24-1

Набиуллиной пора собирать чемоданы?

Счетная палата обвинила Центробанк в неэффективности

 

Большинство — восемь из 13 — целевых показателей эффективности программы Банка России по развитию финансового рынка РФ в 2016-2018 годах не достигнуто. Об этом сообщает Счетная палата после анализа основных направлений развития финансового рынка на 2016-2018 годы и на 2019-2021 годы, передает ТАСС.

«Несмотря на практически полное выполнение плана мероприятий на прошлую трехлетку (97,8%), добиться ожидаемых результатов в основном не удалось. Не достигнуты целевые значения по 8 из 13 ключевых показателей эффективности, которые были установлены в Основных направлениях на 2016-2018 годы», — говорится в сообщении.

«Из семи показателей развития секторов финансового рынка достигнут только один — по величине активов страховых организаций», — указывает контрольное ведомство.

Как отмечает Счетная палата, Россия не смогла сократить отставание от ведущих экономик в Индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК) Всемирного экономического форума. В разделе «Развитие финансового рынка» позиции России ухудшились по семи из восьми компонентов.

«За время реализации Основных направлений на 2016-2018 годы экономика России в целом поднялась в Индексе глобальной конкурентоспособности с 45 до 43 места. Но ситуация с развитием финансового рынка не улучшилась: в 2015-2016 годах Россия была на 95 месте, и в последней версии индекса, на октябрь 2019 года, на нем же и осталась. По стабильности финансовой системы мы занимаем 120 место, а по масштабу финрынка находимся на 77 месте. Это не соответствует позициям России по номинальному ВВП и по паритету покупательной способности — одиннадцатая и шестая строчка соответственно», — заявил аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин, слова которого приводятся в сообщении.

Число институтов финансового рынка значительно сократилось — в отдельных секторах в 1,5-2 раза. «Это ведет к снижению конкуренции и свидетельствует о сложности выхода на финансовый рынок новых участников. В крупнейшем секторе — банковском — рост шел за счет физических лиц. Кредиты нефинансовым организациям сократились и в реальном выражении, и по отношению к ВВП, это говорит о неблагоприятных условиях для кредитования реального сектора экономики», — отметил аудитор.

По данным Счетной палаты, несмотря на значительное повышение биржевых котировок, рынок акций также не стал заметным источником финансовых ресурсов для бизнеса. Первичные размещения, с помощью которых компании привлекают капитал, носили эпизодический характер и проводились в небольших объемах.

«При этом рыночная стоимость ряда зарубежных компаний превысила капитализацию всего российского рынка акций. В целом конкретный анализ секторов финансового рынка подтверждает вывод о его несоответствии масштабу экономики России и ее потребностям в финансовых ресурсах, прежде всего — в инвестициях», — полагает Саватюгин.

Счетная палата обратила также внимание на ряд законодательных проблем: например, в законодательстве не определены понятия развития и стабильности функционирования финансового рынка, а также цели, инструментарий и требования к основным направлениям его развития.

«Банк России сам ставит перед собой цели, сам определяет критерии их достижения и сам же оценивает успешность своей работы, что не вполне корректно», — говорится в сообщении контрольного ведомства.

В Основных направлениях на 2019-2021 годы ЦБ РФ отказался от определения количественных параметров развития рынка, ссылаясь на международную практику, отмечает Счетная палата. «Но в практике международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка и МВФ, разработаны подходы и показатели для количественной оценки развития финансовых институтов и рынков в различных странах. Необходимо совершенствовать систему показателей развития российского финансового рынка, в том числе с учетом мирового опыта, обеспечить их большую увязку с достижением целей, объективность и измеримость», — подчеркнул Саватюгин.

Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов

Это чистая политика. Все предыдущие годы Набиуллину хвалили, ей присуждали звание лучшего банкира чуть ли не всего мира. Президент Путин не раз говорил о том, что он вполне удовлетворен деятельностью Центрального банка.

Мне непонятно, что это за показатели. Скорее всего, речь идет о тех показателях, которые включены в документ «Стратегия 2020». Этот документ был принят еще в 2008 году и о нем сегодня власть предпочитает не вспоминать. Там, действительно, много всяких показателей. Даже жалко времени для того, чтобы изучать этот документ и оценивать степень провала выполнения всех этих показателей.

Если начать сравнивать и быть последовательным и принципиальным, то надо сказать, что в равной степени за эти провалы отвечают и Министерство экономического развития, и Министерство финансов, и Министерство промышленности, и Министерство сельского хозяйства и т.д.

То, что сейчас неожиданно вдруг все стали говорить о Набиуллиной, — явно какой-то заказ. Всё это укладывается в те новостные события, которые в последнее время мне попадаются на глаза. Скорее всего, готовится какой-то «наезд», или отставка Набиуллиной, или попытка сделать её достаточно управляемой. Мы знаем, что Центральный банк имеет статус независимого института. Набиуллина всегда подчеркивала, что Центральный банк — независимый институт, для него главное — таргетирование инфляции, что, конечно, является полной чушью и нарушением Конституции Российской Федерации. Но все делали вид, что так и должно быть.

Скорее всего, что-то произошло, но что именно произошло, мне трудно сказать. Потому что, еще раз повторяю, эта информация на 100 % является политической. Накануне неожиданно вдруг все проснулись и стали говорить о том, что Центральный банк нарушает какие-то писаные и неписаные нормы, связанные с тем, что он является не просто акционером, а мажоритарным акционером половины всего банковского сектора Российской Федерации. Это называется на их языке конфликтом интересов. Возникает вопрос: разве раньше никто не знал об этом конфликте интересов?

Я в десятках статей писал о том, что Россия является уникальной страной, где Центральный банк является не только банковским регулятором, но и одновременно участником банковского бизнеса, потому что контрольный пакет акций по Сбербанку находится у Центрального банка. После того, как началась санация банков «Открытие», «Бинбанка» и других, произошло следующее — через Фонд консолидации банковского сектора, который является на 100 % центробанковским, Центральный банк вошел в капиталы акционируемых банков. Я не считал в последнее время долю Центрального банка в капитале всего банковского сектора Российской Федерации, но думаю, что половина точно будет.

Всё это дикость, но почему-то на эту дикость все закрывали глаза, включая Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд, прокуратуру. Ведь прокуратура тоже должна отслеживать какие-то вещи. В Гражданском кодексе Российской Федерации есть понятие «конфликт интересов».

Неожиданно все вдруг проснулись, и я сразу понял, что что-то щелкнуло. Я не берусь говорить — что, т.к. не имею никакой инсайдерской информации, она мне не нужна. Я предполагаю, что будет либо увольнение Набиуллиной, либо лишение ее тех полномочий, которые она имела до сих пор. А полномочия у нее сумасшедшие!

Набиуллина пришла в Центральный банк в начале лета 2013 года. 1 сентября 2013 года Центральный банк получил статус финансового мегарегулятора. Я помню, тогда один из профессоров Высшей школы экономики на радостях сказал: «Наконец-то у нас появился финансовый мегарегулятор, нам с этого момента министерства не нужны: ни Министерство экономического развития, ни Министерство промышленности. У нас теперь есть финансовый мегарегулятор». Оговорка по Фрейду.

На самом деле, если так трезво оценивать ситуацию, у Центрального банка как у финансового мегарегулятора есть все рычаги управления экономикой, но при этом нет никаких обязанностей, никаких задач, за исключением этой глупой задачи под названием «таргетирование инфляции», которую Набиуллина сама придумала Центральному банку. В то время как у Министерства экономического развития, Минпрома, Минсельхоза и у других министерств и ведомств много всяких задач. Взять тот же Майский указ 2018 года. На сегодняшний день действуют 13 нацпроектов, и все они расписаны по министерствам, с которых требуют выполнения показателей этих нацпроектов. Практически ни одно министерство ни по одному нацпроекту за истекший год ничего не выполнило, а, наоборот, только провалило. Идет непрерывный спектакль и глупости видны невооруженным глазом.

Может быть, сегодня во власти наконец-то появились разумные идеи по поводу того, что дальше так жить нельзя.

Соответственно, начинается наезд на Набиуллину. На самом деле здесь надо использовать не наезды, а те возможности, которые имеются у Прокуратуры, Следственного комитета, Конституционного Суда и у Правительства. На протяжении многих лет это беззаконие накапливалось, и сейчас они хотят разрубить гордиев узел всех этих беззаконий кадровыми решениями.

Надо отметить, что нормальные процедуры не работают, законы не работают. В 2013 году Набиуллина сказала, что мы не будем заниматься защитой российского рубля и обеспечением его стабильности, как прописано в статье 75 Конституции РФ, а будем заниматься таргетированием инфляции. Вот тогда уже надо было спохватиться и признать тот факт, что она не соответствует занимаемой должности, и уже тогда надо было ее уволить. С тех пор прошло без малого 7 лет. К сожалению, уже не работают механизмы, они давно парализованы.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/19/nabiullinoi_pora_sobirat_chemodany

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также