09-постапол

В. В. Компаниец. Капитализм и посткапиталистическое будущее: социально-экономическая и нравственная оценка

Впервые опубликовано в Сборнике материалов Первого международного  Конгресса  православных  ученых  «Евангельские  ценности  и  будущее  православного  мира: православие и наука» (23-28  октября   2017  г.,  Белград,  Сербия).  – Воронеж: ИСТОКИ, 2017. – 332 с., ил., С. 147-151

 

Одним из наиболее разрушительных для нашего общества и экономики  мифов в 90-х гг. ХХ ст. стал миф об эффективности рыночной модели экономики. С помощью этого мифа осуществлялось «реформирование экономики» постсоветских государств, приведшее к ее уничтожению.

Что же замалчивал миф? Напомним, что капитализм и рынок – слова — синонимы, но если первое отражает суть системы, то второе ее вуалирует.

Очень хорошо отразил суть капитализма Т.Дж.Даннинг (1799-1873) – английский рабочий, профсоюзный деятель, публицист, он писал: «…Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты … Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы« [1].

Современный мировой капитализм имеет две основные формы:

— капитализм ядра, или зоны «золотого миллиарда» — зрелый капитализм Запада;

— капитализм периферии мирового капитализма — «зависимый», «отсталый капитализм» стран «третьего мира» [2].

Западный капитализм – это не просто рынок как обмен и конкуренция, он имеет определенное духовно-нравственное — религиозное основание. Капитализм — система, рожденная из вируса ростовщичества, вкупе с психологией избранничества (оба эти положения были отличительными чертами религиозных стандартов иудаизма и кальвинизма – наиболее радикальной ветви протестантизма). Ростовщичество породило банки, ценные бумаги, биржи и всю современную финансовую систему, на основе которой к концу ХХ ст. сформировалась спекулятивная, или виртуальная экономика, паразитарная и неэффективная, но приносящая огромные сверхприбыли своим хозяевам. А психология избранничества оправдывала паразитизм.

В целом, с точки зрения нравственной и социально-экономической оценки, социально-экономическая модель капитализма:

экстенсивна (ее рост связан с расширением своего влияния на другие системы за счет разных форм экспансии – культурной, экономической, военной);

— соответственно с ее экстенсивностью она и неэффективна (на современном этапе проявляется в существовании «долговой экономики мыльного пузыря»), кроме того неэффективность системы заложена в отсутствии у наемного работника, отчужденного от собственности, мотивации эффективного труда;

паразитична (может жить только за счет эксплуатации труда наемных работников и  эксплуатации странами, составляющими ядро системы,  стран периферии капитализма);

— аморальна (с точки зрения нравственной оценки) и асоциальна (по природе своей не может быть социальной — ее социальный характер носит временный и ограниченный характер, обеспечивается механизмом социально-экономического паразитизма);

кризисогенна (кризисы заложены в цели системы и в ее основных противоречиях);

управляема (долгое существование капитализма – результат созданной в рамках его ядра системы наднационального и частично национального управления и соответствующих институтов, при этом в странах периферии управляемость системы ниже);

разрушительна и конечна (система направлена на уничтожение природы, человека, общества, экономики, государства и в конечном итоге себя самой).

Остановимся на некоторых чертах.

Капитализм – система кризисогенная. Кризисы заложены в цели системы, ее ростовщическом характере,  и в ее основных противоречиях: между неограниченным стремлением к прибыли капиталиста и ограниченным платежеспособным спросом населения; между общественным характером производства и частнособственническим характером присвоения прибавочной стоимости.

Распад системы капитализма долгое время  сдерживался лишь за счет того, что система является управляемой.

Капитализм (капитализм ядра) по определению А. И. Фурсова – сложная система экономических, социальных и политических институтов, с одной стороны обеспечивающая постоянное накопление капитала, а с другой — ограничивающая его в пространстве и времени [3].

Капитализм быстро уничтожил бы сам себя, если бы те, кто управляют этой системой,  не сумели ограничить его агрессивность. Накопление капитала, ограниченное платежеспособным спросом и снижающейся нормой прибыли, возможно только за счет экспансии пространства, в т.ч. уничтожения одних участников игры другими.

Но сейчас этой системе некуда расширяться, она исчерпала все свои возможности (за исключением войны) и как экстенсивная система она обречена на гибель.

Доктор Шваб на Давосском форуме в 2012 году заявил, что современный мир уже не будет капиталистическим  [4]. Одной из наиболее возможных моделей системы, которая придет на смену капитализма, станет  модель распределительной экономики – «посткапитализм».

«Посткапитализм» будет базироваться на жестком контроле ресурсов (процесс запущен в т.ч. через программу устойчивого развития еще в 60-х гг. ХХ ст.), и информации всех видов. Новая диктатура это уже диктатура не денег, а информации, она предполагает монополию на информацию и тотальный контроль жизни людей. А ее духовную основу составляет уже не христианство (пусть даже очень искаженное в виде протестантизма), а новая объединенная религия оправданного зла, в которой место Христа займет антихрист.

Чтобы перейти к такому типу общества, нужно изменить сознание людей, обеспечить деградацию общества и личности, а для этого, прежде всего, провести «модернизацию» христианства, демодернизацию науки и образования,  провести замену человеческой личности на управляемый механизм.

Рассмотрим, какие же созданы и создаются условия  для перехода к «посткапитализму».

Первое условие. Создание общества, управляемого на основе деструктивных ценностей.

Этот процесс происходит столетиями, но особенно он ускорился в последние десятилетия.

Во-первых, целенаправленно разрушается библейское восприятие мира и традиционные ценности, стирается грань между добром и злом.

Во-вторых, в интересах элиты сформировано общество потребления, где инструментом контроля и управления массами становятся СМИ.

Через четыре основных канала — образование, воспитание, СМИ и поведение лидеров меняют культуру общества, разрушая традиционные ценности. Атомизированное, гедонистичное, эгоистичное общество людей  с крайне ослабленной волей и манипулятивным интеллектом, дерационализированным (мистифицированным) сознанием, общество людей лишенных  духовных ценностей и смысла жизни – это то общество, которым легко управлять в любом разрушительном направлении.

Европейский психолог и философ ХХ ст.  Эрих Фромм  отнес современное европейское общество к деструктивному типу [5]. В рамках этой модели социальных ценностей зло воспринимается внутри данной модели как совершенно нормальное явление.

Второе условие. Истощение ресурсов. Ресурсы Земли стремительно истощаются под влиянием хищнической их эксплуатации капиталистической системой. И именно поэтому так актуализируется проблема их контроля со стороны западных элит.

Третье условие. Духовно-деструктивный характер стремлений мировой элиты. Неиссякаемая жажда прибыли и удовольствий (похоть очей и плоти), а главное, жажда власти, причем абсолютной (гордость житейская),  мировой элиты вечны. А власть имеет прежде всего духовный смысл: преобразования направлены на разрушение образа Божия в человеке, создания обезличенного общества, которое сможет подчиниться абсолютному злу. И мировая элита стремится утолить эту жажду, каждый раз используя все новые и новые возможности, которые сейчас дала им глобализация, разрушение образования, и в целом изменение сознания общества и даст в будущем монополизация информации и новый виток технологического прогресса.

Нобелевский лауреат по экономике Кругман сказал, что политэкономия современного общества очень хорошо показывает, как небольшие группы, контролирующие информацию, деньги и власть, могут манипулировать огромными массами людей [цит. по 6].

Четвертое условие. Капитализм как социально-экономическая и политическая система исчерпал себя. В частности об этом свидетельствуют огромные долги западных государств и населения, снижение нормы прибыли (и даже отрицательный процент по банковским депозитам), нарастание хаоса в политике. Система должна быть изменена.

Пятое условие. Создаются и частично уже созданы новые технологические и информационные возможности для: учета  и контроля большого количества людей, управления сознанием и поведением; учета, контроля и перераспределения ресурсов.

Мир вступил в эпоху четвертой индустриальной революции. Это новый этап «цифровой» революции, на котором техника начинает вытеснять человека. По мнению Клауса Шваба,  ее характеристикой является синергетический эффект, который возникает от слияния разных технологий: компьютерных, информационных, нанотехнологий, биотехнологии и т. д.  Кроме того, возможно стирание граней между физическим, цифровым (информационным) и биологическим (в том числе человеческим) мирами [7].

Эта революция может привести к  катастрофическим последствиям:

— повсеместное внедрение роботов может привести к вытеснению человека из сферы производства и других секторов экономики — сначала частичному, а затем полному;

— роботы могут начать управлять людьми;

человек в результате соединения с роботом может превратиться в киборга, т.е. произойдет исчезновение того вида, который мы привыкли называть homo sapiens.

Уже сейчас новые технологии приводят к стиранию грани между реальным и воображаемым миром – к виртуализации.

Виртореальность – это единство социального контроля и социальной «терапии» (контролирует человека и создает иллюзию счастья, подобно наркотикам) [8]. Погруженность в нее забирает у человека свободное время, отучает его думать, ставить свои цели и принимать решения, позволяет управлять им.

Шестое условие. Меняется тип управления: на смену демократии приходит тирания, но тирания, основанная на контроле духовных и информационных факторов.

Деньги умирают, ресурсы и товары – перераспределяются, люди и информация контролируются, люди управляются манипулятивно, в т.ч., в пространстве виртуальной реальности.

Картина нашего будущего в этом случае напоминает то, что описано в Апокалипсисе.

Итак, мир стоит на пороге посткапитализма, но и ситуацию еще можно изменить.

Чем хороша нынешняя ситуация? Умирает старый мир. Меняются правила игры. Ситуация выходит из под контроля проектировщиков. И это шанс [9].

В условиях хаоса можно предъявить миру другой — созидательный проект и этот проект имеет шанс реализоваться. Но основой этого проекта могут быть только христианские ценности. Весь мир не может их принять и проект будет носить локальный характер. Его может создать и реализовать только ключевая (стержневая) страна православной цивилизации – Россия. Но Россия измененная, в которой будут праведники, в которой сначала небольшое, но потом увеличивающееся число людей захотят и будут жить, творить, хозяйствовать на основе Нравственного закона Бога.

 

Литература

 

  1. Цитируем классиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dzeso.livejournal.com/140286.html
  2. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance-finance.com/book-kapital/kapitalizm-istoriya-ideologiya-denejnoy.html
  3. Фурсов А.И., Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5265
  4. Давос: капитализм у последней черты? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finforum.org/page /index.html/_/economics/davos-kapitalizm-u-poslednej-cherty-r36226
  5. Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyera.ru/3188/teoriya-destruktivnosti-e-fromma
  6. Фурсов А.И., Мировое правительство миф или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zavtra.ru /blogs / mirovoe-pravitelstvo-mif-ili-realnost-2012-11-06-025941
  7. Катасонов В.Ю., «Зачистка» рабочих мест будет безжалостной Валентин Катасонов о четвертой индустриальной революции, порождающей общество роботов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/economy/article/166236/
  8. Фурсов А.И., Каким будет посткапитализм[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maxpark. com/community/ politic/content/3221097

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также