23-cdn

В. В. Компаниец. Три идола и три ступени к пропасти западной цивилизации – политика, наука, экономика (анализ современных тенденций развития общества по трудам святителя Николая Сербского)

Выступление на круглом столе «Православие и наука»

Первой Международной конференции православных ученых в Сербии

«Евангельские ценности и будущее православного мира»

 

Мы живем в эпоху господства мифов. Одним из наиболее значимых и разрушительных является миф о прогрессивности западной цивилизации и необходимости выбора ее культуры, экономики и политики в качестве идеального образца для подражания.

Однако многие исследователи еще в начале ХХ ст. отмечали глубинный кризис западной цивилизации, ведущий к ее гибели.

Наиболее ярко о нем писал святитель Николай Сербский (1881-1956), подчеркивая причины и этапы заката европейской (западной) цивилизации. Он отмечал, «что христианская религия создала новую европейскую цивилизацию, уникальную во всей мировой истории» [1, с. 247]. Но Европа, построившая свое величие на основе христианства, стала отходить от Христа. В результате чего уже в ХVIII ст. она перестала быть центром мировой цивилизации. «Сейчас она, качаясь и оступаясь, бредет по самой кромке пропасти, грозящей ей гибелью…», — пишет святитель Николай Сербский в  1919 г. [1, с. 240].

Анализируя историю Европы за отрезок времени равный полутора столетию, святитель выделяет в нем три периода отпадения от христианства. Это периоды господства «руководящих идеологий» – новых языческих идолов, которыми для Европы последовательно стали: политика, наука, экономика.

Рассмотрим этих идолов на основании трудов святителя Николая Сербского и попытаемся ответить на вопрос: насколько живучи и опасны они для современного общества. Основное внимание мы уделим идолам науки и экономики, поскольку то, что политика – дело грязное, сейчас не вызывает сомнение, при этом существует высокое доверие к науке, а экономика поглотила всех.

Итак, первый период — это господство политических идолов. «С середины ХVIII столетия вплоть до 1848 г. политики были самыми уважаемыми фигурами в Европе» [1, с. 249]. Кстати, период господства политических идолов, со сдвигом во времени, повторился и в СССР, а потом постсоветских  России, Украине и др. независимых постсоциалистических государствах. И этим идолам доверяли….

Однако уже к середине ХIХ ст. ресурс доверия к политикам в Европе был исчерпан. Неоправдавшего доверия идола низвергли и ему на смену пришел другой – научный.

Второй период – господство идола науки. «Вторая половина ХIХ века протекает на европейском континенте под знаком деспотизма «всемогущей науки»» [1, с. 249]. Наука стала претендовать на постижение абсолютных истин. «Жрецы науки» объявили себя всезнающими (в т.ч. религию, законы жизни общества, тайны человека) и внесли значительный вклад в разрушение западной цивилизации.

Святитель Николай  пишет: «Три фатальных духа европейской цивилизации суть Дарвин, Ницше и Маркс» [2, с. 256]. Они являлись носителями фатальных теорий: естественнонаучной, этической и социальной.

И эти фатальные теории были приняты европейской элитой, которая отпала от Христа. Но если «обычные люди, у которых сердце выступает цензором и надзирателем истины, ощутили три эти теории как опасные фантазии»,  то «большое число европейских интеллектуалов… отнеслись к этим теориям как к великим откровениям» [2, с. 257]. Затем эти теории, как смертоносный вирус, стали постепенно распространяться в европейском обществе так, что наружу вышли их «горькие и судьбоносные плоды», «вследствие чего европейская цивилизация покрыта густым и тяжким мраком, а весь мир оказался на краю пропасти, варварства и гибели». с. 257

Слова святителя актуальны и сегодня.

Во-первых, святитель указывает на антихристианскую сущность и разрушительное действие этих теорий и, соответственно, новых теорий, вырастающих на их почве.

Да, действительно, эти три разрушительные теории в той или иной мере из Европы распространились по всему миру и до сих пор сеют свои гибельные семена в умах и душах людей.

Во-вторых, он подчеркивает важность сердца – духовного зрения в оценке истинности научных знаний.

Мы знаем, что для современных светских ученых духовно-нравственный критерий оценки научных теорий не принят. Именно поэтому в научном и образовательном пространстве господствуют ложные теории, уводящие человека от Истины и расчеловечивающие его. Особенно много их в социальных науках (теории рыночной экономики и либерализма, концепция устойчивого развития, гендерная теория, трансгуманизм, концепция цифрового общества, др).

В-третьих, святитель показывает, какой мощной разрушительной силой обладает наука без Христа, упавшая на пустое сердце и гордый разум.

В этой связи важно отметить, что в современном обществе существует  достаточно большая часть людей, готовых верить науке, но незрелых духовно. Это особенно характерно для постсоциалистических стран православной цивилизации.

Например, последние социологические опросы, проведенные в Украине Институтом социологии НАН Украины («Мониторинг социальных изменений — 2015»), указывают на то, что доверие к украинским ученым несколько выше, чем доверие к Церкви (рисунки 1,2).

Рисунок 1 – Доверие к церкви и

к духовенству, %1

Рисунок 2 – Доверие к ученым Украины, %2  

 

Роль науки в сознании общества пытались оценить и мировые социологи в рамках проекта «Всемирный обзор ценностей.

 Результаты оценки  для опрошенных стран православной цивилизации (Россия, Украина) таковы: большинство опрошенных убеждены, что наука и технологии дадут большие возможности новому поколению (76,6 и 71,0%). При этом в странах западной цивилизации (США, Германия) в этом убеждено меньше (52,0 и 41,6% ) опрошенных (рисунок 3).

В России и Украине достаточно велика часть тех, кто не согласен или незначительно согласен с утверждением о том, что «наука вредна тем, что из-за нее люди перестают различать добро и зло» (39,1 и 34,0%). В Германии и США среди опрошенных таких (27,7 и 26,7%) несколько меньше (рисунок 4).

 

3

 Рисунок 3 — Удельный вес опрошенных респондентов, которые полностью или в высокой степени согласны с утверждением: «наука и технологии дадут большие возможности новому поколению»,%

 

4

Рисунок 4 — Удельный вес опрошенных респондентов, которые полностью или в высокой степени не согласны с утверждением: «наука вредна тем, что из-за нее люди перестают различать добро и зло», %

 

Если учитывать античеловеческую и антирелигиозную направленность большей части современной науки и технологий, ее служение интересам мировой элиты, можно утверждать, что завышенная оценка и доверие им может обратиться для человека и человечества катастрофическими последствиями. Тем более, что достижения серьезной науки становятся все менее доступными и на первый план выходит псевдонаука, меняющая сознание человека.

А вот способность современного человека оценить качество и последствия той или иной научной теории или новой технологии значительно снижена. С одной стороны, резко падает уровень образованности человека, его способность к системному, глубинному и логичному мышлению. С другой – поглощенный материальными заботами человек часто забывает о нравственных  критериях оценки, да и сердце в нем не развито, оно не выступает «цензором истины».

Но возвратимся к трудам святителя Николая.

Святитель не выступает против науки и техники, ее достижений. Ими пользуются все — и христиане, и нехристиане, и атеисты, и язычники: «Кто выступает против открытий, сделанных людьми, а также против продуктов их физического и умственного труда? Ведь даже самые святые из христиан пользуются … достижениями разума и рук человеческих, называемыми общим именем: цивилизация» [2, с. 272].

Но он против такой науки и прогресса, которые отвлекают человека от Бога. Ведь когда «…цивилизация становится преградой между Богом и человеком, она служит злу и сокращает Господни жатвы для Небесного Царства» [2, с. 272].

Святитель замечает, что «истинная наука утверждает веру», и обращается к словам  известного английского ученого и изобретателя лорда Кельвина, сказанных им на научном собрании: «Если вы будете мыслить достаточно глубоко, то наука заставит вас поверить в Бога» [3, с. 265]. Также он утверждает, что «наилучшая наука находится в совершенной гармонии с наилучшей верой», а «от ожесточенной вражды лжерелигии и лженауки многие простые души поколебались в вере» [3, с. 128].

Истинная наука должна иметь своим основанием камень – Христа. А призвание ученого: одухотворить свою науку, показать, облекая в понятные слова, истинный смысл происходящих явлений и событий в жизни общества, в его истории, экономике, политике, показать причинно-следственную связь между нравственным состоянием общества (человека) и его судьбой, здоровьем, войной или миром, поведением природы. То есть  – раскрыть действие Нравственного закона Бога, опираясь на силу одухотворенного слова, открытые Богом ученому закономерности  и явления земного мира.

Бог дает человеку и человечеству сигналы и знаки – в них выражается требование и просьба Бога к людям, нужно их увидеть и  расшифровать, и в этом состоит главная функция науки.

Вторичная функция науки — облегчить жизнь и страдания человека, если это будет угодно Богу.

Такая наука не будет идолом.

Итак, мы охарактеризовали науку, теперь обратимся к экономике.

Третий период угасания Европы —  это господство идола экономики и последняя стадия жизни европейской цивилизации.

Анализируя историю заката и смерти европейской цивилизации, святитель Николай отмечает, что жрецы новой науки не смогли долго властвовать умами и душами людей: «после ужасного опустошения человеческой совести и обнищания человеческих сердец наука утратила свою господствующую силу» [1, с. 249].

«Знамя абсолютизма передано в другие руки и двинулось по новой дороге, в сторону экономики и труда. Экономические проблемы в наши дни – та роковая звезда, под которой мы живем», — пишет святитель, как бы обращаясь и к нам [1, с. 250].

Опасность, о которой предупреждает святитель нас, — это «воцарение духа экономического материализма», ведь если  народ всецело обратится к проблемам экономики, он будет  использовать «все свои духовные и физические силы лишь для стяжания материальных ценностей на многая лета», параллельно с этим в нем угаснет «интерес к высшей духовной жизни, особенно к религии» [1, с. 252].

Это произошло в Европе, это происходило и происходит в постсоветских странах.

Экономический материализм выражается, в частности, в том, что в  потребностях современного человека, как западного, так и постсоветского пространства, доминируют материальные. Более того, родилась новая религия — религия денег, она представлена даже новыми протестантскими сектами, относящимися к движению «Теология богатства или процветания» (основатель движения Кеннет Хейгин,  а современные его представители –      А. Ледяев, Сандей Аделаджа, В. Мунтян, др.).

Но доминанта на материальном, вопреки ожиданиям, не приводит к расцвету экономики и общества. Напротив, современная экономика давно не созидает, т.е. является не экономикой, но антиэкономикой, т.к. в переводе с греческого экономика — это домостроительство. Антиэкономика направлена на стяжание богатства и получение абсолютной власти над миром меньшинством за счет ограбления и оболванивания большинства. Пронизанная «духом экономического материализма», она  разрушает человека и общество.

Вот что пишет по этому поводу святитель: «Материальным прогрессом мир способен только прельщаться. Но вполне ясно, что в истории человечества ни одна цивилизация не погибла от недостатка хлеба; все они умирали от духовного голода» [1, с. 252].

Еще в начале ХХ столетия святитель Николай отмечал некоторые черты антиэкономики. В частности, это экономическое безумие, состоящее в ненужном производстве. И сегодня чертой западной экономики являются кризисы перепроизводства и перепотребления, подрывающие основы капитализма.

Также он подчеркивал, что характерной картиной западной экономики являются постоянные ссоры вокруг процесса труда и его оплаты.

И это реалии кланово-олигархического капитализма постсоветских стран. Ведь на фоне роста в России и Украине числа миллиардеров и миллионеров,  в этих странах прогрессирует феномен сверхновой бедности, одна из составляющих которой — бедность работающего населения.

Но, к сожалению, сегодня происходит и более катастрофический процесс: экономизация сознания и жизни приводит к тому, что человек постепенно теряет человеческий облик, становясь управляемым механизмом.

Из Святого Писания мы знаем о начертании антихриста. Это — число, цифра. А вектор развития западного мира — это движение от религии слова к религии цифры. Этот вектор, навязываемый сейчас всему миру через процесс глобализации, является вектором вырождения. Ведь духовное измерению не подлежит, а цифрой можно измерить лишь самые примитивные, животные стороны человеческого существа.  

Цифрократия – это  власть отвлеченного числа.  Цифра хочет все время расти, она управляет  даже миллиардерами – капиталистами. Убиенный в Оптиной пустыни иеромонах Василий Росляков писал: «Начертание на правой руке или на челе – рука, считающая деньги и производящая коммерческие операции. Чело – бизнесмен. Все занято помыслами о золоте. Что бы он ни делал, он должен извлечь из этого деньги, иначе нет удовольствия от жизни. Все помыслы (чело) и все дела (рука) заняты добычей денег» [4, с. 308].

И от руки, считающей деньги, до управления через цифру как сигнал — расстояние небольшое. Если человек принимает печать власти денег в сердце и уме, он даст свободное согласие на то, чтобы им управляла цифра, чтобы ему были обеспечены сначала земные блага и удовольствия, потом защита от террора и дневной  паек в  «электронно-цифровом концлагере». 

В новом цифровом мире – оцифрованном обществе, денег как таковых не будет, экономика окончательно изменит свой облик, превращаясь в жестко тоталитарную систему, где все и вся будет под контролем.

Но, необходимо понять, что принятие цифрократии (власти цифры) – процесс, происходящий сначала в сердце и уме. Именно к этому сейчас готовят наше общество, уничтожая образование и науку, сжимая условия для нормальной экономической деятельности,  обесценивая труд и возвеличивая богатство и комфорт, пропагандируя новые прелести и удобства от внедрения цифровых технологий. Именно к этому ведет модернизированное, комфортное христианство без Христа.

Но выбор всегда остается за человеком. Поклониться или нет идолу экономического материализма, выбрать Христа или богатство-цифру зависит только от него.

Итак, мы видим, что, характеризуя историю падения Европы – ее отпадения от Христа, святитель Николай Сербский оставил нам, стремящимся сегодня подражать умирающей западной цивилизации, свое предупреждение.  Пока Европа была со Христом, она была лидером мировой цивилизации, но отойдя от Него, стала Титаником.

Идолы, которым поклонялась Европа (западная цивилизация), и сейчас живы. Причем наиболее опасными являются современная псевдонаука и особенно экономика. Сердце человека, целиком поглощенное стяжанием материальных благ в гонке за экономическим благополучием, не способно вместить Христа, отличить ложь от истины, добро от зла. И в этом корень всех бед.

 

Литература

 

  1. Сербский Николай, святитель. Творения.- Т. 3. Духовное возрождение Европы. М.: «Паломник», 2006 г., 447 с.
  2. Сербский Николай, святитель. Творения.- Т. 2. О Боге и людях. М.: «Паломник», 2006 г., 461 с.
  3. Сербский Николай, святитель. Творения. Библия и война. М.: «Омофор», «Паломник», 2016 г., 432 с.
  4. Павлова Н.А. Пасха Красная М.: ООО «Адерес-Пресс», 2002 г., 432 с.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также