17-

П.И. Сатлейкин. Монархия – будущее время России

Идея возврата к монархической государственности в России то затухает, то разгорается с новой силой, в зависимости от политической конъюнктуры. Для политических противников монархии, эта «реликтовая» идея настолько абсурдна, что они даже не удосуживаются давать ей публичную отповедь. По мнению ее критиков, такая форма государственного устройства отторгается современными реалиями, и ни при каких условиях неприемлема для России. Демократы считают, что единовластие (в любой форме) не совместимо с либеральными ценностями, закрепленными в действующей Конституции и спорить здесь не о чем. Анализу возвращения монархии в Россию и посвящена эта статья.

 

Духовно-политический смысл монархии

Монархия – единственный из всех политических институтов, имеет не земное, а небесное измерение. Она устремлена в вечность, к высшим смыслам человеческого бытия. Монархия – есть проекция Небесной иерархии на землю в виде триады: Бог-царь-народ. Она есть тело и душа русской жизни, олицетворение природы русской национальной государственности. Бого, а не человеко-послушание – основа монархии. И в этом качестве монархия созвучна русской душе, которая никогда не насытится хлебом земным, ей нужны «глаголы вечной жизни». Именно поэтому русский народ увидел в монархии свой духовный идеал.

Монархия в России особая. Как верно заметил Н. Черняев, российская монархия по своей политической природе уникальна: «В российском самодержавии отсутствует влияние западных идей абсолютизма, восточных деспотий и римского цезаризма». Российская монархия не поглощает всего политического пространства своими высочайшими назиданиями и повелениями, не вмешивается в частные дела граждан. Народ испытывает перед монархом не страх, а благоговение: «Бог на небе, царь на земле» (русская пословица).

Но монарх и народ повинуются единой воле, их сближает служение Богу, забота об Отечестве, утверждение Божией Правды и Справедливости на земле. И это служение уравновешивает интересы знатных и безродных, приказчиков и подчиненных, бедных и богатых.

Монархия не ищет своего. «Дело власти есть непрерывное служение, а потому, в сущности – дело самопожертвования. Власть – это жертва на алтарь Отечества, «крест, а не наслаждение» (К. Победоносцев). В тоже время, имея попечение о народе и заботу о государственных делах, монарх второй рукой держит меч правосудия как защиту от духовных ересей и внешних врагов. Абсолютная монархия – высшая форма монаршей ответственности за судьбу своих подданных. Необходимость именно такой формы правления
К. Победоносцев объясняет тем, что: «Всякое ограничение власти царя людьми освобождало бы его от ответа перед совестью и перед Богом. Окруженный ограничениями, он подчинялся бы не правде, а тем или иным интересам, той или иной земной силе». По Л. Тихомирову, монархии важно, чтобы нация руководствовалась живым, разделяемым всеми нравственным идеалом. Только тогда народ будет един с монархом и Богом. Он считал, что если монархия базируется на ложных религиозных или духовных ценностях, то это уже деспотия, а не монархия. Можно еще добавить: диктатура или тирания.

В отличие от К. Победоносцева, Л. Тихомиров исходил из того, что монарх подчиняется не только Богу, но и народному идеалу, и его воле. А это уже «заземление», ограничение монаршей власти. В этой части, взгляды
Л. Тихомирова сближаются с идеей народной монархии И. Солоневича. Мыслителей объединяет включение в политический процесс низового элемента в виде народной инициативы и творчества масс. Поддержка снизу, безусловно, укрепляет монархические начала управления. «Царь без слуг, как без рук» (русская пословица).

Монархия, в понимании Л. Тихомирова и И. Солоневича, хотя и не делегируется народом, но должна соизмеряться с народным духом, отвечать народным чаяниям и их представлениям о власти. Но И. Солоневич идет дальше в ограничении монархии. Он считает, что монархия вполне может сочетаться с народностью и соборностью управления. Это уже почти знак равенства между монархом и народом. Надо отметить, что и Л. Тихомиров и И. Солоневич имели ввиду Конституционную монархию, с одной стороны, ограничиваемую Земским Собором, с другой (духовной стороны) – Церковью. Так, по их мнению, создается симфония Власти Церкви и Народа.

Насколько они были правы, в понимании формы монархии, ответило время. Именно конституционная (ограниченная) монархия погубила Российскую империю. Царский манифест от 17 октября 1905 года возбудил политические страсти, раскачал протестное движение. В результате, все закончилось революцией 1917 года.

 

Россия – уроки истории

Самодержавное правление и имперская форма российской (советской) государственности в том или ином виде существовали до 1991 года, вплоть до развала Советского Союза (Красной империи). Характерно, что гибель Российской Империи и падение СССР происходили по схожему сценарию. Утрата влияния центра на периферию, ослабление имперского ядра, подрыв державных начал государственного управления, фрагментация государственности, что, в конце концов привело к самоуничтожению Империи.

Понятно, что исторические уроки Россия не выучила, а значит – обречена на повторение ошибок. Но причины гибели государств, и даже целых цивилизаций не только в несовершенном общественно-политическом устройстве. Накопление знаний, внедрение новейших технологий, совершенствование способов познания мира создали иллюзию непричастности самого Творца к ходу мировой истории. Самоуверенный человек возомнил себя Богом и вывел его из своего употребления. Реализация в общественной практике богоборческих доктрин – вот главная причина всех человеческих страданий и общественных неустройств. Сегодня мир отринул Бога даже как гуманистический или моральный идеал.

К сожалению, Россия тоже пошла по этому гибельному пути, в сторону европоцентризма (ориентации на Запад), хотя были и другие варианты, например, сосредоточение, накопление сил и постепенный взлет. Именно взлет, а не прорыв. Выйти из враждебного окружения резким рывком не получится, либеральные путы и внешняя зависимость России этого сделать не позволят.

Для того, чтобы определиться с правильным выбором, надо заглянуть в прошлое, там наверняка есть ответы и предостережения. Исторический опыт России показывает, как только ограничиваются единодержавные начала, слабеет и государственная мощь страны, затухает и ее развитие. Наглядный тому
пример – последние годы правления Николая II. Его режим погубили антимонархические взгляды окружения, в т.ч. родственников, демократизация политического процесса, рост революционных идей и настроений.

В советский период вспомним времена «хрущевской слякоти» (термин
Е. Спицина), предательства Горбачева, Ельцинского разграбления страны и передачи ее в чужие руки. Все это – этапы схода России (СССР) с имперского и единодержавного пути.

И напротив, усиление самодержавных начал, централизация государственной власти, ограничение влияния элиты, приводило к более эффективному государственному управлению. Иоанн Грозный жестко подавил ересь жидовствующих, духовно разлагающих страну и препятствующих национальному сплочению, расшил территорию Московского государства, чем создал предпосылки Империи. При Петре I, идея самодержавия получила имперский размах. Российская империя заявила о себе во весь голос, усилилось ее пространственно-временное влияние как мессианского государства.

В советский период, концентрация всей власти в руках И. Сталина сыграла решающую роль в победе над фашистской Германией, быстром восстановлении народного хозяйства. Усилиями И. Сталина была создана Красная империя, по мощи и влиянию превосходившая Российскую империю.

Конечно, такие рывки надрывали национальные силы, народ долго приходил в себя от испытанного сверхнапряжения. После прорыва следовал застой (стагнация), потом накопление сил для очередного рывка, за ним усталость и срыв, после чего новый виток. В итоге, вся энергия уходила в мечтания и завышенные ожидания. Такая историческая синусоида, похоже, и есть главная загадка России.

Мне представляется, что причина резких колебаний и разрывов объясняется вертикальным мышлением, устремленностью России к Небесным высотам, не подкрепленным чистотой веры и нравственным состоянием народа. Не выдержав намеченной высоты, Россия, отягощенная земными проблемами, скатывалась к рационализму, и начинала как все, жить по стихиям мира. Замах оказывался сильным, а удар слабым. О несоответствие Небесного и земного всегда спотыкалась Россия.

 

Этапы движения к монархии

Сегодняшняя Россия тоже живет на потребу дня. Духовные ценности отошли на второй план. Святость, Правда и Справедливость почти растворились в прошлом. Эти добродетели победило стремление к комфорту и материальным благам. Национальные традиции утрачены, бескорыстие, солидарность, коллективизм заменили индивидуализм, конкуренцию и расчет.

Иными словами, Россия пошла по противоположному исторической логике пути. Обещание царства земного и материальных благ – коварный, но очень эффективный прием обольщения любого народа, нашего, в том числе. Обывателю иного и не надо, своя рубашка ближе к телу.

Историческая измена России состоит в том, что: «Родина принадлежит не только живым, но всему племени. Мы всего лишь третья часть нации, причем, наименьшая. Другая необъятная часть – в земле, остальная – в небе. Кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам» (М. Меньшиков). Так что идея возрождения России вырастает из прошлого, формируется настоящим и обращена в будущее.

А образ будущего и есть восстановление монархической государственности. Но сначала надо проторить ей дорогу вполне светскими средствами: централизацией власти, укреплением государственных основ жизни, восстановлением национальных традиций. Монархия не может существовать вне рамок Империи, как геополитического пространства и Державности, поддерживающей ее величие.

Необходимость концентрации и усиления государственности особенно возрастает в кризисный период. Путинское ручное управление есть ничто иное, как квази-единовластие, иначе Россия действительно рассыпется на сепаратистские анклавы. Но Путинское единовластие служит поддержке оккупационно-олигархического режима и, фактически, является колониальной администрацией. Поэтому же оккупация страны — важнейшая стратегическая задача и первый шаг к возрождению России.

Монархия вызревает медленно и идет тернистым путем. Фундамент будущей монархии закладывается в том числе, светскими институтами: восстановлением единовластия, возвращением к национальным корням и традициям, укреплением политического режима.

Вторым важным шагом является принятие национальной идеологии как образа будущего. Идеология (идея) материализуется в конкретных действиях, она моделирует все общественные процессы, придает им смысл и направление. Без идеологии страна слепа, глуха и нема. Отсутствие идеологии – одна из главных причин нашего цивилизационного отставания от ведущих держав. Россия – традиционная страна, она служит идее, а не мамоне и без высоких духовных смыслов существовать не может. Вне национальной идеологии духовно-политическое единство народа невозможно. Это хорошо понимают наши противники и совершенно не осознает власть.

В этой связи, возникает вопрос: на чьей она стороне, если не понимает (или игнорирует, что еще хуже) азов политики? Говорить о дееспособности такой власти не приходится.

 

Россия и Запад – два чуждых мира

Ориентация на Запад наш худший и самый опасный выбор. «Западом и наказал, и накажет нас Господь…», предупреждал святитель Феофан Затворник, а нам все нипочем. Мы все равно не найдем с ним общего языка, даже сближение с ним опасно, никакой конвергенции не получится. «Не прислоняйся под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности и беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Окр. 6:14). «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним искренно, с чистым чисто, а с лукавым по лукавству его»
(Пс. 17, 26:27).

Зачем нам ввязываться в бесплодные дела тьмы, вести диалог с еретиками, пытаясь обратить их в праведность? Быть искренним и открытым с таким коварным врагом — уже поражение. Не лучше ли заняться внутренними делами, сосредоточится и разобраться в себе? Нам нужна не западная модернизация, не адаптация к миру, «который во зле лежит», а обновление своей собственной сущности, примирение со своей историей.

Наша задача понять замыслы врага и дать ему достойный ответ. Только в противодействии противнику закаляется национальный характер, укрепляется народный дух. «Не давайте святыни псам и не жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не потравили его ногами своими и, обратившись, не растерзали их» (ВМФ.7:6).

 

Монархия как Богоустановленный человеко-порядок

Как писал И. Солоневич: «История человечества, есть по преимуществу монархическая история». «Все наши неудачи и провалы наступали именно тогда, когда нашу организационную систему мы подменяли чьей-либо иной, неудачи и провалы выправлялись тогда, когда мы снова возвращались к нашей организации», монархия выводит государство из земного пространственно-временного континуума и поднимает его на небесную, никем не досягаемую высоту.

А на утопизм монархии М. Назаров достойно ответил: «Русская идея «утопична» ровно настолько, насколько «утопично» само христианство». Сакральный смысл монархической государственности – соборное познание Богооткровения, исполнение Его воли в земном обетовании.

По поводу русских качелей в истории, великий русский философ и апологет империи М. Меньшиков, писал: «В русской жизни, как в сказке, действуют два духа: живой и мертвый. Живой дух это дух народной энергии и созидания, мертвый дух – дух отчуждения, лени и гнетущего бюрократизма». В России, как и везде, пока господствует мертвый дух, отравляющий народное сознание.

Духовно оздоровить русский мир может только монархия, где «все небесное и земное соединяется со Христом» (Еф.1, 22-23). Чем мы ближе к Богу, тем теснее друг к другу. Монархия душой устремлена в Небо, но ногами твердо стоит на земле. Монархия живет не только духом, ей не чужды мирские дела и житейские порядки. Единодержавие не против научно-технического прогресса, лишь бы не повредилась душа. Такой режим правления не преследует цели усовершенствования мира, не выступает в качестве социально-преобразующей силы. Он направлен на соборное преображение души, обращен к высшим смыслам человеческого бытия и в этом его надмирное и вневременное значение.

 

Предпосылки монархии в России

Как уже было сказано, Россия исторически тяготеет к монархии как естественной своей обители. Даже в сегодняшней, расхристанной стране, условия для ее возрождения сохраняются: огромная территория, христианская цивилизация, конфессиональное и этническое многообразие, объединяющая роль русского мира и другие условия.

Пока же нам далеко до монархии. Но, «в истории, как и природе, если и бывают «скачки» и перерывы, то они не отменяют прошлого, и, чем резче и сильнее эти скачки, тем яснее вырисовывается возврат к прошлому»
(В. Зеньковский). Но первый камень в будущее нужно закладывать уже сегодня и начинать надо с проверки монархического сознания. Ключом являются слова И. Ильина: «Верим ли мы своим соборным разумом в Господа нашего настолько, что готовы положиться на него и доверяться ему во всех земных делах». Можно проверить и тестом Н. Гоголя: «если вы действительно любите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое отыщется в ней, возьмете…».

Следует признать, что ни сейчас, ни в обозримом будущем, надежды на возрождение монархической государственности в России нет. И все же, идея монархии сегодня окончательно не забыта. По опросам ИА REGNUM,
«О судьбах российской монархии», проведенным в июле-августе 2019 года, в котором приняло участие боле 35 000 тысяч граждан, на вопрос: «Вы лично хотели, чтобы в России установилась конституционная монархия?» ответы распределились следующим образом:

да, это было бы отлично 18,3%;

наверное, было бы неплохо 9,3 %;

что-то в этом есть, но определенно трудно сказать 10, 3%;

наверное, это было бы нехорошо 9,6%;

нет, это было бы ужасно 52, 3%.

Таким образом, около 38% граждан в той или иной степени не исключают возвращение монархии, но мало что о ней знают. Ранее, по исследованиям ВЦИОМ, в девяностых годах, таковых было всего 5-6%, в 2006 году 20%, а в 2017 г. 28%.

Рост симпатий к монархии в России налицо. По этим и другим признакам можно судить, что монархический идеал продолжает жить в генотипе и духовных кодах русского и других славянских народов. Выходит, монархия не есть мифическое ожидание невозможного, а вполне возможный режим правления в будущей России.

 

 Монархия и современный мир

Идея монархии, в ее различных вариантах не только жива, но и успешно реализуется в современных государствах. Сегодня монархии существуют в странах Ближнего Востока мусульманской части мира (в Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее, Кувейте, Катаре, Омане, Бахрейне и других странах залива). В Африке монархиями являются Марокко, Лесото, Свазиленд.

В «просвещенной» Европе тоже сохранилась или была восстановлена монархия, правда, в ее ограниченной форме. Монархиями провозглашают себя Великобритания, Нидерланды, Люксембург. Конституционными монархиями считаются Княжество Монако, Конституционной парламентской монархией Нидерланды, Люксембург, Королевство Испания и другие страны. Конечно, европейские страны фактически являются парламентскими демократиями, но монархия придает им стабильность, политическую преемственность и историческую устойчивость.

Более того, в арабских монархиях жизненный уровень выше, чем в современных европейских государствах. Монархии живут очень хорошо и хорошо себя чувствуют примерно в 41 государстве. Неплохой показатель для, казалось бы, отжившего политического института.

Что касается России, то отрыв от прошлого сильно повредил национальную душу. Святость можно найти разве, что в церковной ограде, да и то, не в каждой. Духовное разложение достигло запредельного уровня. Вот только один из индикаторов. Аккаунт сатаниста и кумира значительной части молодежи Моргенштерна имеет 11,5 млн. подписчиков. Недалеко ушедших от него Насти Ивлеевой (откровенно признающей себя тупой) 18,8 млн., Дани Милохина 16,1 млн. подписчиков.

Это «не поротое поколение» (термин Н. Эйдельмана), оторванное от общественных интересов, сегодня выходит на арену жизни. Белые и красные воевали каждый за свою Родину, а у этих отщепенцев Родины нет, есть только ненасытный желудок и необузданные страсти. Монархия же рассчитана на людей с государственническим мышлением, понимающих сакральный смысл бытия. А таких в России становится все меньше и это очень тревожный знак.

Даже среди считающих себя православными, по последним данным «Левада-центра», тех, кто соблюдает все предписания религии всего 14%. Около 30% из них вообще считают, что Бога нет. Под верой они понимают православную культуру, следование традициям, патриотизм и любовь к своей стране. Можно ли с таким духовным багажом серьезно рассуждать о ближайших перспективах монархии? И все потому, что «русские люди перестали понимать, что такое Русь, и что она Престол Божий» (Иоанн Кронштадтский). Нам нужна идеология Победы, проповедуемая Изборским клубом. Победа — это прежде всего, преодоление национальных пороков и немощей, духовное совершенство, вера в Бога, в себя, в Россию. Это и есть начало нашего возрождения.

 

Вывод.

Россия за свою многовековую историю не раз бывала на краю гибели, но каждый раз с достоинством проходила все испытания и возрождалась в новом своем величии. Воскреснет она и сегодня. Наша вера поколебалась, ослабла, но не погасла. Молитвенники поддерживают ее в своих кельях. Верящим в Россию нужно зажечь свечу от этого источника и передать его благодатный огонь другим. Триада графа Уварова: «Православие-Самодержавие-Народность» по-прежнему актуальна. А мы, грешные, своими делами и молитвами будем приближать ее пришествие.

Все наши упования на прозорливость святых подвижников. Иоанн Кронштадтский писал: «Я предвижу восстановление могучей России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу и будет по завету князя Владимира, как единая церковь». Такие же пророчества о судьбе России высказывали монах Авель, Лаврентий Черниговский, архиепископ Серафим Чикагский, другие праведники и исповедники земли русской. На том, стоит и стоять будет Русская земля.

 

 

 

к.ю.н., полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий

П.И. САТЛЕЙКИН

7
Оставить комментарий

avatar
4 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
АлександрГость Авторы недавних комментариев
Александр
Гость
Александр

Дельная статья, уже намного лучше. Ну а теперь, слабые места в цепи ваших рассуждений: 1. Не следует путать любой государственный аппарат и православное царство, так как по форме это одно и то же. То есть система управления и подавления везде одинаковая. Суть в чем: православное царство начинается с личности царя помазанного на царство, который должен царствовать — служить Богу пожизненно, а народ — это только земля в горшке, куда Творец посадил царское горчичное зерно из которого вырастет самое большое дерево. Что при трехколорной демонократии сейчас: чем клоун-депутат Жириновский отличается от шоумена-актера в роли двойника Путина, ответ — только репертуаром и… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

1.России нужно самодержавие народа!
2.КОБ является инструментом построения „Царствия Божьего” на Земле, иными словами, создания справедливого общества, где каждому человеку будет дана реальная возможность развить по максимуму свои интеллектуальные, нравственные, физические и прочие заложенные в него при рождении возможности. Как это частично было реализовано в СССР.
Отсюда следует, что система знаний, идущая в унисон с Божьим Промыслом находится под защитой Матрицы, хотя эта защита и не подавляет свободную волю человека — мы сами кузнецы своего счастья!

Гость
Гость
Гость

Гигантская машина sидовской власти, sидовской пропаганды поставлена на службу одному – не дать русскому человеку осознать себя ответственным за творимое зло в отеческом доме.

Гость
Гость
Гость

Страх разъедает наши души. Мы напрочь забыли, что трусость – в ряду самых отвратительных человеческих преступлений и грехов. «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц участь… – в озере, горящем огнем…» (Откр. 21:8). Мы жалуемся на невыносимые условия жизни, что создали для русских иудеи в России. Но разве мы не служим этому злу хотя бы уже тем, что не оказываем ему ни малейшего сопротивления? Как негодуем в адрес еврейского телевидения, ведущего глобальную информационную войну против русского народа, возмущаемся,что телевидение зомбирует нас, губит души, развращает детей, поганит нашу историю, крушит наши национальные идеалы, уничтожает национальный дух русского народа! Но это… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

Мы служим злу, порой не отдавая себе в том отчета, но чаще страшимся сами себе в том признаться. «Имейте мужество взглянуть прямо в глаза страшной опасности! – взывал на борьбу архиепископ Никон. – Имейте мужество открыто, прямо, не страшась иудеев, признать эту опасность. Признать – и не полумеры, только усыпляющие народную совесть, принять, а решительно, твердо, бесстрашно и открыто, с достойной русского православного человека прямолинейностью повернуть руль русской жизни вправо, не обращая никакого внимания на вопли иудейские, на их угрозы, террор – ведь умирать-то когда-нибудь надобно: не лучше ли умереть, если Бог попустит, с честью, мученически, с благословениями народа, чем… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

Так есть ли сегодня в России сила, способная реально противостоять иудейской власти? Есть. Это – каждый русский, преодолевший страх, избавившийся от иллюзий, не ищущий лидеров, не мечущийся по митингам, собраниям, не топящий свою силу в многочисленных резолюциях, воззваниях, петициях, заявлениях, обращениях, а честно, мужественно, волево понявший, что враг хозяйничает на его отеческой земле, что это смертельный враг, с которым не ужиться, не сговориться. Каждый русский должен понимать, может, и тяжкое для него, но необходимое для его дальнейшего выбора и поступка: нет в России сегодня ни оппозиционной силы, ни национальных лидеров, от которых можно ждать искоренения иудейской власти. Надеяться не на… Подробнее »

Александр
Гость
Александр

Я также себе задавал вопрос: почему центром русской земли не стал Киев например, почему все пошло из северного московского удельного княжества не самого большого и самого не сильного?! Ведь в те времена литвины были чуть ли не в три раза сильнее московии. Ответ оказался не так прост и я нашел его в описаниях православных святых: московские епископы умирали с голода, но не соглашались на унию с католиками, монахи обматывались цепями и не снимали их — просили Христа чтобы забрал их жизнь, но оставил православное царство за русскими. Так что с начала победили великие русские святые и только после этого уже… Подробнее »

Смотрите также