Позиция избранного президента США Дональда Трампа по вопросу торгово-экономических отношений с другими государствами может быть выражена одним словом – протекционизм…
Это предполагает повышение импортных пошлин, отказ от многосторонних соглашений, предусматривающих дальнейшую либерализацию торгово-экономических связей, переход на заключение двухсторонних соглашений с индивидуальными условиями для каждого торгового партнёра США. В ходе предвыборной кампании Трамп скептически высказывался и о Всемирной торговой организации (ВТО) с её принципами торгового либерализма, усомнившись в целесообразности участия США в данной организации, но ещё более жёсткой была его оценка соглашения НАФТА.
НАФТА — это Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) между Канадой, США и Мексикой, подписанное в декабре 1992 года и вступившее в силу 1 января 1994 года. Соглашение создало некоторый интеграционный эффект в Северной Америке: объём взаимного экспорта между тремя странами за два десятилетия (1994 – 2014) вырос в четыре раза, доля взаимного экспорта — с 41,4 % до 49,2 %.
Последний раз Трамп заострил тему НАФТА в конце сентября в ходе теледебатов с Хиллари Клинтон, заявив, что последняя, занимая пост государственного секретаря, плохо защищала внешнеэкономические интересы США: «Сделка по НАФТА была худшей сделкой в истории… – сказал Трамп. – Нам следует изменить условия торговых договоров».
Окружением избранного президента разработан план действий на первые 100 дней после вступления в должность избранного президента. Один из пунктов этого плана – принятие официального решения о выходе США из НАФТА или же сохранение членства в НАФТА при условии кардинального пересмотра условий соглашения. В том и в другом случае для товаров, импортируемых из Мексики, будет установлена пошлина в размере 35%.
Борьба за выравнивание торгового баланса США
Цели экономической политики Трампа просты — разогнать экономический рост Америки до 4 % и создать 25 млн новых рабочих мест. Для этого надо сделать торговый баланс Америки положительным. Между тем в течение последних 40 лет Америка живет с дефицитным балансом, она больше ввозит, чем вывозит. По данным Министерства торговли США, в 2010 году дефицит торгового баланса США составил 4,6% ВВП. Вот данные за следующие годы (%): 2011 г. – 5,1; 2012 г. – 4,9; 2013 г. – 4,5; 2014 г. – 4,6; 2015 г. – 4,5. Рекордная величина дефицита торгового баланса США была зафиксирована в 2006 году: 892 млрд. долл., или 6,44 % ВВП. Это астрономическая сумма, сопоставимая по величине с ВВП таких стран, как Индонезия, Саудовская Аравия, Нидерланды, Турция, Мексика. То есть долг Америки в 2006 году перед другими странами увеличился почти на 900 млрд. долл. США потребляют товары со всего мира за счёт бессрочного и почти беспроцентного кредита. И сейчас дефицит торгового баланса не намного меньше рекордного значения 2006 года (в 2015 году — 735 млрд. долл.).
Дефицит торгового баланса – это 1) экспорт рабочих мест из Америки; 2) снижение ВВП на величину, равную величине отрицательного сальдо торгового баланса. Если добиться сбалансированной торговли и нулевого сальдо, ВВП США увеличится на 4-5 процентов. Этого с избытком хватит для того, чтобы Трамп смог выполнить свои предвыборные обещания по ускорению экономического роста Америки.
Начать выравнивание торгового баланса США Трамп решил с соседей. Дефицит торговли с Мексикой в прошлом году составил 58,4 млрд. долл., с Канадой – 14,9 млрд. долл. В совокупности — 10% общего дефицита торгового баланса США.
Ревизия НАФТА: что ждёт Мексику?
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп назвал американо-мексиканские отношения «улицей с односторонним движением», заявив, что мексиканцы отнимают у американцев деньги, а взамен США получают наркотики и безработицу.
Трамп уверяет, что Мексика — «бенефициар» НАФТА. Формально он прав, но в начале 90-х годов у мексиканцев появились иллюзии, что их страна постепенно подтянется по экономическим и социальным показателям к своим северным соседям. Этого не произошло, разрыв в показателях ВВП и в уровнях доходов населения не уменьшился. Доля жителей Мексики, находящихся ниже черты бедности, по сравнению с началом 90-х годов не снизилась. В Мексике появились сотни корпораций из США, которые стали создавать производства и нанимать местную рабочую силу по цене существенно более низкой, чем у себя в стране. Единственной «отдушиной» для мексиканцев было то, что соглашение НАФТА облегчало выезд граждан в США, где они могли найти работу. Однако вместе с легальными трудовыми мигрантами в США устремились миллионы нелегалов.
Трамп обещал ещё до отмены или пересмотра соглашения НАФТА выгнать из Америки 5 млн нелегальных иммигрантов (многие из них, по его словам, «насильники» и «преступники»), а также построить стену на границе, через которую не проникнет даже мышь. Причём заставит заплатить за строительство стены Мексику. Трамп уверен, что Мексика всё равно заплатит, ей некуда деваться: в случае отказа мексиканская сторона может потерять почти 60 миллиардов, которые она получает в виде положительного сальдо от торговли с США. Заодно Трамп предупредил, что есть и более простой способ воздействия на Мексику: запретить мексиканским иммигрантам в США осуществлять денежные переводы на родину.
Первым, что ощутила на себе Мексика от победы Трампа, было падение национальной валюты (песо): 9 ноября она обвалилась на 13%. Эксперты не исключают, что экономика Мексики может рухнуть. В этом случае ей точно будет не на что строить стену, а США получат от южного соседа «подарок» в виде новых миллионов нелегальных мигрантов.
Трамп, НАФТА и Канада
Забеспокоилась и сравнительно благополучная Канада, чьё благополучие в значительной степени строится за счёт налаженной торговли с Соединёнными Штатами. Канада намертво привязана к своему соседу: 72 % экспорта товаров и услуг идут в США, а это 23% ВВП и 2,5 млн рабочих мест в стране.
Эксперты заметили, однако, что, критикуя соглашение НАФТА, Трамп не допускал никаких выпадов против Канады, учитывая, вероятно, значительную взаимозависимость двух стран не только в сфере торговли, но и в части, касающейся инвестиций, а также взаимосвязей ТНК. Оптимистично настроенные канадские политики полагают, что обещание Трампа ликвидировать НАФТА им ничем не грозит: в этом случае страны вернутся к двухстороннему договору между США и Канадой 1987 года, действовавшему до 1994 года.
В заключение стоит сказать, что оппозиция демонтажу соглашения НАФТА существует не только в Мексике (и отчасти в Канаде), но и в самих США, особенно со стороны транснациональных корпораций, для которых Мексика является идеальной площадкой для размещения своих предприятий. Любые инициативы Трампа по НАФТА потребуют законодательного оформления в конгрессе. Демократы будут против, но и среди республиканского большинства инициативы Трампа по НАФТА могут не получить единодушной поддержки: не все республиканцы разделяют протекционистскую идеологию нового президента.
В ближайшее время мы станем свидетелями горячих баталий в Конгрессе США по вопросам торговой политики Америки.
http://www.fondsk.ru/news/2016/11/17/nafta-tramp-vremya-protekcionizma-43057.html