Счетная палата обвинила Центробанк в неэффективности
Большинство — восемь из 13 — целевых показателей эффективности программы Банка России по развитию финансового рынка РФ в 2016-2018 годах не достигнуто. Об этом сообщает Счетная палата после анализа основных направлений развития финансового рынка на 2016-2018 годы и на 2019-2021 годы, передает ТАСС.
«Несмотря на практически полное выполнение плана мероприятий на прошлую трехлетку (97,8%), добиться ожидаемых результатов в основном не удалось. Не достигнуты целевые значения по 8 из 13 ключевых показателей эффективности, которые были установлены в Основных направлениях на 2016-2018 годы», — говорится в сообщении.
«Из семи показателей развития секторов финансового рынка достигнут только один — по величине активов страховых организаций», — указывает контрольное ведомство.
Как отмечает Счетная палата, Россия не смогла сократить отставание от ведущих экономик в Индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК) Всемирного экономического форума. В разделе «Развитие финансового рынка» позиции России ухудшились по семи из восьми компонентов.
«За время реализации Основных направлений на 2016-2018 годы экономика России в целом поднялась в Индексе глобальной конкурентоспособности с 45 до 43 места. Но ситуация с развитием финансового рынка не улучшилась: в 2015-2016 годах Россия была на 95 месте, и в последней версии индекса, на октябрь 2019 года, на нем же и осталась. По стабильности финансовой системы мы занимаем 120 место, а по масштабу финрынка находимся на 77 месте. Это не соответствует позициям России по номинальному ВВП и по паритету покупательной способности — одиннадцатая и шестая строчка соответственно», — заявил аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин, слова которого приводятся в сообщении.
Число институтов финансового рынка значительно сократилось — в отдельных секторах в 1,5-2 раза. «Это ведет к снижению конкуренции и свидетельствует о сложности выхода на финансовый рынок новых участников. В крупнейшем секторе — банковском — рост шел за счет физических лиц. Кредиты нефинансовым организациям сократились и в реальном выражении, и по отношению к ВВП, это говорит о неблагоприятных условиях для кредитования реального сектора экономики», — отметил аудитор.
По данным Счетной палаты, несмотря на значительное повышение биржевых котировок, рынок акций также не стал заметным источником финансовых ресурсов для бизнеса. Первичные размещения, с помощью которых компании привлекают капитал, носили эпизодический характер и проводились в небольших объемах.
«При этом рыночная стоимость ряда зарубежных компаний превысила капитализацию всего российского рынка акций. В целом конкретный анализ секторов финансового рынка подтверждает вывод о его несоответствии масштабу экономики России и ее потребностям в финансовых ресурсах, прежде всего — в инвестициях», — полагает Саватюгин.
Счетная палата обратила также внимание на ряд законодательных проблем: например, в законодательстве не определены понятия развития и стабильности функционирования финансового рынка, а также цели, инструментарий и требования к основным направлениям его развития.
«Банк России сам ставит перед собой цели, сам определяет критерии их достижения и сам же оценивает успешность своей работы, что не вполне корректно», — говорится в сообщении контрольного ведомства.
В Основных направлениях на 2019-2021 годы ЦБ РФ отказался от определения количественных параметров развития рынка, ссылаясь на международную практику, отмечает Счетная палата. «Но в практике международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка и МВФ, разработаны подходы и показатели для количественной оценки развития финансовых институтов и рынков в различных странах. Необходимо совершенствовать систему показателей развития российского финансового рынка, в том числе с учетом мирового опыта, обеспечить их большую увязку с достижением целей, объективность и измеримость», — подчеркнул Саватюгин.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов:
Это чистая политика. Все предыдущие годы Набиуллину хвалили, ей присуждали звание лучшего банкира чуть ли не всего мира. Президент Путин не раз говорил о том, что он вполне удовлетворен деятельностью Центрального банка.
Мне непонятно, что это за показатели. Скорее всего, речь идет о тех показателях, которые включены в документ «Стратегия 2020». Этот документ был принят еще в 2008 году и о нем сегодня власть предпочитает не вспоминать. Там, действительно, много всяких показателей. Даже жалко времени для того, чтобы изучать этот документ и оценивать степень провала выполнения всех этих показателей.
Если начать сравнивать и быть последовательным и принципиальным, то надо сказать, что в равной степени за эти провалы отвечают и Министерство экономического развития, и Министерство финансов, и Министерство промышленности, и Министерство сельского хозяйства и т.д.
То, что сейчас неожиданно вдруг все стали говорить о Набиуллиной, — явно какой-то заказ. Всё это укладывается в те новостные события, которые в последнее время мне попадаются на глаза. Скорее всего, готовится какой-то «наезд», или отставка Набиуллиной, или попытка сделать её достаточно управляемой. Мы знаем, что Центральный банк имеет статус независимого института. Набиуллина всегда подчеркивала, что Центральный банк — независимый институт, для него главное — таргетирование инфляции, что, конечно, является полной чушью и нарушением Конституции Российской Федерации. Но все делали вид, что так и должно быть.
Скорее всего, что-то произошло, но что именно произошло, мне трудно сказать. Потому что, еще раз повторяю, эта информация на 100 % является политической. Накануне неожиданно вдруг все проснулись и стали говорить о том, что Центральный банк нарушает какие-то писаные и неписаные нормы, связанные с тем, что он является не просто акционером, а мажоритарным акционером половины всего банковского сектора Российской Федерации. Это называется на их языке конфликтом интересов. Возникает вопрос: разве раньше никто не знал об этом конфликте интересов?
Я в десятках статей писал о том, что Россия является уникальной страной, где Центральный банк является не только банковским регулятором, но и одновременно участником банковского бизнеса, потому что контрольный пакет акций по Сбербанку находится у Центрального банка. После того, как началась санация банков «Открытие», «Бинбанка» и других, произошло следующее — через Фонд консолидации банковского сектора, который является на 100 % центробанковским, Центральный банк вошел в капиталы акционируемых банков. Я не считал в последнее время долю Центрального банка в капитале всего банковского сектора Российской Федерации, но думаю, что половина точно будет.
Всё это дикость, но почему-то на эту дикость все закрывали глаза, включая Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд, прокуратуру. Ведь прокуратура тоже должна отслеживать какие-то вещи. В Гражданском кодексе Российской Федерации есть понятие «конфликт интересов».
Неожиданно все вдруг проснулись, и я сразу понял, что что-то щелкнуло. Я не берусь говорить — что, т.к. не имею никакой инсайдерской информации, она мне не нужна. Я предполагаю, что будет либо увольнение Набиуллиной, либо лишение ее тех полномочий, которые она имела до сих пор. А полномочия у нее сумасшедшие!
Набиуллина пришла в Центральный банк в начале лета 2013 года. 1 сентября 2013 года Центральный банк получил статус финансового мегарегулятора. Я помню, тогда один из профессоров Высшей школы экономики на радостях сказал: «Наконец-то у нас появился финансовый мегарегулятор, нам с этого момента министерства не нужны: ни Министерство экономического развития, ни Министерство промышленности. У нас теперь есть финансовый мегарегулятор». Оговорка по Фрейду.
На самом деле, если так трезво оценивать ситуацию, у Центрального банка как у финансового мегарегулятора есть все рычаги управления экономикой, но при этом нет никаких обязанностей, никаких задач, за исключением этой глупой задачи под названием «таргетирование инфляции», которую Набиуллина сама придумала Центральному банку. В то время как у Министерства экономического развития, Минпрома, Минсельхоза и у других министерств и ведомств много всяких задач. Взять тот же Майский указ 2018 года. На сегодняшний день действуют 13 нацпроектов, и все они расписаны по министерствам, с которых требуют выполнения показателей этих нацпроектов. Практически ни одно министерство ни по одному нацпроекту за истекший год ничего не выполнило, а, наоборот, только провалило. Идет непрерывный спектакль и глупости видны невооруженным глазом.
Может быть, сегодня во власти наконец-то появились разумные идеи по поводу того, что дальше так жить нельзя.
Соответственно, начинается наезд на Набиуллину. На самом деле здесь надо использовать не наезды, а те возможности, которые имеются у Прокуратуры, Следственного комитета, Конституционного Суда и у Правительства. На протяжении многих лет это беззаконие накапливалось, и сейчас они хотят разрубить гордиев узел всех этих беззаконий кадровыми решениями.
Надо отметить, что нормальные процедуры не работают, законы не работают. В 2013 году Набиуллина сказала, что мы не будем заниматься защитой российского рубля и обеспечением его стабильности, как прописано в статье 75 Конституции РФ, а будем заниматься таргетированием инфляции. Вот тогда уже надо было спохватиться и признать тот факт, что она не соответствует занимаемой должности, и уже тогда надо было ее уволить. С тех пор прошло без малого 7 лет. К сожалению, уже не работают механизмы, они давно парализованы.
http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/19/nabiullinoi_pora_sobirat_chemodany
Оставить комментарий