Раздел I. Критика философского разума.
Глава 1. Небесный росток истинного познания.
Эта глава посвящена осмыслению и формулировке абсолютного различия между православным миросозерцанием и иноверными учениями. Чтобы выразить его предельно точно, с учетом современного философского языка и богословских категорий, необходимо было согласовать категориальные аппараты православной теологии и западной философии. Этого согласования удалось достичь посредством опосредования богословских понятий нетварного-тварн
Сущность различий между православным учением и иноверием (инославием) состоит в исповедании абсолютной трансцендентност
Принцип абсолютной трансцендентност
Принцип абсолютной трансцендентност
Все инославные (тем более, иноверные) учения и традиции постоянно нарушают эти фундаментальные принципы Божественной и тварной природы, и впадают в заблуждение.
Абсолютная трансцендентност
Запредельность Бога как причины всего сущего определяет отношение человека к Божеству, характеризующеес
Глава 1. Небесный росток истинного познания.
«Если Бог – природа, то все остальное – не природа, если же то, что не Бог, является природой, то Бог не природа; и даже он не есть, если другие существа суть».
Григорий Палама
Отличительная черта православного мировоззрения, в сравнении с иноверными и философскими учениями, состоит в исповедании абсолютной трансцендентност
Ключевыми понятиями помогающими понять взаимоисключающу
Трансцендентное и имманентное являются категориями метафизики, нетварное и тварное категориями православного догматического богословия. В данном соответствии категорий метафизики и богословия содержится важнейший ключ, раскрывающий подлинное содержание категорий трансцендентного и имманентного.
Первоначально понятие трансцендентного было введено в математику, так называемые трансцендентные числа. Затем в философию И. Кантом. Кант использовал также понятие трансцендентальн
В итоге скачок, разрыв, содержащийся между имманентным и трансцендентным в философии И. Канта был ликвидирован. Имманентное содержание у Гегеля поглотило трансцендентное.
Особое внимание в конкретизации понятий «трансцендентное
Взаимоотношение между трансцендентным и имманентным имеет особый характер: «Между Богом и миром лежит абсолютное, непреодолимое для мира расстояние, которое если и преодолевается, то незакономерно, прерывно, свободно, чудесно, благодатно. Всякая имманентность трансцендентного
[Там же]. «Тайна и есть трансцендентное, она может приоткрываться лишь в меру вхождения трансцендентного в имманентное, актом самообнаружения, откровения трансцендентного
Таким образом, в основе православного мировоззрения лежит принцип апофатизма как принцип абсолютной трансцендентност
Абсолютная трансцендентност
Согласно Священному Писанию, Творец не смешивается со своим творением, Он находится вне его. Пребывая в вечности, Троица и после сотворения временного бытия (тварного мира) продолжает находиться вне своего творения, абсолютно самодостаточна и независима от сотворенного мира. Переводя язык богословия в категории метафизики, скажем так, Божество (Троица) есть единственная и истинная Трансцендентная реальность (Личность). Сотворенная реальность (тварная) в противоположност
Принцип абсолютной трансцендентност
Эта истина, открытая человеку непосредственно Троицей и выражается в принципе апофатизма. «В предметах, которые не в круге опытов настоящей земной жизни, — пишет Митрополит Филарет Московский о христианском познании, — не надежно полагаться на собственный философствующий разум, а надобно следовать Божественному откровению и объяснениям оного, данным людьми, которые более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснялся образ Божий, и открылось чистое созерцание, которых дух и на земли ближе нашего граничил с раем» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/05.html].
Ни одна нехристианская религия не ведает об этой тайне. Западное христианство, изначально ею владея, постепенно утратило это знание. Римская Церковь, возведя на степень догмата учение об исхождении Святого Духа и от Сына, отступила от принципа апофатизма, т. е. вступила на путь рационализма. Проявлением же рационалистическ
Все заблуждения касательно догмата о Святой Троице – и древнейшие, и новейшие – проистекали из одного источника, а именно: из нарушения разумом тех границ, которых он должен был держаться по отношению к Откровению вообще. Догмат о Троице есть таинство таинств, чего разум никогда не должен забывать.
Восточный внехристианский мистицизм не знает об истинном характере Трансцендентного
Для христианина конечной целью богообщения является обожение – наивысшее приобщение его к Божеству. Обожение не приводит к потере человеком своей личности, сознание различия между конечным «я» и Божеством никогда его не оставляет. Единение с Богом человек думает достичь не непосредственно, т.е. своими силами, а при посредстве Христа.
Таким образом, принципиальным заблуждением всех инославных (тем более иноверных) традиций явилось, выражаясь языком метафизики, смешение Трансцендентного и имманентного, Абсолютного и относительного, хотя и в разных формах.
Трагедия инославного и иноверного мира состоит в том, что Божьим Провидением, пути которого сокровенны и справедливы, он оказался отчужден от веры и Истины, от условий своего спасения. Истинно Трансцендентное пребывает в Православной Церкви. Православие, по словам архимандрита Рафаила, это не одна из многих духовных традиций, а единственная духовная истина. Эта истина не есть предмет доказательства, а Божий дар. Вся история Церкви от апостольских времен до наших дней проходила в борьбе за чистоту сохранения этого дара – истины христианского вероисповедания. Ибо истина не есть истина, если допускает рядом с собой, или вместо себя, другую истину [Архимандрит Рафаил (Карелин). Вызов модернизма. М., 1999. С.3].
По этому существенному различию проходит водораздел между истиной и ложью, между верой и религиозным заблуждением. Православие, в своей глубинной основе, хранит это знание о невыразимом на человеческом языке масштабе различий между Создателем и его творением, о глобальном трансцендентном разрыве и «скачке» между Божеством и человеком. Сама глубина этого разрыва не умопостигаема и не выразима. И это положение является решающим во всех вопросах вероисповедания, благочестия, той глубины благоговения, которая так выделяет православие во всем религиозном мире.
Запредельность Бога, как причины всего сущего определяет и диктует отношение человека к Божеству, характеризующеес
Ненавидя же это злое в нас самомнение, Бог ничего, напротив, так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое в нас добро, в естестве и нашей жизни, происходит от Него единого как источника всякого блага и что от нас не может произойти ничего истинно доброго: ни помысл добрый ни доброе дело. Почему Сам же Он и печется промыслительно насадить этот небесный росток в сердцах возлюбленных другов своих, возбуждая в них неценение себя и утверждение ненадеяния на себя, иногда через благодатное воздействие и внутреннее озарение, иногда внешними ударами и скорбями, иногда нечаянными и почти непреодолимыми искушениями, а иногда и другими способами, для нас не всегда понятными» [Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. М.: «Правило веры», 1996. C. 26-28]
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Послание к Тимофею св. Дионисия Ареопагита
Перевод Леонида Лутковского
ГЛАВА 1.
Что такое Божественный Мрак
ГЛАВА 2.
Каким образом возможно единение с Причиной всего сущего
и как надлежит воспрославить Ее, превосходящую все сущее
ГЛАВА 3.
В чем суть катафатического и апофатического
методов в богословии
ГЛАВА 4.
О том, что вследствие Своей запредельности
Бог как Причина чувственновоспри
не является чем-либо чувственновоспри
ГЛАВА 5.
О том, что вследствие Своей запредельности
Бог как Причина умопостигаемого бытия
не является чем-либо умопостигаемым
Приложения:
ПИСЬМО ГАЮ МОНАХУ
ПИСЬМО ДОРОФЕЮ ДИАКОНУ
ГЛАВА 1
Что такое Божественный Мрак
1.1.
«О пресущественная, пребожественная и преблагословенна
Да будут таковы всегда мои молитвы!
И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспри
1.2.
Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных, под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого сверхъестественн
1.3.
Вот и божественный Варфоломей (2) утверждает, что Богословие многозначно и – недомыслимо, а Евангелие – величественно, велегласно и в то же время немногословно, но, как мне кажется, в действительности этими словами он хотел сказать, что Бог, как благая Причина всего сущего, велеречив и вместе с тем немногословен и даже бессловесен, поскольку Он запределен всему сущему и существует вне слов и мышления; ясно же и истинно открывается Он только тем, кто отвратившись от всего как чистого, так и нечистого и пройдя все ступени божественных совершенств, оставляет все божественные звуки, озарения, небесные глаголы и вступает во Мрак, где, как сказано в Писании (3) воистину пребывает Тот, Кто запределен всему сущему. Так, например, божественный Моисей прежде всего получает повеление не только самому очиститься, но и от неочищенных отдалиться, и только после всех очищений слышит он громогласные звуки труб и видит множество огней, блистающих ясным и лучезарным сиянием; затем оставив и народ свой, и даже избранных священников, достигает он высочайшей вершины божественного восхождения (4). Но и после этого общается он не Лично с Богом и созерцает не Его Самого, поскольку Он невидим, а только место, где Он пребывает (5).
По моему мнению это означает, что все самое возвышенное и божественнейшее из созерцаемого и мыслимого нами является своего рода доказательством о бытии Того, Кто превосходит все сущее, то есть доказательством, благодаря которому открывается истина о превосходящем всякое разумение присутствии Того, Кто пребывает на умопостигаемых высотах божественнейших селений Своих.
И вот, удалившись от всех, кто видел его и отрешившись от всего видимого, Моисей вступает в глубину мистического Мрака неведения, в котором у него прекращается всякая познавательная деятельность, совершенно исчезает всякое чувственное и зрительное восприятие, и принадлежит он уже не себе и не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен всему сущему, и, таким образом, только после того, как упразднив всякое ведение, Моисей господствующей частью своего разума соединяется с Тем, Кто недоступен никакому познанию, в совершенном неведении обретает он сверхразумное ведение.
ГЛАВА 2
Каким образом возможно единение с Причиной всего сущего
и как надлежит воспрославить Ее, превосходящую все сущее
Как горю я желанием достичь этого Мрака, дабы неведением и невидением узреть и познать Того, Кто превосходит созерцание и познание даже в невидении и в неведении! Ведь истинное познание, созерцание и сверхъестественн
ГЛАВА 3
В чем суть катафатического и апофатического методов в богословии
Итак, в «Богословских очерках», используя преимущественно катафатический метод богословствовани
В сочинении «О Божественных именах» разъяснил я, почему в Писании Бог именуется Благим, Сущим, Жизнью, Премудростью, Могуществом и еще многими умопостигаемыми именами.
А в «Символическом богословии» я объяснил, почему к Богу в Писании прилагаются наименования явлений чувственновоспри
И, полагаю, ты обратил внимание, что в последнем сочинении я гораздо более многословен, нежели в первом; в самом деле, «Богословским очеркам» и исследованию о Божественных именах надлежало быть менее пространными по сравнению с «Символическим богословием», поскольку чем выше возношусь я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего (духовного) видения; подобно этому и теперь, погружаясь в сверхмыслимый Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую бессловесность и безмыслие обретаю. В «Символическом богословии» по мере нисхождения от горнего мира к дольнему и речь моя, соответственно, становилась все более многословной; теперь же, по мере восхождения от дольнего мира к запредельным вершинам, речь моя становится немногословной, дабы по достижении конца пути обрести полнейшую бессловесность, всецело растворившись в (Божественном) безмолвии.
Но почему же, наконец спросишь ты, положительные суждения о Божественном начинаем мы с самого высшего утверждения, тогда как отрицательные – с самых низших?
Так вот, утверждая что-либо о Том, Кто превосходит любое утверждение, в своих суждениях о Нем нам следует исходить из того, что наиболее присуще Ему по природе, а в отрицательных суждениях о Том, Кто превосходит любое отрицание, следует начинать с отрицания того, что наиболее отличается от Него по природе. В самом деле, ведь не в меньшей же степени является Он жизнью или благостью нежели воздух или камень? И не более ли трезв Он и беззлобен, чем мы можем сказать или помыслить об этом?
ГЛАВА 4
О том, что вследствие Своей запредельности
Бог как Причина чувственновоспри
не является чем-либо чувственновоспри
Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего сущего запределен всему сущему; не будучи ни бессущностным, ни безжизненным, ни бессловесным, ни безрассудным, Он, тем не менее, не есть что-либо телесное, поскольку форма, образ, качество, количество и объем у Него отсутствуют и Он не пребывает в каком-либо определенном месте; у Него отсутствуют как чувственное, так и зрительное восприятие, ибо Он не только ничего не воспринимает, но и не есть что-либо из чувственновоспри
ГЛАВА 5
О том, что вследствие Своей запредельности
Бог как Причина умопостигаемого бытия
не является чем-либо умопостигаемым
Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Богэто не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Егоневозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно; Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не-сущее, ни чтолибо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее в бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всей совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно.
Примечания:
Пс. 17. 12
Имеется в виду один из 12 апостолов (см. Мф. 10. 3; Мр. 3. 18; Лк. 6. 14).
См., напр., 2 Цар. 22. 12.
См. Исх. 19. 9-24.
См. Исх. 33. 20-23.
ПРИЛОЖЕHИЯ:
ПИСЬМО ГАЮ МОНАХУ
Мрак исчезает при свете, а тем более при ярком свете; незнание изгоняется познаниями, а тем более большими познаниями. Понимая эти слова в самом прямом, а не в переносном смысле, убежденно утверждай, что стремящимся к познанию света и сущего недоступно неведение Бога; что этот запредельный Мрак Его скрывается при любом свете и затмевает любое познание. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своем сверхъестественн
ПИСЬМО ДОРОФЕЮ ДИАКОНУ
Божественный Мрак – это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1), пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен он по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественн
Примечания:
1 Тим. 6. 16.
Пс. 138. 6.
См., напр., Гал. 4. 9; 1 Kop. 8. 3; Евр. 10. 30.
Рим. 11. 33.
2 Кор. 9. 15.
Фил. 4. 7.