03-госмдолг

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОЛТЫ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Статья Натальи Приходько на сайте vestifinance.ru.

На сегодня более чем у половины регионов госдолг превышает 50% от их доходов, а у девяти — достигает 100%. И хотя в абсолютном выражении эти показатели, возможно, невелики, при текущей динамике их роста угроза региональных дефолтов может стать реальной, предостерегают эксперты.

С 2012 г. в стране наблюдается устойчивая тенденция к росту государственного долга субъектов РФ, который за этот период увеличился практически в 2 раза. Об этом заявила накануне глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. По ее словам, на 1 сентября 2015 г. общий объем госдолга достиг 2 трлн 116 млрд руб., и далее, к сожалению, он продолжает расти.

В 2014 г. рост долговых обязательств был отмечен в 73 регионах России. Более чем в 2,5 раза они увеличились в Магаданской области, в 3,7 раза – в Иркутской области и в 22,8 раза – в Приморском крае. В целом в прошлом году госдолг регионов составил 35,4% от их налоговых и неналоговых доходов. Причем в 46 субъектах РФ указанный уровень превысил 50%, а в девяти из них — 100%. Это Чукотский автономный округ, Костромская область, Республика Мордовия, Республика Карелия, Республика Северная Осетия и Алания, Республика Ингушетия, Белгородская область, Карачаево-Черкесская Республика и Астраханская область.

За январь-август текущего года повышение долговых обязательств зафиксировано в 42 субъектах РФ. Одновременно за три года (с 20012 г.) на 65% увеличились расходы по обслуживанию регионального госдолга, что существенно ухудшает структуру расходов, хотя эта доля, может быть, пока и невелика. Тем не менее в 2014 г. в 14 регионах соответствующие расходы выросли более чем в 2 раза. Это Республика Коми, Республика Адыгея, Курская, Орловская, Мурманская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Иркутская и Магаданская области, Пермский и Хабаровский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, перечислила Татьяна Голикова.
По ее определению, увеличение долговой нагрузки свидетельствует о наличии проблем в экономке регионов, в формировании и исполнении их бюджетов. При том, что реальные источники погашения государственного долга у субъектов РФ отсутствуют, в связи с чем также возрастает роль Минфина в сфере налоговой политики, от прозрачности и предсказуемости которой во многом зависит сбалансированность бюджетов регионов страны.

Так, одно из последних решений по созданию консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) привело к существенному и непрогнозируемому перераспределению доходов между различными регионами В результате за 2014 г. 31 субъект недополучил доходы в сумме 127 млрд руб. (по 53 регионам доходы увеличились на 61,9 млрд руб.). Причем снижение объема исчисленного налога по предприятиям КГН происходит не только из-за того, что расходы убыточных организаций в рамках группы «уменьшают» доходы других ее участников. Зачастую перераспределение происходит в пользу тех регионов, где понижена ставка налога на прибыль, из-за чего возрастают общие потери налога на прибыль, указала глава СП. В создавшихся условиях, резюмировала она, Минфину следует проанализировать доходные и расходные полномочия субъектов РФ и подумать об изменении соответствующих подходов.

Два года назад, в очередной раз озаботившись «долговым вопросом», Минфин предлагал законодательно закрепить ответственность губернаторов за банкротство регионов. Тогда, к слову, объем госдолг приближался к уровню 100% от доходов у 10 субъектов РФ. Однако в среднем по России уровень долга в регионах составлял 24% от доходов. И как признавал замминистра финансов Леонид Горнин, хотя по отдельным субъектам вопросы есть, «говорить о чрезвычайном положении не приходится: долг находится в управляемом положении».

Разумеется, ответил «Вести Экономика» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, многое на местах определяется профессионализмом и исполнительностью руководителей, тем не менее ожидать существенного эффекта от повышения их административной ответственности не стоит. И также, вероятно, нет смысла отказываться от предпринятых новаций в отношении КГН, так как, если прежде вследствие данного решения ухудшились дела в одних регионах, то затем они рискуют стать хуже у других, уточнил Николаев. По его мнению, в значительной мере нынешнее положение дел в регионах обусловлено общим кризисным состоянием российской экономики и теми повышенными обязательствами, которые были возложены на нее во исполнение известных майских указов. И если не предпринять назревших мер по улучшению сложившейся ситуации, вследствие ускорившейся динамики увеличения госдолга он вскоре вновь способен удвоится, и не исключено, что при дальнейшем обострении конъюнктуры к 2017 г. актуализируется угроза региональных дефолтов, предположил директор Института стратегического анализа ФБК.

Впрочем, по убеждению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, дефолты, по типу случившегося в Детройте, в России все же не грозят. В отношении представителей группы риска здесь возможно предпринять необходимые спасательные меры, в том числе по реструктуризации задолженностей. Недавно, кстати, за смягчение бюджетных обязательств субъектов РФ, порядка 40% задолженностей которых аккумулировано в коммерческих банках под высокие проценты, высказался премьер-министр Дмитрий Медведев. И, конечно, усилия в этом направлении следует поддержать. В противном случае потребуется сокращать расходы, урезая прежде всего социальный сектор. В первом полугодии ограничить свои затраты сумели всего в 10 регионах, сообщила Зубаревич. При этом, подчеркнула она, в целом на 1 августа госдолг регионов вырос всего на 2%. «Вероятно, это не очень большой прирост, но здесь важно, что, вообще-то, должно идти сокращение долговых обязательств», — сформулировала директор региональных программ Независимого института социальной политики.

На обострившиеся риски отреагировали и уже на далекой Чукотке. В сложной финансовой-экономической обстановкой в стране депутаты думы Чукотского автономного округа внесли новую норму по осуществлению парламентского контроля за принятием и изменением госпрограмм, входящих в окружной бюджет. А также предусмотрели коррективы регионального законодательства, которые обязывают окружное правительство опубликовать проект бюджета на 2016 г. за 15 дней до начала проведения публичных слушаний, но не позднее 1 ноября 2015 г.


Источник: http://www.vestifinance.ru

Смотрите также