В области историософии у Льва Александровича Тихомирова есть книга «Религиозно – философские вопросы истории». Когда Валентин Юрьевич Катасонов писал свои очерки о «Русской социологической мысли на рубеже XIX – XX веков», он обратил внимание, что даже не все профессиональные историки современности (в частности, те, которые преподают историю в высшей школе) читали указанную работу Л.А. Тихомирова.
-
Оставим это на их совести. Такое положение дел естественно для нашего времени, что подтверждается известными словами: «Нет пророка в своем отечестве». Но постижение мировой истории с позиций православия (самая актуальная для нас задача на сегодня), будет не полной без работ Льва Тихомирова. Особенно это касается экономических моделей, которые, вторгаясь в русскую хозяйственную жизнь, подрывают и разрушают её. Идеологической начинкой для них был и остается материализм.
В. Ю. Катасонов, изучая работы Тихомирова, сделал очень важные для всех нас выводы, которые вполне могут объяснить все экономические неудачи нашей политики и показать те пути, по которым может и должно развиваться наше общество сегодня.
В эпоху конца XIX — начала XX века Л. Тихомиров обнаружил, что народное сознание в России и в целом в обществе было охвачено «экономическим материализмом». Все мысли и усилия человечества в этот период были сосредоточены на материальных вопросах. Естественные науки и экономика стали приоритетными направлениями деятельности, а борьба за справедливое распределение ресурсов стала актуальной в политической сфере. Таким образом, стихийный материализм стал характерной чертой общественного сознания в то время.
-
Но и сегодня современный человек и общество в целом перестали интересоваться нематериальным и надматериальным аспектами своей жизни. В.Ю. Катасонов замечает, что сегодня мы рассматриваем общество и индивида как составную часть материальной среды. В то же время, взгляд на историю стал безрелигиозным. В своей книге Тихомиров критически относится к «экономическому материализму» и правильно соотносит материальные и духовные аспекты человеческой природы. Он утверждает, что сфера материальных условий, хотя и охватывает нас со всех сторон, на самом деле внешняя по отношению к нам. История развития этой сферы зависит от нашего внутреннего мира и нашего влияния на нее. Именно внутренние духовные убеждения определяют цель и смысл нашей жизни и отвечают на вопрос: «Для чего»?
История человечества – это особое поле сражений, где на первом месте стоит борьба духовная, а затем уже за политическая, экономическая и военная. Взаимоотношения между внешним миром, нашими целями и желаниями связаны неразрывно. Поэтому наши неудачи во внешнем контуре нашей жизни (личной и общественной), это результат неправильно выбранной и поставленной нами цели, которая отражает смысл нашего существования.
Человек не может жить без смысла и без цели. Если этих ориентиров нет, нет и духовной борьбы, сопровождающей его движение к поставленной цели, и как результат, — снижение нравственных, творческих, социальных характеристик личности человека, превращающих его в живой автомат. Для носителей современной безрелигиозной идеологии такой человек становится идеалом, эталоном – homo economicus, живущим по всем правилам «экономического материализма».
По страницам книги В.Ю. Катасонова «Русская социологическая мысль на рубеже 19 – 20 вв.»
https://dzen.ru/a/Z5ahNRDdE2RBe58Q
Оставить комментарий