10-РУСЬ

Народ Божий в судьбах России и мира. Духовно-светский путь.

Тезисы к одноимённой конференции, Москва, октябрь 2016 года.

Не враг силён, а мы слабы.

Святые Отцы

В мире нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило.

Гёте.

 

Промыслом Божьим России и её народу в ХХ–XI веках попущено было столько тяжелейших скорбей, сколько не знала ни одна страна за всю историю человечества. Две мировые и Гражданская войны, крушение самодержавия, гигантские социальные потрясения и потери, распад СССР и неолиберальный реванш 1990-х — таковы основные вехи на этом скорбном пути. Впрочем, были на нём и столь же беспримерные взлёты и достижения, акты величайшего народного мужества, творчества и героизма. В чём высший божественный смысл перенесённых нами испытаний? Наиболее ярко и рельефно этот смысл выражается и осознаётся сегодня, когда чуждая духу России и навязанная ей Западом либеральная общественная модель близится к краху. «Многими скорбями подобает внити в царство небесное», — учит Спаситель (Деян., 14:22). Сквозь муки и лишения Россия, как последний в историческом времени Рим («Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать» — старец Филофей, XV век) подобно евангельскому «блудному сыну» (Лк., 15:11–32), испытав на себе горькую участь отступления от Бога, возвращается в Отчий дом. В очередной раз русскому человеку с его врождённой жертвенностью и тягой к запредельному предстоит спасать мир. Ответственность за  выполнение этой поистине судьбоносной задачи возложена Господом на православную церковь в лице Её народа — народа Божьего.

 

1. ДУХОВНЫЕ КОРНИ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

На рубеже третьего тысячелетия в истории современной цивилизации обозначился крутой перелом. Системный кризис — суд Божий поразил все сферы жизни человечества и принял, похоже, необратимый характер. Бесчисленные попытки международных институтов и правительств хоть как-то затормозить этот процесс ни к чему не приводят. Главная причина этой беспомощности в том, что корень глобального нестроения нужно искать не во внешних общественных формах, а в сокрытой от глаз  тончайшей духовной сфере, «тайных делах человеков», от которых и зависят судьбы мира. Ибо «дух творит себе формы» (свт. Лука Войно- Ясенецкий: «Дух, душа и тело»).Состояние души человека, её устремлённости к добру или злу, Богу или дьяволу становится, таким образом, фактором геополитического значения. Где, с какой высокой трибуны, в каком ток-шоу ставится вопрос подобным образом? Практически нигде! Человечество в лице своих элит упрямо отказывается признать единственно верный диагноз своей тысячелетней болезни и продолжает пилить сук, на котором сидит.

 

2. ПОРАЖЕНИЕ ИНОСЛАВИЕМ

Одним из важнейших проявлений и одновременно причин такого удручающего положения дел является нарастающее отступление вселенского христианства в лице своего самого массового потока — инославия (католицизм, протестантизм и производные от них секты). Потеряв «узкий путь», указанный Христом, и присягнув дьявольской идее построения царства божьего на земле, Ватикан и западный мир всё дальше и дальше втягивают человечество в пропасть небытия. К сожалению, и Россия, где по воле Запада вот уже четверть века реализуется неолиберальный проект, в какой-то мере движется в том же направлении.

 

3. ОТСТАВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СПАСЕНИЯ

С самого начала, то есть с рубежа 1990-х, укоренение в России неолиберальной общественной модели — власти, законодательства, общественных институтов, системы образования, культурных форм, массмедиа и т.д. — пошло не так, как того хотели «западные партнёры». Не вдаваясь в детали, выделим существенное: Запад не смог или не захотел накормить и благоустроить Россию за её же деньги. В плане социального благополучия мы так и застряли в хвосте «цивилизованных» стран. И за это надо только благодарить промысл Божий, чьими заботами нас до сих пор не обошла беда западного человека, которого, по словам Фёдора Достоевского, «накормили, и он захрюкал». Все беды России, считал святой праведный Иоанн Кронштадтский, происходят от партии бытоулучшателей. Остаётся лишь благодарить Бога за то, что ни Михаил Горбачёв, ни Борис Ельцин, ни Владимир Путин не вошли в историю как успешные бытоулучшатели России, тем самым вольно или невольно сохранив её драгоценный духовный потенциал.

Сегодня, на излёте неолиберального правления, можно констатировать: Господь одному Ему известными путями отцепил русский вагон от поезда постхристианской цивилизации, летящего в пропасть. Как важно понять, оценить, почувствовать смысл и цель этого избирательного благодеяния? Пора отбросить все разговоры об отставании России и предельно трезво, в категориях духовной целесообразности определить наше действительное место и вес в мировых делах. Приведём пример: по данным западной статистики, России принадлежат ничтожно малые 0,5% от объёма американоцентричной финансовой системы. Цифра звонкая, но насквозь лукавая!

Во-первых, как бы невзначай упускается из вида тот факт, что мировая финансовая система давно уже превратилась в гигантский мыльный долговой пузырь, который держится на честном слове.

Во-вторых, в понятие «реальные активы» на Западе включают до 90% товаров и услуг, относящихся к сфере развлечения, наслаждения и растления человека, то есть к тем смертельно опасным с точки зрения православия духовным искушениям и недугам, которые именуются «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской». Они-то и влекут человечество в пропасть.

В-третьих, реальный вес того или иного государства в истории никогда не определялся его казной — скорее, уж крепостью государственной машины, мощью армии и жертвенной сплочённостью населения.

 

С точки зрения действительно реальных активов наша страна с её неисчислимыми богатствами, славной историей и победным многонациональным народом была, есть и будет великой державой, как бы ни изгалялись на этот счёт бесноватые русофобы.

 

4. ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ИСТОРИИ

Трагедия нашей гибнущей цивилизации в том, что вместе с верой она утрачивает дар различения добра и зла. Духовная суть вещей и явлений вымывается из сознания обывателя безжизненной цифрой и голым фактом. Теряя благодать, современный человек, оглушённый информационными шумами, становится всё более одиноким, растерянным, слабым и… управляемым. Происходит ужасная метаморфоза, подмеченная ещё русскими славянофилами: человек, потерявший в себе образ Божий, неизбежно потеряет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином (Константин Аксаков).

Только духовное видение как бесценный дар Божий, только истинно религиозное миропонимание способны дать объективную и целостную картину происходящего — от мельчайших деталей до масштабов мироздания.Не вернув в научный оборот и повседневный обиход принципа первичности духовного по отношению к вещественному, мы обречены и дальше безнадёжно блуждать впотьмах иллюзий собственного (весьма, кстати, ограниченного) разума, с ужасом ожидая, когда сорвавшийся с узды научно-технический прогресс, управляемый безумными политиками, жуликами и милитаристами, окончательно раздавит своего творца — человека разумного. Никакие дальнейшие философские мудрования не спасут. Само зарождение философии как «науки о заблуждениях человеческого разума» (игумен Никон Воробьёв) было вызвано не «недостаточностью» Евангелия, а намеренным его упрощением, забвением или искажением «от ума». И это никакая ни случайность, но ложный путь, на который легковерное человечество увлекла лукавая дьявольская воля, прикрывающаяся такими лозунгами, как пацифизм, гуманизм, гендерное равенство, толерантность, борьба с международным терроризмом и иже с ними. Совершенство не подлежит усовершенствованию, Божье не дано улучшить человекам. Поэтому, чтобы спастись, мы должны двигаться не к новым фантазиям, а к Святым Отцам, несущим в мир и для мира правду о Боге в  свете Истины Христовой.

«Рече безумен в сердце своем — несть Бог», — сокрушается по печальной участи человечества псалмопевец Давид (Пс., 13:1). Настоящее безумие — не замечать созидающей, оберегающей и направляющей руки Господа в каждом Его творении! Впрочем, не менее важный фундаментальный закон духовного познания состоит в том, что «духовное доступно только духовному». С уровня этой высшей силы души видны все нижестоящие уровни — душевный и телесный. Но не наоборот. Отсюда вывод: все наши мысли, поиски и дерзания, чтобы быть плодотворными, должны освятиться Духом Божьим, единственным проводником которого в мир служит Церковь Христова. Всеми доступными средствами и как можно скорее мы обязаны добиваться восстановления преступно расторгнутой миродержителем и его агентами связи между наукой и верой, прогрессом и религией, человеком и богом. Только при этом условии история способна свернуть с гибельного пути обмирщения, а человечество — вернуть себе почти уже утраченное подобие Божье. И то, если ещё не поздно, если не пройдена «точка невозврата» в той нисходящей воронке убывания, куда с ускорением скатывается забывшая Бога цивилизация.

 

5. ЗАПАД ОБРЕЧЁН?

Падшая цивилизация, ведомая постхристианами, с ускорением разрушается.Поражённая вирусами алчности и бездушия, она уже не в состоянии сдерживать энтропию локальных войн, социальных психозов и экологического самоистребления. Нагляднее всего этот крах проявляется в нарастающем безумии западных элит, которые, судя по их делам, окончательно утратили не только здравый смысл и преемственность традиций управления, но и базовый инстинкт самосохранения. С одной стороны, эти элиты в лице их лидера США провозглашают идею мирового господства, собственной исключительности и презрения к международному праву (чужому суверенитету). Америка стремительно трансформируется в четвёртый рейх и недвусмысленно ставит перед собой задачу превращения всей планеты в электронный концлагерь. С другой стороны, Запад продолжает лихорадочно стимулировать научно-технический прогресс и инновации социальной инженерии в попытке построить «царство Божие» для немногих за счёт всех остальных. Этот тупик не имеет ни выхода, ни света в конце туннеля. Сохранение данной парадигмы обрекает человечество на гибель, причём гибель мучительную и скорую, учитывая темпы, с какими научно-технический прогресс порабощает и растлевает миллиарды жителей земли. Главной же его жертвой и помехой становится сам человек. Придумана целая философия трансгуманизма, цель которой — «преодоление» в человеке образа и подобия Божьего.

Лучшие умы, бьющиеся над изобретением «лекарства от кризиса», никак не могут взять в толк простую, давно известную библейскую истину: дело не в несовершенстве общественных институтов и форм управления, а в той духовной раковой опухоли, что поразила некогда христианский западный мир и теперь выбрасывает свои метастазы по всей планете. Дьявол — существо неосязаемое, и ему смешны наивные потуги «человеков» вмешаться в его планы с помощью материальных инструментов. Благие намерения он легко подменяет двойными стандартами, а культуру благочестия — «культурой греха». В результате под дымовой завесой псевдодемократических свобод, прав человека, толерантности, прогресса и прочей словесной требухи, в духовном смысле, как правило, означающей прямую противоположность самой себе, Князь мира сего обильно рассеивает в постхристианском обществе семена опаснейшей духовной заразы. Пороки, ещё вчера справедливо воспринимавшиеся на Западе как «мерзость запустения», сегодня не просто вводятся в повседневный обиход и узакониваются — они начинают вытеснять духовно здоровые формы индивидуального и коллективного бытия. Как следствие, материально благополучный Запад ещё глубже погружается в трясину извращений, психозов и тотальной обессмысленности жизни.

Масштабы и глубина духовного бедствия на Западе таковы, что нам в России следует прежде всего и главным образом думать о собственном спасении. После распада СССР  мы привязаны к Западу тысячами зримых и незримых нитей, по которым в наше национальное тело поступают те же самые яды, что довели Запад до его нынешнего безнадёжного состояния. В России, слава Богу, ещё есть потенциал и иммунитет, с помощью которых можно не только разорвать эти путы, но и победить заразуПравда, медлить с этим нельзя, промедление смерти подобно. 

 

6. «УЗКИЙ ПУТЬ» РОССИИ

В духовной истории человечества России отведена целая глава. Глава важнейшая и, похоже, последняя.

Согласно пророчеству старца Филофея, сделанному им в XV веке, когда Россия промыслительно приняла эстафету от Византии, «Москва — третий Рим, а  четвёртому не бывать». Богоизбранность и мессианство определяют всё историческое бытие и сознание русского народа: его язык, культуру, обряды и традиции, черты характера, ландшафты, природный талант богообщения. Вся ухабистая и многострадальная история России после поворотного днепровского Крещения пронизана высочайшими смыслами, понятными одному духовному (сердечному) взору.

В мутном потоке гибнущей цивилизации наше Отечество даже сегодня, ещё не до конца достигнув предначертанной славы и величия, возвышается подобно гранитному утёсу, о который разбиваются волны ненависти и зависти обезумевшего мира. Узкий путь России отнюдь не в том, чтобы безвольно тащиться за Западом, неуклюже копируя его опыт и обслуживая его хищнические интересы. И то и другое бесконечно чуждо тому Духу и тем идеям, которым верой и правдой служили наши доблестные предки, строя величественное здание российской государственности. Роль второстепенного вассала Запада — а на что ещё нам рассчитывать, следуя железной логике рыночной конкуренции! — позорно и губительно для России. А посему та неолиберальная «оболочка», которая содержит в себе и камуфлирует эту роль, в корне чужда нашему историческому призванию. Отсюда — неотвратимость и близость крушения русской версии неолиберализма. Отсюда же — историческая несостоятельность всякого рода теорий и конвергенции, возведённых доморощенными неолибералами в ранг государственной политики. Наша судьба — последнее православное царство.

 

7. НАРОД БОЖИЙ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ГРАНИЦЫ

Народ Божий воплощает в себе всю полноту Церкви Христовой:  видимой и невидимой, «на небеси и на земли». Это живой организм, возглавляемый Иисусом Христом. На земле он представлен православным священством, монашеством и мирянами — тремя неразрывными частями единого тела Христова, каждая из которых выполняет свои функции в церковном организме, добровольно покоряясь воле Божьей. Народ Божий в России — это богочеловеческое духовное братство, опирающиеся не на католическую палочную дисциплину и не на духовное вольнодумство протестантов, а на «единство в свободе по закону любви» (Алексей Хомяков).

Как и всякий живой организм, Народ Божий может расти и убывать, болеть и выздоравливать. Образующие его клетки — крещёные православные верующие всех возрастов, сословий и состояний — непостижимым для человеческого разума образом, силой Духа Святого соединены в единое, живое и трепетно-подвижное целое. Внешне Церковь существует как великое множество разнообразных элементов, как бы «островков» благочестия. Епархии и монастыри, приходы и общины, журналы и клубы, центры социального служения и военно-патриотические лагеря, движения и союзы — невозможно ни охватить взглядом, ни исчислить всю эту многоликость православной «грибницы». Размеры «островков» могут варьироваться: от монаха-затворника до многотысячных межприходских сообществ, окормляемых одним или несколькими духовниками. Господь возвещает: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.,18:20).

По аналогии с живым человеческим организмом Народ Божий составлен из клеток-людей, а те, в свою очередь, сливаясь в «островки», образуют органы и части, выполняющие в теле Христовом различные специфические функции.Все части земного богочеловеческого организма — от Патриарха до рядового мирянина — незримо связаны и созависимы друг от друга,  все равны пред Богом, никто духовно не выше и не важнее другого, но все осуществляют добровольное служение Богу и людям, поддерживая тем самым гармонию личного и соборного. 

«Островки» лишь внешне обособлены друг от друга. Хотя стороннему наблюдателю они представляются уникальными и неповторимыми, каждый со своей судьбой и образом служения, на незримом духовном плане они — одно целое. Подчас «островки» сбиваются в более или менее устойчивые группы или содружества, поддерживаемые сходством задач или угроз, а порой существуют суверенно. Подчеркнём ещё раз: кажущаяся разобщённость ничего не значит, поскольку «архипелаг верных»  духовно целостен до тех пор и в той мере, в какой каждая его клетка или орган соединён со Спасителем верой, молитвой и делами. Божья благодать, привлекаемая в мир горячими сердцами покаяния и любви, незримо обнимает и пронизывает всё земное тело Христово. Она вооружает наши «островки» такими феноменальными коммуникациями, о которых ветхий мир, возглавляемый «старой партийностью», и мечтать не может.

Важно отметить, что многие недоумения по поводу современной Церкви Христовой в России сопряжены с неверным или поверхностным пониманием её сущности и границ. Как человек, будучи образом и подобием Божьем, состоит из тела, души и духа, так и земная Церковь представляет собой лишь видимую часть тела Христова. Истинные, духовные параметры Церкви доступны только его Создателю и Главе — Господу, способному прозревать души людей. Эти параметры, очевидно, не постоянны. Они весьма подвижны сообразно безостановочному, хотя и незаметному перемещению грешных душ из состояния кающихся в состояние спасаемых и наоборот. Благодать привлекается или отступает от человеческой души сообразно её чистоте и исключительно по воле Божьей. В этой связи любые наши попытки судить и оценивать что-либо, кроме самих себя, заведомо тщетны и даже опасны, ибо «царство Божие внутрь вас есть» (Лк., 17:21).

 

8. ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДА БОЖЬЕГО

В миру Народ Божий  строит свои «островки» в самых разных юридических и организационных формах, порой совершенно спонтанно. На более глубоком же и незримом уровне его организм жёстко структурирован догматами, нормами и правилами единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Только в лоне Церкви Народ Божий как целое и каждый его член как часть этого целого становятся таковым, то есть богоблагодатным. Утвердив свою Церковь на земле, Спаситель тем самым до Конца времён определил параметры той духовной цитадели и источник благодатных сил, в которых воинству Христову надлежит выполнить свою вселенскую задачу. За пределами православной церкви Народ Божий беззащитен и теряет свою сущность. Исполнение же церковного круга: совершение таинств, участие в службах, исполнение правил, следование Священному Писанию и поучениям Святых Отцов независимо от размеров и специфики «островков» — поддерживает их общий строй и здравое взаимодействие, как бы далеко они ни находились друг от друга. Пуще глаза нам, сынам Народа Божьего, следует остерегаться всякого рода соблазнов  и попыток  увести нас за ограду Матери Церкви, подменить её обманками сектанства, неоязычества и прочих «продуктов лжеименного разума». Теряя церковную почву под ногами, мы разрываем связь с Богом, произвольно лишаемся Его покрова и защиты, что мгновенно превращает нас в беспомощных жертв «духов злобы поднебесной», которые ищут, кого поглотить. Только скрепы строгой духовной жизни способны превратить  Народ Божий в несокрушимую армию «последних времен», её же не одолеют врата ада (ср[2] . Мф., 16:18).

 

9. СУБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

После распада СССР историческая Россия вступила в новую, по-своему уникальную фазу развития. Принудительная деидеологизация 1990-х привела на время к утрате страной идеи развития, а этносом — внятной самоидентификации. И то и другое было совершено Западом и его местными агентами сознательно в рамках усилий по размыванию духовных и генетических опор русской государственности. Неолиберальная паутина тысячами своих ячеек-проектов — от ЕГЭ и секспросвета до санкций и международной правовой блокады — опутала и сковала русское тело. С чем это сравнить? С Гулливером, которого ловкие лилипуты окрутили сотнями нитей, лишив его движения и воли.

Идентичность — это стержень русской самобытности. Русский человек никогда не довольствуется примитивными земными благами, но будет искать запредельного, защищать слабого, искать правды и сражаться с любым злом, не оглядываясь на его мощь и масштабы. Лишаясь идентичности, он лишь на малое время может удовлетвориться земными крохами, а потом будет томиться и страдать, погружаясь то в глубокую апатию, то в бесшабашное безумство. Именно эту картину «утраты и поиска» мы наблюдаем сегодня в России.

Без чёткой стратегии, разумеется, не может быть и субъекта стратегического действия — той общественной силы, которая на данном этапе и в данных условиях способна вытянуть нацию из трясины расслабленности и потери ориентации. Поразительная черта нашего времени, отличающая его, пожалуй, от всех предыдущих эпох, заключается в том, что роль субъекта стратегического действия в общерусском масштабе исподволь, пока ещё неявно и местами, но всё более решительно начинает играть Народ Божий. При этом и самому церковному люду, и тем, кто его окружает из числа доброжелателей и недоброжелателей, полезно сознавать, что речь не идёт о вульгарной клерикализации общества по аналогии с римо-католиками. Их провалы достаточны, чтобы навсегда предостеречь нас от соблазна замены партийно-государственной бюрократией церковной. Стратегическая субъектность Народа Божьего обуславливается не его властными амбициями, а жёсткой промыслительной необходимостью взять на себя бразды социального лидерства в тот момент, когда страна теряет суверенитет, а традиционные политические элиты в бессилии опускают руки или ступают на путь предательства. К тому же основную тяжесть трудов и ответственности по реализации функций субъекта придётся взять на себя самому многочисленному отряду Церкви — мирянам. Они обладают рядом объективных преимуществ перед другими потенциальными соискателями стратегической субъектности.

Во-первых, в отличие от всей гаммы идеологических партий православные миряне вместе со всей Церковью переживают не спад, а подъём, что разительно отличает наше время от предреволюционного периода столетней давности, когда всё было ровно наоборот: свежеявленные партии расцветали, а духовность убывала.

Во-вторых, утвердившиеся в вере профессионалы разных специальностей и направлений, как чада русского православия, зачастую лучше и острее других активных групп населения сознают чудовищность угрозы нависшего над русским миром сатано-нигилизма в его современной гуманистической и прогрессистской неолиберальной упаковке.

В-третьих, Церковь всегда едина, однако её части в разные периоды времени могут по-разному взаимодополнять и взаимокомпенсировать друг друга. Например, сегодня боевой отряд православных мирян может и должен внести свой вклад в формирование повестки дня и дорожной карты общенационального возрождения. При этом миряне могут внести в общее дело свой практический опыт, профессиональные знания, а священство — наполнить их труды духовной чистотой, предупреждая возможные срывы и отклонения от  указанного Богом пути.

Впрочем, следует иметь в виду, что Народ Божий её только примеряется к роли стратегического субъекта истории. Обладая несравненно более высоким, чем «старая партийность», уровнем духовной идентичности, он тем не менее ещё только вступает в пору созревания и возмужания.

Вообще в теоретическом плане вполне правомерно (и заслуживает более углублённого исследования) вопрос о том, что именно церковный народ в лице своего ядра — людей, вполне познавших своего «внутреннего человека» и Христа, а также вращающихся в его орбите других групп и слоёв населения, на всём протяжении новой и новейшей истории России де-факто играл роль субъекта стратегического действия. Иногда это проявлялось особенно ярко: святой и равноапостольный Владимир крестит языческую Русь; преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; вдохновлённое мученичеством Патриарха Гермогена ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбивает поляков из Москвы и, пресекая Смутное время, возводит на трон династию Романовых; святой Фёдор Ушаков громит на морях турецкие армады; «Чёрная сотня» ломает хребет первой русской революции 1905–1907 годов; перерастание Отечественной войны в Священную предопределяет крах Третьего рейха. Эти и многие другие вехи исторического творчества Народа Божьего неоспоримо доказывают, что источником потрясающей жизнестойкости и силы России всегда были и останутся её Церковь и верующий народ. 

 

10.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РОССИИ

Показательно, что главным объектом безумного ожесточения (осатанения) западных элит, особенно с сер. XX века, стала именно Россия. В этом смысле ничего не изменил, а скорее, даже усугубил тот факт, что после распада СССР расколотая и ограбленная Россия фактически превратилась в полуколонию Запада, уступив ему значительную часть своего суверенитета. Столь «странное» поведение природного хищника к уже поверженной жертве невозможно объяснить никакой логикой. Здесь поможет только духовной метод анализа. Этот метод превосходно разработан тысячелетней православной традицией, он глубок, объективен и даёт исчерпывающее объяснение самым хитроумным измышлениям лжеименного человеческого разума. С помощью Божьей духовное познание пронзает любую толщу вещества и освящает её изнутри светом правды Христовой.  Но мир, «лежащий во зле», бежит от этого света, предпочитая спасительной правде любой самообман.

На протяжении последнего тысячелетия вселенское христианство, теснимое ересями и отступничеством, сжималось как шагреневая кожа. Процесс шёл с запада на восток, и ко второй пол. XX века дьявольский  дух противления существенно разрушил изнутри церковные институты инославия, что и стало главной причиной крушения Запада. Однако сегодня уже не только инославие, но и православие несёт болезненные потери в зонах своего традиционного распространения от Антиохии до Украины и Белоруссии. Фактически православие вжимается в границы России — своего последнего ковчега, промыслительно оснащённого Господом всеми необходимыми пространствами и ресурсами для выживания в конце времён.  

После принятия на себя миссии Третьего Рима в истории России с особой силой начали проявляться такие черты, как промыслительность, эсхатологичность и катехоничность. Кратко охарактеризуем каждую из них.

 

11.  ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОСТЬ

Вся история России, от древней до новейшей, отмечена беспрецедентной ухабистостью. За тысячу лет мы не знали ни одного мирного и спокойного этапа протяжённостью более 20 лет. С точки зрения человеческого здравого смысла это трагедия. В категориях же любвеобильного Промысла Божьего — наоборот, спасительное, хотя и горькое, лекарство, защищающее целый народ от духовного оскудения и гибели. Извечная турбулентность отечественной истории, особенно в наше время, не позволяет русскому этносу ни пресыщаться, ни дремать, ни терять присущих ему качеств — выносливости, жертвенности и высоты духа. Лучше всего эту промыслительную «работу» символизирует движение русской телеги по просёлочной дороге — в ней особо не поспишь. Тем же Промыслом широкой русской душе предопределено в духе любви и служения вершить великие дела, не оглядываясь на собственное благополучие и саму жизнь. Воспитанная в этих традициях, она никогда не примет западные идеалы сытости и самодовольства, неосознанно протестуя против попыток навязывания их сверху уходом в социальную апатию или чувственные пороки.

Духовное измерение в русской истории не подразумевает никакого искусственного разграничения между отдельными её этапами, будь то в виде классовой борьбы, смены формаций или образа правления. Самодержавие, «красная империя», нынешний неолиберализм суть звенья одной цепи и последовательные акты Промысла, с помощью которых Господь, не нарушая свободы людей, выравнивает губительные духовные перекосы в русском сознании, высвобождая нашу свободу выбора и повышая и восстанавливая наш иммунитет к революции как продукту дьявольской воли. Россия не смогла бы вступить в блистательное Последнее царство, не испытав на себе горечи таких безбожных соблазнов, как коммунизм (социализм) и неолиберализм (сатано-нигилизм), и не выработав против них соответствующего духовного противоядия. Теперь мы всем народом имеем иммунитет, которого, к великому сожалению, у нас не оказалось в 1917 году.

 

12.  КАТЕХОНИЧНОСТЬ

Продолжая применять духовной метод к обзору истории, мы без труда обнаружим, что именно инаковость, неотмирность русской цивилизации как Третьего Рима и «катехона» — удерживающего (греч.) последнего бастиона духовной брани в Конце времён, — именно это, а не что-то другое обуславливает и вполне объясняет неуёмное беснование Запада против, казалось бы, уже поверженной и пленённой России. Неслучайно ещё в 1990 году оракул глобализма Збигнев Бжезинский громогласно заявил, что после разрушения СССР главным врагом Запада стала Русская православная церковь. В сегодняшних условиях, когда российская государственность серьёзно ослаблена и расстроена, именно Русская православная церковь как столп и основание Истины Христовой, хранительница народной души и духа служит главной опорой Третьего Рима. Поскольку же, по словам Господа, созданную Им церковь до конца времён «не одолеют врата ада», православие, сохраняющее верность Христу, а с ним и государство Российское, служащее Церкви как тело душе, не погибнут до Страшного суда.

Функцию «удерживающего» вольно или невольно после днепровского Крещения Руси один за другим выполняли все самодержцы и правители государства Российского — от равноапостольного Владимира до президента Владимира Путина. Даже нигилисты-большевики, идейных преемников которых мы во множестве обнаруживаем среди современных неолибералов. Служа слепым орудием Промысла, они, с одной стороны, возвели Русскую церковь на Голгофу мученичества, а с другой — «железным занавесом» оградили её от смертельно опасного обмирщения, достигшего кульминации к 1917 году. Да и сам октябрь 1917 года в категориях духа явился не столько результатом козней внешних и внутренних врагов царизма, сколько закономерным следствием нескольких веков «неприметного ухода православия из России» (святитель Тихон Задонский). Чрезвычайно важно для нас иметь в виду, что в отличие от нач. прошлого века Церковь Христова в России не отступает, а столь же неприметно наступает, задавая тон и формируя векторы грядущего возрождения Святой Руси.

Сегодняшнюю роль России как «катехона» можно определить следующим образом: удерживание мирового зла в его любых, прежде всего духовных формах (миротворчество), а также недопущение реализации идеи мирового господства кем бы то ни было.

 

13.  ЭСХАТОЛОГИЧНОСТЬ

Особое место и роль России в эпоху, которую Святые Отцы православия именуют «последними днями», невозможно понять и определить иначе, как в смысле её духовного мессианства. В самом деле, если исходить из нынешнего положения России под гнётом неолибералов, то есть её унизительной зависимости от Запада и общего хозяйственного отставания, то в условиях жесточайшей конкуренции и глобального диктата США у нас нет ни одного шанса не только на какое-либо мессианство, но и просто на выживание как государства и этноса. Принципиально иначе выглядит русское будущее через призму духовного восприятия.  В «Ковчег Россия» в последние дни начнут стекаться все верные Христу со всего мира. Естественно, приют им даст не квазиколониальный неолиберальный режим (чуждый и враждебный по духу самой этой идее), а Последнее Православное Царство, которое придёт ему на смену без революций и войнЭто и объясняет, зачем Господь снабдил Россию одной шестой частью планетарной суши и третьей частью мировых природных ресурсов. 

 

14.  ПРОВОДЫ СТАРОЙ ПОЛИТИКИ

Вступление на арену глобального противоборства свежей силы — Народа Божьего — предваряется и сопровождается столь же глобальной по масштабам деградацией старых партийно-идеологических конструкций, задававших тон общественной жизни в течение нескольких столетий.

При всей поистине неохватной пестроте и разноплановости этих структур (партии, движения, блоки, ложи, общества и т.п.) объединяет их одно —  отрицание Бога и упование на «светлый» человеческий разум в деле строительства «царства божьего» на землеСегодня даже самые успешные из них, вершившие на разных этапах судьбы миллионов людей — коммунизм, фашизм и гуманизм, — на глазах хиреют, дряхлеют и сходят с исторической сцены. Все эти идеологии «от ума» — банкроты, их удел — доживать свой век в приживалках вчерашних своих конкурентов.

Наиболее типичный пример в России — судьба компартии. Подобно десяткам других системных и несистемных участников политического процесса КПРФ, по сути, утратила былую идейную целостность,  срослась с правящей неолиберальной верхушкой и, прикрываясь оппозиционной риторикой, де-факто защищает её интересы.

Все без исключения старые партии страдают общим недугом — харизматическим вождизмом и агрессивным популизмом при полном отсутствии внятной идеологической платформы и нежеланием её развивать. Эта на первый взгляд странная рефлексия объясняется не субъективными просчётами, а самим ходом всемирной истории, угасанием всех творческих начал в естестве падшей цивилизации, отвергшей Бога.

В ослеплении безбожием человек XXI века исчерпал почти весь свой потенциал созидательного интеллекта и труда. Тем самым он повторил цикл деградации, пройденный допотопным человечеством, выраженный в грозном предупреждении Священного Писания: «Человек в чести сый, не уразуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс., 48:12). Не только в России, но и по всему миру политический ландшафт «старой партийности» всё более и более напоминает безжизненный марсианский пейзаж, по которому бродят тени умирающих партий и их мельчающих из года в год вождей. Они ещё по инерции уповают на «светлый разум», тешат себя тщетной надеждой остановить скольжение цивилизации в пропасть небытия с помощью новых законов, структурных реформ и технологических прорывов. Они напрочь забывают слова Господа о том, что «царство Божие внутрь вас есть» (Лк., 17:21), и достигается оно не изменением внешних форм, а глубоким преображением во Христе самого человека через покаяние и исполнение Его законов-заповедей.

С точки зрения рацио за угасанием старой политики ничего нет и быть не может. Однако в понятиях более высоких, духовных с исчезновением политических «мамонтов» нашему взору открывается не безжизненная пустыня, а плодородная целина, на которой уже проклёвываются ростки Народа Божьего. 

 

15.  ПОЧЕМУ ПАТРИОТЫ НЕ ЗАМЕЧАЮТ НАРОД БОЖИЙ?

Причин этому как минимум три. Во-первых, подавляющая часть так называемого патриотического лагеря России обеими ногами увязла в «старой партийности». А православие воспринимает не духовно, а по естеству своему — душевно. В Церкви патриоты видят не богочеловеческий организм, способный преобразить и спасти мир, а всего лишь общественный институт и достойную уважения, но устаревшую традицию. Патриоты заигрывают с Церковью из интуитивного уважения к её массовости (потенциальному электорату) и известному влиянию на государственную власть.

Во-вторых, дело ещё в самой природе Народа Божьего, которая, естественно, налагает свой отпечаток на его образ мыслей и поведения в обществе.Православные люди избегают привычных для старой политики шумных манифестаций и проявлений бунтарства: они не гремят касками по мостовой перед Белым домом, не стараются перекричать друг друга в телевизионных ток-шоу, им не нужны публичные клятвы верности и партбилеты. Это сила мягкая, тихая, от корней травы, но, как и всё, что от Бога, она неодолима в отличие от суетного праха земных страстей, «его же возметает ветр от лица земли» (Пс., 1:4).

В-третьих, зрительным настройкам патриотов «мешает» островное устройство Народа Божьего. Вся картина, вся полнота этого неотмирного церковного архипелага доступна только Христу, обычный же человек способен разглядеть лишь несколько близлежащих «островков», что создаёт (порой даже у верующих) иллюзию малочисленности и разобщённости земной Церкви. Тем не менее близорукость патриотов ни в коем случае нельзя ставить им в укор. Это не вина их, а беда, притом беда, возможно, временная. Именно приверженцы державно-патриотических убеждений, даже будучи вдали от храма, представляют собой наиболее многочисленный и самый вероятный резерв Народа Божьего. Крушение старых иллюзий, с одной стороны, а также невыносимая духота падшей цивилизации — с другой властно толкают этих честных, смелых и совестливых людей к спасительному маяку православной веры. И здесь для нас гораздо важнее не подстёгивать их духовный выбор, а следить за тем, чтобы «маяк веры», горящий в сердце Народа Божьего, светил ярче.

 

16.  ЗАКВАСКА И ТЕСТО

Кажущаяся малочисленность и пассивность (неброскость) верующих профессионалов — авангарда и ядра Народа Божьего — чаще всего и выставляется нашими оппонентами в качестве упрёка или аргумента в подтверждение недееспособности Церкви как духовного инструмента преобразования общества. Здесь, как и всюду, мы находим очередной образец ассиметричности и нестыковки двух методов познания — рационального и духовного.

Тайна успешного внутреннего домостроительства Народа Божьего подсказана в притче Господа о женщине, которая, взяв три меры муки, положила туда щепоть закваски, пока всё не взошло (Лк., 13:18–21). Закваска здесь — Народ Божий в единстве всех верных Христу, а тесто — та часть населения, которую иеромонах Серафим (Роуз) называл «наши вероятные братья во Христе». Под прессом сатано-нигилизма люди, ещё вчера далёкие от Христа, начинают поворачиваться к Нему. Отвергая старые и новые лжеценности, они воспринимают правду Христову как последнюю гавань спасения. Согласно статистике в современной России лишь около 20% вполне «усвоили» неолиберальные идеи, 40% живут ещё советскими идеалами, на 9/10 христианскими, 4–8%, по разным оценкам, могут быть отнесены к категории ядра Народа Божьего, остальные не определились или относятся к неправославным конфессиям. Таким образом, даже беглый взгляд на структуру общественного сознания россиян выявляет гигантский потенциал народного «теста». Процесс «заквашивания» уже сейчас идёт нарастающим итогом, как бы ни противилась этому либеральная элита. Что же до всякого рода санкций, диверсий, провокаций и угроз, которые Запад напрямую или через своих агентов обращает против Третьего Рима, то этот молот скорбей, попущенный свыше, лишь дополнительно выковывает и закаляет волю Народа Божьего.

Почему так происходит? Неужели дьявол и его воинство не осознают, что творят себе во вред? И вновь тут ничего не понять без духовной оценки: бесы хитры, злобны и изворотливы, но не мудры. Запад и рад бы положить Россию на лопатки, накормив её до отвала за её же счёт, однако присущие его элитам демоническая алчность и слепая ненависть к Русскому Ковчегу превозмогают всё, даже вполне рациональные доводы и умозаключения.

В свете сказанного ключевой задачей Народа Божьего следовало бы считать не бесплодный политический «активизм», а всемерное укрепление своих внутренних рядов, своей духовной цитадели — Церкви, Её богоданной способности заквашивать народное тесто. Как именно устроены и как работают процессы и механизмы «заквашивания», нам, земнородным, знать не дано, ибо «неисповедимы пути Господни», а «самое немудрое у Бога мудрее самого мудрого у человеков» (1 Кор.,1:25). Зато мы вполне способны видеть результаты «заквашивания», нами же отчасти и инициируемого, а равно и ощущать свою причастность к его ходу, его интенсивности. «Вера без дел мертва» (Иак., 2:26), среди дел же веры исполнение функции «закваски» становится сегодня важнейшим. «Стяжи дух мирен, — призывает преподобный Серафим (Саровский), — и тысячи вокруг тебя спасутся». Можно ли точнее и ярче выразить несокрушимую мощь божественной благодати, которая вручает силу Божью в руки немощных, невластных и незнатных, дабы «никакая тварь не превозносилась пред Богом» (1 Кор., 1:29).

 

17.  ХВАТИТ ЛИ НАМ РЕСУРСОВ?

Вопрос далеко не праздный. Все богатства мира от начала времён сосредоточены в руках дьявола и его служителей. В этих условиях «островки» Народа Божьего испытывали и всегда будут испытывать некую нехватку материальных средств, необходимых для их работы. Впрочем, духовный взгляд на эту ситуацию выявляет ряд моментов, в корне меняющих картину.

Первое. Господь подаёт верным своим немного и немало, а столько, сколько им потребно для праведных дел. Если же чего-то не хватает, то это значит, что либо часть дел наших не отвечает воле Его, либо мы расходуем ресурсы нерачительно или нечестно.

Второе. Нередко нас смущает изобилие «денежных потоков» у врага. Между тем пристальный анализ структуры этих его ресурсов показывает, что как минимум на 9/10 они дутые, поддельные или служат личному обогащению. Проще говоря, эти ресурсы губительны для человека, а потому даже не могут считаться реальными ресурсами.

Третье. Ни одно великое дело в истории не совершалось деньгами. Таинственным образом Господь устраивал так, что сонм врагов побеждался немногими бесстрашными праведниками, а великие империи сгорали и рушились под тяжестью собственной роскоши и греха.

Наш путь — это путь воинов Христовых, необременённых ничем сверхдолжнымЭто путь разумной достаточности, умеренности, терпения, смирения и несения тягот друг друга, что позволяет исполнить закон Христов. Наше оружие — не железо и технологии, а всякое слово Бога, молитва и благодать. Помещая умное внутреннее делание в центр внимания души, собирая воедино Церковью разрозненные, расстроенные и расслабленные части собственной души, мы получаем самое верное и победное «божественное всеоружие» против вселенского зла в любых его формах. «Ищите прежде царства небесного и правды его, — учит Господь, — и всё это приложится вам» (Мф., 6:33). Под словом «это» подразумеваются те самые искомые ресурсы, по дефициту которых так часто и так горько скорбят наши неокрепшие христианские души.

Когда Святые Отцы напоминают всем нам, что «не враг силён, а мы слабы», они показывают конкретный путь к достижению превосходства над врагом во всём, в том числе и в ресурсном обеспечении. В наших «островках» содержится гигантский и пока ещё не задействованный потенциал усиления. Не хватает денег? Слабые христиане, мы всё ещё не можем до конца честно «отдать плоть, чтобы принять дух» (святитель Тихон Задонский). Большинство из нас так и не научилось посвящать общему делу спасения хотя бы «десятину» от своего достатка. Оскорбляя Бога, мы цепляемся за своё «кровно нажитое», создаём какие-то нелепые запасы на «чёрный день», ищем сотни оправданий собственной жадности или расточительству. Куда это годится! Если нам хотя бы немного удастся ослабить хватку этих страстей, поставить честь выше прибытка, а дух выше плоти, наши проекты мгновенно наполнятся недостающими финансовыми и трудовыми активами. Мнимый дефицит исчезнет сам собой.

 

18.  СЛОЖНОЕ ЦВЕТЕНИЕ НАРОДА БОЖЬЕГО

Да, это именно так и выглядит! Народ Божий как могильщик «старой партийности» и созидатель (хотя бы и на ограниченное время и лишь на шестой части планеты) духовно-светской цивилизации, альтернативной неолиберальному угару, зарождается, возрастает и мужает прямо в недрах гибнущего мира. В этом его отличие и судьба, которую надо осознать и принять, чтобы избежать крайностей — уныния и превозношения. Чем-то феномен становления Народа Божьего напоминает русский луг ранней весной. Мёрзлая земля выглядит уныло и обречённо под слоем прошлогодней травы, но согреваемые солнцем луговые корни уже пробуждаются, их уже не остановить. Пройдёт месяц-другой, и русский луг предъявит взору всю свою мощь и разнотравье. Об этом «сложном цветении» Народа Божьего ещё в XIX веке мечтал выдающийся русский богослов Константин Леонтьев, фиксируя этико-культурный упадок Европы и опасность революционного заражения России.

Ещё Народ Божий уместно и полезно сравнить с грибницей. Недоступная глазу, она всецело подчинена воле Божьей и даёт плоды свои, где и когда Ему угодно. Так и церковный народ: распространён он неравномерно по лицу земли, в своё время где-то прирастает, а где-то убывает, оставаясь тем не менее единым живым организмом, телом Христовым.

Чем полезны эти образы? Народ Божий ещё не достиг полноты зрелости. К тому же он слишком своеобразен, отличен от стандартных общественных шаблонов. Главное его отличие в том, что он живой, и в его клетках пребывает божественная благодать. Сама мысль о принадлежности к телу Христову должна вселять в каждого из нас твёрдую решимость и мужество. 

 

19.  НАРОД БОЖИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Напрашивается  вопрос:  надо ли церковному народу участвовать в политике? Точного и однозначного ответа мы не имеем. Однако в дискуссионном порядке уместно высказать следующую мысль: в удушающей атмосфере сатано-нигилизма, наступающего широким фронтом на Россию под лозунгами безграничных свобод, Народ Божий может и отстраниться от политики, а вот она от него — никогда. Пошлой «культурой греха», всепроникающей рекламой, лживыми СМИ и интернет-сетями, через поверженную нигилистами систему образования и воспитания гибнущая цивилизация будет вламываться в наши дома и семьи, растлевать и порабощать наших детей всюду, где она сумеет насадить свои богопротивные порядки.

Неолиберальная политсистема не может не видеть роста силы и влияния РПЦ и на свой лад пытается «приручить» Народ Божий. Делает она это, как умеет, то есть неуклюже и бездарно. Старые партии, даже коммунисты, изо всех сил расшаркиваются перед «православным электоратом», словно бы не замечая непреодолимой пропасти между их программами и учением Христа. Народу Божьему они ничего не могут дать, кроме отдельных фрагментов положительного социального опыта, а также части своих сторонников, которые по мере разочарования в идеологических «измах» начнут (и начинают уже) пополнять его ряды.

Официальный Кремль тоже не прочь подтянуть к себе армию верующих, но не напрямую, а через «мостки» патриотизма, традиции, исторической памяти и показной обрядовости. Для матёрых неолибералов, составляющих  костяк политической власти России, Церковь — это не друг и даже не союзник, но принципиальный враг, с которым, однако, им сегодня нельзя не считаться.Эти круги в перспективе готовы и на прямой конфликт с Русской православной церковью, хотя пока предпочитают разными способами нейтрализовывать, сдерживать и изолировать Народ Божий, прозревая в нём своего могильщика. В тактике неолибералов довольно явственно просматривается стремление окружить головное звено Церкви плотной государственной «опекой», усилить контроль над ней со стороны администрации президента и других органов власти, насаждать духовно чуждые Народу Божьему кадры «эффективных менеджеров».

Тактика их действий состоит в том, чтобы расслоить Народ Божий, изолировать друг от друга его номинальные верхи и низы, внедрить чуждый православию дух в самую сердцевину церковного сообщества. Наверняка не без участия прозападной элиты в последнее время активизируются попытки сблизить Русскую православную церковь с Ватиканом. Не вдаваясь в богословские и историко-церковные нюансы, требующие специальных знаний, в общем плане лишь отметим, что чрезмерное и неестественное стягивание «двух ветвей» некогда единого вселенского христианства, одна из которых (инославие) уже утратила благодатное начало, чревато серьёзными угрозами и потрясениями, в первую очередь с духовной стороны. Живое православие от этого действия получит тяжелейшую рану, отсохшая же ветвь инославия вообще никогда не оживёт, если искренне и гласно не откажется от своих ошибок. Кроме того, современные католики в своей массе — лояльные западные граждане, зачастую поддерживающие несправедливую санкционную политику своих правительств против России, приветствующие борьбу с ней и радующиеся её трудностям. Вряд ли такое состояние души можно назвать объединяющим и христианским.

 

20.  ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ И РЕВОЛЮЦИИ

Как и всякая вполне сознающая себя и свою миссию общественная сила, Народ Божий не может обойти вниманием вопрос о власти. Но подходит он к нему решительно иначе, чем старая политика, воспитанная на идеологических мудрованиях и поклонении идолам Революции. Народ Божий исходит из того, что «всякая власть от Бога», и служит она инструментом духовной божественной хирургии. Поэтому мы были, есть и будем естественными и непримиримыми противниками самой идеи и практики революции как порождения дьявольской воли. Нынешняя прозападная неолиберальная власть никоим образом не отвечает чаяниям Народа Божьего, будучи ему духовно чуждой, но даже её он готов защищать от всякого рода «цветных революций», направленных на полный подрыв и разрушение российской государственности. Своё продвижение во власть по мере внутреннего разложения и деградации последней обновлённый церковный народ связывает не с насильственным революционным сломом государственных устоев, а с последовательным и упорным вытеснением чуждых России и русскости элементов общественного бытия и сознания при одновременном замещении их кадрами и формами нарождающейся духовно-светской цивилизации. В отличие от революционного подхода мы исповедуем принцип эволюционного вытеснения из общественных структур всех и всяческих носителей «духа противления»: продажности и коррупции, космополитизма и измены, некомпетентности и равнодушия к народным нуждам… одним словом, любой неправды пред лицом Божьим.

Нам пора твёрдо заявить власти, что именно Народ Божий служит той её последней защитой, тем стратегическим резервом, который грудью встанет на пути чужеродного вторжения, когда расколются элиты и силовые структуры, рассорятся олигархические кланы и региональные князьки, запылают костры «майданов», и неолиберальная власть, как в случае с Януковичем, ощутит бездну под ногами и попытается скрыться в других странах.

 

21.  ТРИ ЗАДАЧИ НАРОДА БОЖЬЕГО

В годину смуты — а Россия после краха СССР переживает именно такое время, и подобно кораблю в бушующем море, лишённому компаса и руля (государственной идеологии), — не лидерские рейтинги и военная сила, а исключительно верующий церковный народ — вот что обеспечивало сохранность и преемственность Святой Руси на всех этапах её исторического пути. В 1917 году монархия рухнула в результате критического отступления правящих верхов и народных низов от истины Христовой. В свою очередь, Советский Союз пал не под ударами внешних врагов, а под тяжестью собственного безбожия.

Взлёт Русской православной церкви, начиная с 1990-х годов, даёт России исторический шанс вернуться на «узкий путь» Третьего Рима, столь трагически оставленный ею сто лет назад.

Как и в периоды всех предыдущих смут, включая октябрьский переворот, Народ Божий незримо образует как бы незримый становой хребет для расстроенного и расшатанного национального государства. Церковные «островки» становятся в такие моменты ориентирами и маяками смыслов для растерянного и униженного населения. Самим фактом своего существования и развития в разлагающейся ткани неолиберализма они скрепляют ослабшие общественные ячейки и структуры, связывая их подобно цементу. Такова первая задача Народа Божьего.

Вторая задача — формировать спасительный образ будущего и пути насущных преобразований, но как бы с упреждением и загодя. Одиночество и обособленность Церкви Христовой в современном мире, особенно в смутные периоды, нередко придают вкус горечи и бессмысленности такой работы «в ящик стола». Но как сам Народ Божий формируется в утробе чуждой ему неолиберальной власти, как он набирает силу и взрослость под прессом её явных или скрытых гонений, так и творческие усилия его думающего авангарда по прорисовке образа будущего, вырастающего из руин настоящего, не только желательны, но и насущно ему необходимы. И не одному ему. Весь постхристианский мир, зачастую даже не осознавая этого, жаждет спасительной альтернативы. Человечество биологически не хочет умирать и потому цепляется за ложные «рецепты выживания», однако никакие панацеи здесь не помогут по причине его общей духовной немощи и потери связи с Богом. Если Россия в оставшееся относительно короткое время не выработает такой духовно-светской альтернативы, синтезирующей полезный человеку прогресс с совершенством Евангелия, то старые и новые (вроде ИГИЛ) болезни падшего мира довершат саморазрушение цивилизации и выведут её на рубеж Конца времён.

Мы, сыны Народа Божьего, можем и даже обязаны видеть ростки победы в каждом поражении, перспективы контрнаступления в любом отступлении, силу врага — исключительно в своей слабости. Всё в этом мире должно способствовать нашей победе!

Наконец, третья задача Народа Божьего — непосредственное практическое созидание того будущего, контуры которого наметили его мыслители, соединяя тысячелетний опыт Церкви со спецификой сегодняшнего этапа. Созидание есть акт индивидуального и коллективного творчества православных людей в местах их повседневного служения Богу и людям в духе правды Христовой. Из этих капелек и ручейков Промыслом Божьим и выстраивается величественное здание Последнего Православного Царства. Хотя действовать надо уже сейчас и невзирая на обстоятельства, ибо невозможно то будущее, у которого нет ростков в настоящем.Наша прикровенная и масштабная созидательная работа не видна бездушному оку суетного мира точно так же, как неслышно и незаметно прорастает  всходами русский луг под лучами весеннего солнца.

Все три указанные задачи решаются одновременно и как бы параллельно друг другу, а не так, что бы одна вперёд, а другие потом. Каждая из них дополняет и подкрепляет другую, друг без друга они существовать не могут, и в сегодняшней России мы без особого труда обнаружим многочисленные примеры этого поистине Богочеловеческого творчества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дорогие отцы, братья и сёстры!

 

Пришло время всем нам, чадам Народа Божьего, клеткам (членам) Тела Христова — Святой Церкви, честно и мужественно взглянуть на самих себя и окружающую действительность, отбросить прочь все иллюзии и шаблоны. «Наша брань не против плоти и крови, а против… духов злобы поднебесной» (Еф., 6:12), — говорит апостол Павел, а значит, никакие человеческие законы, структуры и идеи, неосвящённые благодатью Божьей, ни на йоту не помешают дьяволу соблазнять и губить миллиарды людей, толкая цивилизацию в пропасть самоистребления. Ветхий мир надеется с помощью науки и прогресса спрятаться от этого подсознательного страха, но отрицанием истины Божьей он лишь усугубляет своё бедственное положение и приближает конец. Ветхий мир чужд Народу Божьему, как и самому Христу. Всеми силами он стремится изолировать и сдерживать развитие Церкви. Однако наше время пришло! «Царственное священство» мирян, окормляемое пастырями добрыми, как основной, самый массовый и быстрорастущий отряд Народа Божьего дозрело до выполнения своей вселенской миссии в масштабе России, а возможно, и целого мира.

 

Александр Нотин

 

http://pereprava.org/privacy/3721-narod-bozhiy-v-sudbah-rossii-i-mira-duhovno-svetskiy-put.html

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Виктор Авторы недавних комментариев
Виктор
Гость
Виктор

— «… мы должны сформировать образ русского будущего …», — полагаю, что в этом образе должна присутствовать опора России на Русские Национально-культурные автономии за рубежом. И не только на русские, но и на НКА соотечественников России других национальностей. Правовой фундамент для того есть как в международном праве, так и в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Надо лишь в исполнении этого Закона законе сделать упор именно на «Национально-культурные автономии», как экстерриториальные объединения всех обществ зарубежья по сохранению русской национальной культуры в государствах их проживания во Едино. Финансовой опорой НКА предлагаю сделать учреждаемые ими предпринимательские… Подробнее »

Смотрите также