Статья Михаила Топорова на сайте Русская народная линия.
В экономике существует одна непреложная аксиома — никакое налогообложение не отменит реальную прибыль, ради которой существуют все предприятия (за исключением общественных). Значит, предприятия будут искать любой способ для извлечения прибыли из своей финансово-хозяйственной деятельности, даже если эти способы не вполне вписываются в налоговое законодательство…
Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость (НДС), в настоящее время, на этапе продолжающегося реформирования налоговой системы, являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок, порядке исчисления обязательств по налогу, а также порядке взимания при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Данный налог является одним из наиболее прогрессивных в бюджетной системе страны. Для российской действительности самой приметной чертой налога на добавленную стоимость является его фискальная значимость. По объему поступлений в консолидированный бюджет РФ НДС занимает лидирующее положение среди других налогов. НДС стабильно занимает первое место по уровню собираемости налогов в бюджет.
Однако, несмотря на широкую распространенность налога на добавленную стоимость во многих странах мира с рыночной экономикой, его роль в экономике Российской Федерации весьма неоднозначна. Чистое копирование положений зарубежного законодательства об НДС не привело к ожидаемому результату, вызвав многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами страны. В налоговом законодательстве РФ имеется множество недостатков и «лазеек», позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уходить от обязанности уплачивать суммы налогов в бюджет, что в свою очередь оказывает негативное влияние на хозяйственную деятельность законопослушных плательщиков. Т.е. в отечественном законодательстве существует множество проблем, требующих своего скорейшего разрешения.
Как известно, налог имеет две основные роли в экономике любого государства: 1) пополнение бюджета страны; 2) регулирование экономики государства. Проведем анализ НДС с точки зрения управления экономикой государства. По сути своей налог на добавленную стоимость подразумевает налогообложение четырех составляющих стоимости любого продукта и услуги, это заработная плата, прибыль предприятия, затраты на содержание заемных средств, а также все остальные надоги, кроме НДС. Влияние затрат на содержание займов и начисляемого НДС на них было уже рассмотрено в статье «Именно ключевая процентная ставка сдерживает развитие экономики России», опубликованной на сайте «Русская народная линия» 23.09.2016 в рубрике «Авторское мнение». Влияние налогов с заработной платы также рассмотрены в статье «Совершенствование системы налогообложения заработной платы», опубликованной на этом же сайте 13.10.2016 в той же рубрике. Остальные налоги (кроме НДС, НДФЛ и ЕСН) мы не будем рассматривать в этой статье. Остаются только две статьи затрат — заработная плата и прибыль, которые и необходимо подвергнуть анализу, чтобы увидеть влияние НДС на макроэкономику нашей страны. Делать это будет в сравнении с Западной Европой, в которой данный налог берет свое начало.
Рассмотрим заработную плату как экономическую категорию с точки зрения макроэкономики. Во-первых, зарплата граждан определяет основную часть спроса на рынке внутри государства. Логично предположить, что наличие налога на заработную плату в виде НДС либо заставляет налогоплательщиков снижать заработную плату, либо увеличивать стоимость товара на сумму этого налога(надо отметить, что НДС начисляется с суммы заработной платы и налогов на нее). Этот налог можно назвать косвенным по отношению к заработной плате, НДФЛ и ЕСН, так как эти затраты выплачиваются без НДС, а значит предприятие должно заплатить НДС 18% с суммы их начисления. Естественно предположить, что снижение за счет НДС реальной заработной платы снижает оборот товара, так как люди на сумму НДС с фонта заработной платы меньше покупают. Надо отметить, что такая ситуация возникает в том случае, когда вся полученная заработная плата расходуется на текущие нужды, а не ложится на счетах в банках «на черный день». Для стран, где экономика не «перенасыщена» свободными средствами, НДС оказывается тормозящим развитие экономики в целом, что мы наблюдаем на примере нашего государства.
Во-вторых, зарплата отражает социальный статус граждан в государстве. Другими словами — получаешь столько, сколько сможешь заработать. При отсутствии прямых и косвенных налогов на заработную плату усиливается мотивация работать и зарабатывать. Возникает всеобщая потребность в повышении собственного статуса и статуса своей семьи. Для государств со слабым экономическим и техническим развитием, как наше государство, где подавляющее большинство рабочих мест малоквалифицированные и низкооплачиваемые, любой налог, прямой или косвенный, на заработную плату резко демотивирует граждан к повышению собственного статуса, а параллельно вынуждает работодателей скрывать истинные суммы по заработной плате.
Зачем нужен этот налог западной Европе? Там этот налог пришелся как раз кстати. Огромные темпы роста экономики ведущих стран за счет технической, технологической, электронной и т.д. революции привели к резкому сокращению рабочих малоквалифицированных мест и замещению их меньшим количеством более оплачиваемых и более квалифицированных рабочих мест. Более обученные сотрудники предприятий меньшим числом создают большее количество качественного продукта. Поэтому, во-первых, в силу зависимости работодателя от квалифицированных сотрудников, и, во-вторых — имея на то экономические предпосылки, работодатели увеличивают заработную плату сотрудникам, при этом, много превышая их восстановительный уровень зарплаты, что заставляет замораживать излишки средств на счетах «на черный день». Этот фактор в купе с вынужденной безработицей малоквалифицированных рабочих отрицательно сказывается на развитии экономики государства, так как приводит к снижению спроса, ноуже по причине безработицы и неработающих отложенных средств «на черный день», результатом которого является кризис перепроизводства. На помощь приходит налог на добавленную стоимость. С одной стороны, он формирует бюджет социальных программ, куда включаются программы по содержанию неработоспособных, по переквалификации, пособия по безработице и т.д., с другой стороны, он уменьшает заработную плату трудоустроенным на квалифицированных рабочих местах, снижая возможность замораживания средств.
Что же происходит в государствах, таких как Россия, где экономика требует серьезного темпа развития? Из-за низкого уровня производительности труда уровень заработной платы порой ниже уровня, необходимого для восстановления производительных сил. Дополнительный налог на заработную плату резко снижает стимул находить работу. Возникает соблазн «простых денег» (воровство, теневое ведение бизнеса и т.д.). Также происходит сокрытие, из целей экономии на себестоимости, реальных доходов. В результате занижается налогооблагаемая база. И, несмотря на огромную абсолютную сумму НДС, поступающую в бюджет нашего государства, средств для социальных программ не хватает.
Рассмотрим теперь действие НДС в разрезе прибыли предприятий. Очевидно, что налог с прибыли, вне зависимости от того — прямой он или косвенный, снижает, с одной стороны, возможности владельцев предприятий использования прибыли в личных целях (это сказывается на формировании спроса на рынке), с другой стороны, возможности развития предприятия, т.е. направление прибыли на совершенствование предприятия и на увеличение его мощности.
Техническая революция привела страны Европы не один раз к кризису перепроизводства, и это притом, что прибыль во всех странах облагается прямым налогом. Поэтому в такой ситуации возникал вопрос: как снизить возможности предприятий развиваться быстрыми темпами на внутреннем рынке, при этом увеличить экспорт товара и обеспечить устойчивую доходность предприятий и стабильность государства в целом от операций ВЭД? На помощь приходит НДС. Внутри государства товар гарантированно дорожает на сумму налога на добавленную стоимость. В результате сильной конкуренции снижается прибыль предприятий, следовательно, и возможности развития предприятий, в результате стабилизируется соотношение спроса и предложения. Что касается внешнеэкономической деятельности, то у предприятий появляется заинтересованность в ориентации на экспорт, так как государство возмещает сумму НДС, делая привлекательной и конкурентоспособной стоимость вывозимого товара.Это возможно потому, что добавленная стоимость товара, произведенного внутри государства, в сумме с добавленной стоимостью от ввезенного товара в развитых странах(где возможен кризис перепроизводства), много больше чем добавленная стоимость вывезенного товара. Отсюда следует, что у государства возникают резервы для стимулирования экспорта и достаточное количество средств для осуществления различных социальных программ внутри страны, которые позволяют увеличить спрос на внутреннем рынке.
В нашем государстве техническая революция еще не набрала нужныхтемпов. До серьезного технологического, технического и количественного развития, так важного для любого самоопределяющегося государства, еще очень далеко. Нам необходимо любыми способами дать такое налоговое бремя частному капиталу, чтобы обрести максимальные темпы развития экономики государства, иначе не заместить импортные товары на нашем рынке. В нашем случае НДС, наряду с прямым налогом на прибыль, резко сдерживает рост частного капитала. Более дорогой товар из-за низкой производительности предприятийна внутреннем рынке, где спрос составляет низкая заработная плата, это один из факторов снижения роста ВВП в стране.
Если коротко охарактеризовать состояние экономики России, то получится неутешительная картина:
1. Слабая в финансовом отношении и не развитая в техническом, технологическом, автоматизированном плане промышленная отрасль обеих групп: А и Б (производство средств производства и конечного продукта соответственно), что не позволяет создать необходимый объем конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке. Вследствие малого оборота ВВП за минусом чистого экспорта налогооблагаемая база для исчисления НДС минимальна.
2. В большей степени частный капитал в государстве ориентирован на ввоз товаров народного потребления. В соответствии с требованиями российского налогового законодательства ставку НДС покрывают конечные потребители, которые в общем объеме составляют спрос на внутреннем рынке. Налогооблагаемая база для исчисления НДС в данном случае огромна, поскольку объем ввозимого товара много выше или же сопоставим с объемом товара, производимого внутри государства. Но мы понимаем, что в данном ввозимом товаре нет добавленной стоимости, созданной внутри РФ (что определяет развитие государства). В конечном итоге, покрытие суммы НДС от стоимости ввозимого товара происходит за счет добавленной стоимости, которая создана внутри государства в виде заработной платы и прибыли.Другими словами, люди тратят скудную заработную плату на стоимость импортируемых товаров, и в т.ч. на НДС.
3. Большинство экспортеров нацелены на экспорт именно сырья, что подразумевает минимальную добавленную стоимость в связи с малым количеством стадий переработки. Поэтому суть возврата налога на добавленную стоимость не несет смысла стимулирования экспорта, а лишь выполняет функцию снижения цены на сырье. Таким образом, экспорт сырья находится на некоторой дотации у государства.
В итоге мы видим следующую картину:
а) сумма НДС, исчисленного с товаров, произведенных внутри РФ, равна сумме ВВП, умноженной на ставку НДС — покрывается частью ВВП через заработную плату виде спроса на этот товар;
б) сумма НДС с товаров, ввезенных в РФ, равна той части ВВП, которая идет на покупку импортных товаров внутри государства, умноженной на долю, соответствующую доле ставки НДС в общей стоимости импортного товара — также покрывается ВВП через заработную плату виде спроса на уже ввозимый товар;
в) сумма возмещаемого НДС по экспорту не предъявляется к оплате зарубежным покупателям и возмещается государством уже из поступлений НДС с суммы проданных товаров внутри государства, т.е. в конечном счете из заработной платы людей (см. выше пп. а. и б.). Причем, так как добавленная стоимость в сырье мала, поскольку имеет малое количество стадий переработки и малую вовлеченность граждан страны в процесс добычи в виде зарплаты, то в основном налогооблагаемая база для исчисления НДС является «стоимостью» природных ресурсов для добывающих предприятий. В итоге, государство, возмещая НДС при экспорте, всего лишь снижает «стоимость» реализуемых природных ресурсов для добывающих предприятий, если эти природные ресурсы экспортируются, стимулируя этот экспорт.
Другими словами, бюджет государства расходуется на дотацию экспорта сырья. В этом состоит необдуманность в использовании чужих налоговых систем в экономической модели Российского государства, и на лицо признаки неправильного применения налога с точки зрения регулирования экономики государства в условиях ее становления.
Можно предположить, что НДС тогда начинает работать на пользу государства, когда сумма ВВП намного больше, чем сумма импорта товаров и сумма экспорта товаров, то есть когда внутренний рынок насыщен собственными товарами (причем высококачественными с большой долей добавленной стоимости), когда в создание этого внутреннего продукта вовлечены большинство граждан страны с высокой степенью производительности труда!
В экономике существует одна непреложная аксиома — никакое налогообложение не отменит реальную прибыль, ради которой существуют все предприятия (за исключением общественных). Значит, предприятия будут искать любой способ для извлечения прибыли из своей финансово-хозяйственной деятельности, даже если эти способы не вполне вписываются в налоговое законодательство. Другими словами, если налоги с точки зрения регулирования экономики государства не являются эффективными на данном этапе развития государства, то субъекты финансово-хозяйственной деятельности найдут способ обходить налоговое законодательство. В этом случае вся вина перекладывается на законодательные органы, которые не узрели ошибки в собственной теории развития государства.