк Илия предрек, что в Самарии не будет дождя три с половиной года. От засухи и голода пострадало много народа, пало множество домашнего скота. И все эти беды случились по причине страшного греха царя Ахава. Таким образом, исполнилась угроза Господа: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобой железом (Втор. 28:23)[1].

Но чаще всего наказанием оказываются болезни, смерть от болезней и захватчиков, самоубийства. Вот, например, царь Охозия поплатился жизнью за попытки обращаться к дьявольским силам.

Святитель пишет об этом: «Случилось так, что царь Охозия упал с верхней террасы дворца и слёг в постель. Болезнь не отступала, и тогда царь послал своих людей в Аккарон к Веельзевулу, чтобы спросить, поправится ли он. По пути встретил посланцев царя пророк Илия и гневно спросил: Разве нет Бога в Израиле, что вы идёте вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? (4 Цар. 1:3). А царю Охозии пророк Илия предрёк: С постели, на которую ты лёг, не сойдешь с неё, но умрёшь (4 Цар. 1:4). Так и было. Летописец записал: И умер он по слову Господню, которое изрёк Илия (4 Цар. 1:17)»[2].

Мало того, что Охозия, шестой правитель царства Иудейского (843-842 гг. до Р. Х.), поплатился своей жизнью. После него власть в руки взяла Гофолия (или Аталия) — мать Охозии и сестра израильского царя Иорама, который накануне также был убит. А это стало трагедией для всей Иудеи. Аталия стала казнить потомков Давида во всей Иудее. Она также пыталась уничтожить «всё царское племя дома Иудина» (2Пар. 22:10).

Аталия правила шесть лет, кровь лилась по всей Иудее. Она по своей жестокости могла соперничать со многими мужчинами-правителями. Однако царица упустила одного сына Охозии — Иоаса. Кончилось всё тем, что Аталия сама оказалась в западне, устроенной Иоасом, и была убита. (2Пар. 23:21).

 

За что карал Бог евреев?

А какие законы нарушал «избранный народ»? Да практически все десять заповедей, которые были начертаны на скрижалях, полученных Моисеем от Бога («Декалог»). Впрочем, святитель Николай Сербский особенно обращает внимание на нарушение таких заповедей, как убийство, кражи, прелюбодеяния, поклонения идолам, отход от веры в единого Бога. Также кары следовали за занятия спиритизмом, за ненависть и зависть, за обращение к гадателям и чернокнижникам и т. п.

Вот, например, Николай Сербский в «Науке закона» описывает, как царь Саул был приговорен Богом к смерти за занятия спиритизмом:

Господь Бог запретил обращаться к колдунам и гадалкам, к лицам, имеющим дело со злыми духами или вопрошающим мертвых. Того, кто сделает это, Господь покарает, говоря: истреблю его из народа (Иез. 14:8). Эту заповедь Господню нарушил царь Саул и поплатился за то головой. Несмотря на то, что в начале своего правления он истребил всех гадальщиков, колдунов и спиритов всех мастей на своей земле, впоследствии, когда царь сам отступил от Бога, он отправился к одной кудеснице и потребовал вызвать некоего духа, чтобы узнать о своём будущем. Саулу явился дух пророка Самуила и в гневе предрёк ему, что он завтра погибнет. И в самом деле, царь Саул погиб на следующий день в битве с филистимлянами. Таким образом, царь Саул погиб не из-за слепого случая, не оттого, что был неискусен в бою, не из-за превосходящих сил противника, но вследствие своего собственного греха. Его смерть также объясняется не законом природы, но законом нравственным[3].

О том, к каким последствиям для Израиля приводило нарушение восьмой заповеди «Декалога» («Не убий»), я расскажу в специальной статье.

 

Евреи пытаются спасаться от гнева Божьего

А когда Бог отменял свои наказания или прерывал поток бед, которые сыпались на головы нечестивцев? Евреи давно уже поняли, что между нарушением закона, с одной стороны, и невзгодами человека — с другой, существует устойчивая причинно-следственная связь, и что пресечь неприятности можно лишь через покаяние или искупление. В незапамятные времена у евреев возник праздник под названием «Йом-Киппур», название которого на русский переводится по-разному: ‏»День искупления», «Судный день», «День Всепрощения»[4]. Считается, что в этот день (обычно это последние числа сентября — первые числа октября) Бог оценивает поступки человека за предыдущий год и выносит свой вердикт. Евреи накануне делают все возможное для того, чтобы избежать отрицательного приговора, поэтому стараются просить прощения за нанесённые обиды, прощать долги, приносить искупительные жертвы и т. п. Но, к сожалению, довольно часто у древних евреев покаяние заменялось формальным искуплением, часто в виде жертвоприношений или даже материальных приношений (в частности, пожертвования в сокровищницу Иерусалимского храма). Не оттуда ли берут своё начало католические индульгенции, практику которых подверг уничтожающей критике ровно 500 лет назад Лютер в своих знаменитых 95 тезисах?

Покаяние царя Давида в контексте истории Израиля

Израильский народ мог бы потерять свой статус «Богом избранного» намного раньше, если бы всё ограничивалось формальными процедурами «выкупа» грехов. Но, с одной стороны, там были пророки, которые призывали к истинному покаянию своих собратьев и единоверцев. С другой стороны — праведники, которые добивались такого состояния через искренние, слёзные покаяния. Это те же самые пророки. Это отдельные израильские первосвященники, цари и прочие «начальники».

В первую очередь вспоминается история царя Давида — того самого царя, который нарушил заповеди «Не убивай», «Не прелюбодействуй».

 

Все грамотные люди знают этого знаменитого израильского царя и историю его грехопадения. Давид пережил головокружительный взлёт: из простого пастуха стал военачальником, затем царём. Он сумел предотвратить распад Израиля на два государства, в результате успешных военных операций расширил территорию Израиля и т. п. Как говорится, «голова закружилась». Появилось ощущение вседозволенности. Он вступил в преступную связь с женой своего военачальника Урии, которую звали Вирсавия. Самого Урию специально послал на самый «горячий» участок боевых действий, в результате чего тот был убит. А дальше на голову царя посыпались неприятности. Вот что об этом пишет святитель Николай Сербский:

Не убивай. Не прелюбодействуй. Царь Давид нарушил эти две заповеди Господни, шестую и седьмую, и вследствие этого в его доме разыгрались ужасные события. Сначала у него умер один ребенок, и напрасно умолял он оскорблённого им Бога сохранить ему жизнь. Один из его сынов обесчестил сестру свою, дочь Давида. Второй его сын убил брата своего. Затем Авессалом, его самый любимый сын, восстал против отца своего, и была война между отцом и сыном до тех пор, пока сын не погиб. Многие из первых лиц предали Давида.

И вот наступило горячее покаяние царя:

Много бед претерпел Давид и пролил реки слёз раскаяния, пока Господь не простил грехи и не даровал ему снова милость Свою и вернул славу. Господь вознаграждает за скромность.

Прощение Давиду распространилось и на брак с Вирсавией, от которой родился ещё один сын, преемник Давида Соломон. О том, насколько горячим было покаяние Давида, мы узнаем, читая Псалтирь — большая часть псалмов принадлежит этому царю.

Грехи царя Соломона и разделение Израиля

А вот с Соломоном, сыном царя Давида, последовательность фаз была противоположной. Сначала царь Соломон вёл очень праведный образ жизни, за что был вознаграждён особой мудростью и богатством:

«Наследник Давида, царь Соломон просил у Господа Бога только мудрости, чтобы мудро управлять народом своим. Господь явился ему во сне и сказал, что дарует ему не только то, что он просил, но гораздо больше. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои (3 Цар. 3:13). И действительно так и было. Долго правил царь Соломон, живя в мире и изобилии. Был он и мудр, и богат, и славен делами своими, в отличие от всех других правителей того времени».

 

А вот конец царя Соломона был бесславным. Самое главное, что грехи Соломона создали неприятности не только лично для него, но для всего Израиля. Серьёзным грехом было многоженство, но еще более серьёзным — идолопоклонство:

Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалога, Бог не мог простить даже Своему любимцу, царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жён-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы. Из-за этого пришло наказание Господне, причём удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона.

Итак, произошло разделение единого государства Израиль на северное, за которым осталось старое название «Израиль» (десять племён), и южное, получившее название «Иудея» (два племени)[5]. Последствия греха царя Соломона не удалось преодолеть:

«Разделённый таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн; люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства».

Можно только добавить, что северное царство просуществовало немногим более двух веков и было уничтожено Ассирией в 721 г. до Р. Х. Десять колен Израилевых, проживавших в северном царстве, были уведены в плен и подверглись насильственной ассимиляции.

Что касается южного царства (Иудеи) со столицей Иерусалимом и Иерусалимским храмом, то оно просуществовало до начала христианской эпохи, но почти всегда находилось в вассальной зависимости от более крупных государств и империй[6].

—————————————————————————

[1] Глава XIV «Неотвратимость нравственного закона в судьбах людей и народов».

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Данный праздник упоминается в Пятикнижии Моисеевом. По мнению некоторых библейских историков, возникновение этого обряда относится ещё ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне (Исход из Египта). Впрочем, ряд критиков сочли упоминания Йом-Киппура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена

[5] Включало в себя земли колена Иуды и колена Вениамина.

[6] См.: Катасонов В. Иерусалимский храм как финансовый центр. — М.: Кислород, 2014.

https://tsargrad.tv/articles/istorija-izrailskogo-naroda-ciklichnost-istorii_100263

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Никита Авторы недавних комментариев
Никита
Гость
Никита

Спасибо за статью.
Хорошо бы включать в подобные статьи некие выводы автора (у Вас Валентин Юрьевич хорошо получается объяснять, поэтому прошу Вас не лишать этой возможности), как это проецируется на современный мир и что с этим делать конкретному человеку.

Смотрите также