26-эко

Экономика и общество смыслов

Материал сайта ПЕРЕПРАВА.

Современный мир, в том числе и мир экономики, становится все более и более технологичным, информационным, и, в то же время, все менее духовным и сообразным осознанным смыслам бытия. Технологии (одна из главных составляющих которых – информационные технологии) являются одним из основных (но не единственным) фактором современного воспроизводственного процесса и развития общества. Технологии являются продуктом современности, но не сами по себе, а как инструмент обслуживания хозяйственных и социальных отношений в обществе людей, хотя их широкое использование и влияет на трансформацию этих отношений.

Специфика экономических преобразований состоит в том, что истинные смыслы процессов производства, распределения, обмена и потребления (использования) материальных благ не изменяются со временем, с изменением технологий, механизмов и инструментов их обслуживающих. Эволюционируют лишь сами эти механизмы, технологии, обеспечивающие весь комплекс коммуникаций в обществе, между людьми. Современный этап развития общества характерен мощнейшим усилением, усложнением обслуживающих технологий, которые начинают формировать новые вторичные смыслы, отношения и видоизменять первичные отношения, происходящие от начальных смыслов хозяйственно-экономической деятельности человека.

Экономика, в представленном нами подходе, рассматривается как система норм, отношений, замыслов в рамках совместной хозяйственной деятельности людей в целях гармоничного общественного развития и необратимой эволюции. Цель экономики достигается единством, целостностью структуры смыслов и их целевой функции, способной обеспечить эффективное функционирование и развитие материального производства, в формировании сообществ совместного управления хозяйством, реализующих модели коммуникации в процессе деятельности.

Экономика была, есть и всегда останется системой отношений между людьми, вокруг обустройства пространства их существования, целеполагания и смыслов этих отношений.

Для развития общества нужна экономика с целостным и гармоничным сопряжением, синхронизацией её механизмов и инструментариев, в том числе в области цифровых, инновационных, образовательных и всех других технологий. Но целью развития экономики, а в конечном счете и общества, все равно остается обеспечение духовно-смысловой сферы существования человека.

Уверены, экономика (как и все её сочетания с любыми прилагательными) – это явление мировоззренческое, явление в ряду познания закономерностей развития человеческого сообщества, определения цели и смысла его развития, формирования гармоничного единства перспективных технологий, синхронизированных с образом будущего, оптимальной моделью отношений между людьми.

Мировоззренческий уровень понимания явления «экономика» –  это осознание смысла, ради которого живет человек на планете Земля.

Именно поэтому, понятие «Цифровая экономика» – более надуманное, конъюнктурное, временное явление, возникшее в конкретных эволюционно-исторических обстоятельствах в силу постиндустриальной трансформации моделей отношения между ключевыми экономическими сообществами: компаниями, корпорациями, городами, регионами, странами. Так и приоритетность цифровых технологий в общественном развитии – временно, что не меняет, по сути и смыслу, мировоззренческое понятие «экономика».

 

Особую сложность понятие «Цифровой экономики» приобретает применительно к российским условиям, в свете национальных интересов и ситуации в международных отношениях. Где-то спорное, где-то совсем неоднозначное и упрощенное его понимание, стремление использовать везде и без смысловых оснований, ведет к явным угрозам (часто рукотворным) для нашего общества, человека:

 

—        цифровое неравенство, недоступность целого ряда услуг, продукции для всего населения;

—        рукотворная составляющая политики глобализации, реализуемой через единое мировое цифровое пространство, и навязываемой России не для содействия её развитию;

—        формирование негативного образа будущего России через информационные ресурсы, через управление массовым сознанием, разрушение нравственных и духовных идеалов российского человека;

—        обособленность стратегий и программ информационного развития от стратегий развития государства;

—        примитивизация участия человека, смысла его роли в обществе до уровня элемента затрат в структуре производства;

—        формирование «цифрового рабства»: зависимости ключевых отраслей экономики, инфраструктур, деятельности важнейших институтов российской экономики и общества от зарубежных информационных стандартов, решений и технологий;

—        ориентация развития науки и образования на экспорт знаний, на зависимость от заказов транснациональных корпораций (ТНК), увод науки из сферы удовлетворения насущных жизненных потребностей населения страны (ТНК нужны не знания, а информационный товар);

—        подмена знаний количеством информации;

—        коммерциализация сферы науки и образования, где критерий принятия решений – получение доходов от внешних заказчиков;

—        развитие механизмов регулирования, управления государством (транснациональными корпорациями), поведением людей;

—        все более обезличенные экономические отношения усиливают возможность экономических преступлений;

—        влияние и/или вмешательство в деятельность финансовых институтов России, включая зависимость отечественной технической инфраструктуры от западных систем поддержки «глобальной сети» расчетов и рынков капитала;

—        управляемость человеческим капиталом в интересах финансовых властей и религии денег;

—        превращение системы образования в систему зомбирования, дебилизации населения до уровня примитивного, управляемого рядового потребителя.

 

В то же время, неоспоримым является и то, что информация, преобразованная в высшие формы знания и инновационного творчества, становится одним из существенных факторов развития производства, открывая возможности качественного экономического роста посредством:

 

—        неограниченности возможностей минимизации транзакций при ведении коммерческих и торговых, фондовых операций;

—        уменьшения необходимого размера компаний для успешной конкуренции на рынках развития горизонтальных систем управления и появления виртуальных предприятий (фирм) и организаций;

—        многократного использования одного и того же физического, трудового и других ресурсов для предоставления различных услуг в рамках облачной инфраструктуры предприятия, специализированных региональных кластеров цифровой экономики и цифровой экосистемы;

—        ограниченности масштаба операционной деятельности только размерами участников информационных площадок и их участниками;

—        ухода от рыночного диктата производителей через превращение нужд клиента в центральный смысл для цифровой экономики;

—        все возрастающего (для фирм, реализующих информационную продукцию) экономического эффекта оцифрованной продукции, в том числе за счет снижения издержек производства;

—         появления новых пространственных локаций экономического роста и «цифровых долин».

 

Вместе с тем, надо помнить, что информация в экономике – всё же лишь инструмент, в котором данные о товаре и потребителях зачастую становятся важнее самих товаров и потребителей. Дешёвые глобальные каналы, доступная коммерческая информация, выход на глобальные рынки, дешевые коммуникации – вот то, что формирует сегодня «горячие темы» и актуальные проблемы развития и использования информационных технологий:

 

—        большие данные и нейросети;

—        машинные взаимодействия «Интернета вещей» (новый тип автоматических потребителей);

—        глобальные информационные платформы в угоду усиления мирового разделения труда;

—        глобальный трейдинг на глобальных биржах и валютных рынках;

—        вненациональные «крипто-валюты» и цифровые активы.

 

Отсюда и новые образы рынков и отношений на них, где государству, обществу, человеку все больше отводятся вторичные роли, ибо они только мешают тотальному проникновению «цифры-информации» (цифровой экономики), глобальной рыночно-потребительской идеологии.

 

И тут возникают противоречия, когда Россия, провозглашая курс на «цифровую экономику» (сохраняя выше обозначенные приоритеты потребительской идеологии, хрематистику), и одновременно стремится к формированию многополярного мира, социального, самодостаточного, национального государства. Это же вообще не вяжется! Этим противоречием пронизаны все стратегии, концепции информационного развития нашего государства, это ведет к их нереализуемости, оторванности от реальных общественных процессов, которые более глубоки и однозначно целостны, чем развитие только цифровой, информационной составляющей этих процессов!

Поэтому и актуален для России поиск путей развития общества через новые целостные, синхронизированные технические, инфраструктурные возможности эффективно управлять материальными, информационными потоками социально-значимой продукции и информации, для удовлетворения объективных, жизненных потребностей населения, человека, а не модных, выборочных, диктуемых глобальными корпорациями «цифровых» путей развития.

 

Для выхода на мировоззренческий уровень понимания и обеспечения развития механизма хозяйствования с приоритетным развитием использования информационных технологий, необходимо:

  1. уже сейчас готовить переход от целей роста экономики к целям построения общества, основанного на знаниях, как приоритетной глобальной цели и смысла развития;
  2. понимание, что возможности развернуть, изменить ситуации в системе хозяйствования, лежат не в области экономики, технологий, политического или государственного строительства, они находятся в областях духовной, мировоззренческой;
  3. основываться на том, что развитие человеческого сообщества происходит ради достижения единой объективно заданной конечной цели – удовлетворить весь круг потребностей каждого конкретного человека, вплоть до высшего ее проявления – стать совершенным в интеллектуальном, духовном, физическом планах;
  4. фокусировать усилия по развитию информационных технологий на повышение эффективности и безопасности продуктивной коммуникации между людьми в реальном пространстве-времени;
  5. противодействовать распространению решений, ведущих к разобщению, атомизации общества, подмене и замещению человеческих интересов, задач, машинными взаимодействиями и цифро-экономическими категориями;
  6. осуществлять стратегическое преобразование современных «информационных продуктов» в качественно новое системное, целостное знание, предлагающее не дифференциацию на продавцов и покупателей, а системную интеграцию всех сфер жизнедеятельности человека, общества, природы;
  7. достигнуть системности, комплексности, целостности в формировании моделей хозяйственной деятельности, моделей развития общества, направленных на развитие человека, общества и обеспечивающих достижение выше названной цели;
  8. минимизировать риски, описанные выше;
  9. ставить задачу не построения «цифровой» экономики, а построения новой информационной индустрии, которая способна системно обеспечить все сферы жизнедеятельности общества и человеческих отношений, вести к формированию общества, построенного на знаниях;
  10. формировать критерии выбора технологических решений на основе нравственных, духовных идеалов, критериев, образа будущего развития общества (уводя на вторые, третьи планы критерии финансовые, денежные, хрематистические).

 

Мы уверены, что будущее в развитии цивилизации будет выстраиваться в форматах повышения творческих начал, высокой образованности, самостоятельности и ответственности человека и его сообществ. Человек, реализующий свой потенциал, станет основным ресурсом и смыслом развития. Человек должен и может жить только для того, чтобы максимально развить, и реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциалы с одновременным ростом уровня сознания и физического совершенства. В противном случае, развитие может получить совершенно иной противоположный вариант: тупиковая ветвь, развитие вспять, чтобы все начать заново, или катастрофический финал – апокалипсис. Ведь уже сегодня создаются технологии (особенно, информационные), для которых безразличен уровень развития человека, и они вполне могут обойтись без него.

Поэтому, хотим мы этого или не хотим, общество должно развиваться таким образом, чтобы создать для каждого человека такую среду обитания, в которой естественным образом создаются условия равного и свободного доступа к благам цивилизации при максимальном их разнообразии. Но не с целью достижения нового экономического роста ради самого экономического роста, не с целью достижения нового уровня технологического развития как самоцель ради самих технологий, не с целью достижения нового уровня потребительства или верховенства технологий над человеком, а исключительно для достижения конечной объективно заданной цели – человеку стать совершенным. Это миссия человека на земле, и он должен ее выполнить!

Мировоззренческий подход к формулированию смысла экономики и информационных технологий, ее обслуживающих, дает уникальную возможность сформировать стратегию развития общества не только в России, но и во всем мировом пространстве не просто на долгосрочную перспективу, а на всю перспективу развития человеческой системы в рамках ее земного существования. Но эту возможность мы получим, если уже сегодня, здесь и сейчас будем целенаправленно формировать модель социально-экономического, политического, информационного, организационного и технологического развития России и мира, адекватную этому будущему.

 

 

Решить проблему учета мировоззренческих, духовных начал в развитии информационных и других технологий, можно, если технологическое развитие будет одновременно дополнено синхронизированным развитием других сторон социально-экономических систем и в функции идеалов общественного развития и образа будущего. Вместе они позволят достигнуть цельности, системности в этом общественном развитии. К большому сожалению, о необходимости преобразования базисных мировоззренческих оснований в развитии общества – формировать новую модель отношений между людьми, новую модель жизнеустройства, которая была бы адекватна новым позитивным возможностям XXI века, которые привнесли технологии, никто не говорит.

То есть, экономика, основывающаяся на знаниях, на своем духовном характере, сможет быть созидательной, если одновременно вместе с ней будет формироваться модель отношений между людьми, объективно нацеленная на развитие конкретного человека, конкретных сообществ, и достижения ими свободы творчества, соработничества и всестороннего совершенства.

 

Центр проектирования будущего Народного Дела «Преображение»

 

Координаты для связии для предложений: info@ip-sun-stream.com

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также