060МИНФИН

Двойная игра экономического блока

Статья Надежды Алексеевой на сайте Русская планета.

Минфин планирует ужесточить наказание за вывод капитала за рубеж в частном секторе, однако сам продолжает выводить в США миллиарды…

В опубликованной декларации Минфина о целях и намерениях на 2016 год говорится, в частности, о планах ведомства по завершению работы над законопроектом, призванным ограничить незаконный вывод капитала за рубеж, а также совершенствованию норм валютного регулирования.

О необходимости ограничения оттока капитала из России говорят давно. В 2014 году Кремль объявил о начале антиофшорной кампании, поручив правительству разработать ряд нормативных актов, препятствующих оттоку средств за рубеж. Кроме того, начиная с 2007 года правительство проводит офшорные амнистии, которые также способствуют возвращению капитала на родину. Следует отметить, что принятые меры принесли плоды: в последние два года отмечается обратный отток средств из офшоров в Россию. Многие офшорные компании стали возвращаться в прямое владение их российским бенефициарам. По статистике ЦБ РФ, объемы выводимых частным сектором за рубеж средств снижаются: если по итогам 2014 года бизнес вывел за границу 151 млрд долларов, то в 2015 году этот показатель упал более чем в два раза — до 56,9 млрд долларов.

Говоря о незаконном выводе средств за рубеж, представители Минфина подразумевают в том числе вывод доходов предприятий из-под налогов при помощи фиктивных контактов с иностранными контрагентами — деньги переводятся за границу под видом аванса за поставку несуществующей продукции. Для борьбы с такими схемами законодательство было скорректировано еще в 2010 году: невозврат выручки был приравнен к отмыванию доходов.

Однако, борясь с выводом капитала за границу физическими лицами и предприятиями, Минфин и ЦБ стараются не привлекать внимание общества к тому, что основным экспортером средств за рубеж является само государство. Основной статьей расходов в данном случае являются вложения в американские гособлигации.

Спонсор мирового империализма

С 2008 года Россия входит в список государств, оказывающих наиболее заметную финансовую помощь Вашингтону — в кризисный год наша страна нарастила вложения в гособлигации США с 32 млрд до 116 млрд долларов. Такой уровень поддерживался до недавнего времени. На фоне ухудшения политических отношений с США и растущим дефицитом собственного бюджета Москва начала постепенно снижать объем внешних займов.

Впрочем, говорить о том, что Россия «сбрасывает» американские ценные бумаги, пока не приходится. По данным Минфина США, только за январь 2016 года российское правительство перевело американским коллегам 4,8 млрд долларов. В общей сложности Россия в настоящее время владеет гособлигациями США приблизительно на 96 млрд долларов. Для сравнения, на поддержку национальной экономики Минфин потратил в прошлом году 269 млрд рублей — меньше, чем на поддержку американской, а общая валютная выручка от экспорта нефти за границу составила по итогам прошлого года 89 млрд долларов.

Апологеты подобной тактики твердят о доходности американских казначейских бумаг — действительно, при повышении процентной ставки Федеральной резервной системы США ставки по трежерис растут. В настоящее время ФРС США подогревает интерес инвесторов к долговым облигациям, распространяя через прессу слухи о скором повышении ключевой ставки и пытаясь таким образом остановить иностранные государства, запланировавшие продажу американских ценных бумаг (в первую очередь от трежерис начал избавляться Китай). Подобные словесные интервенции уже произвели впечатление на министра экономического развития России Алексея Улюкаева, который 31 мая заявил о том, что ожидает повышения ставки ФРС в ближайшее время.

Следует отметить, что, когда Россия попыталась прибегнуть к внешним заимствованиям, выпустив в начале 2016 года международные облигации, ФРС США распространила среди американских банков запрет на приобретение российских долговых обязательств.

Кредитная пустыня

Приобретение долговых обязательств иностранного государства в действительности является не заурядным финансовым инструментом, как утверждают сторонники подобных шагов, а влечет за собой целый комплекс последствий политического характера для обеих сторон. Ведь понятно, что «силой» вернуть вложенные средства в данном случае невозможно, равно как и в случае прямого кредитования одного государства другим.

Иллюстрацией к подобному утверждению является история с приобретением американских долговых обязательств Эр-Риядом в 1974 году, детали этой сделки были раскрыты общественности лишь сейчас. Саудовский король Фейсал ибн Абдул-Азиз Аль Сауд согласился инвестировать в американскую экономику 116,8 млрд долларов лишь при выполнении американской стороной ряда условий, одним из которых было сохранение договоренности в тайне. Кроме того, монарх потребовал предоставить стране военную и материально-техническую поддержку. Россия же вкладывает бюджетные средства в экономику настроенного враждебно к нам государства, не требуя от него никаких уступок.

Одним из идеологов скупки американских облигаций является Алексей Кудрин: еще в 2007–2008 годах он утверждал, что, если направить деньги на развитие российской экономики, они будут разворованы, и предлагал в качестве альтернативы вкладывать госсредства в иностранные ценные бумаги.

Сейчас, когда Алексей Кудрин получил пост зампредседателя экономического совета при президенте, он с большой долей вероятности начнет лоббировать увеличение доли иностранных вложений РФ.

К сожалению, вывод средств за рубеж — часть общей политики Минфина и ЦБ, направленной на бездумное сокращение денежной массы в стране, что в итоге тормозит развитие реального сектора. Да, в условиях бурного экономического роста переизбыток денег, чрезмерная доступность кредитов действительно могут спровоцировать образование «кредитного пузыря» (этого, например, опасается Пекин), но у нас совершенно иные исходные данные. Либеральные экономисты организовали в России финансовую «засуху» под видом борьбы с инфляцией — идет постоянное сокращение объема денежной массы при помощи высокой ключевой ставки и вывода средств за рубеж. До 2014 года российские предприятия выходили из положения, прибегая к иностранным займам, но после введения Западом антироссийских санкций и этот канал получения средств на развитие бизнеса оказался перекрыт. В таких условиях ожидать заметного прироста производительности реального сектора российской экономики не приходится.

http://rusplt.ru/society/ujestochenie-nakazaniya-vyivoz-kapitala-25768.html

Смотрите также