Эксклюзивное интервью митрополита Калужского и Боровского Климента сайту телеканала «Царьград»
Автор:
Тюренков Михаил
29 марта в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось очередное заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Одно из направлений, которое будет разрабатываться экспертной группой Комиссии, получило рабочее название «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд».
Но почему именно Церковь сегодня активно подключается к обсуждению проблем экономики? Каковы ключевые смыслы и ценности, которые православные эксперты предлагают государству и обществу в столь, казалось бы, прикладной сфере? Об этом Царьграду рассказал председатель Комиссии, глава Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
Царьград: Владыка, Межсоборное присутствие в этом году отметит 10-летие. По меркам церковной истории это очень небольшой срок, а потому, скажем прямо, даже многие воцерковлённые люди слабо представляют, чем же является эта структура. А потому для начала расскажите, пожалуйста, о том Межсоборном присутствии и принципах его работы.
Митрополит Климент: Для Русской Православной Церкви очень значимо соборное начало, главные её решения принимаются Поместным собором, Архиерейским собором или Священным Синодом. Межсоборное присутствие — это рабочая площадка, где на основе анализа актуальных проблем вырабатываются документы, отражающие позицию Церкви как по значимым вопросам внутренней жизни, так и по различным аспектам взаимодействия Церкви и общества.
Межсоборное присутствие появилось в Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы привлечь клириков и мирян к обсуждению и выработке церковной позиции по самым актуальным вопросам современности. Мы прислушиваемся в первую очередь к мнению признанных экспертов и специалистов в своей сфере. Но и любой неравнодушный человек, обладающий профессиональным опытом и необходимыми знаниями, может присоединиться к открытой дискуссии, прислав свою реакцию на тот или иной документ, разработанный в рамках Межсоборного присутствия. Если его предложения найдут отклик, будут компетентны и конструктивны, то он может быть приглашён как эксперт для участия в работе профильной комиссии. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю читателей портала «Царьград» подключиться к этой дискуссии.
Ц.: То есть можно сказать, что Межсоборное присутствие — это церковная экспертная площадка для обмена мнениями по самым актуальным и острым вопросам и для подготовки дальнейших соборных решений?
Владыка Климент: Именно так. При этом нам важен результат: полемика ведётся не ради полемики, но с целью поиска общецерковного консенсуса, опирающегося на глубокую оценку того или иного вопроса. Жизнь не стоит на месте, а стремительно идёт вперёд. Появляются новые вызовы, на которые нужно своевременно давать адекватные ответы.
Межсоборное присутствие ведёт работу в разных форматах: круглые столы, семинары, совещания с приглашёнными экспертами. В ходе предметных дискуссий по каждой теме готовятся конкретные предложения, которые выносятся на одобрение Церкви. Сначала они рассматриваются пленумом Межсоборного присутствия, потом — Священным Синодом, который определяет готовность документа и дальнейшие шаги по работе над ним.
Когда документ уже не требует доработки, он направляется на Собор. После же принятия документа Архиерейским или Поместным собором духовенство и паства получают мировоззренческие ориентиры по данной теме. Вместе с тем Комиссия может прийти к выводу, что время для формирования позиции не наступило, и постановить продолжить изучение темы.
Конечно, во все времена Церковь несёт Благую весть и занимается спасением души человека. Она учит, что неизменная задача христианина — бороться с грехом в самом себе, чтобы стать жилищем Святого Духа и обрести Царство Божие, пребывающее внутри (см. Лк. 17, 21). Но христиане также должны осмысливать реальность, в которой они живут. Сегодня она привносит в нашу жизнь множество новых явлений — таких как цифровизация, трансгуманизм, роботизация.
Кроме того, мы имеем дело с проблемами, которые стали «хроническими» для человеческой цивилизации. Загрязнение окружающей среды, исчерпаемость природных ресурсов, наращивание вооружений и средств массового уничтожения, экономическая турбулентность, межэтнические и религиозные конфликты, терроризм — всё это определяет реальность XXI века, в которой живёт современный человек. Всем этим вызовам следует давать оценку с христианских позиций.
Ц.: На прошедшем заседании возглавляемой Вами Комиссии Межсоборного присутствия речь шла об экспертном направлении «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд». Почему Церковь обратилась к этой проблеме?
Владыка Климент: Глобализация, понимаемая как экономическая, политическая и культурная интеграция, в которую в той или иной степени вовлечены все страны и народы, — это многоплановый и сложный процесс. С одной стороны, он предлагает планетарный взгляд на человечество, которое воспринимается как семья народов с единой судьбой, создаются механизмы беспрепятственной торговли. С другой стороны, глобализация может угрожать унификацией общественных и межличностных отношений, постепенным стиранием национальных и цивилизационных особенностей.
Унификация мировой экономики должна осуществляться в интересах всего человечества, а не узкого круга транснациональных корпораций, а сферы культуры и религии вообще не подлежат унификации.
Глобализация определяет и состояние мировой экономики в целом, и в каждой отдельной стране как её сегмента. Сегодня именно экономическая сфера становится «полем борьбы» за доминирование на планете, за доступ к природным ресурсам, за право навязывать миру одну-единственную модель развития, в основе которой — погоня за прибылью и жёсткая конкуренция. Православные верующие считают, что экономика должна быть не только эффективной, но и нравственной, соответствующей мировоззрению участников экономических отношений. И мы будем отстаивать эту точку зрения.
Ц.: Но в каком направлении экономические проблемы будут обсуждаться в рамках работы Межсоборного присутствия? Ведь не секрет, что современные отечественные экономисты по-разному видят пути развития нашей страны, в том числе в её отношениях с тем же западным миром.
Владыка Климент: Если говорить о вопросах глобальной экономики и ее нравственном измерении, то мы хотим обратиться к ведущим экономистам России. Экспертное сообщество представляют люди диаметрально противоположных взглядов: от либеральных до левых. Да, у каждого из них своя концепция экономического развития России, но Церковь хочет изучить всё многообразие взглядов, чтобы сформировать своё пастырское отношение к кругу вопросов, связанных с экономической глобализацией.
Ц.: И всё-таки, какие пагубные явления Церковь отмечает в современной жизни, в её экономических аспектах?
Владыка Климент: Нас особенно беспокоит культ потребления и гедонизма, который насаждается массовой культурой. Человеку внушается мысль, что единственная цель жизни — приобретение и обладание деньгами, предметами роскоши, престижными вещами. Люди вовлекаются в гонку за материальными благами. Человеком движет сребролюбие, алчность, гордыня, желание успеха. Многие привыкают жить в кредит, попадают в долговую ловушку. Жизнь проходит в суете, дефиците любви и покоя. Человеку некогда задуматься о Вечности, которая его ожидает, и тем более — приготовиться к ней. Он живёт, даже не видя красоты этого временного мира.
Как-то мне довелось побеседовать с практикующим психологом. Она рассказала об основных проблемах, с которыми к ней приходят клиенты, и выделила два уровня страхов: глобальный и личный. На глобальном уровне люди боятся войны, терроризма, техногенных катастроф, климатических катаклизмов, социальных потрясений, экономического кризиса. Из-за этого они не строят оптимистичных планов на будущее, живут тревожными ожиданиями. Такое восприятие мира во многом сформировано СМИ, которые повышают свой рейтинг на негативных новостях и пугающих обывателя сюжетах — сеют «глобальные страхи». А испуганным человеком легче управлять и манипулировать.
На личном уровне люди измотаны борьбой за существование. Они жалуются на трудовые перегрузки, необходимость конкурировать, «бороться за место под солнцем». Бизнесмены боятся разорения, наёмные работники страшатся увольнений и сокращений. Многие вынуждены экономить. Кто-то тревожится, что не выплатит кредит. Кого-то гнетёт страх оказаться невостребованным на рынке труда или тяжело заболеть — где тогда взять средства на лечение? А что будет с пенсией, с курсом валют? Вопросы, вопросы…
Также вызывают страхи цифровые технологии в банковской сфере, что бумажные деньги вытесняются электронными. Люди боятся, что будут жить в «цифровом концлагере», когда их банковские карты в любую минуту могут быть заблокированы, а незащищённая личная информация окажется в руках кибермошенников. Круг экономических проблем сегодня действительно огромен.
Ц.: И что же в ответ на эти вызовы может предложить Церковь?
Владыка Климент: Во все времена Церковь обращается к людям, живущим в треволнениях мира сего, словами Христа:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко
(Мф.11.28-30).
Пастырские слова, приносящие мир в сердца людей, не исключают деятельной заботы о преодолении социально-экономических проблем, разделения между богатыми и бедными, помощи нуждающимся.
Церковь смягчает нравы и сердца, призывает к любви и единению во Христе. Для православного сознания любая наша земная деятельность, труд, творчество имеют смысл, только если они являются соработничеством Господу.
Фото: www.globallookpress.com
https://tsargrad.tv/articles/jekonomika-i-globalizm-pravoslavnyj-vzgljad_192238
Оставить комментарий