Судьба дала ему уделом
Предшествующего предел,
Он то, что снилось самым смелым,
Но до чего никто не смел
(Б. Пастернак)
В мире, пожалуй, нет более противоречивой и неоднозначной фигуры, чем Сталин. Мнения о нем диаметрально противоположны, и вряд ли кто-то определит объективный и однозначный образ этого великого человека и политика.
В истории России существовало две имперские формы правления: Российская империя и Красная (сталинская) империя. Сталину парадоксальным образом удалось синтезировать правые и левые идеи. М. Пришвин дал характеристику сталинской политики как «сложение Союза русского народа, (разделяющего крайне правые, националистические взгляды) с большевизмом» (крайне левым политическим течением) [1]. Несмотря на слом старой государственной машины, Сталину «удалось восстановить цивилизационную модель российской государственности, соединив ее с энергетикой модерна» [2]. Истоки имперскости Сталина в историчности и системности его мышления, понимании закономерностей мирового процесса, в котором доминируют имперские формы.
Для их сохранения необходимо сохранять идентичность (имперский дух общности), адаптацию к изменившимся условиям, национальное единство, обеспечить защиту от внешнего вторжения, твердость и авторитет власти, стягивающей империю в один узел. Фрагментация государства (пространства) — путь к поражению и поглощению. Сталин предвидел, что будущие большие войны будет происходить между наиболее живучими и устойчивыми культурно-историческими общностями (цивилизациями), продвигающими свои ценности и идеологемы. Поэтому на мировую арену Сталин вывел новую, социалистическую цивилизацию со своей идеологией, философией и образом жизни. Появилась альтернатива капиталистическому проекту, показавшему свою уязвимость.
Молодой социализм был еще слаб и находился во враждебном окружении. Сталин не мог не учитывать внешние условия. Уже тогда сформировался мировой глобальный рынок, втягивающий в себя зависимые от него государства. Давление этого рынка Россия испытала и на себе. Для защиты от экономического гегемонизма, влекущего за собой политическую зависимость, Сталин и его соратники стали создавать экономические, хозяйственные и организационно-технические связи с территориями бывшей Российской империи, ставшими самостоятельными республиками. Процесс объединения завершился правовым закреплением. 22 декабря 1924 г. на Первом Всесоюзном съезде Советов представители РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской Федерации (позднее разделенной на Грузинскую, Армянскую, и Азербайджанскую ССР) были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный договор. Позднее, к договору присоединились другие социалистические республики. Всего в СССР входило 15 союзных республик.
Конституция СССР 1924 года закрепила федеративное устройство и систему власти. После окончания Второй мировой войны стала складываться мировая система социализма, авангардом и идеологом которой был СССР. С этого времени мир раскололся на два враждебных лагеря: социалистический и капиталистический. Идеологическое противоборство между ними определяло смысл и содержание всей послевоенной политики. Мировая система социализма показала возможность политической трансформации, представила миру новые стандарты и ценности. Многие идеи социализма взяли на вооружение капиталистические страны, чем сгладили социальные противоречия.
Сталин и его соратники хорошо понимали, что имперская модель российской государственности исторически самая устойчивая. У нового государства сохранились все признаки империи: единое культурное и духовное пространство, многонациональность и мультикультурность, единая инфраструктура (сеть дорог, экономические и технологические коммуникации, связь), отсутствие внутренних границ, контроль центра за периферией. Имперский принцип был положен и в основу строительства новой советской государственности. Благодаря имперской форме, национальному единству и сплоченности, централизованному управлению, социалистической идеологии, СССР победил во Второй мировой войне.
Сталинская (имперская) модель социализма и государственности оказалась самой эффективной в тот критический для страны момент. «Сталинский период, — пишет В. Катасонов, — период создания основ «сталинской» экономики, испытания на прочность в годы войны и послевоенного восстановления, мирного строительства» [3].
Политический модернизм Сталина заключается в создании социалистической мифологии, новой (альтернативной) картины мира о справедливом обществе, о котором мечтали лучшие умы человечества. Благодаря Сталину и его соратникам эта мечта стала былью.
Заслуги Сталина признавали даже его враги и противники.
Многие русские философы относились к большевизму (а значит, и к Сталину) как к силе, способной восстановить мощь и влияние России.
Н. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» видел в большевизме трагически искаженную «русскую мессианскую идею». «Коммунизм — есть ложная направленность духа, но там есть доля правды социальной» [4]. А. Лосев назвал эпоху Сталина «временем великих страданий и великих надежд» [5]. Живший за рубежом русский историк и философ Г. Федотов в книге: «Судьбы и грехи России» пишет: «Сталин является наследником московских царей и императоров всероссийских. …новая революция Сталина -классическая форма революции сверху, преемственная, в существе своем великодержавным деяниям Ивана Грозного и Петра Первого» [6].
Сталина как преемника и продолжателя русской имперской традиции признали даже члены царской семьи. Великий князь Александр Михайлович Романов (внук Николая I), умирая сказал: «Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть ни что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным. Оформленная Петром Великим и достигшая вершин при Николае I» [7]. После завершения Второй мировой войны великая княгиня Ольга Александровна Романова (младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Федоровны), на вопрос американских журналистов: «Что Вы думаете о военной политике Советов?» ответила: «Советское правительство продолжает дело моего деда, отца и брата» [8].
Сам Сталин по случаю празднования очередной годовщины Октябрьской революции говорил: «Русские цари сделали одно хорошее дело — сколотили огромное государство — до Камчатки. Мы получили в наследство это государство. И впервые мы, большевики, сплотили и укрепили это государство как единое, неделимое государство…» [9].
После Победы над фашистской Германией СССР (благодаря Сталину) сохранил свое влияние в Восточной и Южной Европе, создал буферную зону — Восточный блок. На Тегеранской (1943), Потсдамской и Ялтинской конференциях (1945) Запад де-факто признал Восточную Европу сферой просоветских интересов. Были определены сферы влияния, признано допустимым присутствия СССР на важнейшем стратегическом направлении. СССР обеспечил себе контроль (в т.ч. военный) над Европой и обезопасил внешние границы. В Восточной Европе были образованы дружественные СССР социалистические государства, в некоторых из которых сохранилось советское военное присутствие. В дальневосточном регионе СССР вернул себе Южный Сахалин и Курилы. По итогам Второй мировой войны СССР получил Восточную Пруссию (Кенигсберг), нынешний Калининград с выходом на незамерзающие порты на Балтийском море.
Главная заслуга Сталина и его соратников (за что их ненавидят противники) в том, что они превратили СССР в могучую сверхдержаву, ведущего игрока мировой политики. Внешняя политика Сталина была направленна на укрепление мирового порядка и международной безопасности, разрушение колониальной системы, создание многополярного мира. Что и сегодня остается одной из актуальнейших тем международной политики.
Социалистическая идеология была главным идейным оружием Сталина, вдохновляющая народы мечтой о справедливом обществе, подлинном народоправии (о чем грезила и русская мысль). Социализм — планетарная идеология. Социализм по своей природе миролюбив и дружелюбен, он выражает интересы большинства народа. Однако обманутый буржуазной пропагандой народ до конца не осознает своей ведущей роли в историческом процессе.
Сталинская теория социализма сочетала в себе как революционную новизну, динамику, так и проверенный веками консерватизм. Сталин в своей практике опирался и на русское традиционное мировоззрение, единый духовный и мировоззренческий корень, общее соборное (коллективистское) мышление народа. Их сплав и есть единый исторический код (матрица) развития, формирующая образ будущего.
Дестанализация, активно проводимая либералами-космополитами, опасное духовно-идеологическое оружие, поражающее русскую историю. Оно стирает помять о великих подвигах и победах, научных открытиях, технических и военных достижениях СССР.
Для того, чтобы лучше понять эпоху Сталина, необходимо определить причины падения Российской империи и СССР (Красной империи). Несмотря на различные исторические условия они таковы.
- Кризис управления, потеря центром контроля над периферией, ослабление связей между экономическими и политическими субъектами.
- Идеологическая неопределенность, политический сумбур, идейное шатание и неустойчивость общественных настроений.
- Неспособность власти решать экономические задачи, найти эффективные механизмы управления, разбалансированность политической системы.
- Разрыв интересов власти и народа. Господство бюрократии, замыкающей на себе национальные ресурсы.
- Падение авторитета и доверия к власти и ее институтам, неспособность власти найти диалог с народом.
- Ослабление централизма, недоверие регионов к центральной власти, рост регионализма и сепаратизма.
- Непонимание властью реального положения дел в стране, потеря контроля над политическими процессами.
- Кризис общественного сознания, целей и высших смыслов.
Не востребованы проверенные временем сталинские мобилизационные методы управления страной в чрезвычайных (особых) условиях. Что сегодня особенно актуально.
В области внешней политики остается актуальным предостережение Сталина: «Когда буржуазные дипломаты готовят войну, они начинают усиленно кричать «о мире» и «дружественных отношениях» [10]. Сегодня США как раз начали очередной торг об улучшении российско-американских отношений. Вновь звучат примирительные нотки, которые на фоне шума Хаймарсов, летящих убивать наших людей, звучит как издевательство. Такое вот «миролюбие» по-американски, на которое мы, не имея политической стратегии, в очередной раз купились.
Сталин умел не только избегать западных приманок и ловушек, но и упреждал коварные замыслы противника, обыгрывал его в большой политической игре. Опыт и методы сталинской внешней политики и дипломатии сегодня фактически не востребованы. Ведущими мотивами внешней политики продолжают оставаться угодничество и соглашательство.
Почему Сталина, а не Ленина или Маркса можно назвать основоположников новой социалистической цивилизации? Потому, что дорогу мировому социализму открыла победа СССР над фашизмом и успешное строительство социализма в СССР, начало которому положил Сталин. Благодаря победе СССР и его авторитету была разрушена и мировая колониальная система. Ядром сталинской цивилизации является историческая и стратегическая преемственность, положенная на русскую почву с опорой на народные силы.
Основные признаки сталинской цивилизации.
- Опора на самое передовое политическое учение, обогащенное русской национальной традицией.
- Сочетание единовластия с народностью, централизма с местным самоуправлением, сближение интересов государства с потребностями общества и человека.
- Формирование человека нового типа, человека труда, созидателя и воина.
- Проектный, системный, программный подход к государственному строительству. Возведение великих проектов и строек, придающих динамизм и долгосрочные перспективы развитию страны.
- Гармонизация экономической, социальной и правовой системы, их настройка и синхронизация на решение единых задач.
- Достижение социального единства и однородности общества на почве социалистической идеологии, разделяемой большинством граждан.
- Забота о всеобщем благе как высшей цели.
- Идея единения людей в интересах всего человечества.
- Создание и укрепление мировой системы социализма.
Сталин — продукт и воплощение русского начала в большевизме, в последующем — социализме. Несмотря на то, что марксизм — течение западной рационалистической мысли, социализм Сталина имел русские великодержавные черты. «Русский коммунизм, — пишет Н. Бердяев, — трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление русское и национальное» [11]. Н. Бердяев считает, что русский коммунизм детерминирован русской историей. Это самая яркая характеристика коммунизма сталинского типа. Сталин — воплощение русской пассионарности, проводивший стратегию развития человека, видящего будущее и приближающего его своими делами. Сталин замкнул два ключевых периода истории: царскую и советскую, соединил их в единый сквозной, транзитный поток. Этим поворотом Сталин восстановил мессианство России и ее историческую роль. Социализм стал осевым временем мировой истории, изменил траекторию развития человечества. Произошел прорыв в области политики, идеологии и нравственности. Форма мышления, мотивация были переведены с индивидуального на общественный уровень. Общность стала важнейшим субъектом политического процесса.
При оценке деятельности Сталина надо делать поправку на революционное время, действительно требующее экстраординарных, революционных методов. «Сталин и его соратники, — пишет Зиновьев, — ставили перед собой конкретные задачи, установления общественного порядка, борьбу с преступностью, обеспечения народа продуктами питания, транспортом и жильем в соответствии с жизненной необходимостью и объективными тенденциями реального бытия, путем проб и ошибок. Все что делал Сталин было трагической неизбежностью, а не реализацией идеологических догм». [12]. Тоталитаризм Сталина был требованием момента, инструментом крайней необходимости, устраняющим препятствия на пути строительства социализма. Конечно, «под горячую руку» попадали не только «враги народа», но и простые люди, оказавшиеся «как отрубь в решете, средь непонятных им событий» (Сергей Есенин).
В условиях шаткости граней между добром и злом, когда у каждого своя правда, очень трудно определить меру дозволенного. Революционный процесс — не эпоха добрых дел и проявления добрых чувств. Сталин не был безупречен в своей борьбе, но вполне искренним в постановке целей и в их достижении. Он жил интересами страны и чувствовал пульс реальной жизни. Как никто из властителей до него, он понимал нужды и чаяния народа.
Была ли гуманистическая альтернатива жесткой эпохи Сталина? Пока на этот вопрос никто убедительно не ответил. Эта тема серьезно не исследовалась. Кроме поверхностной и огульной критики Сталина никто не решается (или неспособен) научно опровергнуть правильность и разумность его деяний. Но его заслуги очевидны и бесспорны, они будут жить в веках. Трудно оценить роль в истории такой антиномической фигуры как Сталин. Хотя бы, потому что сам мир антиномичен, противоречиво и оценочно человеческое мышление.
П.И. Сатлейкин,
к.ю.н., ветеран боевых действий,
Полковник милиции в отставке
Используемая литература:
- Асмус В. Библия о государстве. Духовные основы российской государственности. XII Международные Рождественские образовательные чтения. Январь 2004 г. Москва. 2004. С. 64.
- Цитируется по: Сапелкин Н. Феномен сталинской государственности. Русские стратегии. Вопросы сталинизма. Доклад Изборскому клубу. Изборский клуб. № 6 (114). 2023. С. 14. Багдасарян В. Там же. С. 11., VIII Всероссийском съезде Советов. 25 ноября 1936. Сталин И.В. Избранные сочинения 1921-1953. Концептуал. Москва. 2023. С. 333.
- Катасонов В.Ю. Экономика Сталина. Тион. Москва. 2023. С.8.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. УМСА-PRESS. Париж. 1955 г. С.98.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Интернет-ресурс. URL: https://predanie.ru/book/72544-dialektika-mifa/
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Интернет-ресурс. URL: https://predanie.ru/book/84657-sudba-i-grehi-rossii/
- Сталин как наследник русской имперской политики. Военное обозрение. 28.02.2011 г. Интернет-ресурс. URL: https://topwar.ru/3483-stalin-kak-naslednik-russkoj-imperskoj-politiki.html
- Сталин как наследник русской имперской политики. Военное обозрение. 28.02.2011 г. Интернет-ресурс. URL: https://topwar.ru/3483-stalin-kak-naslednik-russkoj-imperskoj-politiki.html
- М.М. Наринский. Советское руководство: проблема границ и сфер влияния СССР в 1941-1946 годах. Интернет-ресурс. URL: https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/2797/2300?locale=ru_RU
- Сталин И.В. 100 и 1 цитата. Составитель Илиевский Н.В. Проспект. Москва. 2018. С. 29.
- Николай Александрович Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. Интернет-ресурс. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0_(%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%8F%D0%B5%D0%B2)
- Зиновьев А.А. Сталин. Сталинская эпоха. Сталинизм. Легендарный и Священный Парад Победы на Красной Площади Москвы 24 июня 1945 г. Теоретико-познавательный, историко-военный, социально-философский аспект. ТрансЛит. Москва. 2023 С. 158.
Здравствуйте, Павел Иванович! Согласен с Вами в неоднозначной оценке Сталина. Безусловно, способность удержаться на вершине государства 30-ть лет в условиях жесткой кровавой конкуренции за власть говорит об уникальных способностях человека. Умение управлять таким колоссальным объектом как СССР, используя чудовищную ложь и страх уничтожения человека, так же говорит о нетривиальности субъекта. При этом, как Вы упомянули, коварный гений его реализовался на благодатной почве. Не думаю, что такой «эксперимент» позволил бы совершить с собой какой-либо иной народ. Основа успеха Сталина в абсолютной неспособности русского этноса понять и отстаивать свои национальные интересы. Всю русскую тысячу лет русскими управляли «замаскированные» инородцы, относившиеся к русским,… Подробнее »
А на что способен русский народ без таких как Сталин! 2 .Почему после Сталина пошла полоса предательств во ВЛАСТНЫХ структурах. А что вы можете предложить критикуя Сталина.
Спасибо за блестящий исторический материал! С праздником 1мая2025года.H