17-2

Павел Сатлейкин. Национальная идея как спасение России. Попытка постановки вопроса.

«…если корень свят, то и ветви святы»

(Рим. 11:16)

 

Национальная идея и глобализация

Споры о национальной идее в России то разгораются с новой силой, то затухают в зависимости от политической конъюнктуры и требований времени. Подходов к ее пониманию множество, рассматриваются и разные уровни: от приземленно бытовых до предельно сакральных.

Разногласия, в основном, заключаются в понимании ее масштаба. Одни духовным базисом национальной идеи считают почву (славянофилы), другие — придают ей вселенское измерение — всеединство по Ф.М. Достоевскому. Но всех объединяет представление о том, что национальная идея — это неизменяемый национальный идеал.

Национальная идея особенно необходима в век тотального наступления глобализации. Она нужна как прививка от чужой идеологии и соответствующей ей системы ценностей. От противодействия глобализации зависит «сохранит ли Россия свое лицо или станет одной из…» (С.В. Перевезенцев), растворится в токсичной среде общемирового процесса.

Для того, чтобы остаться собой в этом враждебном мире, России необходимо оторваться от гибельного миропорядка, «душащего ее в объятиях». Это основное и необходимое условие нашего выживания. Но власть продолжает демонстрировать западную солидарность, заверяет «партнеров», мол, мы свои в доску, только дайте нам место в вашем доме. Мы скромные и на стульчике в дальнем углу посидим. Но со слабыми, как известно, в большой политике никто не считается, их подавляют и растворяют в себе.

Оглядка на Запад — трусливая, противоречащая национальным интересам и исторической роли политика. Россия давно и навсегда сделала свой выбор удерживающего мир от сползания к Апокалипсису. А она вместе с остальными только ускоряет этот процесс. Западнический курс — самый большой и самый опасный по своим последствиям провал нынешнего руководства страны.

Традиция удерживает на поверхности любое государство и делает его стабильным. Пассионарный и технологический взрыв Китая тоже во многом объясняется влиянием конфуцианства, соединенного с современными представлениями о национальных ценностях и идеалах (исполнительность, покорность власти, государственное мышление). Между прочим, в идеологическом смысле идеи конфуцианства близки и нашим национальным ценностям. Но Китай эти дрожжи взбил на все сто процентов, а мы свои отравили ядом либерализма.

Непонимание роли идеологии в политическом процессе говорит об интеллектуальной узости, политической незрелости руководства страны. Такая слепота ставит под сомнение политическую дееспособность власти. Ожидать эффективности государственного управления от такого руководства не приходится.

Национальная идея как общественный идеал

Конечно, трактовка общественного идеала различается исходя из духа времени и политических пристрастий. Исторически в понимании национальной идеи нашли отражение консервативные, революционные, религиозные и даже либеральные направления. Но, все же, доминирующей стала охранительная, подвижническая и даже жертвенная роль России в мире.

Россия по своей природе антизападническая и антилиберальная страна, хотя эта напасть глубоко поразила нас, распространив метастазы по всему телу. Однако либерал-сатанизм не только не уходит из нашей жизни, но находит себе новые пристанища, совершенствует методы поражения России.

Направление развития искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации нивелируют роль человека, превращают его в часть бездушной нейросистемы, действующей по неизвестно чьей программе и непонятно по какому алгоритму. Цель — тотальный контроль над человеком и человечеством. В таком потоке у России включается режим самоуничтожения. Она сворачивается, из нее уходят последние жизненные силы. Но, видимо, так и задумано ее «доброжелателями».

Скрытое копирование западных ценностей хуже очевидного монголо-татарского ига, не посягающего на наши национальные святыни. «Со всех сторона нагрянули они, иных времен татары и монголы» (Н. Рубцов). Эгоистический корень западной цивилизации растлевает национальную душу, разрушает цивилизационный код, полностью разоружает нас перед противником.

Для России идеал иной, он устремлен от града земного к граду небесному. Ф.М. Достоевский отмечал христоцентричность русского идеала, надмирного и наднационального. Справедливость и Правда для нас дороже закона, духовность выше рационализма, а милость заслоняет возмездие. Но в постперестроечное время наш национальный код сильно повредился. Приняв западный архетип и его систему ценностей, страна стала другой, враждебной самой себе.

Не социальное переустройство, а духовное совершенство, обожение человека — вот идеал, которым веками грезили наши предтечи. Духовные мыслители России не отделяли должное от сущего, землю от неба, святость от обыденности. Все это гармонично уживалось в русском человеке, святом и грешном, злом и добром, открытым и себе на уме. Но, все же, нравственные начала в русской жизни были первичны.

Русь (Россия) считала себя православной державой, утверждающей общее благо и божественную справедливость.

Монархическое сознание крепко укоренилось в народном представлении о государстве. Венчание на царство с таинством миропомазания придавало царскому титулу сакральный смысл. Царь становился помазанником Божиим, его наместником на земле. Разве можно было ослушаться такого царя, перечить ему и возводить на него хулу? Именно десакрализация царской власти привела к падению самодержавия и связанным с этим катаклизмам.

С этого времени развитие России пошло по другому пути. Она вошла в клуб «цивилизованных» светских государств с республиканской формой правления и всеми атрибутами «западной демократии». Так исказился исторический облик России.

Национальный идеал — это представление о должном, «образ будущего в настоящем» (М. Кильдяшев). Его цель — возвышать и облагораживать действительность, тянуть ее за собой.

Навязываемые нам либерально-гуманистические ценности как «действия морального закона в нас» (И.Кант) эмансипируют человека от Бога, создают иллюзию самодостаточности. Эта гибельная самоуверенность — самое большое заблуждение современной эпохи.

Национальная идея и самодержавие

В.Д. Катков считал самодержавие центральной идеей русской государственности, корнем национального мировоззрения, образцом всей русской жизни. В современных условиях самодержавие может реализоваться только в квазиформах, в виде диктатуры, тирании или культа личности правителя. Это говорит только об исторической силе и устойчивости самодержавия. Если оно исторически воспроизводится даже в ложных, зачастую карикатурных формах, то обладает неисчерпаемой силой. Вспомним реальный культ личности Сталина или дутый авторитет Брежнева. В этой связи В.Д. Катков метко заметил: «Будь самодержавие устаревшим или беспочвенным, оно давно было бы стерто с лица земли, прошло бы мимо, как вчерашний день».

Без понимания идеи самодержавия невозможно понять ни традицию России, ни ее общественный уклад. Самодержавие дает ключ к раскрытию национальной идеи. Именно монархическое начало — стержень русской национальной идеи.

Без верности Богу самодержавие превращается в автократию, тиранию или иную квазисамодержавную форму правления, подчиненную безграничной воле монарха.

Российская империя пошла в разнос именно после подписания царем Николаем II в октябре 1905 года манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифест был направлен на борьбу со смутой и даровал гражданам основные (европейские) права и свободы (свободу совести, собраний и союзов, других гражданских и политических свобод). Фактически же, царской рукой была упразднена монархия как форма единодержавия.

В итоге, в образовавшееся окно проникли либеральные ценности, приведшие к развитию революционного движения, погубившего Российскую империю. Выпущенный из бутылки джин похоронил своего благодетеля.

Эффективная власть для России такая, которая подвинет народ на решение сверхзадач и на достижение великих целей, достойных великой страны. Других целей у России нет и не может быть.

Византизм как часть национальной традиции

Выдающийся русский мыслитель К.Н. Леонтьев самодержавие связывает с византизмом, а в основе национальной религии видит христианство. Возникает вопрос: может ли национальная идея существовать вне рамок этих политических и духовных координат? Мне представляется, что нет. Византизм и самодержавие глубоко укоренились в русской национальной традиции. Этим Россия и отличается от других типов цивилизаций.

Осью национальной идеи является традиция, а ее корнем — византизм. Перезапустить, переформатировать традицию невозможно. Она консервативна, играет охранительную и стабилизирующую роль. Новеллы и модернизация смывают и обнуляют прошлое. Вынутый стержень рассыпает всю конструкцию национальной государственности, и государство начинает идти в разнос.

Российская формула новой национальной идентичности

К составляющей национальной идентичности можно отнести: традицию, эпос, мифологию, символы, национальный колорит. Именно эти черты составляют образ нации и его характер. Благодаря им нация созревает и становится самостоятельной политической единицей, у нее появляется своя историческая память, традиции и общие ценности.

Конечно, в многонациональной и многоконфессиональной стране сложно определить общенациональную идентичность. Жизнеспособность такого государства во многом зависит от терпимости, взаимопонимания и мудрости проживавших народов.

Но в ходе многовековой истории и совместной жизни такая идентичность в России (СССР) была достигнута. Великая Отечественная война показала крепость и надежность братских уз всех народов СССР, которые в общем строю самоотверженно дали отпор врагу, а потом дружно восстановили народное хозяйство.

Исторически Россия — Русь формировалась как имперское, национальное государство, в поле притяжения которого вошло много народов и земель. Причем, завоеванные территории были не вассальными провинциями. Российская империя проявляла о них отеческую заботу, брала под свое покровительство, оберегала от нападок и ассимиляции со стороны более сильного враждебного окружения. Поэтому можно смело говорить как об идентичности отдельных народов, так и имперской идентичности, относящихся друг к другу как общее и особенное.

В советское время существовала удачная формула культурных отношений — национальных по форме и социалистических по содержанию. И государство действительно предоставляло народам СССР все условия для национального развития на базе социалистической идеологии. Социалистическое строительство стало общей, объединяющей задачей, на достижение которой были направлены все ресурсы страны.

Сегодня из этого исторического арсенала вынут идеологический стержень, и национальная солидарность сильно пошатнулась. Непонятно на какой (кроме идеологической) основе сегодня строить национальные отношения. Это и есть, говоря словами А.А. Проханова, «ахиллесова пята государства, признак его слабости в области национального строительства».

В обществе так и не сложилось единого представления о том, на какой основе создавать новую общенациональную идентичность — не на общечеловеческих же ценностях. Отсутствие идеологии в условиях гибридной войны и тотального наступления глобализации означает полную капитуляцию перед противником, сложение перед ним своих знамен.

Между тем, альтернатива всегда есть, как есть, впрочем, ограничения тоже. Полностью согласен с А. Дугиным в том, что национальная идея, в какой бы версии: правой или левой, авангардной или консервативной мы ее не рассматривали, сущностно не совместима с капитализмом. «Капитализм противоречит русской идентичности…».

Традиция — это синтез прошлого, настоящего и будущего, уходящего и вечного, реального и идеального. Упрек критиков в «заскорузлости» традиции, сдерживающей развитие и прогресс, неправомерен. Традиция не противоречит модернизму, новаторству и движению научно-технического прогресса. Разрушение традиции влечет за собой и крушение идеалов, огрубляет и упрощает реальность, делает политику более циничной и прагматичной.

Традиция не равна ортодоксии и догматизму. Она носит в себе дыхание вечной жизни, изменяемой во времени, но не в своей основе. Традиция — есть базовая конструкция русской государственности, ее Альфа и Омега, начало и конец.

Возникает вопрос: должна ли национальная идея являться равнодействующей интересов государства, общества и гражданина, быть понятной и приемлемой для всех? Уверен, что нет. Каждому не угодишь, а обывателю кроме хлеба и зрелищ ничего не надо. Да и высота духа не каждому под силу, не все могут преодолеть «земное притяжение». Решиться на национальную идеологию может только ответственная власть, судьбой и душой связанная с Россией, мыслящая категориями вечности.

Национальная идея не может быть и общественным договором. Фразеологизм: «всем сестрам по серьгам» здесь не уместен, пропорциональной сбалансированности интересов не получится. Без идеологической монополии национальную идею растащат по углам, и она умрет, не успев родиться.

В физическом смысле существует шесть направлений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Есть еще нулевое направление: топтание на месте и движение по кругу. В духовном же отношении их всего два: к Богу и от него. «Кто не собирает со мною, тот против Меня; кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Россия, как и весь мир, скатывается вниз, все дальше удаляясь от Бога, т. е., следует курсу Божественного отрицания. Я имею ввиду не в духовном, а именно в политическом смысле.

Возникает вопрос: досягаема (исполнима) ли столь высокая задача, может ли национальная идея стать символом и образцом нашей повседневной жизни? Но, если Христос в центре всего, а мы внутри Его тела, то ничего невозможного нет. «Ищите прежде царства Божия и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Христос говорил о Своем царствие не только на небе, но и на земле. Выбор, собственно, невелик: или данность от Бога или человеческое произволение, желание «по своей глупой воли пожить» (Ф.М. Достоевский). Третьего не дано.

Наши слабости и заблуждения не являются оправданием непослушания. Пока мы не определимся, что Господь ожидает от нас, и что мы хотим от Него, наши отношения с Богом будут разорваны.

Важно сделать правильный выбор и в политике. А без опоры на национальную идею это невозможно, отсутствуют грани, критерии и направление, в котором надо двигаться. Тридцатилетнего раздумья даже для такого серьезного решения явно многовато. В такой дряблой неопределенности Россия теряет свое лицо и исторические перспективы. Может не хватить времени для старта, не говоря уже о развитии.

Выходит, выбора всего два, а несущих конструкций — четыре. Православие, Имперскость, Державность, Народность, объединенные в традицию. Четырехугольник, как известно, самая устойчивая фигура. На том и должна стоять Россия.

Национальная идея в современной интерпретации

Национальную идею в ее высоком духовном смысле сейчас, видимо, сформулировать невозможно. Светильник откровения дано увидеть не многим. Но сформулировать ее светский аналог нам, грешным, вполне под силу. Коллективный разум Изборского клуба, например, сформулировал национальную идею в триаде: Традиция, Империя, Народность. По своей природе она близка к уваровской формуле: Православие, Самодержавие, Народность. Их объединяет традиция (как историческая преемственность), державный дух и православное самосознание народа.

В основе традиции Имперскость. Россия исторически формировалась как патерналистское, имперское государство с сильной властью и принципами единодержавия. Это предопределялось суровыми условиями выживания, большой территорией, природными факторами и геополитическим положением России. «Держали щит меж двух враждебных рас — Монголов и Европы» (А. Блок).

Эту современную триаду вполне можно было бы взять за основу публичной дискуссии о национальной идее. Во всяком случае, она не вызывает возражений национально мыслящих людей. В этой формуле отражены архетипы русской жизни, ее исторические коды и национальные идеалы.

Лучшего определения национальной идеи я не читал, а если кто-то сформулирует лучше — Бог ему в помощь. Чем больше и многообразнее палитра размышлений, тем точнее и удачнее будет сформулирована новая повестка дня для России. Точность трактовок отшлифуют время и политическая практика.

Я бы, например, предложил такой вариант национальной идеи: «Россия — ковчег спасения мира». Но эту идею из-за слишком большого объема понятия трудно формализовать и адаптировать в реальную политику. Наверняка есть и другие предложения, дискуссия на этот счет должна быть открытой и предельно откровенной. Хотелось бы послушать мнение представителей других конфессий и атеистов. Уверен, что в ходе дискуссии выработается лучшая модель национально-государственного устройства России.

Национальная идея — это апогей, высшая точка подъема, на которую ориентируются все государственные институты и государственное строительство в целом. Образцом такого выбора является чистый, незамутненный образ России во всем ее величии и мощи. Россия всегда и на все времена должна оставаться светильником мира, носителем добра и справедливости.

Отклонение от этой линии — есть предательство, политический волюнтаризм, замена реальной политики лицедейством. Заигрывание с духом времени самая большая опасность для нашей страны и всего мира.

Выводы:

  1. Национальная идея нужна для того, чтобы избежать дискретности истории, ее резких разрывов и поворотов. У нашей истории один генеалогический корень. Его ствол и ветви могут опадать и обновляться, но своим основанием он должен все глубже уходить в национальную почву.
  2. Национальная идея может изменяться и совершенствоваться во времени, но ее несущие конструкции: соборность, державность, мессианство, имперскость, объединенные в традицию, должны быть неизменны. Четырехугольник, как известно, самая устойчивая фигура.
  3. Национальная идея — это единственная духовно-преобразующая сила, возвышающая Россию над другими странами и народами. Она есть одухотворение самого бытия.
  4. Социальной и творческой средой национальной идеи является русский мир как наднациональное пространство, в котором тепло и уютно всем народам России.
  5. Отсутствие побуждений к принятию национальной идеи — тревожный знак того, что власть и общество не созрели до понимания такой необходимости. А это значит, что политическая культура и интеллектуальный уровень нации оставляют желать лучшего.
  6. Национальная идея окажется жизнеспособной, если будет переведена в практическую плоскость и закреплена в политико-правовом режим государства.

к.ю.н., полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий, адвокат Сатлейкин П.И.

 

3
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Гость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

Русский вариант глобализации — это глобализация не «для русских», а вариант глобализации для всех, предложенный русскими людьми, которые хотят всем миром жить честно. В отличии от господствующего варианта глобализации и восточных альтернатив , которые предлагаются с уровня различных мировых политических кругов, Русский вариант предлагается с уровня общественной инициативы — той части народа, которая осознавая объективность процесса глобализации и субъективность его управления — на основе главенства совести при принятии решений занимается разработкой и реализацией этого варианта в жизнь. Эта альтернатива основывается на следующих принципах: 1) сохранение экологического баланса биосферы, 2) удовлетворение демографически обусловленных потребностей людей, 3) доступность высокого образования и любого… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

Русский,стань Человеком! Вот национальная идея!

Гость
Гость
Гость

РПЦ сама не смогла породить ни общественно полезной социологии, ни субкультуры здравоохранения, ни педагогической субкультуры, но насаждала ритуальную дисциплину, невежество и лояльность «кесарю», сама, будучи умертвляющей веру Богу «церковью кесаря», но не живущим в помощи Вышнего соборным наместничеством Божьим на Земле.

Смотрите также