Часть 2. Отрицательный византийский миф и необходимость его разоблачения.
Напрашивается естественный вывод, что для гармонизации и единства церковной жизни в России необходимо возвратиться назад к Византии, к византийскому богословию и святоотеческому преданию. Тем не менее, это благое намерение встречает серьезное препятствие со стороны Запада, который конструирует (начиная с XIII в.) отрицательный византийский миф [Алексей Лидов. Византийский миф и европейская идентичность. Стенограмма лекции в клубе Полит.ру 11 февраля 2010 г. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.kateh
Истоки отрицательного византийского мифа, по гипотезе А.Лидина, «… коренятся в некоем чувстве вины, которое возникло после разорения Константинополя — в попытке оправдать то, что было сделано западными рыцарями», а формируется базовый негативный миф в эпоху Просвещения [Там же]. Можно также назвать и другую причину возникновения византийского мифа — это ненависть Запада к православию, которое составляло основу подлинного величия Византии, и сущность которого он не понимал и не мог понять, поскольку « Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём никто судить не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1-е Кор., Гл. 2, 14-16).
«Большая заслуга» в создании этого мифа принадлежит Монтескье, Вольтеру и Тойнби. Монтескье византийскую историю рассматривает как неуклонное падение и разложение остатков Римской Империи «под влиянием христианства и богословских споров», византийских императоров [Там же].
Оценка Монтескье православия, дословную цитату о котором приводит А.Лидин, поразительно напоминает презрительные и насмешливые речи советских активистов-атеис
Французские «просветители», особенно Вольтер, определили Византию как «Империю Зла» « horrible et degoutante (ужасная и отвратительная) ». В своей истории поздней Римской империи и Византии концепция разложения и деградации получила научный академический статус и стала общим местом [Там же]. «Американские просветители» в XX в. «Империей зла» называли Советский Союз, а в наше время, Российскую Федерацию.
В XX веке, крупнейший западный историк Тойнби, продолжает всех пугать тоталитарным византийским государством и его «злым духом, который затмил, сокрушил и остановил развитие общества, вызвавшего этого демона…» [Там же ].
Византийский миф создан хотя и давно, но до сих пор имеет огромное влияние на общественное сознание, сначала на Западе, а затем, с легкой руки прозападных отечественных историков, мыслителей и политиков, и в России. Византийский миф имеет непосредственное отношение к современной России (с Украиной и Белоруссией), история и культура которой восходит к византийской традиции. Сознательно дискредитируя историю, духовную и общественно-поли
Поразительно, говорит А.Лидов, что этот миф доживает до наших дней и объясняет причину его долгой жизни в системе образования , которая « … была придумана в XVIII — XIX веках в контексте определенной «просветительско
С этим выводом нельзя не согласиться. Действительно, вся наша система образования прозападная и сформирована в эпоху Просвещения. Поэтому и получается, что на себя, на Византию и на Запад мы смотрим чужими глазами западного человека. Нам очень трудно научиться оценивать содержание исторического процесса с точки зрения православного миросозерцания, теоцентрической (православной) фундаментальной парадигмы. Мы являемся наследниками великой византийской культуры, превосходящей во многих отношениях западноевропейск
В своём докладе А. Лидов делает следующий вывод: «Противопоставле
Cогласно Лидову, ревизии этого мифа препятствует система понятий и описания, которая принадлежит к другому типу культуры и мировосприятия.
В ЕС сейчас господствует точка зрения, согласно которой есть единое европейское христианство, которое существует в многообразии форм. Правильное христианство это протестантизм, тогда как в католицизме много фольклорного. Православие же вообще никуда не годится со своими чудотоворными иконами, реликвиями и прочими суевериями. Поэтому нас надо просвещать и проводить с нами культурную работу.
А.Лидов сетует, что причина непонимания и неприятия западом Византии состоит в том, что вся его система понятий и описания принадлежит другому типу культуры и мировосприятия, для которых нет адекватного языка описания.
Византия, — рассуждает далее А.Лидов, — это особая цивилизационная модель, в принципе отличная от Запада, в которой задача социальной гармонии и справедливости решалась на основе православного мировоззрения. Опыт византийских императоров представляет для нашего православного мира огромную ценность, но остается до сих пор невосстребованны
Главный тезис доклада состоит в том, что европейская идентичность невозможна без Византии и она не равна западно- европейской идентичности [Там же].
Это очень важный вывод! В подлинно духовном смысле, именно Россия является собственно Европой как прямая наследница Византии. То, что сейчас называют Европой, есть боковая, засохшая и отпавшая от нее ветвь — это только западно-европейс
Очень важно, что, как отмечает А.Лидов, Византия имела довольно успешную экономическую модель развития на основе невероятно развитого мелкого и частного предпринимательс
А.Лидов, совершенно справедливо, пишет, что нас лишили византийской европейской идентичности, поскольку русская культура в своей основе византийская. С целью возврата к византийской идентичности, он предлагает разработать целую систему византийского образования.
В этом контексте, совершенно невозможно установление института либеральной демократии в России. Не потому, что мы дикие и недообразованные
Автор доклада (Лидов) подчёркивает, что сложность состоит в том, что опыт Византии не поддается копированию, а требует творческого переосмысления в современных условиях. Фундаментальным понятием при описании византийской культуры А.Лидов считает понятие иконического, к нему он шёл через византийскую икону [Там же].
Автор призывает вернуться к «византийскому опыту». А что так слабо? Если уж возвращаться, то к корням. К язычеству! Героическое время, высокая нравственность, сокровенные знания (если верить Задорнову).
А если серьезно — Византия плохо кончила. Видя свою несостоятельность, отдалась Ватикану и быстро сгинула в веках. Вместо того, чтобы понять причину произошедшего, автор настойчиво убеждает русский мир заняться национальной украинской забавой — станцевать гопак на граблях. Вот пусть сам и танцует.
Предыдущий комментатор и представитель русского мира — классическая жертва отрицательного византийского мифа. Да и образование, — просто блестящее: Задорнов, Жванецкий, Петросян, Кролики, Сердючка.!
Отрицательный миф, положительный миф. Миф, он и есть миф. Автор занимается мифотворчеством. Да на здоровье. Правда, у Задорнова получается значительно лучше, зажигательней, с огоньком. У автора же так уныло…