СУД

Суд над Христом

«Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти» является фрагментом книги  «Иерусалимский храм как финансовый центр»[1]

Жизнь и служение Христа происходили на фоне  правления  римского императора Тиберия и проводимых им реформ, в том числе финансовой[2].   Без понимания сути этих реформ и характера отношений между Иерусалимом и Римом трудно уловить отдельные нюансы и акценты Евангелия, понять подтекст отдельных  его историй и слов Спасителя.

Взять, например, историю изгнания Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма[3].  С учетом сложившегося баланса в отношениях между Римом и Иудеей первосвященники и члены Синедриона очень опасались, что эта история  может дойти до Рима и  вызвать со стороны императора подозрения в том, что Иерусалим не в полном объеме платит налоги в римскую казну. Первосвященник даже  произнес на заседании Синедриона  знаменитую фразу-приговор, ставшую пророчеством: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб»[4]. При этом, конечно, первосвященник  о судьбе  еврейского народа думал в последнюю очередь. За его популистской фразой скрывался  примерно такой подтекст: «В Риме узнают о беспорядках в Иерусалиме, а это может повредить нашим отношениям с императором, что, в свою очередь, может нанести ущерб  доходам храма, т.е. нашим личным доходам».

А тут еще  вскоре после  изгнания менял и торгашей из храма Христос  публично начал обличать   книжников и фарисеев: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…»[5]. Особенно невыносимы мы для них Его слова,  обличавшие их сребролюбие, которые они всячески маскировали внешним благочестием.  Фактически Христос прямо сказал, что книжники и фарисеи поклоняются не Богу, а  тому золоту, которое собрано в стенах Иерусалимского храма: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?»[6]

После  «чрезвычайного» события в Иерусалимском храме (изгнание торгашей) и обличительного выступления Христа иудейские вожди особенно утвердились в своем решении убить  Его. За два дня до пасхи «собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить»[7].

Также стоит еще раз вспомнить достаточно странное поведение Понтия Пилата, римского прокуратора, когда к нему привели на суд Иисуса Христа. Известно, что Пилат не раз проявлял жесткость и даже жестокость в разных ситуациях, в том числе в отношении иудеев на подведомственной ему территории. Однако в отношении Христа он проявил непоследовательность и беспринципность. Его решения по поводу Христа показали, что он находился под сильным влиянием первосвященников и старейшин, заинтересованных в смерти Христа. Проследим кратко основные вехи «суда» Пилата над Христом[8]:

— сначала он сказал, что не находит вины Иисуса, однако вожди отвергли такое решение;

—  затем он попытался перенести ответственность за принятие решения на тетрарха  Галилеи  Ирода Антипу, однако тот вернул Христа без какого-либо обвинения со своей стороны;

—  затем он попытался ограничить наказание бичеванием, однако народу и вождям этого оказалось недостаточно;

—  затем он предложил первосвященникам и старейшинам судить Христа своим судом, однако они лицемерно отказались;

—  наконец, он предложил, согласно существовавшему обычаю, отпустить Христа, однако еврейские вожди «возбудили народ»  отпустить  не Христа, а разбойника Варавву.

Все это свидетельствует о том, что Пилат находился в сильнейшей зависимости от иудейских вождей.  Напомним, что  римский прокуратор – это   финансовый  инспектор  императора.   Его  главной задачей было контролировать сбор как прямых, так и косвенных налогов. Особых проблем со сбором прямых налогов у прокуратора не было, так как сумма этих налогов была заранее известна (она рассчитывалась на основе данных переписи населения и имущества). А вот при сборе косвенных налогов творился «беспредел»  и Понтий Пилат должен был с ним бороться. В его аппарате были чиновники – табуларии, которые должны были следить за местными агентами – мытарями. При необходимости выступать в налоговых спорах в качестве арбитров, прибегая в острых ситуациях к помощи римских воинов.  Сбор косвенных налогов был связан с серьезными злоупотреблениями, коррупцией. Судя по всему, первосвященники и члены Синедриона попустительствовали этим злоупотреблениям.  Понтий Пилат был замешан в коррупции, о которой, безусловно, знали  первосвященник и члены Синедриона.

За римским прокуратором были и другие «грехи». Хорошо известно, что прокуратор Понтий Пилат посягнул на казну Иерусалимского храма, взяв оттуда деньги для сооружения городского  водопровода, ремонта канализации, строительства бань (санитарная ситуация в Иерусалиме в то время была критическая, в любой момент могла начаться эпидемия). Это вызвало резкие протесты со стороны иудейской верхушки.  Пилата обвиняли не только в том, что он запустил руки в «святую» казну, но и нагрел на этих деньгах собственные руки. Дело дошло до Рима и даже обсуждалось в сенате. Правда, сенат, всесторонне рассмотрев жалобу Иерусалима, оправдал Понтия Пилата, которому, конечно же, пришлось изрядно понервничать. Пилат еще не забыл ту неприятную историю и не хотел новых неприятностей.

Иерусалимские вожди были в курсе всех финансовых «секретов» римского прокуратора, поскольку имели свою «агентуру» в  окружении  Пилата. Очевидно, что у этих вождей был «компромат» на римского прокуратора.  Последний крайне боялся, что этот «компромат» попадет к Тиберию — последовательному борцу с коррупцией и злоупотреблениями римских чиновников.

Еврейские вожди умели обеспечить нужные им лжесвидетельства.   На допросе у первосвященника они добились ложных показаний, согласно которым Иисус якобы планировал разрушить Иерусалимский храм[9].  На суде у Пилата они сказали прокуратору, что Иисус якобы объявил себя царем Иудейским[10].  Также они оклеветали его, сказав: «Он возмущает народ»[11]. Там же у Пилата они  нагло заявили: «мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю»[12]  Как известно, Христос  незадолго до этого судилища четко ответил людям, посланным от фарисеев: «отдавайте кесарево кесарю»[13]. Данные примеры показывают, что иудейские вожди были коварными лжецами[14].

Кроме того, они прекрасно умели управлять настроением простого народа.  Мы помним, что Понтий Пилат предложил «амнистировать» Христа: согласно бытовавшему обычаю, разрешалось на праздник еврейской пасхи отпустить одного из узников. Однако, еврейские вожди буквально за несколько минут сумели убедить народ, чтобы отпустили не Христа, а разбойника Варавву: «Но первосвященники  возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву»[15].

Наконец, иудейские вожди прекрасно владели оружием шантажа. Вспомним, что окончательно сломили Понтия Пилата следующие слова иудейских вождей, адресованные прокуратору: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю»[16].  Иудейские вожди выбирали сами «чувствительные точки», когда оказывали давление на Понтия Пилата. Заметим, что Понтий Пилат, как прокуратор, прежде всего, отвечал за то, чтобы с подконтрольной ему территории регулярно и в полном объеме поступали налоги в Римскую казну.  Присвоение Христу титула «Царь Иудейский» могло в Риме быть воспринято так: в Иудее начинается борьба против уплаты налогов Риму под предводительством очередного местного бунтаря. Например, так началось во 2 веке до н.э. в Иудее восстание Маккавеев, которые требовали не какого-то абстрактного «политического суверенитета» и независимости от империи Селевкидов, а активно призывали не платить налоги сирийскому царю. А это предположение усиливалось лживым утверждением иудейских вождей,  что Христос «запрещает давать подать кесарю».

Напомним, что в совете у первосвященника Каиафы было принято решение «взять Иисуса хитростью».  Поэтому был задействован весь арсенал  «грязных» приемов и технологий для решения поставленной задачи. Надо напомнить, что первое «грязное» средство, которое было использовано иудейскими вождями против Христа, — подкуп Иуды Искариота, который за 30 сребреников предал Иисуса Христа в руки этих вождей[17]. Кстати, не лишне напомнить, что эти самые сребреники первосвященники взяли из казны храма[18]. Вполне вероятно, что лжесвидетельства, необходимые для суда, они также получали с помощью подкупа.

Впрочем, могли использоваться и методы запугивания. Вспомним, например, историю со слепым от рождения, которого исцелил Христос. Фарисеи начали проводить расследование этой истории, и они вышли на родителей слепорожденного. Они начали задавать им разные вопросы, однако родители испугались фарисеев и фактически отказались отвечать, ссылаясь на то, что ничего не знают[19]. «Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги»[20].

Итак, мы назвали основные «технологии», которые позволили иудейским вождям на суде у  Понтия Пилата добиться быстрого принятия  нужного им  решения и исполнения его руками римлян.  Иисус Христос был распят римскими воинами, а иудейские вожди формально оказались в стороне и от принятия решения о смертной казни, и от его исполнения[21].    Не помогло даже эффектное заявление  Пилата в конце спектакля под названием «суд», что он «умывает руки»[22].

Данная история, кстати, позволяет лучше понять, почему на протяжении многих веков еврейские вожди столь успешно оказывают давление на государственные власти разных стран и добиваются  исполнения принимаемых властями решений  чужими руками, но в своих интересах.

На поразительное сходство в поведении Понтия Пилата и современных политиков обращают внимание многие авторы. Например, английский писатель и журналист Дуглас Рид писал применительно к политикам периода между первой и второй мировой войнами следующее: «Римский правитель Пилат всячески пробовал, то одним, то другим путем уклониться от настойчивых требований «старейшин», чтобы Христос не был предан смерти. Он был, однако, прототипом нынешних британских и американских политиков, и боялся могущества еврейской секты больше всего другого… Как и политики девятнадцать столетий спустя, Пилат понимал, что, не выполнив требований секты, он впадет в немилость у своего правительства и будет смещен. Есть большое сходство между Пилатом и британскими губернаторами в Палестине периода между Первой и Второй мировыми войнами»[23].

 

 

 


[1] Валентин Катасонов. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: «Кислород», 2014)

[2]  Хотя имя этого кесаря в Евангелии упоминается лишь один раз. Когда Христос говорил «Кесарю – кесарево», он имел в виду уплату налога императору Тиберию, изображение которого было отчеканено на серебряном римском динарии.

 

[3] Мф.21:10-16; Мк.11:15-19; Лк. 19:45-46; Ин.2:13-22. См. также приложение 2 («Об изгнании Христом торговцев и менял из храма»).

[4]  Мф.: 11,50.

[5] Мф. 23: 1-39. См. также: Мк. 13:38-40; Лк. 20: 45-47.

[6] Мф. 23: 16-17.

[7] Мф. 26: 3-4.

[8] См.: Мф. 27:1-26; Мк. 15: 1-15; Лк. 23: 1-25; Ин. 18:28-40; 19:1-22.

[9] Мф. 26: 61; Мк. 14: 57-59.

[10] Мф. 27: 11-12;  Мк. 15:2; Лк. 23:2; Ин. 18: 33-37.

[11]  Лк. 23:5.

[12]  Лк. 23: 2.

[13]  Мф. 22:21.

[14] Недаром Христос сказал фарисеям: «Отец ваш дьявол;…он лжец и отец лжи» (Ин.8: 44).

[15] Мк. 15: 11.

[16] Ин. 19:12.

[17] Уже после распятия Христа и Его воскресения эти вожди еще раз прибегли к этому средству:  они дали денег римским стражникам для того, чтобы те пустили слух, что тело Христа был украдено, когда стражники спали (Мф. 28: 11-15).

[18] Напомним, что Иуда после предательства Христа бросил 30 сребреников в храме, а первосвященники должны были вернуть эти деньги туда же, откуда они взяли, т.е. в «сокровищницу церковную» (Мф.27:6). Они этого не сделали лишь потому, что на них были следы крови, а потому они купили на них землю горшечника (Мф.27:7).

[19] Ин. 9: 8-34.

[20] Ин. 9: 22.

[21]  «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему:  нам не дозволено предавать смерти никого…» (Ин. 18:31).

[22] «Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф.27:24).

[23] Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993, с.67.

 


[1] Валентин Катасонов. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: «Кислород», 2014)

Смотрите также