При использовании кредитных денег растут все виды долгов: долги домашних хозяйств (граждан); долги компаний; долги государства. Все они вместе образуют совокупный долг. Рассмотрим динамику и структуру совокупного долга в главной стране капитализма – США. Забегая вперед, скажем, что на сегодня это крупнейший в мире должник, уровень и структура долговых обязательств Америки (государства, корпораций, граждан) во многом определяет ситуацию не только в американской «экономике», но также в мире.
Долги государства.
Как мы уже отметили, эти долги сегодня являются наиболее динамичной частью национального долга развитых стран, поскольку эмиссия денег центральными банками осуществляется, прежде всего, в результате покупки облигаций государственных займов.
Сразу отметим, что в истории США были «золотые времена», когда государственный долг был равен нулю. Это было в 1830-е годы, когда президентом страны был Эндрю Джексон. В те времена Америка имела центральный банк, который назывался Второй Банк Соединенных Штатов (ВБСШ) и который с удовольствием давал кредиты правительству, увеличивая долг последнего. Эндрю Джексон сумел разрушить эту опасную смычку банкиров и правительства, ликвидировав ВБСШ и начав активное погашение государственных долгов. В 1835 году государственный долг был полностью ликвидирован. Э. Джексон был первым и единственным президентом страны, кому это удалось сделать. До того момента, когда в стране появился центральный банк, называемый Федеральной резервной системой (1913 год), правительство прибегало к заимствованиям у частных коммерческих банков Северной Америки и Западной Европы.
Правда, очень интересным и важным является период времен гражданской войны: в 1862-1863 гг. по указанию тогдашнего президента А.Линкольна было выпушено в общей сложности 450 млн. долл. так называемых «гринбэков» — бумажных денег казначейства США. Эти деньги не были обременены долгом, т.е. не были кредитными, они использовались для выплаты жалованья солдат и военных закупок. Конечно, государственный долг при выпуске таких денег также возникал, но это были государственные обязательства не обменивать гринбэки на золото, а принимать такие деньги для уплаты налогов. К тому же у государства не возникало обязательств по оплате процентов. Вот что по поводу «гринбэков» писала в то время выражавшая интересы европейских банкиров газета «London Times»:
«Если эта порочная финансовая политика, возникшая в Северной Америке, будет доведена до логического конца, то правительство США обеспечит страну деньгами без платы за их использование. Оно выплатит свой внешний долг и не будет больше иметь долгов (курсив мой – В.К.). У него будут необходимые средства для поддержания торговли, и страна станет невиданно богатой. Ум и богатства всех стран потекут в Северную Америку…»[1].
Ростовщиков пугало не столько экономическое укрепление Северной Америки, сколько то, что эта страна могла оказаться не подконтрольной банкам. Чтобы этого не произошло, мировые ростовщики организовали убийство президента А.Линкольна, а все «гринбэки» в течение нескольких лет были изъяты из обращения. Страна вернулась к использованию кредитных денег, создающих долг.
Создание в стране в самом конце 1913 года центрального банка под названием «Федеральная резервная система США» (частная организация, которой владела группа мировых ростовщиков) означало создание механизма устойчивого наращивания государственного долга: казначейство США выпускало облигации и обменивало их на доллары, которые эмитировались ФРС США. Банкиры, владевшие ФРС, в результате такого «сотрудничества» богатели, а налогоплательщики попадали во все большую долговую кабалу.
Известный изобретатель и один из богатейших людей Америки того времени Томас Эдисон был крайне возмущен тем, что был создан такой механизм «сотрудничества». Он, в частности, писал: «Если наше государство может эмитировать облигации на 1 доллар, то оно может выпустить и аналогичную банкноту. Фактор, делающий привлекательным облигацию, делает привлекательным и банкноту. Разница между облигацией и банкнотой в том, что облигация позволяет финансовым брокерам зарабатывать вдвое больше стоимости облигации и еще 20% сверху, тогда как при использовании валюты доход приносят только прямые вложения в полезное дело. Было бы абсурдным утверждать, что наша страна может выпустить на $ 30 млн. облигаций и не в состоянии выпустить 30 млн. долларовых банкнот. Оба финансовых инструмента являются платежными обязательствами, однако один выгоден ростовщикам, а второй помогает людям»[2].
В годы первой мировой войны в стране началась практика финансирования военных расходов за счет эмиссии долларов центральным банком, в результате образовался довольно значительный долг федерального правительства перед банками ФРС США. Некоторые авторы обращают внимание на то, что между датой создания ФРС и датой начала первой мировой войны прошло всего несколько месяцев, намекая на то, что война не могла начаться раньше, чем в Америке будет создан эффективный механизм финансирования военных расходов и обогащения мировых ростовщиков.
Так вот, если в 1910 г. долг федерального правительства был равен 2,6 млрд. долл., то в 1920 г. он увеличился на порядок – до 25,9 млрд. долл.
Бурное развитие экономики страны в 1920-е гг. позволило сводить федеральный бюджет с профицитом (превышение доходов над расходами) и постепенно снижать уровень государственного долга. К 1925г. его удалось снизить до 20,5 млрд. долл., а к 1930г. — до 16,2 млрд. долл.[3]. На этом процесс остановился, и банкиры опять стали «грузить» правительство долгами. «Точкой перелома» стал кризис и переход страны на «рельсы» «нового курса» Ф.Д.Рузвельта. Президент США взял на вооружение «рецепты» борьбы с кризисом, разработанные английским экономистом Дж. М.Кейнсом, в том числе его рекомендацию всячески расширять платежеспособный спрос за счет роста государственных расходов. Даже если этот рост будет осуществляться за счет дефицитов государственного бюджета.
С тех пор Америка стала на «рельсы» проведения такой бюджетной политики, которая предполагала превышение расходов над доходами и использование государственных заимствований для покрытия дефицитов бюджетов. Лишь в отдельные непродолжительные периоды времени федеральный бюджет удавалось сводить с превышением доходов над расходами, когда рост государственного долга приостанавливался.
Итак, уже в 1932г. государственный долг США вырос по сравнению с 1930г. более чем 3 млрд. долл. – до 19,5 млрд. долл. В 1941г. (году, когда Америка объявила о вступлении во вторую мировую войну) ее государственный долг уже был равен 48,9 млрд. долл. Т.е. за предвоенное десятилетие государственный долг увеличился в 2,5 раза Такое беспрецедентное увеличение государственного долга было обусловлено опережающим ростом бюджетных расходов над налоговыми поступлениями в бюджет.
Ф.Д.Рузвельт не останавливался перед тем, что для его предшественников казалось «крамолой» и «преступлением», а именно перед финансированием государственных расходов за счет долга.
Если, например, при президенте Гувере в 1931г. дефицит бюджета равнялся 0,46 млрд. долл., или 12,8% бюджетных расходов, то при президенте Рузвельте в 1936 г. бюджетный дефицит подскочил до 4,42 млрд. долл., или 52,1% бюджетных расходов. Это означает, что правительство при осуществлении государственных расходов стало полагаться в большей мере не на налоги, а на заимствования у банкиров ФРС.
И это еще не был предел. За пять военных лет (1941-1945гг.) государственный долг Америки увеличился до 260,1 млрд. долл., т.е. в 5,3 раза. За счет заимствований правительство покрывало следующую часть своих расходов (%): 1941г. – 46,5; 1942г. – 63,1; 1943г. – 72,3; 1944г. – 54,1; 1945г. – 51,3. Данные цифры показывают, что государство оказалось в годы войны в очень сильной зависимости от банкиров, а банкиры обеспечили себе на многие годы хорошие прибыли в виде процентов по государственному долгу.
После второй мировой войны всего несколько лет наблюдалось бездефицитное финансирование государственных расходов. За период 1945-1950 гг. государственный долг удалось сократить, но всего на 3,3 млрд. долл., или на 1,3% по отношению к величине долга 1945 года. В годы так называемой вьетнамской войны (фактически она началась после гибели президента Дж. Кеннеди) военные расходы США резко увеличились, правительство опять стало прибегать к дефицитному финансированию этих расходов.
В результате в 1970г. государственный долг возрос до 380,9 млрд. долл.; это почти в полтора раза больше, чем долг в последнем году войны – 1945г.[4].
После окончания вьетнамской войны президенты США пытались бороться с ростом государственного долга, но успехи были либо очень скромные, либо все оканчивалось декларациями. Например, президент Р.Рейган в рамках его «рейганомики» поставил цель сокращения присутствия государства в «экономике», в том числе снижения доли государственных расходов в ВВП страны, ликвидации дефицитов федеральных бюджетов и постепенного снижения государственного долга. А что же получилось на самом деле?
Бюджетный дефицит за годы его президентства вырос более чем в 2,5 раза, а государственный долг с 34% ВВП в 1980г. вырос до 54,4% ВВП в 1988г.
В послевоенный период именно при президенте Рейгане наблюдались самые высокие темпы роста государственного долга (самые низкие – при президенте Б.Клинтоне, в отдельные годы при Клинтоне удавалось сводить бюджеты даже с профицитом).
А разве могло быть иначе? Ведь Рейган пришел к власти всего через несколько лет после того, как Америка окончательно отказалась от золотого стандарта, который был своеобразным «тормозом», сдерживающим эмиссию долларов. Теперь была совсем иная ситуация: банкирам дефициты бюджета были жизненно необходимы, т.к. они создавали спрос на деньги – «продукцию» ростовщиков.
В 1971 году, когда президент Ричард Никсон объявил о прекращении обмена долларов на золото, потолок максимальной государственной задолженности, установленный Конгрессом США, был равен 400 млрд. долл. В конце 1982 года величина этого долга составила 1,25 трлн. долл., т.е. оказалась в три раза выше лимита двенадцатилетней давности.
Но при президенте Рейгане в американской политике государственных заимствований произошла одна очень важная подвижка. Америка не могла в 1980-е годы пойти на сокращение военных расходов, поскольку противостояние между НАТО и странами Варшавского блока в это время достигло своего апогея. Был решающий момент, когда в мире решался вопрос: «Кто кого?». Поэтому Рейган в основном «отыгрывался» на гражданских, социальных статьях бюджета (режим «жесткой» экономии), но не трогал «священную корову» военного бюджета. В это время Америка раздувала всячески истерию «военной угрозы» с востока, не жалела красок на то, чтобы создать впечатляющий образ СССР как «империи зла».
Все это было необходимо для того, чтобы союзники США взяли на себя часть бремени военных расходов США. Каким образом? Через приобретение облигаций казначейства США, которые выпускались для финансирования дефицита федерального бюджета. Особо Америка давила на Японию, и ей удалось заставить Банк Японии покупать казначейские облигации США. Правда, Вашингтону при этом пришлось пойти на определенные уступки: прежде всего, облегчить доступ японских товаров на рынок США, что означало окончательный «смертный приговор» некоторым отраслям американской промышленности.
Уже в 1990-е годы и в текущем десятилетии к этой практике покупки казначейских обязательств США подключились также центральные банки других стран: Китая, Южной Кореи, нефтедобывающих стран и т.п. Для этого Америке приходилось пользоваться такими инструментами, как «кнут» (военно-силовое давление), так и «пряник» (например, идти на определенные уступки в сфере торговли, открывая внутренний рынок для товаров из Китая и других стран). После 1998 года попала в список таких стран и Россия, которая стала быстро наращивать свои валютные (долларовые) резервы и размещать их в бумагах американского казначейства (а в текущем десятилетии также в бумагах полугосударственных ипотечных агентств США).
По состоянию на июль 2009г. внешний государственный долг США в виде казначейских обязательств распределялся следующим образом среди стран (млрд. долл.; в скобках – доля страны в общем объеме внешних заимствований в виде казначейских обязательств США в %)[5]:
Китай – 800,5 (23,35)
Япония – 724,5 (21,13)
Великобритания – 220,0 (6,42)
Страны ОПЕК – 189,2 (5,52)
Бразилия – 138,1 (4,03)
Россия – 118,0 (3,44).
Таким образом, последние два-три десятилетия в общем объеме государственного долга растает составляющая, которая называется «государственный внешний долг».
В марте 2008 г. государственный долг США был уже перевалил за 9 трлн. долларов. Основные компоненты этого долга:
- внутренний публичный долг (т.е. долг, образующийся в виде размещения казначейских обязательств на внутреннем рынке ценных бумаг США) — 2,5 трлн. долл.;
- долг от размещения казначейских обязательств за рубежом – 3,05 трлн. долл.;
- долг в виде «нерыночных» заимствований у трастовых фондов/фондов социального страхования (эти заимствования осуществляются не через размещение казначейских обязательств на рынке ценных бумаг, а напрямую) – 3,5 млрд. долл.
Надо сказать, что официальные цифры государственного долга США – лишь верхняя часть «айсберга», называемого государственным долгом США.
В широком смысле государственный долг – это не только обязательства федерального правительства по займам — обязательства первого уровня. Сюда надо также включить обязательства штатов по займам — обязательства второго уровня. В 2008 г. они превысили 2 трлн. долл. Обязательства первого и второго уровней – это, как выражаются банкиры, «живые», или финансовые долги: они отражаются как финансовые активы в балансах кредиторов государства.
Кроме этого, имеются иные государственные обязательства, которые условно можно назвать социальными, — обязательства третьего уровня. Это обязательства правительства перед обществом (населением) по оказанию тех или иных услуг, а также осуществлению тех или иных выплат, вытекающие из принятых законов и государственных. Учет этих обязательств является неточным и неполным.
По данным публикации ФРС США, обязательства правительства только по оказанию медицинских услуг в будущем по состоянию на март 2008г. оценивались в 37,0 трлн. долл. Обязательства по социальному обеспечению – в 7 трлн. долл. Некоторые виды обязательств вообще не попадают в статистику государственного долга. Например, так называемые внебюджетные заимствования, т.е. заимствования, которые не отражаются в бюджетах федерального правительства или властей штатов[6].
Если вернуться к государственному долгу первого уровня (официальный государственный долг), то он в США на конец 2008г. составил 9,99 трлн. долл., а в начале 2009 г. уже перевалил за 10 трлн. долл. Конгресс США едва поспевает вносить поправки в федеральное законодательство, предусматривающие повышение допустимого «потолка» заимствований правительством[7].
При достижении Америкой планки 10-триллионного долга «зашкалило» счетчик государственного долга, который был установлен еще в 1989г. в центре Нью-Йорка для обозрения широкой публики. Счетчик пришлось «обнулить», а затем переделать, т.к. у компании «Durst Organization», установившей эту «игрушку», не хватило тогда воображения представить, что долг будет так быстро расти (на момент установки счетчика долг был равен 2,7 трлн. долл.). Согласно оценкам, в 2009г. официальный вырастет почти до 13 трлн. долл., а в 2011 г. – приблизится к 16 трлн. долл. В 2008г. отношение государственного долга к ВВП равнялось 70,2%, а в 2009г. оценивается в 90,4%.
Прогнозируется, что в 2011г. государственный долг США впервые превысит объем годового ВВП. Думаем, что он уже превысил эту планку.
Во-первых, потому, что из официальной цифры государственного долга статистические службы США неправомерно исключают цифры внебюджетных заимствований (прямые заимствования государственных агентств и организаций) и заимствований властей штатов.
Во-вторых, потому, что в США применяются методики измерения валового общественного продукта, которые завышают реальные результаты хозяйственной деятельности страны. Справедливости ради, надо сказать, что такие завышения имеют место и в других странах, в том числе и в России. Но статистические службы Америки «врут» наиболее бессовестно. Если измерить ВВП США по европейским методикам, то ВВП США окажется, по крайней мере, на 15 процентов ниже.
Долги домашних хозяйств.
Эти долги образуются в результате заимствований, которые американцы делали и делают в следующих основных формах: а) ипотечные кредиты; б) кредиты на приобретение автомобилей; в) другие потребительские кредиты (покупка товаров в кредит); г) кредитование с помощью кредитных карточек; д) кредиты на обучение.
В послевоенный период долги домашних хозяйств были сопоставимы с величиной государственного долга, даже несколько превышая его.
С приходом к власти президента Рейгана и курсом председателя ФРС П.Волкера на кредитное стимулирование потребительского спроса в Америке начался бум потребительского кредитования.
Еще в 1978 г. их общая сумма не превышала 1 трлн. долл. Уже в 1990г. задолженность домашних хозяйств возросла до 3,63 трлн. долл. В 2008 г. долги домашних хозяйств США оценивались уже примерно в 13 трлн. долл. Долги граждан в Америке сегодня превышают долги государства более, чем в 1,3 раза.
Основная часть задолженности домашних хозяйств – долги по ипотечным кредитам, которые особенно быстро росли во время «бума» на рынке недвижимости в текущем десятилетии.
В конце 2008г. долг домашних хозяйств по ипотечным кредитам составил около 11 трлн. долл. Долг по автомобильным кредитам и кредитным карточкам в середине 2009г. находился на уровне 2,5 трлн. долл.
Долги бизнеса.
В цифры бизнеса включаются долги компаний промышленности, торговли, транспорта, других отраслей реального сектора, а также финансового сектора (банки, страховые компании, агентства ипотечного кредитования и т.п.).
По состоянию на март 2008г. задолженность частного сектора (бизнеса) по кредитам и займам оценивалась примерно в 25 трлн. долл. (включая задолженность по процентам в размере 1,7 трлн. долл.). Долг (основная сумма долга) компаний нефинансового сектора при этом составил 9,0 трлн. долл., а финансового сектора – 14,2 трлн. долл.
Получается, что банки и другие финансовые компании имели в полтора раза большую задолженность, чем компании реального сектора. А почему бы им и не заимствовать, если они работают по правилам «частичного резервирования» (о «частичном резервировании» мы скажем еще ниже)? Долги, создаваемые финансовым сектором экономики, — это как бы деньги, но не «первого сорта», а второго, третьего и т.п. В финансовой статистике они называются «денежными агрегатами», которые выражаются цифровыми и буквенными символами». Например, — 0, М1, М2, М3, М2Х и т.д. Когда оборвалась всякая связь денег с золотом, стали говорить: «деньги – это долги». Но сегодня можно также сказать: «долги – это деньги». Особенно те долги, которые создаются компаниями финансового сектора экономики и которые становятся инструментами активной купли-продажи и других сделок. Некоторые экономисты называют такие деньги «второго» сорта также «финансовыми деньгами».
События нынешнего кризиса выявили гигантские масштабы задолженности отдельных финансовых институтов, которые либо оказались на грани банкротства, либо обанкротились.
Одно из наиболее шумных событий на Уолл-стрит – банкротство знаменитого инвестиционного банка Lehman Brothers. Это самое масштабное банкротство в истории США. На момент подачи заявления о банкротстве долги банка составляли 613 млрд. долл. (плюс к этому 155 млрд. долл. долгов по облигациям)[8].
При банкротстве таких гигантов большая часть долгов уничтожается, что приводит к сокращению совокупной денежной массы.
Совокупный долг Америки
Он представляет собой общий долг всех субъектов кредитно-денежных отношений в Америке – государства (в части, относящейся к «финансовому» долгу), домашних хозяйств, компаний и банков. Не трудно прикинуть, что сегодня сумма совокупного долга Америки приближается к 50 трлн. долларов. Если включить сюда так называемый «социальный» долг государства, то получим расширенный совокупный долг Америки, приближающийся к 100 трлн. долларов.
Совокупный («финансовый») долг Америки сегодня в несколько раз превышает валовой внутренний продукт страны. В конце 2007 года он достиг 350% ВВП. Для сравнения: в 1929 году (накануне Великой депрессии) этот показатель был ниже – 300%[9].
Впрочем, совокупный долг целесообразно сравнивать не только с ВВП, но также национальным богатством, которое выступает совокупным обеспечением долга
По оценкам специалистов Института экономики РАН, сделанным на основе первичных данных Всемирного банка, национальное богатство США на стыке XX и XXI вв. составляло примерно 124 трлн. долл. в текущих ценах. Однако, более ¾ этой величины приходилось на так называемый «человеческий капитал». Если взять материально-вещественную составляющую национального богатства (природные ресурсы и основные фонды), то она не превышала 40 трлн. долл. (кстати, это меньше, чем материальное национальное богатство России на момент оценки)[10]. Можно предположить, что совокупный долг Америки превышает сегодня ее материальное национальное богатство (вряд ли корректно сопоставлять совокупный долг с величиной «человеческого капитала»). Это явный признак того, что эта страна уже является банкротом, но тщательно это маскирует.
Если представить «экономику» США как одно большое предприятие (назовем его «Америка инкорпорейтед»), то у этого предприятия в обобщенном виде будет такой бухгалтерский баланс (по состоянию на конец 2005 года, млрд. долл.; в ценах 2000г.):
Пассивы | Активы |
Сбережения: 29.362,9 (21,6%) | Физические активы: 32.217,6 (23,7%) |
Заимствования: 106.576,6 (78,4%) | Финансовые активы: 103.721,9 (76,3%) |
Всего: 135.939,5 (100%) | Всего: 135.939,5 (100%) |
Данный баланс составлен А.Соломатиным на основе расчетов, которые он произвел, пользуясь данными официального сайта Бюро экономического анализа США. Как отмечает автор данного баланса, последние имеющиеся данные – на 2005 год[11]. Какие выводы можно сделать на основе представленного баланса?
Во-первых, большая часть так называемого «богатства» Америки (все активы) – это финансовые активы. На физические активы (здания, сооружения, машины, оборудование, другие основные фонды, запасы сырья), т.е. то, что традиционно и входило в понятие «национальное богатство», приходилось менее 1/4 . То есть богатство Америки – «дутое», сплошная «пена».
Во-вторых, активы предприятия «Америка инкорпорейтед» сформированы в основном за счет заимствований. На внутренние источники, или «сбережения» приходилось немного более 1/5 всех привлеченных ресурсов. Под «сбережениями» понимается та часть общественного продукта, которая остается от текущего потребления и предназначена для инвестиций. Она включает в себя по сектору предприятий реинвестированную прибыль предприятий, по сектору домашних хозяйств – разницу между доходами и расходами, по государственному сектору — профицит бюджета.
Обращает на себя внимание цифра заимствований – 106,6 трлн. долл.: по данным Бюро экономического анализа и расчетам А.Соломатина, совокупный долг Америки существенно больше, чем те цифры, которые мы обычно встречаем в печати (чаще всего, в диапазоне 40 – 80 трлн. долл., максимум – 100 трлн. долл.).
В-третьих, даже если сравнивать внутренние источники формирования ресурсной базы предприятия «Америка инкорпорейтед» («сбережения») с его физическими активами, то видно, величина «сбережений» превышает объем физических активов. Это означает, что у Америки даже физическое имущество создавалось (приобреталось) за счет заемных средств. Также видно, что физического имущества у Америки в 3,3 раза меньше, чем долгов. Вряд ли в критический момент (т.е. в условиях кризиса) кредиторы будут довольствоваться тем, что предприятие «Америка инкорпорейтед» будет покрывать свои обязательства финансовыми активами, т.е. обычной бумагой. Если бы предприятие «Америка инкорпорейтед» проверяли обычные аудиторы, то их вердикт был бы однозначным: предприятие — банкрот! Но этот банкрот чувствует себя вполне удовлетворительно и не собирается закрывать свою лавочку под названием «Америка инкорпорейтед», которая производит в основном виртуальную продукцию: бренды, фильмы Голливуда, информацию новостных агентств, финансовые услуги и т.п. Но самая главная продукция этой лавочки – «зеленая бумага».
Вот как А.А.Соломатин описывается эту интересную ситуацию:
«Согласно либеральным представлениям, современные деньги представляют собой разновидность складских расписок. Но какие же это складские расписки? На складе эмитента долларов отрицательный остаток ресурсов. На складе эмитента долларов безумная недостача. Сверхмощная экономика США – не производитель, а потребитель. Вы пишете: «А стоит один доллар столько, сколько на него можно купить товаров – не больше и не меньше». Стоимость товара, который вы можете купить за доллары у эмитента долларов, отрицательна. По этой причине доллары США деньгами не являются (выделено мной – В.К.). У нас, в микроэкономике, в таких случаях к эмитенту расписок направляют бригаду аудиторов, оснащенную утюгами и паяльниками. В макроэкономике поступают по-другому. Американские кладовщики вежливо говорят: поезжайте на другой склад. Например, на складе РФ временно исполняют обязанности кладовщиков очень глупые и подлые люди, и они вам за наши расписки отгрузят все, что угодно – хоть свою собственную маму, если, конечно, она вам нужна. Можете поехать и в Китай – там на складе сидят умные и хитрые ребята, им пока выгодно продавать за наши доллары свой труд»[12].
В заключение мы дадим наиболее свежую обобщенную картинку соотношения долгов и активов Америки. Эта картинка сделана американцем Тайлером Дурденом (Tyler Durden), она составлена на основе анализа американских официальных источников и отражает ситуацию по состоянию на начало 2009 года (в триллионах долларов)[13]:
Долговые обязательства
- национальный (государственный) долг – 11
- обязательства типа «bailout»[14] — 9,7
- долговые обязательства нефинансовых и финансовых корпораций – 17
- долговые обязательства домашних хозяйств – 13,8
- долги по кредитным картам – 1
- задолженность по ипотечным кредитам – 10,5
- Первый промежуточный итог: обязательства по всем выше приведенным позициям (чистые финансовые обязательства) — 63
- социальные обязательства (непогашенные обязательства по социальному и медицинскому страхованию) – 52
- Второй промежуточный итог: чистые финансовые и социальные обязательства — 115
- обязательства по деривативам американских банков (US bank derivatives) – 200
- Окончательный итог: совокупные обязательствам США – 315
Активы
- Недвижимое имущество домашних хозяйств – 20,5
- Акции (equities) – 8,8
- Депозиты и наличные деньги – 7,7
- Потребительские товары длительного пользования – 4,1
- Корпоративные облигации – 1,6
- Муниципальные ценные бумаги – 0,96
- Ценные бумаги государственных агентств – 0,92
- Казначейские ценные бумаги (notes and bonds) – 0,273
- Итого – 44,9.
Как видно из приведенных цифр, в начале 2009 года чисто финансовые обязательства всех субъектов хозяйственной жизни Америки (включая государство) составили 63 трлн. долл., что превысило активы в 1,4 раза. Суммарные обязательства Америки в виде чистых финансовых и социальных обязательств составили 115 трлн. долл., что превысило активы в 2,5 раза. Наконец, суммарные обязательства Америки в виде чистых финансовых, социальных обязательств и обязательств по деривативам банков США составили 315 трлн. долл., что превысило активы страны в 7 раз.
В расчете на душу населения суммарная величина чистых финансовых и социальных обязательств Америки составила 380 тыс. долл., а максимальная величина обязательств (с учетом обязательств по банковским деривативам) превысила 1 млн. долл. (1,037 млн. долл.). Сбылась «американская мечта»! Среднестатистический американец стал «миллионером»! Только, по иронии судьбы, не по размерам имущества (активов), а по величине обязательств (долгов).
[1] Цит. по: А.Попов. Финансовый кризис 2009. Как выжить? – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009, с.35.
[2] Цит. по: А.Попов. Финансовый кризис 2009. Как выжить? – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009, с.53.
[3] И.М. Братищев, С.Н.Крашенинников. Россия может быть богатой! – М.: Грааль, 1999, с. 26.
[4] Там же, с.26.
[5] Major Foreign Holders of Treasury Securities. Dept. of Treasury/Federal Reserve board. October 16, 2009.
[6] См.: Flow of Funds Accounts of the United States. Federal Reserve Statistical Release, September 17, 2009.
[7] Впервые такой «потолок» был установлен законом еще в 1917г.
[8] Эксперт, №35, 2009.
[9] Жак Аттали. Мировой экономический кризис…А что дальше? – СПб.: Питер, 2009, с.25,71.
[10] «Структура национального богатства США» // Экономист, №6, 2009; С. Хайтун. Постиндустриальное общество: станет ли западная модель будущим всего человечества? // Общество и экономика, №9, 2008.
[11] А.А.Соломатин. Когда был последний кризис перепроизводства, не напомните? // Интернет; А.А.Соломатин. Уравнение обмана // Профиль, №11, 2008..
[12] А.А.Соломатин. Уравнение обмана // Профиль, №11, 2008.
[13] Tyler Durden. Is USA National Debt Out of Control? 13 April 2009 / Интернет: http://www.investorship.com/is-usa-national-debt-out-of-control/
[14] «bailout» — термин, вошедший в широкий оборот лишь во время нынешнего кризиса и означающий финансовую помощь государства (в виде субсидий и/или поручительств) тем компаниям и банкам, которые оказались на грани банкротства. На начальном этапе кризиса это преимущественно обязательства государства перед кредиторами компаний и банков, оказавшихся в тяжелом положении. Предполагается, что по мере стабилизации финансового положения получателей государственной помощи они будут погашать свои обязательства перед государством. Например, осуществляя выкуп пакетов акций, которые государство временно приобретало у компаний и банков.
Из книги: «О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном»
По предварительным оценкам, убытки от урагана Милтон составили около 50 миллиардов долларов. Ураган Хейли, в свою очередь, нанес ущерб, который превысит 100 миллиардов долларов. Таким образом, общие убытки от обоих ураганов могут составить:
В сумме это дает 150 миллиардов долларов.
Для сравнения, ураган Катрина в 2005 году нанес ущерб, который оценивался в 125 миллиардов долларов.
Таким образом, убытки от ураганов Милтон и Хейли (150 млрд. долл.) в сумме превзошли убытки от урагана Катрина (125 млрд. долл.)
Пишу Вам из Киева. После того горя, что США натворила тут, стравив по сути один народ, выводы напрашиваются сами. Это кара Господня. И это только начало)))