exp_793_008-1

С.А. Рачинский, В.В. Розанов, С.Ф. Шарапов. О системе образования в России

Свирская Е.В.

Опубликовано в сборнике: «Возвращенные имена в контексте историко-культурного наследия региона»,  г. Вязьма, 2011 г.

Состояние образование в стране всегда волновало ее неравнодушных граждан, понимавших важность этой духовной сферы для процветания Родины. В истории русского просвещения в конце 19 века есть такие имена, чья жизнь и деятельность связана с образовательной системой cмоленского края. Это — профессор
Московского университета и создатель школ для крестьянских детей Сергей Александрович Рачинский, писатель и философ Василий Васильевич Розанов, издатель и публицист Сергей Федорович Шарапов. Как современники, они были лично знакомы и
обменивались педагогическими идеями.
Сергей Александрович Рачинский происходил из старинного
дворянского рода, родился 2 мая 1833 года в селе Татево Бельского
уезда Смоленской губернии. Скончался в день своего рождения в
1902 году, был похоронен в Татево, в родовой усыпальнице.
Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856 года в
Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье чиновника
лесного ведомства. Умер Розанов 5 февраля 1919 г. и был похоронен
на кладбище Черниговского монастыря блиц Троице-Сергиевой
лавры (г. Сергиев — Посад).
Сергей Федорович Шарапов, потомственный дворянин, родился 1
июня 1855г. в имении Сосновка Вяземского уезда. Скончался 26
июня 1911 года в Петербурге в возрасте 56 лет. Гроб с телом был
доставлен в родовое имение Сосновка и предан земле в с.Заборье
Вяземского уезда.
Сообщив биографические сведения, остановимся на взаимоотношениях наших мыслителей и общей, их волновавшей теме — образование.
В 1891 году из Ельца в город Белый Смоленской губернии
переводится работать учитель истории, географии Василий
Васильевич Розанов. Служа в Бельской прогимназии, он в 1892 году
познакомился с С.А. Рачинским – создателем народной школы
нового типа в родовом имении Татево Смоленской губернии. Розанов
высоко отозвался о труде Рачинского «Сельская школа» (1891) и о
нем, как учителе — подвижнике, посвятившем свою жизнь образованию народа. Профессор Московского университета Сергей Александрович оставил кафедру и вернулся в Татево в 1872 году. Делом его жизни стало открытие церковных школ и школ грамоты. Рачинский видел в образовании один из главных путей повышения уровня благосостояния общества, смягчения нравов и воспитания чувства собственного достоинства. Он был учредителем и опекуном около двух десятков народных школ. Школа, построенная Рачинскими в Татево, и ныне используется по назначению. Сергей Александрович всей своей жизнью доказал приверженность добру, красоте, правде, верность национальным ценностям и Отечеству.
Педагогический опыт Рачинского и Розанова отличался по
своему характеру, но это не мешало им правильно понимать
школьную реальность, любить русского учителя, ориентируя его на
высокие религиозные и нравственные ценности. Впоследствии
Сергей Александрович, будучи человеком добрым и отзывчивым,
имея широкий круг знакомых, помог Розанову в переезде в Петербург. Возникшая и продолжавшаяся несколько лет переписка
двух педагогов свидетельствует о поисках идеальной модели
личности учителя и формировании социально и нравственно
полноценной личности ученика.
Работая в Бельской прогимназии, Розанов приступил к написанию статей по проблемам образования. Очевидно, он, имеющий опыт работы в гимназиях Брянска и Ельца, обратился к этой теме под впечатлением от встреч с Рачинским и своим старшим братом Николаем Васильевичем, которого Розанов характеризовал как прекрасного педагога и прекрасного организатора. Брат возглавлял в течение десяти лет Бельскую прогимназию и был назначен в октябре 1891 года директором Александровской мужской гимназии в Вязьме.
С января 1893 года в журнале «Русский вестник» начались
печататься статьи В.В. Розанова против рутины гимназического
обучения. Статьи легли в основу философско-педагогического труда, который стал известен под названием «Сумерки просвещения» (1899). Открывал его Розанов размышлениями об уникальности человека: «Человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл, в ней же лежит и родник всякого духовного творчества» (3, с.6).
В философско-педагогической концепции, которая прослеживается в статьях 90-х г.г., Розанов определяет основные принципы образовательной деятельности, реализацию которых необходимо обеспечить, чтобы преодолеть застой в развитии отечественной школы.
Первым принципом является принцип индивидуальности, который рассматривается Розановым как «общая теория» классического образования. Основное содержание этого принципа предполагает, что и в обучающемся, и в учебном материале должна быть сохранена индивидуальность – «особенность» (не ученик вообще и не знание вообще).
Второй принцип – это принцип целостности, основанной на том,
чтобы «всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех
пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило свое
взаимодействие с нею» (душою) (3, с.96).
Принцип единства типа выдвигается В.В. Розановым как третий
и последний, на котором может быть построено истинное образование. Он состоит в требовании, чтобы впечатления, падающие на душу обучаемого, были непременно одного типа.
Таким образом, Розанов указал на педагогические проблемы,
такие как отсутствие в педагогической практике индивидуального
подхода к личности ребенка, эклектичность содержания и сложность образовательной программы.
В 1893 г. переехав в Петербург, Розанов поступил на государственную службу, но продолжил писать разнообразные
статьи. Здесь он знакомится с С.Ф.Шараповым, который также
находился на государственной службе (1890-1894). Вместе посещали
они славянофильский кружок. Публицистикой занимался и Сергей
Федорович Шарапов. Еще в 1881 году он начал сотрудничать в газете
«Русь» И. С. Аксакова, подписываясь псевдонимом «Земледелец». В
1884-85 гг. С.Ф. Шарапов – корреспондент газеты «Новое время». Он
издавал и собственную газету «Русское дело»(1886-1890).
В 1897 году Шарапов организовал в Петербурге политическую,
экономическую и литературную газету «Русский труд». Небольшая
газета на 20-30 страницах, имевшая формат журнала, включала 119
передовые статьи, освещала церковные вопросы, имела иностранный
и экономический отделы, печатала литературные произведения и
письма читателей. Как издатель и редактор газеты, Шарапов испытал достаточно трудностей. В течение трех лет его редакция в Петербурге не раз меняла свой адрес, а за критику правительства в ноябре 1899 года «Русский труд» был закрыт.
В газете Шарапов освещал и проблемы образования. Знавший о
подвижнической деятельности Рачинского он поместил о нем статью в «Русском труде». В газете от 15 мая 1899 года № 20 Шарапов на первой странице напечатал фотографию Рачинского и на восьмой -одиннадцатой страницах — очерк «С.А. Рачинский» за подписью Василий Янчевецкий. В следующем номере — № 21 «Русского труда» Сергей Федорович сообщил о царском рескрипте, в котором царь Николай II высоко оценил педагогическую деятельность С.А. Рачинского.
В 1899 году С.Ф. Шарапов буквально перед закрытием газеты
«Русский труд» в № 42 от 16 октября, успел напечатать портрет
Розанова, поместил написанную автобиографию и клише его почерка.
На пятой — восьмой страницах газеты был помещен очерк «Василий
Васильевич Розанов». Подтолкнула Шарапова к этому шагу статья
М.А. Протопопова в «Русской мысли», направленная против
Розанова. Сергей Федорович считал, что «Розанову русская жизнь и
русская литература, несмотря на все его чудачества страшно многим
обязана, а г. Протопопову равно ничем» (5, с.5). По мнению
Шарапова вещь Розанова, которая «заслуживает не только
благодарности г.г. россиян, но, без всякого преувеличения –
памятника, это «Сумерки просвещения» (5, с.5). Выше было сказано, что в этом педагогическом труде Розанов отстаивал уникальность личности человека и определил основные принципы образовательной деятельности.
Говоря о С.Ф.Шарапове, надо отметить, что он не только, как
редактор печатал статьи по вопросам образования, но и устроил
школу в селе Заборье в 1894 году. Она находилась рядом с родовым
имением Сосновкой. Шарапов последовал примеру С.А. Рачинского.
Сохранились сведенья о Заборьевской одноклассной школе, в
которой в ноябре 1916 года было 34 учащихся (1, с.101). После
смерти Сергея Федоровича в 1911 году заботу о школе взяла его жена Александра Иосифовна, продолжив дело просвещения крестьянских детей. Сегодня нет села Заборье. Место, где была церковь, определяется по руинам и менее десятку могил среди холмистого пустынного поля. Отрадно, что в ушедшем году, наконец-то состоялось открытие памятного знака в Сосновке, посвященного Сергею Федоровичу Шарапову.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что в реформировании и модернизации системы образования сегодня
целесообразно учитывать подходы, обоснованные в педагогических
взглядах и в педагогической практике С.А.Рачинского, В.В. Розанова
и С.Ф.Шарапова.

Литература
1. Аскерко Л.П. Вяземское образование: XXI век. Книга 1. / Под ред. В.Н. Пронькиной. Вязьма: Универсум, 2007. — 280с.

2. Лапикова А. Дворянские усадьбы Смоленщины/ А.Лапикова. —
Смоленск: Изд-во «Универсум», 2010. — 352 с.
3. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. – 622с.
4. Стеклов М.Е. С.А.Рачинский — народный учитель / М.Е. Стеклов. — М.: Алгоритм, 2002. — 272с.
5. Шарапов С.Ф. От редактора // Русский труд. – 1898. — № 42.

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
д. П.Сергей Чистяков Авторы недавних комментариев
Сергей Чистяков
Гость
Сергей Чистяков

Существуют весьма важные рассуждения митрополита Антония Сурожского о личности и индивидууме . Хорошо бы текст отредактировать в этой связи . А православные ? Способны вы на такое ?

д. П.
Гость
д. П.

А почему не Ушинского?

Смотрите также