Материал П.А. Морозова, председателя совета фонда содействия развитию сельских поселений » Крестьянская слобода», опубликованный на сайте Переправа.
Крайне важно не начинать каждое поколение с «чистого листа» реформировать Россию, а восстановить «связующую нить» с нашими братьями и отцами, с их опытом и верой. Благо воцерковление позволяет мыслить с ними соборно, понимая друг-друга. Труды славянофилов по правильному возрастанию «от корней» были сметены революцией, послевоенное возрождение народных чаяний бело обокрадено «перестройкой». Причины поражений государства и народа в оторванности друг от друга, в отсутствии связующего звена — общества.
Протянем друг- другу руки помощи и с Богом.
«… Величайшие усилия правительства не приводили ровно ни к чему там, где цели его были противны народному убеждению, или даже где народ относился к его целям совершенно равнодушно.» [1,с.163]./Здесь и далее цитаты взяты из труда Н.Я. Данилевского » Россия и Европа», ссылки на другие источники будут оговариваться отдельно/.
«Государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала, и вообще не имеет никакой причины существовать».[1,с.187].
Но каким образом претворяется в жизнь это чудо единства человека, народа и государства? Одним из достижений славянофилов , к которым по праву принадлежит и Н.Я Данилевский, состоит в выстраивании пути достижения этого единства.
С.Ф.Шарапов, поздний славянофил, писал : » Идеал русского гражданского устройства, выясненный славянофилами и вполне отвечающий народному представлению о личности,» мире» и Государе таков : Отдельное лицо, физическое или юридическое, — полный хозяин владеемого им клочка земли. Земство в лице лучших излюбленных людей — полный хозяин своей области или города. Государь-самодержец — полный хозяин всей Русской земли, в верховной полноте прав которого заключаются права как частных лиц, так и земств…..и над всем этим , все обнимая собою…..- высится Христова Церковь».[2,с.45].
Человек, как » живое существо общественное», одновременно находится во множестве социальных структур, основные из которых: семья, общество, государство. Ребенок нормально может развиваться только в семье, где масштаб социального общения соразмерен ему, где есть защита и помощь, а главное, все пропитано любовью окружающих
Так-же и семья может нормально развиваться только в обществе, которому семья не безразлична. С одной стороны, семья является опорой общества, с другой, общество служит неким защитным зонтиком для семьи, страхуя ее от всяческих невзгод. А вот уже общество выстрагивает государство, дает ему » жизненные начала» и «причины существовать». Только в такой последовательности восхождения , некоего «органического роста» социальных связей человека через семью и общество к государству и возникает гармония единства.
«Государство есть такое состояние общества, которое обеспечивает членам его покровительство личности и имущества, понимая под личностью жизнь, честь и свободу». [1,с.186].
Современные либеральные теории о » самодостаточных индивидуамах», объединенных мировым правительством, приводят к нарушению «традиционной лесенки » человек-семья-общество-государство. Оставляют только человек — государство. Этим нарушается само предназначение социальных институтов. Гибнут те из них, где генерируется любовь. А кто мы без любви?
Эту надвигающуюся мировую катастрофу раз глядели еще в 19 веке славянофилы и встали за правду. Незабвенный Алексей Степанович Хомяков явился знаменем движения, недаром почти все главы » России и Европы» Н.Я.Данилевского снабжены эпиграфами из его стихотворений , являясь неким ключом к пониманию труда. Вот что Н.П.Гиляров-Платонов говорит в речи по поводу смерти А.С.Хомякова :» Если б спросили меня, как вкратце выразить воззрения Хомякова, я бы ответил одним словом : любовь. Любовь — это, действительно, первое и последнее слово, к которому сводились все его убеждения». [3,с.481].
В Евангелии сказано :» Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». [ Ин., XIII, 34-35]. Славянофилы практически боролись за те социальные институты семьи и общины, которые генерируют взаимную приязнь, взаимопомощь, дружбу и, как итог, любовь между людьми. Они были учениками Христа-Спасителя.
Оглянемся вокруг. Современная Россия представляет собой разрозненные семьи и слабое государство, и отсутствие основного объединяющего института — общества! Мы по настоящему лишенцы. Семьи не имеют «зонтика», и поэтому подвержены всем ветрам и невзгодам; а государство не имеет ни крепкой основы, ни внутреннего содержания. Но, внимание! Речь идет не о пресловутом «гражданском обществе» либералов, некоем «симулякре», выстроенном сверху, а о традиционном обществе, органично растущего из недр народных.
«……..самобытная культура возникает в лесной стране …….сначала островками деревень,……затем соединяясь просеками -связями…….и образуются огромные территории с устойчивыми связями …….и без всяких возмущающих влияний образуется государство с федеративным устройством».[ 1,с.194].
Нам, современным людям в современной России 21 века необходимо объединяться семьями в совместном труде, в совместном проживании, во взаимной ответственности для воссоздания отсутствующего у нас общества. Научившись жить обществом, т.е. обладая совместной собственностью на землю и средства производства, генерируя не только прибыль, но и приязнь друг к другу, мы восстановим и земство, и целостность мироустройства.
«……На Русской земле пробивается новый ключ : справедливо обеспечивающий народные массы общественно — экономического устройства». [ 1,с.431].
Список источников и литературы.
1. Н.Я.Данилевский. Россия и Европа. изд.»Глагол» С.-Петербургского университета, Санкт-Петербург, 1995г.
2. Россия будущего. Сергей Шарапов. Москва, Институт русской цивилизации, 2011г.
3. Русскiй мiр в лицах. Алексей Степанович Хомяков. изд. «Русскiй Мiръ», Москва, 2007г.
http://pereprava.org/privacy/3641-opirayas-na-predshestvennikov.html