0002

Русский капитализм

Статья Иеромонаха Евтихия (Довганюка), клирика Знаменского Синодального Собора РПЦ в Нью-Йорке (из книги «Древо греха», издательство «Санктум», Германия, 2012 год).

/ Фото: знаменитая семья купцов-предпринимателей и меценатов Морозовых /

 

 

Представление о труде, согласно святому отцу Русской Церкви, преподобного Серафима Саровского, есть деятельное «стяжание Духа Святаго», преобразование или обожение личности православного человека, так труд является свободным, он независит от социально-экономических условий, а только от изъявления воли человека идти к Богу, обязательно деятельно, его стремления к обожению души и тела.

Так в корне меняется смысл таких понятий и определений политэкономии как то, — «производительность труда», «повышение производительности труда», «стимулированиетруда», «трудовые ресурсы» и т.д. Так стимулировать труд человека вставшего добровольно по духовно-нравственному устремлению на молитвенную работу или разговор с Богом, не нужно. Так как такой труд, по всей очевидности есть самый производительный труд в мире. Например, специальная наука «Экономика труда», должна была бы рассматривать категорию «труд» как добродетель, способствующую духовному воспроизводству «нового» человека через обретение Православной Веры, как откровение Бога человеку, воссоединение человеческой личности с ее Творцом, а для православных с Христом, Творцом и Духом Святым.

В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата, хотя надо признать, что очень много сделано за последние годы. Первой причиной его является кризис духовный, в результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований российского бытия, нашим народом потеряно национальное самосознание. В основной своей массе такой народ имеет довольно смутное представление о влиянии Божественного Промысла или духовных законов на хозяйственную и социальную жизнь. Российским, украинским и белорусским народом отчасти утеряно понимание духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и культурно-национальном развитии своих стран. В этих славянских странах уже сформировалась управленческая элита экономики, в том числе и православная и на ней лежит ответственность за такие аспекты развития в странах, в этом отношении представляет интерес книга «Наше положение» А.Е.Вандамма-Едрихина, русского геополитика, изданная в 1912 году.

Духовно-нравственная экономика, или русский капитализм, является новым и одновременно старым, типом хозяйствования одухотворенного Православием человека, общества живущего по новозаветному духовному закону Божьему. Экономика, в том числе и духовно-нравственная, не является главенствующей в преодолении кризиса. Она является только средством в духовном возрастании и спасении человека от греха или смерти. Экономика, относительное измерение человеческой деятельности и как определенный способ хозяйствования, является не целью, а средством спасения от смерти человека на основе социальной практики, в процессе хозяйственного воспроизводства и жизнедеятельности. Экономика однозначно обязательно взаимодействует с религией, культурой, этикой, нравственностью и т. д.

Социально-экономические процессы в мире с начала XVIII века, начиная с Промышленной, Американской и Французской революций, в продолжении XIX века, который французский философ Леон Доде назвал глупым веком, в продолжении  XX века, а также и начала XXI века, показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, — социально-эффективную экономику, в преобладающем большинстве стран, согласно выводам ведущих экономистов мира, создать вероятно не удасться. Как отмечалось в недавно прошедших экономических конференциях ООН в Нью-Йорке, преодоление постоянно увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечения социальной защищенности малоимущих, можно решить только по пути создания духовно-нравственной экономики.

Так согласно этих выводов в России, как впрочем и в других странах, необходим так называемый православный капитализм и для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать ресурсы, функционирующие в уже существующей экономике России, как то природные, недра, земля, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и прежде всего, — духовные ресурсы, как на то уже указали русские мыслители, как то Гоголь, Достоевский и другие. Этот потенциал, кроме духовных ресурсов, находятся уже в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне, с определенным характером для данного типа хозяйствования, укладом жизни. Потенциал и время данного уклада исчерпаны, такое мышление ушло уже в историческое прошлое, причем история мира в связи с информационными технологиями идет гораздо быстрее в будущее.

Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать и давать знать о себе, по словам великого господина Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всей Руси, потребуются новые люди, одухотворенные Православием, так называемая, элита русского общества. Только они могут развить экономику будущего, экологию и ландшафт — духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо воспитывать таких людей с любовью к ближним. И эта задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования, информатики, культуры и так далее. Необходимо вернуть в школу систему воспитания, основанную на христианских принципах, необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства, — духовно-нравственного.

Прежде чем решать вопрос об организации такого хозяйства, необходимо сначала в теоретическом аспекте рассмотреть и определить отношение к институту категорий в самой политэкономии. Такие категории как труд, дело, работа, богатство, земля, недра, территория, человеческий потенциал, соборность организации хозяйства или конкуренции, финансы и кредит, и т.д. Соответственно, при определении направления русской экономической политики необходимо исходить не из отношений собственности, а из критерия роста богатства при соблюдении требования не увеличивать бедность в России и в других странах. При таком подходе отношение к проблеме собственности должно формироваться в контексте политики, а не наоборот, политика в контексте отношения к собственности. Последняя утрачивает свое первостепенное значение, и в этом появляется преодоление экономического материализма, которое сейчас захлестнуло мир.

В Православной Римской империи, которая есть фундамент нынешней цивилизации, государство обеспечивало реализацию идеи, на которую указывала Церковь, так Российская империя впоследствии во многом восприняла эту традицию. В настоящее время в России, есть еще талантливые экономисты, есть вертикальная власть и законы, есть Божий народ с Русской Православной Церковью, квалифицированные рабочие и память о достойной жизни, вполне возможно воспроизвести духовно-нравственную экономику. Поначалу может быть необходимо защитить ее от всемирной конкуренции товаров, однако после определенного времени, такая экономика вполне открыта и может жить в настоящем глобальном мире. Господь Бог ожидает от нас, чтобы мы пришли к покаянию, то есть к изменению образа жизни, пришли к здоровью и к Богу-Святому Духу, пришли к истине и правде, или к Богообщению, пришли к Любви, то есть труду по Христовым заповедям. Если преодолеть духовно-нравственный кризис, тогда все дороги в России обустроятся, семья окрепнет, государство обретет нравственную силу, экономика сделает рывок и произойдет изменение ее уклада, то есть и будет православная экономика или  русский капитализм.

Таким образом, если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два взаимосвязанных потока, зависящих на сегодня от жертвенной воли церковной иерархии и госчиновников. Первый поток, — это поток духовного делания или воцерковление, как новый образ жизни человека, обретение им древней красоты Православной Веры, верующий ствол русского общества. Второй поток, — индустриальный скачок на основе сверхновых экологических технологий и природных богатств. Эти два потока взаимосвязаны, но первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства. Причина главная и основополагающая сегодняшнего кризиса как в мире, так и в России, есть духовный кризис, выход из которого возможен и необходим через Веру Православную, укрепление нравственного самосознания народа и его мировоззрения, эстетическое чувство красоты народа. Красота спасет мир, по словам Достоевского, так что влияние русской культуры очень существенно. А начинать надо с самого себя, по словам преподобного отца нашего Серафима Саровского, спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/12/russkij_kapitalizm/

Смотрите также