19-

НАДЕЖДА ЮДИНА. Потеря русской мечты на дорогах истории: как это было и как вернуться на заповеданный путь

 

 «Пойдем дорогою царскою, не своротим, ни направо, ни налево…» (Чис. 20, 17).

Политика русского мира должна быть ему органична, как душа русского человека органична слову Правды. Поэтому описание русской мечты должно быть наложено на образы и смыслы, которых время не касается. Они не имеют трансфрормации в вечности потому, что запечатаны верой в Триединого Бога – Он один не изменяем. Мы хотим видеть лучшее будущее для себя и своих детей, но для этого нам необходимо восстановить утраченную нами органику вечности с тем нетленным образом,  к которому всегда стремилась душа русского человека.

«Мы рождены чтоб сказку сделать былью»

Год назад  в Изборском клубе состоялся круглый стол на тему: «В поисках русской мечты и образа будущего». Во вступительном слове председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов напомнил собравшимся, что главной целью создания Клуба является формирование идей и смыслов, направленных на объединение общества, развитие, укрепление и процветание нашего государства. Путеводной звездой на этом сложном тернистом пути должна стать русская мечта, которая как купол вмещает в себя, по его словам, бесконечное количество самых разных проявлений.  Каждое из них стремится к улучшению мира, к его преображению, к его светоносности. «Только гармоничное общество, объединённое высшей целью, осенённое русской мечтой, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок», — сказал А.П.

Не ошибусь, если скажу, что Александру Андреевичу  действительно удалось собрать под купол своей мечты мыслящих, и болеющих за судьбу нашей страны людей. Со своей стороны  мне также хочется поддержать устремлённость этого высокого собрания в осуществлении мечты о светлом будущем для нашего народа. Только в поисках этой мечты, в поисках той идеи, которая поведёт нас к намеченной цели, мы всегда должны помнить, что образ этой мечты должен быть такой высоты и чистоты, наполнен таким смыслом, ради которого не страшно будет и умереть.

Именно из этого энергийного начала и состоит вся динамика русской жизни, весь её непонятный для многих строй, когда всё происходит  как  в сказке. Сказочный витязь, оказавшийся на развилке трёх дорог, делает свой выбор —  он идёт прямым путём, туда, где ему суждено будет умереть. Однако,  происходит обратное: несмотря на то, что впереди его ждёт смерть, он всё же идёт на неё, но восстаёт как «феникс из пепла»,  становясь сильнее, мудрее, богаче.  Русская сказка показывает нам, насколько велико значение правильного выбора в жизни человека (страны) и когда мы делаем этот выбор, было бы неплохо понять, что лежит в его основе и на что указывает нам народная мудрость.

Сейчас, когда мы в очередной раз поменяли однажды выбранный нашим народом путь, мы опять попали в шторм, который бросает нас то влево, то вправо, а в целом – вся наша жизнь трещит  по швам. Весь государственный строй, вся его динамика нарушены только из-за того, что мы пошли незнакомой нам дорогой поэтому и забрели в дебри. Даже президент России, по сути своей традиционалист, волею судеб получивший в руки страну сделавшую резкий крен вправо, понял  в какой-то момент своей жизни, что либеральная демократия, это не для нас.

«Современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России Владимир Путин в интервью газете The Financial Times накануне открытия саммита «большой двадцатки». По его словам, либералы пытались навязать миру свою волю, что привело к череде трагических последствий. Он добавил, что нельзя забывать об интересах «основной части населения».

Заметим, что именно эта —  «основная часть населения», и представляет собой  самоорганизующуюся структуру собственного жизнеобеспечения, которая (при традиционном взгляде на мир) называется государственным организмом. То есть президент Российской Федерации вполне сознательно дал нам понять, что интересы отдельной личности не должны вступать в противоречие  с интересами государства. Такое противоречие можно сравнить с раковой клеткой в организме человека, если её вовремя не удаётся нейтрализовать, она захватит и уничтожит весь организм.  Так и в государстве: любой человек, вступивший с ним в конфликт (духовный или прямой – насильственный ), способен довести этот организм до распада.

С другой стороны, под воздействием тех или иных конфликтов, погружаясь в состояние дисфункции, уже само государство не может поддерживать жизнь всей своей органичной целостности естественным путём и начинает использовать методы насильственного подчинения человека государству, что также может привести его к ослаблению с возможностью окончательной гибели.

Поэтому, когда мы пытаемся найти новую  русскую мечту и предать ей конкретные черты, было бы неплохо вспомнить свой традиционный  русский путь, который  отличался именно тем, что гармонично сочетал в себе ( насколько это было  возможно) государственное и частное, общественное и личное. И такие взаимоотношения в нашей стране когда-то были и нам, уже с высоты прожитых нашей страной лет, нужно лишь внимательно посмотреть на ту дорогу, по которой победоносно шли наши христолюбивые предки.

Не вернёмся на прямой путь русской жизни, совсем заблудимся, без этого мы никогда не сможем восстановить органику русской души и её устремлённость к Богу. Ведь только гармоничное общество,  как об этом сказал в своём выступлении на круглом столе А. Проханов, способно осуществить прорыв, долгожданный рывок.

В этих словах А.П. всё же чувствуется некоторая недосказанность, и что он вкладывает в эти слова, нам не известно. Мне же думается, что в них говорится о рывке вверх, рывке с опорой на Божественную вертикаль, устремлённую в Вечность, а вовсе не тот собирательный объём «мечты-купола», в котором есть разные, по словам одного из членов клуба, – России . Именно в них (разных Россиях), по смыслу сказанного, и рождается вся множественность резервуара наших мечтаний. Только из этого бульона множественностей, на мой взгляд,  вряд ли можно сформировать прямой и победоносный путь, поскольку там совершенно размыт образ и не обозначена высокая цель, без которой мы будем как «лебедь, рак и щука» выдыхаться из сил делая свои рывки, но при этом стоять на месте. Только прямая дорога с понятной целью может дать нам устойчивое основание для развития и только на ней может выстоять в тяжелейших условиях жизни каждый человек, гармонично развиваться и мирно жить любая  страна.

 

Поэтому, когда мы говорим о русской мечте и создаём её словесную конструкцию, нужно всегда помнить, что вся она будет надёжной  только в том случае, если правильно выбран  базовый – духовный фундамент, в сердцевине которого сосредоточено целостное ядро Истины народной жизни.

 

Хочется думать, что Александр Андреевич говорил именно об этом: «Русская мечта – это категория таинственная и весьма сложноопределимая. В этой категории присутствует, может быть, много религиозного, метафизического и, конечно, поэтического. Это некая метафора. Но при всей её расплывчатости и некоторой даже сказочности русская мечта есть плазменное, огненное ядро, которое находится в недрах народа, и позволяет народу оставаться самим собой на всей линии его исторического движения. В этом ядре объяснение, почему этот народ таков, почему у него такие песни, такие герои, почему он выбирает такие пути для преодоления катастроф, почему он не унывает и не падает в самые грозные, страшные минуты своего пребывания на земле».

 

Однако, несмотря на всю метафоричность образа  русской мечты, мы должны понимать, откуда в этом ядре реальная сила. Согласимся,  что утратив её, не будет и того народа частью которого мы являемся, и о котором  так печётся наша душа.  Поэтому сейчас, когда мы так целеустремлённо занялись поисками «новой русской мечты», нужно спросить у себя: не является ли это признаком того, что мы являемся участниками распада именно этого «огненного ядра», которое позволяло народу, по словам А.П. , оставаться самим собой? Ведь те черты, которые в нас появились, изменили не только внутренний мир русского человека, но и всей нашей страны. Эти черты, как инородные прививки, от которых мы слабеем, хиреем, заболеваем и быстрее умираем. Вернуть же свою былую мощь можно лишь в  том случае, если мы сделаем попытку восстановить своё традиционное, с сильным духовным стержнем – русское силовое поле, а не мечтать о том туманном новом, которое вряд ли выдержит испытание вечностью. Поэтому, мечтая о нашем будущем, нам нужно соизмерять свои мечты с теми образами, которые наполняли жизнь нашего народа  столетиями и давали ему силу. Без такой идентификации вряд ли у нас что-то получится.

 

И сейчас, прежде чем мы определимся с мечтами тех, кто не безразличен к судьбе своего народа и хочет ему блага, будет не лишним вспомнить, чем жили и о чём мечтали русские люди в России задолго до нас.

Образ мечты рождается в пределах настоящего

Священник Владимир Соколов в своей книге «Мистика или духовность» пишет: «Сегодня наш народ стоит перед выбором своего исторического пути – и от личностного духовного усилия будет зависеть наше будущее. Момент выбора ответственен – духовная ошибка, совершенная при этом выборе, может стоить миллионов человеческих жизней – она надолго может приостановить процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества. Именно ее русский народ воспринял как свою национальную идею.

Исторический выбор всегда совершается в уникальных для своего времени условиях. Но нынешний выбор накладывает особую ответственность, потому что он совершается, во-первых, – уже в период духовного возмужания, во-вторых, – в труднейших условиях: в момент трагического разрыва со всем органическим укладом народной жизни, во время беспрецедентного еретического нивелирования сознания. В такой момент очень важно осознать: где же истинный корень народной жизни и почему произошел отрыв от этого корня?»

В словах о целостной христианской идее заложено, пожалуй, самое существенное – русского человека во все века вёл по дорогам его многотрудной жизни Образ Богочеловека – Иисуса Христа, а   Православное Христианство было тем целостным ядром (корнем), которое давало русским и другим православным народам силу побеждать зло.  И сейчас, когда своим мечтам о будущем мы пытаемся придать  определённый образ, мы, конечно, имеем в виду то, что воплощение  наших мечтаний будет победой над злом и несправедливостью, но будем ли мы при этом следовать за нетленным Образом Сына Божия – в этом весь вопрос и проблематика поставленной задачи. Если его не поднимать и говорить о государственном строительстве как о некой управленческой модели, в которой главная забота сводится к выбору экономической модели развития и решению социальных задач, нам вряд ли удастся наполнить нашу жизнь высоким смыслом, заложить в ней целостное гармоничное развитие.

 

К сожалению, многие русские люди давно утратили христианское мировоззрение и поэтому вряд ли смогут правильно воспринять смысл духовно – нравственной  подоплёки мечтаний русской души хранящей память о Христе, поскольку, как совершенно верно сказал отец Владимир, произошло беспрецедентное еретическое нивелирование сознания человека. Тем не менее, если это сознание ещё имеет хоть какую-то степень свободы, то из приводимых размышлений всё же можно будет понять, когда и как произошёл распад  того целостного ядра,  которое давало всему нашему народу невероятную силу поднимать свою страну  в самых тяжелейших условиях.

 

Подробно об этом можно прочесть в упомянутой выше книге,  здесь же приведём  лишь те  мысли, в которых о.В.  раскрывает духовную причину той трагедии, из-за которой наш народ свернул со своего пути и задал неверное направление нам – своим потомкам.

 

Особенно хочется отметить сказанное им про историю, которая более всего, – по слову автора, – определяется  стереотипами сознания, и расставание с которыми  происходит наиболее болезненно. Ведь история,  продолжает о. В.,  – это  настоящее, обращённое в прошлое, и если что-то меняется в нашем восприятии истории, то мы сразу должны изменить наше отношение к настоящему, в котором будет закладываться наше будущее.

Нам всем стоит прислушаться к сказанному,  поскольку  наша политическая система сегодня и состояние церкви в России воссоздают идеи прошлого, в котором было совершено много ошибок, так до сих пор и не осознанных нашим народом. И, если мы будем продолжать подходить к  прошлому как к цепочке последовательно сменяющих друг друга  пространственно-временных картинок отражающих социально-бытовую сторону жизни нашей страны и  не заглядывать в духовные глубины происходящего, мы вряд ли сможем что-то изменить к лучшему в нашем будущем.

Не развяжем духовный узел — задохнёмся!

Действительно, духовная глубина человеческой жизни не постижима для внешнего взгляда, поэтому ответ о нашем будущем не лежит на поверхности, ведь влияние духа не осязаемо, хотя и вполне замечаемо, как пишет отец Владимир,  и находится в метафизическом пространстве истории. То есть там, где происходит взаимодействие воли человека и Бога, а потому и вся история является нам как процесс богочеловеческий, смысл которого заключён в том, чтобы войти в вечную жизнь. Но уже с XVIII века главным делателем истории становится сам человек, который узурпировал это право,  а Бог, как Промыслитель, предаётся забвению. Начинает нарушаться целостность человеческого бытия, состоящая из «синергии» (совместной  деятельности – соработничестве  Бога и свободной воли человека). Частность абсолютизируется, однако,  человек не остаётся один на один со своей свободой, он – существо зависимое, и полностью включён своим естеством в духовное пространство окружающего его мира. Отказ от Бога означал  лишь падение в тьму духовного невежества, потерю разума и прислужничество злу – содействию воле дьявольской.  На поверхности же мы видим активное разрастание сект и проникновение в сознание человека всякого рода ересей, под воздействием которых меняется жизнь целой страны.

Характерно, что демократия возникает именно там, где появляется идея независимости тварного бытия от Творца. Недаром светское государство, делая ставку на самодостаточность человека, отделяет церковь от себя и вместо идеи богочеловечества  активно «спонсирует» идею человекобожия. Именно на неё опирается всякая мысль, которая питается лукавством гордого ума, оставившего Бога за пределами своего сознания.

«Абсолютизированная частичность – главный признак всякой ереси; если она не осознана как частичность, то это непременно приведет душу народа к серьезным, а порою, и к смертельным болезням. Поэтому так важно осознанно отнестись к своему прошлому и, прежде всего, к ошибкам в этом прошлом, ибо, кто не извлекает уроков из прошлого, тот обречен на повторение ошибок прошлого в будущем». (о. Владимир Соколов,  «Мистика или духовность»)

Эти ошибки святитель Игнатий Брянчанинов видел в состоянии современного ему монашества. «Это роскошное древо зеленеющее, но изнутри сгнившее. Первая же буря повалит его. А с ним и судьба России». «Судьбы  монашества, — пишет о. В., —  святитель связывал с судьбами России. К сожалению, его слова оказались пророческими. Нельзя объяснить все происшедшее у нас только западными или восточными влияниями – это лишь внешние факторы, способствовавшие ослаблению влияния Церкви. Ведь было же что-то внутри у нас гнилое, что откликнулось на эти дурные влияния.

Церковь – это онтологический и мистический центр мира, «соль земли» (Мф. 5, 13), то есть то внутреннее животворное ядро всей жизни на земле, которое определяет внешние процессы. Поэтому уместно поискать именно в нашей церковной жизни, если не причин, то хотя бы условий, которые способствовали появлению на нашей русской почве идеологического (частичного) подхода к жизни. Искать надо в монашеской среде, ибо судьбы Православия, по слову святителя, зависят от крепости монашества».

Точка регулировки

Если говорить о государстве как организме, в котором Церковь имеет свое воплощение в качестве животворящего ядра народной жизни, то  увидим, что судьба Церкви, по слову святителя, действительно, имеет огромное влияние на судьбу нашего Отечества.  Большинство святых, людей принесших самые богатые плоды миру, – монахи. Поэтому, все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни сейчас, смогут  быть решены только в том случае, если мы попытаемся понять ту глубину духовной несоразмерности в церкви, которая возникла  несколько столетий назад и нарушила весь вековой строй церковной жизни, а с ним и российской государственности.

Церковь в государстве, это как сердце в организме человека  – насыщая его кровью со всеми заложенными в ней питательными веществами,  оно передаёт этому организму силу духа от присутствующей в крови души.  Развернутое обоснование идентичности души с кровью дается в книге Левит, где утверждается, что «душа тела в крови», и «душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:10–14). Так и  Церковь в государстве – она питает его духовной энергией разума через очищение души человека. Поэтому, именно Церковь является точкой регулировки общественной жизни. Наша жизнь может быть разумно устроена только благодаря свободному взаимодействию человека с Богом, которое было однажды нарушено из-за утраты целостности монашеского пути.

«…Центральный духовный узел всей Российской истории – это спор «стяжателей» с «нестяжателями». Эти направления были лишь проявлением необходимых аспектов целостной духовной жизни Церкви – соборного и личностного. Они духовно дополняли друг друга, взаимно влияли друг на друга и были лишь различными проявлениями одного и того же Духа. Недаром Церковь канонизировала двух представителей этих направлений: Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. В лице двух святых Церковь как бы признала законность и необходимость этих направлений», — пишет отец Владимир.

Нужно заметить, что соборное и личностное начало в Церкви, характеризуя собой  целостность, отражается  в главном символе христианской веры – Православном Кресте, в котором вертикальная (личностная) и горизонтальная (соборная) его грани, эту целостность и являют. Если одно нивелируется в пользу другого, то целостность нарушается.

Все мы, конечно, помним из истории Русской Православной Церкви нешуточные споры между двумя течениями внутри церковной жизни: «стяжателями» и «нестяжателям». Однако,  далее споров между общинным и скитским укладом жизни монахов эти споры не заходили, и монашеская жизнь продолжалась во всём своём многообразии способов стяжании Духа Святого и подготовки себя к вечности.

«Конфликт возник не сразу, а впоследствии, когда последователи одного и другого направления стали спорить между собой,  в результате чего победило все-таки (хоть и на время) одно направление – «стяжателей», ибо нормальная церковная жизнь потеряла взаимодополняющую полноту – из неё постепенно стала исчезать духовная вертикаль личностной устремленности к Богу, и всё больше и больше стала вытягиваться горизонталь соборно — социальной обращенности к земле» (о.Владимир).

«Можно сказать, что церковная жизнь, – пишет далее о. В. , —  стала утрачивать  характер крестоношения, ибо из креста исчезала его основа, – духовная вертикаль. Победу одержало одно направление. Эта тенденция стала увлекать Церковь в сторону частичного устроения духовной жизни, уводящей с креста, к которому изначально была предназначена и призвана Церковь, ибо духовный крест монашествующих, всё больше и больше склонялся к земле, – социальной горизонтали, потому что личностная вертикаль его, устремленная в Небо, была надломлена и уязвлена происками  мамоны.

Была нарушена духовная иерархия, ибо монашествующие, реализующие духовную вертикаль, являются в Церкви живыми свидетелями подлинного христианского облика человека. Если исчезает или ослабляется это свидетельство и связь, то страдает все общество – ослабляются и социальные его связи. Поэтому обе тенденции, хотя и необходимы, но отнюдь не равноценны. Победа иосифлян означала прежде всего перерыв или замыкание Византийской традиции… В самом замысле и задании прп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях или приспособлениях. Эта опасность – перенапряжённость социального внимания ».

Цитируя Флоровского отец Владимир Соколов пишет: «Побеждает бытовой или «социальный» идеал и в духовном обиходе среднего москвитянина второй половины XVI века уже нет места для созерцательного делания».  Воцарение такого частичного подхода надолго исказило целостный духовный облик Православия. Лучшее доказательство тому – это то, что святость оскудела в эпоху торжества «стяжательства», так как она рождается только на кресте, но крест не воздвигался, церковная жизнь была слишком обращена к земле своей соборно-социальной горизонталью ».

Далее о.В. продолжает: «В этом духовном повороте видится источник всех последующих бед: влияние этого частичного выбора  можно проследить вплоть до наших дней, ибо сегодняшнее всеобщее поклонение мамоне есть прямое следствие тогдашнего духовного выбора. Последовавшее за этими событиями развитие России под влиянием западного (индивидуалистического) начала, было извращенной реакцией на частичность в церковном сознании. Дух всегда стремится к целостности, – и потому Он подавал особую благодать для восполнения недостатка личностного начала, но этим благодатным призывом воспользовались те, кто развивал в себе индивидуалистическое секулярное начало. Хотя индивидуализм зарождался и укреплялся на этой не предназначенной ему энергии, в нем не могло осуществиться личностное обновление, потому что слишком занижены были идеалы, слишком прагматические цели осуществлялись.

О «нестяжателях» прот. Георгий Флоровский писал: «Заволжское движение было несравненной школой духовного бдения. Это был процесс духовного и нравственного сложения христианской личности… Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности».

В дальнейшем, соборно-социальная тенденция «стяжательства» в церкви только развивалась и к началу ХХ века полностью сформировалась. На импульсе потребности социального воздействия на мир спаразитировал дух социализма, который породил разрушительный для личностного становления тоталитаризм».

«О том, что в России становилось всё меньше и меньше духовно-горящих проповедников Христовых, что и духовный уровень самих церковных деятелей оказывался всё ниже и ниже, а дело просвещения христианского всё более и более коснело в поверхностных штампах, как в самой Империи, так и за её пределами, постоянно писал на страницах своего дневника великий апостол Страны Восходящего Солнца, архиепископ Японский, святитель Николай (Касаткин; 1836-1912) , – например: «3/15 Марта 1896… впал в отчаяние: когда же Господь даст мне помощников и даст ли? Ужели моя беспрерывная молитва о сем, и почти о сем одном, – тщетна? Вот и академистов сколько воспитал, чая в них помощников себе, и ни единого! Хоть бы кто близко принял к сердцу дело Церкви, дело церковной школы, дело воспитания служителей Церкви! <…> Господи, когда же воспрянет Россия к делу Православия»?

 

«Ещё горестнее становятся дневниковые записи святителя Николая в период русско-японской войны 1904-1905 годов, где мы читаем правдиво-скорбные строки о становившейся уже тогда всё менее христианской России: «18/31 Июля 1904… Бьют нас японцы, ненавидят все народы. Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне во всех степенях служения – поголовное самое беспросветное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис – до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других? <…> И при всем том мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию – сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!»

 

Разве не является эта скорбная картина прошлого нашей страны ярким примером тому, что духовный узел народной  жизни до сих пор не развязан: соборно-социальная грань «стяжательства» вновь начала усиливаться и главенствовать над всем строем церковной жизни, в то время как духовно — личностная придавливается всей этой мощью. Сможем ли мы найти механизм, при помощи которого  возможно будет восстановить свободное движение духовных энергий  личностного становления христианской личности, а с ней и всего государственного организма?

 

По личным представлениям автора, такому становлению может способствовать только полностью работающее сознание самого человека, о котором наука нам до сих пор ничего конкретно так и не сказала, отложив «трудную проблему сознания» (вопрос о зарождении субъективного) на неопределённое время. Как в таком случае мы можем определить, насколько правильно наше сознание отражает объективную реальность? Ведь отделив церковь от государства в революционное лихолетье прошлого века, советская власть «кастрировала» сознание людей, искусственно приостановив работу самой основной составляющей сознания человека – его «надсознания», которое отвечает за связь человека с Богом и активизирует в нём работу разума.  Разум у человека – от Бога, это нужно понять и признать. Вся догматика Православия, весь упорядоченный веками строй церковной жизни с её Таинствами направлен именно на активизацию работы разума. Не восстановив связь человека с церковью на государственном уровне,  говорить о преображении человека (если мы, конечно, этого хотим) будет невозможно, хотя становление отдельных  личностей в Церкви, несмотря на всю существующую проблематику,  умалить никогда не удастся.

 

Поэтому, когда мы пытаемся в своём сознании создать образ собирательной мечты о справедливой русской жизни и укреплении своей государственности, неплохо бы понять, на что опираются в своих мечтах наши лучшие философские умы, услышать, что они понимают под справедливостью и крепостью государства, какой фундамент закладывают в основание этой крепости. Ведь люди (народ) всегда шли за лучшими и сильными, теми, кто прокладывал путь  для всех остальных.

 

Именно для этого мы обращаемся к мыслям тех, кого Александр Проханов собрал под эгидой Изборского клуба для поиска русской мечты, которая и должна сформировать идеи и смыслы, направленные на «объединение общества» и «процветание нашего государства».

 

О чем говорят наши мечты

 

Нельзя не согласиться с директором Центра геополитических экспертиз Виталием Коровиным, который в своём выступлении на круглом столе «В поисках русской мечты и образа будущего» выделил две базовые категории, которые, как он отметил, «формируют и образ русского будущего, и контуры наших мечтаний».

«Первая категория – это понятие «народ», именно «русский народ», которое отличается  от бытового восприятия термина, который мы часто используем. Народ – это коллективная идентичность, это органическая общность, а не сумма атомарных механических единиц, как трактует народ модерн и современное общество. Народ выходит из единого корня и ощущает себя как единое целое. Народ – это те, кто уже умер за русскую мечту. Это те, кто вместе с нами созидал нашу историю, и те, кто еще не рожден этой общностью и этим единым целым».

Если В.К. говорит об органической общности, то, безусловно, он имеет в виду государственный  организм,  у которого единым корнем этой общности является вера. Без неё никакой гармоничной общности быть не может. «Если мы верим так же, как другой, то мы обнаруживаем единый тождественный нашему корень нашей общности», — говорит В.К.

И второй категорией определяющей будущее народа В.Коровин назвал вечность, что лишь подтверждает  мысли  о вере русского человека в бессмертие. Он говорит: «Именно вечность и представляет собой совершенную жизнь, жизнь русского человека, русского народа. И эта цельность является для нас и главной движущей силой, и источником вдохновения для созидания».

 

Запомним эти слова, которые, конечно должны войти  в основу того образа,  той мечты, которую намерен «нащупать»  Александр Андреевич (несмотря на всю невозможность, по его словам,  искусственного определения мечты) усилиями своих соратников.

 

Доктор философских наук  Виталий Аверьянов отошёл в своём выступлении от заданного направления мыслей, предложенных Коровиным, и подчеркнул, что никакой одной – единственной русской идеи никто не открыл. «Её, наверное, и нет», – сказал  он.  «Потому что мы видим, — говорит В.А., —  целую цепь русских идей, цепь с бесконечным количеством звеньев». Тем не менее, религиозный настрой мыслей в его выступлении был сохранён, и это отражено в его словах, где он отмечает и мечты о «Святой Руси», и о царстве правды.  «Всё это соединяется в некое единство,  в некую смысловую семью», – замечает  учёный.  «Поэтому невозможно не то что описать, но даже и перечислить все варианты русской идеи и русской мечты». Однако, среди прочих, считает В.Аверьянов, одним из важнейших изводов  русской мечты, русского мессианства является идеал твердыни Третьего Рима, царства верных. Он говорит: «Существенно необходимо, на мой взгляд, развернуть эту идеологию миродержавия, сделать её ясной, артикулированной, провозгласить во всеуслышанье. Потому что это, во-первых, нас самих утвердило бы в своем предназначении, а, во-вторых, было бы понято и принято многими народами на земле».

Эта мысль В.А. справедлива как никогда. Вот  только верными в христианстве считались именно те, кто до конца своей жизни шёл за Христом и нёс на себе Его Крест. Христос и Крест, Крест и Христос – это именно то, что удерживает мир от хаоса и зла, обуздывает претендентов на мировое господство. Поэтому вывод о том, что удерживающим является сам русский народ, сейчас не совсем верен, поскольку мы этого предназначения не выполняем. Да, мы можем удерживать мир от разрушения и зла, но только в том случае, если остаёмся верными Христу и храним Его Церковь во всей своей полноте.

 

Идея активной социальной деятельности в обществе, с целью его преображения, заложенная ещё в XV веке «стяжателями», исказила эту полноту, получив своё распространение и в наше время.  Только теперь эта духовная грань «стяжательной» позиции в церкви  отрицательно воспринимает позицию «нестяжателей», примерно так, как современная либерально-демократическая власть воспринимает нежелание большинства русских людей становиться предпринимателями и бизнесменами. Народ как-то в эту очередь не очень активно выстраивается. Люди хотят жить, творить и работать,  просто сообразуя свою жизнь с разумным достатком, а не гнаться за прибылью любой ценой. Такое их желание можно считать духовным наследием монахов «нестяжателей».

 

Например, известно, что монахи скитского монашества получали жалованье от государя, и это не считалось стяжательством, поскольку это жалованье восполняло монаху лишь самые его необходимые нужды и поддерживало жизнь.  «Такой «нужной милостынью» вполне можно считать «государево жалованье», так как оно не нарушало нестяжания ни монастыря, ни монахов». Об этом написал в своей работе «Организация хозяйственной жизни скита» Е.В. Романенко к.и.н.(Сборник «Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский»/ Сост.  Герман (Чекунов), иером., 2011)

 

Да, миссия русских – удерживать мир от разрушения,  но она может быть выполнена только тогда, когда мы восстановим всю полноту церковной жизни и её предназначение в системе государственного строительства.

Поэтому, как бы нам (русским) не хотелось быть твердыней Третьего Рима, без собирания верных в единую духовную сердцевину, мы не сможем победить ни страсть к сребролюбию, ни стяжательство, ни содомскую мерзость, не сможем отстоять и чистоту своей Православной веры, которая как в омут затягивается в ересь экуменизма предающими её владыками и теплохладными христианами. Что уж говорить о социальной справедливости, которая полностью зависит от качества  христианской личности, которая, как об этом говорилось выше, может родиться только на духовной вертикали личностной устремлённости к Богу. Об этом нужно постоянно помнить.

 

Тема справедливости звучала из уст большинства участников круглого стола.

 

Её поднимал  Михаил Кильдяшов, председатель правления оренбургского регионального отделения Союза писателей России: «Для нас встреча с мечтой – это во многом встреча со словом. Мы ждали слова как чего-то богооткровенного, того самого заветного слова, в котором воплотится вся Вселенная, все мироздание, в котором будет порядок и справедливость».

Сказаны замечательные слова, только горько было читать его апологию слова не найдя в ней главного: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (от Ин. 1, 1-4). Было бы очень справедливо сказать об этом в своём выступлении.

Почему мы сегодняшние так боимся произносить правду и пытаемся её всячески замаскировать возвышенным глаголом уст человеческих?

 

О справедливости сказал экономист, радиоведущий Михаил Хазин. Правда, в своём выступлении он не произносил слово «справедливость», но за его словами о том, что в России нечем кормить детей (и это ключевая проблема русской жизни сегодня), стоит вопрос именно о справедливости. И виновата в этом, конечно, либеральная команда  из экономического блока правительства и Центрального банка, которую необходимо устранить, сменив экономическую программу этого блока, — считает М.Х. Всё сразу, по всей видимости, встанет на свои места: родители получат работу и зарплату, а дети будут накормлены. Странный, однако, подход, за которым следует вопрос: а судьи кто?

 

Сергей Глазьев, академик РАН, советник Президента РФ высказался о справедливости более ёмко и определённо: «Для того чтобы сконструировать (будущее — авт.) правильным образом, я бы хотел обратить внимание, что у нас есть достаточно убедительные доказательства того, что главной ценностью нашего общественного сознания является ценность социальной справедливости. … Все опросы показывают, что народ хочет жить при социально справедливом государстве. И народ требует этого от системы госрегулирования и от проводимой социально-экономической политики. Эта политика, однако, прямо противоположна этому требованию».

Справедливо замечено! Только вот хотелось бы понять, почему высшие чины власти мало прислушиваются к советам таких уважаемых народом советников высшего должностного лица в стране. Иметь программу, которая может помочь вывести нашу экономику из кризиса и понизить градус социального напряжения в обществе, это большого стоит. Однако, это, по всей видимости, властным силам совсем не нужно.

 

Константин Семин,  журналист, телеведущий, почему-то сказал,  что он в гордом одиночестве выступает от лагеря материалистов, хотя это не совсем так, поскольку на собрании присутствовали те, кто далеко не религиозен, просто об этом не упоминалось.  Если же говорить о справедливости, которую К.С. также затронул, то это понятие из духовно – нравственной сферы и напрямую соотносится с идеологией того общества,  в котором в данный момент мы живём, а оно далеко не материалистично, хотя и правят в нём деньги.

Он сказал: «Сутью, смыслом капитализма является превращение человека в вещь, превращение человека в товар, товаровизация человеческой природы, превращение человека в объект продажи. Несогласие всего нашего культурного наследия, которое мы представляем, неготовность каждого из нас принять такое положение вещей и есть, наверное, единственное возможное направление, для того чтобы сегодня мечтать. Русский человек всегда мечтал о равенстве, о нерабстве, о невозможности торговать друг другом, о неприемлемости эксплуатации, об искоренении несправедливости».

Но здесь возникает вопрос: позицию какой части нашего общества представляет К.Семин, о каком культурном наследии говорит, применяя местоимение «мы»?

К среде либерал-демократов (коих в нашем обществе не так мало) К.С. отнести трудно, поскольку в ней понятие «справедливость»  вообще отсутствует. Сам образ жизни этих людей  – несправедливость, посредством которой капитализм решает свою основную задачу – получение прибыли любой ценой невзирая на лица. Как же мы это искореним, если у либерал-демократов есть все права (по закону) поступать несправедливо?

Если говорить о материалистах (безбожниках) как таковых, которые вообще не признают существование духовного мира и его законов, в основе которых и лежит справедливость, то их в нашей стране становится всё меньше. Скорее всего, культурное наследие философии материализма в будущем будет мало кому интересно, потому что даже наука в своих открытиях пришла в соприкосновение с духовным. Поэтому за материалистами никакого культурного наследия нет, и не будет, они просто паразитируют на том культурном базисе, который народ выстраивал веками на основе своих духовных ценностей.

Если же говорить о духовном наследии православной культуры,  представителей которой в нашей стране большинство, то мечтам о равенстве  в ней никогда не было места. В христианской духовной культуре люди считаются равными только перед Богом, а в социальной среде все они разные и требуют разной заботы о себе. Если бы у них были мечты о равенстве, то  тогда любовь ушла бы из их сердец навсегда. В православной культуре есть мысли и о рабстве (несвободе), естественно в духовном значении этого слова – подчинении себя Богу. Быть рабом Божиим это высшая ступень духовного совершенства православного христианина.

Поэтому из выступления К.С. не понятно, о какой культуре идёт речь, и частью какой культуры он себя считает. Во всяком случае, не стоит говорить от имени большинства, ведь православный народ также не соглашается с существующим положением вещей в нашем обществе, но культурный базис у верующих людей и у материалистов  абсолютно разный, поэтому наши мечтания никак не могут быть согласованы друг с другом, несмотря на всю кажущуюся необходимость.

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук верно заметил: «Русская мечта – это стремление к всеобщей и полной справедливости в её заведомо недостижимом идеале. Из-за этого мы очень сильно страдаем, потому что у нас в культуре выражено стремление к абсолюту…. Но русская мечта о справедливости – это мечта о преображении и человека, и мира … Здесь, кстати, отражается единство индивидуального и коллективного в нашей культуре ».

Вот только не совсем понятна мысль М.Д. о коллективном. Создаётся впечатление, что для автора доклада русская соборность, это тот же коллективизм. Он говорит: «Россия – это не чистый коллективизм, это своего рода  гремучая смесь внутренней самостоятельности и принудительного объединения. Отсюда у нас удивительное сочетание коллективизма и при этом жесточайшей внутренней конкуренции. В этом проблема управления российским обществом и в то же время в этом залог нашей огромной конкурентоспособности, которая все время пропускается, не учитывается».

И с конкурентноспособностью М.Д. явно поторопился, ведь её не было на русской почве, православная культура этого не допускает. Именно поэтому, на мой взгляд, возникают и проблемы управления обществом. Ведь когда все хотят быть лидерами, а государственная власть просто натаскивает нашу молодёжь на лидерство, кто же работать-то будет. Так и подводят страну под неуправляемость.

 

Алексей Комогорцев,  писатель, главный редактор альманаха «Волшебная гора» говорит: «Один из отцов-основателей космизма Федоров писал: «Человечеству только тогда будут доступны все небесные пространства, когда он будет в состоянии воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что только тогда он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы».

Федорову удалось облечь в философскую форму тезисы, определяющие особенности русской ментальности, укорененные в русских волшебных сказках: всеобщее делание, основанное на общинно-артельном принципе организации жизни, всемирность русской души и стремление к победе над смертью через всеобщее воскресение. Идеи космизма и всеобщего воскрешения предков родились отнюдь не из-за страха смерти, но из ослепительной, а главное деятельной любви ко всем предкам рода человеческого. В такой оптике покорение космоса является всего лишь одной из необходимых, но промежуточных стадий развития человека и человечества».

 

Действительно, христианская идея всеобщего воскресения мертвых – самая сильная, только те, кто пытается эту идею пристроить к своим, не соответствующим святоотеческому учению, взглядам,  забывают добавить, что у всех воскресших будет разная участь и каждому придётся держать ответ за свою жизнь самостоятельно. В этом принципиальное расхождение христианства и тех духовных практик, которые связаны с идеей реинкарнации, ведь именно её проводит  А.К. в своей речи. Говоря о любви ко всем предкам рода человеческого, его мысль плавно переходит к антихристианскому учению, еретическому по своей сути, под названием теософия. Именно оно рассказывает нам о промежуточных стадиях развития человека, пройдя которые он и становится бессмертным.

Известный теософ, преемница Е.П. Блаватской, бывшая в свою очередь руководителем теософского общества Анни Безант, писала в журнале «Теософ» за февраль 1939 года в статье «Кто они – Учителя?»: « Это люди, эволюционировавшие в течение прошлых столетий через сотни жизней, подобных нашим собственным… Они – кровь от крови плоть от плоти нашей: они часть нашего человечества и ничем от нас не отличаются, кроме, пожалуй, того, что они старше и мудрее нас. Они – земные люди, победившие смерть и достигшие бессмертия».

 

Тема бессмертия прошла красной нитью и в выступлении следующего участника дискурса Александр Агеева, директора Института экономических стратегий при РАН. Он не говорил о религии, но, сказав о «сложной  задаче единства в многообразии постановок о будущем», правильно отметил, что главное в этом вопросе – сохранение человечности во всей её полноте. 

И здесь хочется заметить, что после его выступления всё высказанное другими участниками собрания кажется анахронизмом. Ведь то, о чём говорил А.Агеев,  являет нам реальное положение дел в жизни нашей страны. Это именно то настоящее, которое неотвратимо формирует контуры  нашего будущего. И это будущее, по мысли А.А., за природоподобными технологиями.

«Любая технологическая трансформация предъявляет свой спрос и проектирует тип общества. Индустриализация породила свой тип рабочего класса, инженеров, конструкторов и систем управления. Соответственно, цифровая трансформация тоже породит общество 5.0, как его называют. Но нам бы важно не остаться в этой ловушке общества 5.0. Ведь суть цифровой экономики – достижение максимально полной информированности об объектах (то есть людях) и обеспечение эффективного управления. А никакой телеологичности, никакого образа будущего, мечтаний там не предусмотрено в принципе – это не кибернетично. Нам нужно общество, которое природоподобно – это общество уже следующего этапа развития, 6.0. Но мы еще и 5.0 не построили, и можем попасть в такую ловушку надолго».

 

Только нам не хотелось бы и здесь ошибиться, ведь воспринимая слова о природоподобии, мы мысленно как будто погружаемся в основы  христианского мировоззрения с его одухотворённой природой человека, но в данном случае происходит ложное восприятие слова, и в этом действительно ловушка для  нашего сознания, которое радостно откликается на «подобие». Если мы попадём в эту ловушку, то уже никогда не сможем из неё выбраться. Ведь основное отличие природы человека от всей другой живой природы, это обладание разумом и сознанием, которые сама природа не могла ему дать.  Согласимся, что невозможно дать то, чего нет. Даже если признать, что процесс эволюции имел место в мироздании, то нужно согласиться и с тем,  что в этом процессе был определённый план и закономерность, а это, без наличия Высшего Разума (Бога) совершенно невозможно. И человек в этой «эволюционной» закономерности высшее Его творение наделённое свободой воли, которой ни в какой иной природе не наблюдается. Всё в ней подчинено однажды заданным программам развития.

Однако, природоподобные технологии, включая человека в свой ареал воздействия, отнимают у него это естественное право. И здесь, прежде чем стремиться к этим технологиям, нужно очень хорошо подумать, насколько они человечны.

Подводя итоги мечтам о русском пути

 

Об этом каждый может иметь собственное суждение. Суть природоподобных технологий описана в научном докладе «Природоподобные технологии: новые возможности и новые вызовы» Вестника Российской Академии Наук. Эти технологии позволяют усовершенствовать человека таким образом, чтобы можно было использовать его энергоресурс, которым обладает мозг человека, для восстановления  экологии нашей земли и вернуть ей «устойчивое развитие». По мысли автора этой статьи, пожалуй, данный вывод, это квинтэссенция описанного в докладе.

 

О задачах «устойчивого развития» говорил и наш Президент: «Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убежден, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал».

О том же самом – улучшении человеческой природы, в своём интервью НТИ заявила завкафедрой философского факультета МГУ Елена Брызгалина, где она рассказала о грядущем «совершенствовании телесного субстрата человека нейротехнологиями».  Их основная область воздействия – мозг  «человеческого субстрата» , изменения работы которого,  как выясняется, и должны привести к изменению сознания человека, которым будет проще управлять.

О перспективах такого управления говорил и Михаил Валентинович  Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в своём выступлении в Совете Федерации: «Сегодня возникла реальная технологическая возможность в процессе эволюции человека. И цель — создать принципиально новый подвид Homo sapiens — служебного человека.. .  Свойство популяции служебных людей очень простое: ограниченное самосознание, и когнитивно это регулируется элементарно, мы с вами видим, это уже происходит. Вторая вещь — управление размножением, и третья вещь — дешевый корм, это генно-модифицированные продукты. И это тоже уже все готово. Значит, фактически, сегодня уже возникла реальная технологическая возможность выведения служебного подвида людей. И этому помешать уже не может никто, это развитие науки, это по факту происходит, и мы с вами должны понимать, какое место в этой цивилизации мы можем занять».

 

Сейчас, технологически, мы уже вышли на первое место в мире по развитию и применению природоподобных технологий, но остаются риски, и об этом также сказано в докладе РАН. «Используя конвергентные НБИКС-технологии, мы получаем возможность создать новую, гармоничную техносферу, построить новое человеческое общество. Однако природоподобные технологии, предоставляя человечеству шанс избежать ресурсного коллапса, определяют принципиально новые глобальные угрозы и вызовы.

Опасности связаны с самим характером природоподобных технологий, построенных на возможности технологического воспроизведения систем и процессов живой природы. С точки зрения специальных применений, эта возможность открывает перспективу целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность природных объектов, прежде всего человека, в том числе в процесс его эволюции, что представляет наибольшую опасность».

Может быть поэтому, в заключение своего интервью Елена Брызгалова ставит перед нами, и, вероятно, перед собой, тот же вопрос: «является ли изменение субстрата когнитивных процессов и поведения под воздействием нейротехнологий соответствующим смыслу человеческого бытия»?

Если говорить о «человеческом субстрате», то у субстрата для его бытия рисков никаких нет, а вот для человека, как существа разумного –  они есть. Воздействие нейротехнологий  на мозг человека уничтожает его природу и лишает  бытие всякого смысла.  Об этом можно спорить и долго рассуждать, но всё, что связано с программами по контролю разума, лишь подтверждает этот вывод. Даже когда эти технологии не были столь совершенны, уже тогда они приводили человека к смерти. В своё время Рон Паттон предложил нам убедительное расследование о воздействии на человека оккультных технологий в работе Проект «Монарх» , начатых ещё в фашистском Рейхе. Они ничем не отличаются от современного воздействия на мозг новейших технологий, в том числе, и природоподобных, разве что масштабом насилия и точностью воздействия на сознание человека, выводя его  из строя.

Может быть современные технологии более «гуманны» по отношению к способам насилия над человеком, поскольку насилия как бы и не видно, но, по сути, вторгаясь в механизм работы его сознания,  эти технологии также  являются жесточайшим инструментом воздействия на физическую и духовную природу человека. Искусственное изменение этой природы приведёт только к одному – человек лишится возможности реализации своей свободной воли, которая потеряет заложенную в ней силу устремлённости к богоподобию, а значит и бессмертию с переходом в блаженную вечность.  Это нужно учесть тем православным людям, которые считают, что никакие технические средства и технологии не могут повлиять на их душу.

Возвращаясь к мыслям профессора А. Агеева о будущем, мы понимаем, что  его мечты идут в ногу со временем и отражают реальность сегодняшнего дня. Но будет ли эта реальность человечной? В сегодняшней реальности у человека, пока, всё же есть ещё Богом данное право – его свобода. Его сознание, пусть и несовершенное во многом, в любой момент может определить, что есть – добро, а что – зло. С развитием и применением природоподобных технологий к одухотворённой человеческой природе, такое определение станет не возможным, и процесс воплощения в истории истинной (целостной) христианской идеи – идеи богочеловечества, будет окончательно остановлен.

Именно в этом контексте мы должны подходить к созданию нового общества в России и его будущему, определять глобальную  – стратегическую цель. И помочь нам в правильном выборе этой цели могут только сами люди, у которых нет когнитивного диссонанса, прежде всего, в области веры и знания.

Эволюционисты видят риски,  связанные с вмешательством  природоподобных технологий в живые системы, на фоне психологического дискомфорта.  Их объективное научное знание накладывается на субъективные импульсы страха Божьего. Ведь в своих научных изысканиях они подошли к границам духовного мира, а в нём совершенно иные установки и законы, которые не соответствуют природным. Согласно духовным законам душу человека, которая имеет определённую связь с сознанием, нужно беречь; вторгаться в неё, как в тело – запрещено. Душа принадлежит Богу, и только Он может заниматься её врачеванием. Книга Иова может стать хорошим подспорьем сомневающимся в сказанном. ( Иов. 2:6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги).

 

И здесь мы должны отметить, что когда речь идёт о защите традиционных духовно-нравственных ценностей, о чём совершенно конкретно говориться в Стратегии Национальной Безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 №683 , и приоритете духовного над материальным – открыто признаётся существование мира духовного и его законов. Поэтому, потеря нами Русской мечты, это личностная потеря веры в Бога.

Ведь жизнь человека и жизнь государственного организма зависит  от тех приоритетов, которые мы выстраиваем в своём сознании. Если мы хватаемся за хвост эволюции и вращаемся  за ней, как флюгер на ветру, вряд ли нам удастся сохранить  хоть какое-то устойчивое развитие – весь энергетический ресурс земли будет затрачен на это трепыхание, даже при условии применения природоподобных технологий.

Вернуться на прямой и устойчивый  путь Русской жизни, это означает – вернуть в своё сердце Христа. Очевидно, что это невозможно сделать никаким волевым решением сверху, но объективно нужно признать, что защита традиционно-нравственных ценностей на государственном уровне сможет оградить и самого человека и всё общество от ценностного раскола, который проявляется всё сильнее. Ведь именно при таком расколе возникают и революции, и войны. На таком расколе произойдёт и цифровая революция, которая совершенно бескровно сделает человека рабом на службе природоподобных технологий, отдавая этому технологическому процессу свои физические силы и свой разум.

Защитить себя и свою человечность, это значит вернуться на прямую дорогу русской жизни, которая связана с тайной Православного креста. Кроме того, более серьёзное отношение к этому христианскому символу, поможет верным Богу и Отечеству увидеть в нём не только путь личностного спасения, но и контуры построения государственной системы власти, и форму государственного устройства, в котором Верховная Власть вновь обретёт свою силу и мудрость.

С большой надеждой мы смотрим на тех русских людей, которые соберутся под знаком Креста Господня и выведут Россию на новый победоносный путь, ведущий в жизнь вечную, без которого и земная жизнь не сможет быть обустроена по правде и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ВалерийPPFKV Авторы недавних комментариев
PPFKV
Гость
PPFKV

Сторонники российской идеи, члены Изборского клуба только что выпустили текст, в котором они собирают свои идеи для восстановления страны. Конечно, идеалы и социальная справедливость очень привлекательны. Лично, устав от длины текста, который требует от читателя чрезмерного времени, мне пришла идея, идея, которая далеко не нова в мире, и, на мой взгляд, слово «благодать» отсутствовал, эта благодать, без которой, согласно тому, что утверждается в Писании, спасение невозможно. Если реальности благодати нет, действительно ли интересно продолжать говорить, читать, размышлять? Ибо, если в наше современное время невозможно представить, что Церковь и страна совпадают, мы должны, однако, определить место Церкви, то есть Богочеловека, нашего… Подробнее »

Валерий
Гость
Валерий

Спасибо!

Смотрите также