05-энерго

Плюшевые стратегии

Почему написание стратегий развития России должно быть уголовно наказуемо…

Материал Леонида Хомерики на сайте Русская планета.

 

3 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев поздравил работников нефтяной и газовой промышленности с профессиональным праздником и поблагодарил их за хорошую работу. В стиле Капитана Очевидность он отметил, что нефтяная и газовая отрасли являются основой нашей экономики: они формируют почти четверть валового внутреннего продукта и две трети экспортных доходов федерального бюджета, обеспечивают энергоресурсами другие индустрии, создают спрос на высокотехнологичное оборудование, надежно снабжают Россию, и не только Россию, светом и теплом. Об одном лишь не упомянул премьер — о том, что отечественный топливно-энергетический комплекс живет без долгосрочных ориентиров развития. Вернее, без реалистичных целей, которых можно было бы добиваться в ближайшие 2–3 года. Пока есть только долгосрочные прожекты, и они в скором времени воплотятся в чудовищную Энергетическую стратегию, рассчитанную до 2035 года.
Энергия без стратегии
Предыдущая стратегия, принятая в 2009 году и планировавшая развитие до 2030 года, уже успела устареть. Один раз спланировать на 20 лет вперед не получилось, значит, нужно попробовать еще разок. Так рассуждают обитатели специальных интернатов: если один раз не пробил стену головой, вторая попытка наверняка окажется успешной.
На основании стратегии, рассмотреть которую обещают в ноябре, планируется принять генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей. Однако документ, о котором говорят уже полтора года, все еще является, мягко скажем, сыроватым. Главный недостаток этого черновика — оторванность от реальности и желание «нарисовать» будущее без подробного анализа прошлого и настоящего.
Впрочем, в долгосрочном плане стратегия развития нашего «национального достояния» рисует вполне оптимистичные цели. Так, до 2035 года планируется привлечь инвестиции в объеме $2,5 трлн, но не объясняется, откуда возьмутся столь гигантские средства в условиях спада российской экономики и изменения мировой структуры потребления энергоносителей. Ждать ответа в следующей стратегии, которую «нарисуют» еще лет через пять? Далее: ожидается, что добыча газа спустя 20 лет возрастет с 640 до 805–880 млрд м3 в год, а выработка сжиженного природного газа увеличится в шесть раз, до 82 млрд м3. Внятных обоснований подобного оптимизма не приводится.
Говоря про энергостратегию, Дмитрий Медведев заявлял ранее, что «появление новых потребителей, производителей и технологий на рынке нефти и газа, а также обострение конкуренции должно быть учтено при доработке энергетической стратегии РФ до 2035 года, а российские нефтегазовые компании должны иметь свой ответ на все эти тенденции». Удивительно, но эти слова глава кабмина произнес в ходе телемоста, тем самым публично признав, что писатели стратегий в очередной раз наваяли нежизнеспособный документ. Впрочем, умение признавать ошибки — необходимая составляющая любого бессмысленного занятия.
«В нынешних условиях готовить энергостратегию до 2035 года мы считаем нецелесообразным», — отмечает управляющий директор хедж-фонда Hedge.pro Илья Бутурлин. Это обусловлено постоянно меняющейся внешней конъюнктурой, влияющей на внутреннее развитие страны. Гораздо лучше, по мнению Бутурлина, зарекомендовали себя комплексные пятилетки: они позволяют использовать постоянно появляющиеся инновации, например в сфере энергоэффективных технологий, при этом не пересматривая бюджеты на каждом шагу. Кроме того, даже эта стратегия очень мало говорит о самой насущной проблеме отрасли: крайне высокой стоимости подключения конечных потребителей к ресурсам, что негативно сказывается на предпринимательской активности, а через это — на уровне жизни в России. Хотя эта проблема требует, во-первых, волевого решения, а во-вторых, отнюдь не стратегической перспективы: это надо было сделать позавчера…
К тому же очень плохо работает или не работает совсем система сбора статистики и информации о хозяйственной деятельности в энергетике, велика доля теневого сектора. То есть планирование развития отрасли на десятилетия вперед строится на недостоверных показателях! Как начинать реформу, если неизвестно реальное положение дел? Вопрос риторический…
Вилами на воде
Все сказанное выше наглядно доказывает, что в стране планируется принять очередную стратегию, которая не будет выполнена. И примеров такого «творчества» в нашей истории навалом.
Не далее как в июле все тот же неутомимый Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу по подготовке стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года. Ответственным за создание группы назначен министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Стоит вспомнить, что всего три года назад, в 2012-м, готовился другой документ — «Стратегия-2020». Над ней трудились примерно 1000 экспертов, причем каждый получал за это какие-то бюджетные деньги. Один из авторов этого эпохального (по скорости перемещения из типографии в макулатуру) документа, ректор РАНХиГС Владимир Мау, не исключает, что положения «Стратегии-2020» могут войти в новый документ. Основная разница между стратегиями в том, что новый документ будут писать уже по преимуществу чиновники. А чиновнику, как известно, всегда важно задать такие целевые ориентиры, по которым впоследствии будет легко отчитаться. Таким образом, можно предположить, что новая стратегия развития нашей с вами страны на 15 лет вперед превратится в формальный документ и его признают устаревшим года через два-три. Впрочем, чиновники хотя бы будут это делать за зарплату, а не за отдельные деньги.
«Стратегию-2020» упрекают за то, что она не соответствует экономическим реалиям сегодняшнего дня. В частности, в ней не учтены секторальные санкции против нашей страны, конъюнктура цен на энергоносители, экономический спад, снижение инвестиционной активности и т.д. Но в этом рассуждении заложена принципиальная ошибка: стратегическое видение вовсе не должно учитывать все возможные допущения, зато оно обязано базироваться на столь прочной основе, которую нельзя пошатнуть капризами премьера или санкциями против десятка депутатов.
Единственная возможная стратегия
С учетом печального опыта подготовки различных документов на N лет вперед необходимо в корне изменить подход к планированию. Господа чиновники, давайте отталкиваться от реальных проблем, понятных простому народу. Это явно не возможное падение на треть или даже наполовину добычи нефти в России к 2035 году. Более того, наша цель заключается в другом: чтобы нефть перестала быть основным «топливом» для экономики.
Единственная проблема, заслуживающая прописывания и исполнения, — борьба с казнокрадством. Громкие заявления не работают. Нужна стратегия, тактические действия которой должны иметь место ежедневно и вселять страх во все ветви власти и во все госкомпании. Нужна стратегия, которая сделает работу во власти опасной.
Вот, пожалуй, и все. Без победы над казнокрадством мы не решим других проблем, и нет методов, которые можно было бы назвать неоправданными. Необходимо проработать все известные примеры успешной борьбы с казнокрадством, не стесняясь никаких имен, от Сталина до Саакашвили.
До успеха этой стратегии написание всех прочих стратегий — то же самое казнокрадство, ибо как еще назвать трату бюджетных средств на сотрясание воздуха?
http://rusplt.ru/society/plyushevyie-strategii-18645.html

 

Смотрите также